Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:34, дипломная работа
Цель работы: изучить эффективность арт-терапии при коррекции и формировании отношений у подростков. Задачи исследования: 1) раскрыть суть арт-терапии;
2) конкретизировать специфику работы с подростками;
3) выделить основные особенности арт-терапии;
4) выявить возможные нарушения при вормировании отношений среди подростков;
5) провести опытно-экспериментальную практическую работу с применением арт-терапии;
6) проанализировать результаты проведенной практической опытно-экспериментальной работы.
Введение
Глава 1. Теоретические основы коррекции и формирования межличностных отношений в подростковой среде методами арт-терапии
1.1 Теоретический анализ проблем формирования межличностных отношений в подростковой среде
1.2 Психологические особенности развития межличностных отношений в подростковом возрасте
1.3 Теоретические аспекты использования арт-терапии при коррекции межличностных отношений подростков
Глава 2. Характеристика арт-терапии как средства развития межличностных отношений подростка
2.1 Организация, методы и результаты исследования по изучению уровня развития межличностных отношений подростка
2.2 Описание арт-терапевтических техник в формировании межличностных отношений подростка
2.3 Анализ результатов исследования влияния арт-терапии на развитие межличностных отношений подростка
Заключение
Литература
Приложение №1 - Программа коррекции и формирования межличностных отношений подростка
Все это в общей картине не может не обострять сложные межличностные отношения.
Бывают и такие ситуации, когда расхождения в личностных интересах прикрываются предметными разногласиями или же обратная ситуация, когда длительные предметные конфликты приводят к личностным разногласиям.
Причиной возникновения различных конфликтов в подростковой среде являются разнообразные смысловые барьеры в повседневном общении, препятствующие налаживанию спокойного взаимодействия.
Смысловой барьер в общении подростков - это несовпадение смыслов обсуждаемых событий для участников.
Преодоление различных смысловых барьеров оказывается возможным, если один из участников конфликта со временем принимает во внимание психологию второго участника, учитывает его личные интересы и убеждения, особенности, опыт, считается с трудностями.
1.2 Психологические
особенности развития
Главная проблема, решение которой обязательно для налаживания взаимопонимания подростков, может быть определена следующим образом: научить подростков пользоваться языком взрослых людей и объяснять обоснованно свою точку зрения, выслушивая мнение оппонента.
Здесь имеется в виду не развитие речи подростка, не расширение его словарного запаса, а правильность выражения своих чувств, эмоций. Использование и развитие речи не определяется только формированием определенных значений.
Помимо общеизвестной системы значений, слова, как и прочие факты сознания личности, имеют и другой смысл, особую значимость, которая индивидуально для каждого человека.
Одно и то же слово, обстоятельство может иметь совершенно разный смысл.
У взрослых есть все основания добиваться того, чтобы подросток овладевал не только общеизвестными значениями произносимых им слов, но и системой некоторых личностных смыслов, которые ориентированы на определенные нравственные и мировоззренческие общепринятые ценности. Данное желание оправдывается задачей найти общий язык с подростками, без чего трудно о чем-либо договориться и избежать в дальнейшем возникновения конфликтных ситуаций.
Не теряя из виду данную цель, следует пытаться проникнуть в глубины личностных переживаний подростка. Важнейшую роль при этом играет умение поставить себя на место того, с кем проходит общение, идентифицироваться с данным человеком.
Неумение и нежелание подростка проникать в систему личностных смыслов своего окружения - возможное основание межличностных конфликтов в подростковой среде.
Факт присутствия наряду с общением основного типа (обменом основной информацией, установлением коммуникации), общения второго типа (как "трансляции" окружающему миру своей индивидуальности) привлекает пристальное внимание к влиянию, которое один подросток оказывает на другого.
Данное влияние может осознаваться подростком, а может и не осознаваться при этом, как тем, на кого оказывается влияние, так и тем, кто оказывает влияние.
Проблема социального влияния среди подростков приобретает особо важное значение при рассмотрении основных психологических аспектов обучения и воспитания подростков. Обучение каждого человека - это прежде всего информационный процесс.
Старшее поколение передает знания (дает информацию) подростку и в порядке обратной связи получает от него информацию, дающую педагогу представление о том, как усвоены подростком сообщенные ранее знания. Взаимодействие в данном случае осуществляется на уровне определенных значений.
