Арт-терапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:34, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить эффективность арт-терапии при коррекции и формировании отношений у подростков. Задачи исследования: 1) раскрыть суть арт-терапии;
2) конкретизировать специфику работы с подростками;
3) выделить основные особенности арт-терапии;
4) выявить возможные нарушения при вормировании отношений среди подростков;
5) провести опытно-экспериментальную практическую работу с применением арт-терапии;
6) проанализировать результаты проведенной практической опытно-экспериментальной работы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы коррекции и формирования межличностных отношений в подростковой среде методами арт-терапии
1.1 Теоретический анализ проблем формирования межличностных отношений в подростковой среде
1.2 Психологические особенности развития межличностных отношений в подростковом возрасте
1.3 Теоретические аспекты использования арт-терапии при коррекции межличностных отношений подростков
Глава 2. Характеристика арт-терапии как средства развития межличностных отношений подростка
2.1 Организация, методы и результаты исследования по изучению уровня развития межличностных отношений подростка
2.2 Описание арт-терапевтических техник в формировании межличностных отношений подростка
2.3 Анализ результатов исследования влияния арт-терапии на развитие межличностных отношений подростка
Заключение
Литература
Приложение №1 - Программа коррекции и формирования межличностных отношений подростка

Файлы: 1 файл

547 д 1 часть.docx

— 149.73 Кб (Скачать файл)

3 шкала: автономность - контроль.

4 шкала: эмоциональная  дистанция.

5 шкала: отвержение - принятие.

6 шкала: отсутствие сотрудничества  – сотрудничество.

7 шкала: тревожность.

8 шкала: непоследовательность - последовательность.

9 шкала: воспитательная  конфронтация в семье.

10 шкала: удовлетворённость.

Чтобы заполнить данный опросник, необходимо было оценить степень согласия с вышеперечисленными утверждениями по пяти бальной шкале. Затем занести оценку своего отношения к вопросу в бланк опросника.

Статистическую обработку  полученных результатов опросов получили при помощи 2-критерия Пирсона в программном продукте Microsoft Office Excel 2007, которая дает возможность выполнять математические вычисления и анализировать полученные данные.

Корреляционным называется анализ, проводимый для подтверждения или опровержения существующей математической гипотезы о связи между переменными.

Для анализа уровня агрессии исследуемых подростков, а также изучения форм ее проявления использовалась методика диагностики А.Басса и А.Дарки.

Средние показатели испытуемых приведены в таблице 1.

 

Таблица 1. Данные испытуемых

Параметры

Физическая агрессия

Раздражительность

Косвенная агрессия

Негативизм

Индекс агрессивности

Обида

Индекс враждебности

Подозрительность

Чувство вины

Вербальная агрессия

Средние по группе

5,77

6,87

4,45

3,0

18,39

5,22

11,65

6,48

5,61

8,1

Мальчики

6,17

6,08

4,83

2,92

19,83

4,42

9,5

5,25

4,83

8,75

Девочки

5,53

7,37

4,21

3,05

17,47

5,74

13,0

7,27

6,11

7,68


 

Полученные в ходе исследования данные отражены на диаграммах 1 и 2.

 

 

Диаграмма 1.Показатели индексов агрессии испытуемых

 

Анализ практических результатов, приведенных в диаграмме, показывает, что в конфликтной ситуации испытуемые подростки будут стремиться высказывать оппонентам свою точку зрения, а также активно проявлять такие эмоции, как раздражительность.

Важно отметить, что абсолютно все подростки, из-за особенностей психологии, имеют высокий уровень враждебности к окружающим, т.е. явную склонность негативным чувствам и оценкам окружающих людей и происходящих событий. Реже всего в качестве формы агрессии проявляется косвенная агрессия.

 

 

Диаграмма 2. Показатели индексов агрессии по половому признаку

      

 

        Полученные практические данные позволяют сделать вывод, что комплексные характеристики агрессии у мальчиков выше, чем у девочек. Это связано с тем, что мальчики более склонны к явному и открытому проявлению агрессивных проявлений, по сравнению с девочками.

Вместе с тем, у девочек индекс враждебности значительно выше, чем у мальчиков и данная особенность проявляется в форме чувства вины, обиды, подозрительности, негативизма и раздражительности.

Для оценки уровня контроля испытуемые должны были описать, как часто их обучение  в школе пытаются контролировать окружающие. Полученные результаты отображены на диаграмме 3.

 

 

Диаграмма 3. Частота контроля качества обучения в школе у подростков

 

          Таким образом, в результате проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что контроль уровня обучения проводится среди подростков на достаточно низком уровне. Этого контроля недостаточно, чтобы вызывать открытую агрессию и негативное отношение к окружающим.

Результаты исследования причин возникновения конфликтов в подростковой среде наглядно отображены на диаграмме 4.

 

 

Диаграмма 4. Причины конфликтов в подростковой среде

 

 

        Полученные в результате исследования данные свидетельствуют о том, что 84% подростков конфликтуют с окружающими из-за плохих оценок своих знаний; 48% респондентов в качестве причины конфликтов указали невыполнение домашних обязанностей; 26% считают основой своих конфликтов непонимание и 10% подростков видят источник конфликтов в одежде. Также, 10% респондентов в ответе указали «поздние прогулки».

Таким образом, основными причинами конфликтов среди подростков, прежде всего, являются внутришкольные проблемы и переживания, при этом уровень контроля качества знаний в подростковой среде достаточно низкий.

 Анализ результатов  показал низкий уровень доверия  подростков родителям, а также  неудовлетворенность отношениями  в семье. Также важно указать  на способ совместного времяпрепровождения  в семье – просмотр телевизора, что также не способствует  росту доверия между членами  семьи.

Для определения стиля  воспитания был предложен тест, представленый в таблице 2.

 

Таблица 2. Показатели процессов взаимодействия между подростками

Название шкалы

Среднее значение по группе

Среднее значение по группе родителей мальчиков

Среднее значение по группе родителей девочек

Автономность – контроль

71

70

72

Эмоциональная дистанция  – близость

51,5

51

52

Нетребовательность –  требовательность

59

49

65

Мягкость – строгость

62

62

62

Непоследовательность –  последовательность

49

72

48

Несогласие – согласие

58

62

56

Отсутствие сотрудничества – сотрудничество

60

65

60

Отвержение – принятие

58

60

57

Удовлетворенность

58

57

57

Авторитет

56

52

61


 

Анализируя полученные в ходе исследования статистические данные можно сделать вывод, что в среде подростков характерен высокий уровень контроля. Высокий контроль может проявляться в мелочных придирках, навязчивости, ограниченности свободы действий и общения.

Данные результаты наглядно продемонстрированы на диаграмме 5.

 

 

 

Диаграмма 5. Показатели процессов взаимодействия в подростковой среде

 

Для более детального исследования межличностных отношений в среде  подростков, необходимо более подробное  изучение результатов по половому признаку: в среде мальчиков и девочек. Средние показатели процессов взаимодействия в подростковой среде по половому признаку наглядно представлены на диаграмме 6.

 

 

 

Диаграмма 6. Показатели процессов взаимодействия мальчиков и девочек

 

          Анализ статистических данных показал преобладание у мальчиков шкал «автономность – контроль», «непоследовательность – последовательность», «отсутствие сотрудничества - сотрудничество».

У девочек доминируют шкалы  «нетребовательность – требовательность» и «автономность – контроль».

Таким образом, можно сделать вывод, что девочки более требовательны к себе и окружающим и больше ожидают высокого уровня оценки своего поведения, чем мальчики.

Мальчики больше стремятся к всестороннему сотрудничеству, они более постоянны и последовательны в своих оценках себя и окружающих.

Корреляционный анализ К.Пирсона показал наличие определенной взаимосвязи между показателем «автономность-контроль» и чувством вины у подростка.

Также была выявлена отрицательная корреляция между показателями непоследовательность – последовательность», «нетребовательность – требовательность» и «шкалой «подозрительность».