Влияние, которое в процессе обучения оказывает педагог на подростков, осуществляя определенные задачи воспитательного процесса, предполагает трансформацию значений того, что видят, слышат и пересказывают в дальнейшем подростки.
Разные педагоги в различной мере оказывают на них весьма разноплановое влияние.
За разными эффектами влияния каждого педагога лежат особенности его характера, способность, хотя и по-разному, информационно продолжить себя, передать свои личностные смыслы подросткам.
Особую форму общения подростков представляет собой понятие дружбы, как индивидуально-избирательной системы взаимоотношений и взаимодействий, характеризующейся взаимной привязанностью подростков, большой степенью удовлетворенности от общения друг с другом, ожиданиями ответных дружеских чувств и предпочтений.
Развитие дружбы в подростковой среде предполагает следование ее определенному неписанному кодексу, утверждающему обязательное взаимопонимание, откровенность и открытость друг другу, доверительность в общении, активную взаимопомощь в сложных ситуациях, взаимный интерес к проблемам и успехам другого, искренность и бескорыстие проявлений.
Серьезные нарушения данного кодекса дружбы ведут либо к ее прерыванию одним из лиц, либо к сведению дружбы к приятельским отношениям, либо даже в свою полную противоположность - вражду.
Острая проблема поиска общения и близкого по духу друга является невероятно актуальной в подростковом периоде.
Об этом свидетельствуют множественные наблюдения педагогов, личные дневники подростков, явный интерес, который они проявляют к общению на темы "о дружбе и любви".
В то же время, нет никаких оснований утверждать, что эти поиски всегда являются успешными, так как большинство подростков сталкиваются с определенными трудностями, возникающими в процессе сопоставления реального характера их взаимоотношений с явно завышенными стандартами кодекса дружбы.
Часто разочарования при проявлениях несоответствия зарождающихся дружеских отношений с идеалом порождают многочисленные ссоры между подростками. Причем это более свойственно дружбе девочек друг с другом [34, c. 60-63].
Для подросткового периода, безусловно, является характерной потребность иметь близкого по интересам, духу, характеру друга.
У каждого подростка, чаще всего, складывается ясное представление об эталоне дружеского поведения, однако достаточно типичным явлением данного возрастного периода является не просто парная дружба, к которой подросток стремится, сколько все-таки товарищество, предполагающее более массовое общение со сверстниками из одной подростковой среды.
Товарищеские отношения в среде подростков позволяют разворачивать общение, в котором каждый подросток получает возможность продолжить себя важными для него качествами во многих своих сверстниках: с одним ему достаточно интересно обсуждать книги, с другим - играть в компьютерные или настольные игры, с третьим – заниматься в спортивных секциях.
Это подростковое товарищество не должно отождествляться с приятельскими отношениями, так как подросток, как субъект товарищеского общения, прежде всего, стремится быть представленным в жизнедеятельности подростковой среды значимыми для него сторонами своей личности.
Идеал парного дружеского общения современные подростки чаще всего обретают в только зарождающихся интимных отношениях между полами, в своих первых проявлениях ранней юношеской привязанности к противоположному полу.
1.3 Теоретические
аспекты использования арт-
Как известно, рисование и изображение связано у большинства людей с радостью, именно поэтому известный психолог Шоттенлоэр Г. рекомендует использовать методы современной арт-терапии при психокоррекционной работе с подростками, в большинстве своем имеющими душевные раны, многочисленные неразрешенные внутренние конфликты.
Арт-терапия полагает, что радость от искусства повышает уверенность подростка в своих силах, формирует его более позитивное отношение к жизни, а это именно те качества в развитии которых особо нуждается каждый подросток, страдающий огромным количеством страхов и переживаний.
Изображение каких-либо предметов, животных, людей заставляет подростка концентрироваться на своих личностных переживаниях, осознавать проблему и стремиться к ее оптимальному для него решению.
При рисовании возможно глубокое переосмысление подростком событий, формирования личной независимости, которая все более будет развиваться с процессом взросления.
Искусство, являясь важнейшим фактором художественного развития личности, оказывает неоценимое психотерапевтическое воздействие, огромное влияние на эмоциональную сферу подростка, при этом выполняя
1) коммуникативную,
2) регулятивную,
3) катарсистическую функции.