 

 

2.2 Описание арт-терапевтических  техник в формировании межличностных  отношений подростка

 

 

 

Применительно к подросткам, индивидуальная арт-терапия признается приемлемой формой работы с проявлениями негатива к себе и окружающим, групповая арт-терапия обладает явными преимуществами, что акцентируется в ряде арт-терапевтических исследований.

Музыкотерапия. Люди еще много тысячелетий назад знали о силе музыкального воздействия на личность. Как одно из наиболее древних, это чрезвычайно богатое по широте возможностей, по силе воздействия, существующему эмпирическому материалу направление. Однако в силу ассоциативной нагруженности музыка легко превращается из «лекарства» в «оружие».

Работая средствами музыкотерапии, надо все время помнить, что мы беззащитны перед ней: музыка воздействует на глубокие структуры мозга. Не контролированное использование воздействия музыки на подростка может привести к разрушительным последствиям и непредсказуемым ситуациям в дальнейшем.

Музыка может использоваться как определенный катализатор, она применима в любых методологических системах.

Существует огромное количество направлений музыкотерапии:

• вокалотерапия, опера как пение с драматизацией;

• исполнение музыки на различных  инструментах;

• сочинение музыки;

• рисование музыки.

 Драматерапия. Одно из популярных направлений в арт-терапии, наиболее интенсивно развивающееся сегодня в мире. Одна из причин широкого использования драматерапии — постоянная не востребованность игрового потенциала подростка, «недоигранность» детей, потеря игровой культуры. Одним из основоположников драматерапии, безусловно, можно считать Я. Морено, создавшего в 1930-1940 годах «Театр спонтанности» в Вене, «Терапевтический театр» в Нью-Йорке. Метод непрост, требует (впрочем, как все остальные методы арт-терапии) специальной подготовки и включает в себя элементы остальных методик арт-терапии: и грим, и музыку, и рисование, и танец, и сочинительство, и многое другое.

Сегодня существует много методов драматерапии (собственно драматизации, драматерапевтические группы поддержки, терапевтический театр, драматизация сновидений, средневековый театр и комедия дель арте и т. п.).

Драматерапия является великолепным методом работы с группой подростков. При использовании драматерапии происходит расширение сознания и диапазона поведенческих стратегий подростка, отработка креативных способов взаимодействия с окружающим миром.

Данная методика арт-терапии использует широко распространенный психологический прием - драматизацию, то есть разыгрывание определенного, заданного ведущим сюжета.

Маскотерапия. Данное направление предполагает психотерапевтическое использование различных масок в целях психо-коррекции и психотерапии.

При слове «маска» у многих возникают ассоциации с праздниками, карнавалами, дурачеством и т. п.

Сегодня мы привыкли считать маски атрибутом зрелищ. На самом деле маска - достаточно древнее и очень серьезное изобретение. В прошлом ложные лица, «личины» носили сложный ритуальный и обрядовый характер. Сегодня использование маскотерапии дает возможность подростку примерить на себя разные типы поведения с помощью сены масок. Данное направление арт-терапии подходит как для групповых, так и для индивидуальных занятий.

 

Сказкотерапия — это использование сказки как метафоры в целях:

• психокоррекции (развитие креативности личности как расширение спектра альтернативных решений);

• психодиагностики (проведение проективной диагностики, описывающей целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы);

• психотерапии и психологического консультирования (исцеления с помощью сказки).

Типы сказкотерапии:

•сочинение сказок;

• использование архетипа сказки;

• сказочное путешествие;

• драматерапия сказки;

• рецептурные сказки;

• медитативные сказки (ресурсные, диагностические);

• рисование сказки.

Достоинствами и преимуществами сказки как литературного жанра, безусловно, являются следующие:

  • метафорический язык, доступный и удобный для восприятия человека, позволяет описать словами то, что, в принципе, словами не описывается;
  • ее абсолютная метафоричность. Если очень просто раскрыть понятие «метафора», то это удобный способ скормить человеку горькую таблетку «сладким» способом.
  • отсутствие дидактичности.

Информация о работе Арт-терапия