Коррекционно-развивающее и психотерапевтическое ввоздействие искусства связано с предоставлением подростку практически неограниченных возможностей для личностного самовыражения и самореализации как в процессе изобразительного или прикладного творчества, так и в его результатах, утверждением и познанием личного «Я».
Создание подростком продуктов художественной деятельности значительно упрощает процесс коммуникации, установления близких приятельских отношений со сверстниками на различных этапах развития личности.
Регулятивная функция арт-терапии заключена в снятии нервно-психического напряжения у подростка, регуляции психосоматических процессов у неуравновешенной личности и моделировании положительного психоэмоционального фона.
О катарсистическом воздействии изобразительного искусства известно уже довольно давно. Понятием «катарсис» пользовались еще древнегреческие философы, подразумевая под данным понятием психологическое очищение, которое испытывает каждый человек после общения с искусством.
В качестве психотерапевтического воздействия на эмоциональную сферу подростка в современной психологии была выбрана именно арт-терапия как наиболее простая и эффективная, соответствующая всем возрастным особенностям подростков и не требующая больших финансовых затрат.
Помимо этого существуют и прочие преимущества арт-терапии в системе психокоррекции нервных состояний у подростков:
1) в арт-терапии, как в активной деятельности подростка, учитывающей его индивидуальную самооценку, уровень его личностных притязаний и прочие индивидуальные особенности, прослеживается явная психотерапевтическая направленность.
Данный эффект достигается благодаря самовыражению подростка в творческих видах активной деятельности, которые способствуют расслаблению подростка, снятию состояния напряженности, снижению его агрессивности, резкому повышению самооценки и возникновению большого количества положительных эмоций, развивает у подростка чувство внутреннего контроля и гармонии.
2) арт-терапия абсолютно соответствует все возрастающей сегодня потребности подростка в мягком, ненавязчивом подходе к его индивидуальным психологическим и соматическим проблемам, дает подростку возможность увидеть человека и весь окружающий мир в целом, а не только какую-то его часть.
3) арт-терапия ориентируется на присущий каждому подростку внутренний потенциал заложенного природой здоровья и силы, естественное проявление человеческих мыслей, чувств и перемены настроений в изобразительном творчестве, принятие подростком себя таким, каков он есть, вместе со всеми свойственными ему проблемами и недостатками.
Арт-терапия не навязывает подростку «внешних», «механических» средств коррекции или решения его проблем, а мягко и ненавязчиво «запускает» внутренние ресурсы его организма.
Кроме того, проведение занятий арт-терапии с подростками способствует обеспечению личности каждого социально приемлемым способом выхода накопившейся внутренней агрессии и прочих негативных состояний, развитию у подростка чувства полного внутреннего контроля и воображения, улучшению самооценки, что явно положительно влияет на процесс коррекции.
Таким образом, использование методов арт-терапии в качестве одного из основных компонентов коррекционных мероприятий может выполнять, с одной стороны, диагностическую функцию, а с другой — коррекционную, дающую толчок к психической гармонизации личности подростка в целом.
Занятия изобразительным творчеством способствуют сенсорному развитию подростков, формируют мотивационно-потребностную часть их личности, способствует дифференциации восприятия действительности, развивают мелкую моторику, что в свою очередь, положительно влияет на умственное развитие подростка.
Раскрывая психологический аспект катарсиса в своей научной работе «Психология искусства», психолог Л.С.Выготский отмечал: «Искусство несет в себе что-то, преодолевающее обыкновенное чувство. Страх и волнение, когда они вызваны искусством, несут в себе большее, нежели обыкновенные страх и волнение.
Переработка внутренних переживаний чувств в изобразительном искусстве заключается в превращении их в яркую противоположность, т.е. положительные эмоции, которые несет в себе изобразительное искусство».
Катарсис вплотную связан с художественным восприятием подростка, которое представляет собой слаженную работу мыслей, чувств, воображения, воспринимающего искусство.
Поэтому подростки, особенно с проблемами в психологическом аспекте, не всегда открыты и готовы к данной работе. Необходимо обучить проблемных подростков приемам общего восприятия произведения искусства, т.к. восприятие подростков имеет свои ярко выраженные особенности, обусловленные природой и характером естественных изменений.