Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:34, дипломная работа
Цель работы: изучить эффективность арт-терапии при коррекции и формировании отношений у подростков. Задачи исследования: 1) раскрыть суть арт-терапии;
2) конкретизировать специфику работы с подростками;
3) выделить основные особенности арт-терапии;
4) выявить возможные нарушения при вормировании отношений среди подростков;
5) провести опытно-экспериментальную практическую работу с применением арт-терапии;
6) проанализировать результаты проведенной практической опытно-экспериментальной работы.
Введение
Глава 1. Теоретические основы коррекции и формирования межличностных отношений в подростковой среде методами арт-терапии
1.1 Теоретический анализ проблем формирования межличностных отношений в подростковой среде
1.2 Психологические особенности развития межличностных отношений в подростковом возрасте
1.3 Теоретические аспекты использования арт-терапии при коррекции межличностных отношений подростков
Глава 2. Характеристика арт-терапии как средства развития межличностных отношений подростка
2.1 Организация, методы и результаты исследования по изучению уровня развития межличностных отношений подростка
2.2 Описание арт-терапевтических техник в формировании межличностных отношений подростка
2.3 Анализ результатов исследования влияния арт-терапии на развитие межличностных отношений подростка
Заключение
Литература
Приложение №1 - Программа коррекции и формирования межличностных отношений подростка
3 шкала: автономность - контроль.
4 шкала: эмоциональная дистанция.
5 шкала: отвержение - принятие.
6 шкала: отсутствие
7 шкала: тревожность.
8 шкала: непоследовательность - последовательность.
9 шкала: воспитательная конфронтация в семье.
10 шкала: удовлетворённость.
Чтобы заполнить данный опросник, необходимо было оценить степень согласия с вышеперечисленными утверждениями по пяти бальной шкале. Затем занести оценку своего отношения к вопросу в бланк опросника.
Статистическую обработку полученных результатов опросов получили при помощи 2-критерия Пирсона в программном продукте Microsoft Office Excel 2007, которая дает возможность выполнять математические вычисления и анализировать полученные данные.
Корреляционным называется анализ, проводимый для подтверждения или опровержения существующей математической гипотезы о связи между переменными.
Для анализа уровня агрессии исследуемых подростков, а также изучения форм ее проявления использовалась методика диагностики А.Басса и А.Дарки.
Средние показатели испытуемых приведены в таблице 1.
Таблица 1. Данные испытуемых
Параметры |
Физическая агрессия |
Раздражительность |
Косвенная агрессия |
Негативизм |
Индекс агрессивности |
Обида |
Индекс враждебности |
Подозрительность |
Чувство вины |
Вербальная агрессия |
Средние по группе |
5,77 |
6,87 |
4,45 |
3,0 |
18,39 |
5,22 |
11,65 |
6,48 |
5,61 |
8,1 |
Мальчики |
6,17 |
6,08 |
4,83 |
2,92 |
19,83 |
4,42 |
9,5 |
5,25 |
4,83 |
8,75 |
Девочки |
5,53 |
7,37 |
4,21 |
3,05 |
17,47 |
5,74 |
13,0 |
7,27 |
6,11 |
7,68 |
Полученные в ходе исследования данные отражены на диаграммах 1 и 2.
Диаграмма 1.Показатели индексов агрессии испытуемых
Анализ практических результатов, приведенных в диаграмме, показывает, что в конфликтной ситуации испытуемые подростки будут стремиться высказывать оппонентам свою точку зрения, а также активно проявлять такие эмоции, как раздражительность.
Важно отметить, что абсолютно все подростки, из-за особенностей психологии, имеют высокий уровень враждебности к окружающим, т.е. явную склонность негативным чувствам и оценкам окружающих людей и происходящих событий. Реже всего в качестве формы агрессии проявляется косвенная агрессия.
Диаграмма 2. Показатели индексов агрессии по половому признаку
Полученные практические данные позволяют сделать вывод, что комплексные характеристики агрессии у мальчиков выше, чем у девочек. Это связано с тем, что мальчики более склонны к явному и открытому проявлению агрессивных проявлений, по сравнению с девочками.
Вместе с тем, у девочек индекс враждебности значительно выше, чем у мальчиков и данная особенность проявляется в форме чувства вины, обиды, подозрительности, негативизма и раздражительности.
Для оценки уровня контроля испытуемые должны были описать, как часто их обучение в школе пытаются контролировать окружающие. Полученные результаты отображены на диаграмме 3.
Диаграмма 3. Частота контроля качества обучения в школе у подростков
Таким образом, в результате проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что контроль уровня обучения проводится среди подростков на достаточно низком уровне. Этого контроля недостаточно, чтобы вызывать открытую агрессию и негативное отношение к окружающим.
Результаты исследования причин возникновения конфликтов в подростковой среде наглядно отображены на диаграмме 4.
Диаграмма 4. Причины конфликтов в подростковой среде
Полученные в результате исследования данные свидетельствуют о том, что 84% подростков конфликтуют с окружающими из-за плохих оценок своих знаний; 48% респондентов в качестве причины конфликтов указали невыполнение домашних обязанностей; 26% считают основой своих конфликтов непонимание и 10% подростков видят источник конфликтов в одежде. Также, 10% респондентов в ответе указали «поздние прогулки».
Таким образом, основными причинами конфликтов среди подростков, прежде всего, являются внутришкольные проблемы и переживания, при этом уровень контроля качества знаний в подростковой среде достаточно низкий.
Анализ результатов
показал низкий уровень
Для определения стиля воспитания был предложен тест, представленый в таблице 2.
Таблица 2. Показатели процессов взаимодействия между подростками
Название шкалы |
Среднее значение по группе |
Среднее значение по группе родителей мальчиков |
Среднее значение по группе родителей девочек |
Автономность – контроль |
71 |
70 |
72 |
Эмоциональная дистанция – близость |
51,5 |
51 |
52 |
Нетребовательность – требовательность |
59 |
49 |
65 |
Мягкость – строгость |
62 |
62 |
62 |
Непоследовательность – последовательность |
49 |
72 |
48 |
Несогласие – согласие |
58 |
62 |
56 |
Отсутствие сотрудничества – сотрудничество |
60 |
65 |
60 |
Отвержение – принятие |
58 |
60 |
57 |
Удовлетворенность |
58 |
57 |
57 |
Авторитет |
56 |
52 |
61 |
Анализируя полученные в ходе исследования статистические данные можно сделать вывод, что в среде подростков характерен высокий уровень контроля. Высокий контроль может проявляться в мелочных придирках, навязчивости, ограниченности свободы действий и общения.
Данные результаты наглядно продемонстрированы на диаграмме 5.
Диаграмма 5. Показатели процессов взаимодействия в подростковой среде
Для более детального исследования
межличностных отношений в
Диаграмма 6. Показатели процессов взаимодействия мальчиков и девочек
Анализ статистических данных показал преобладание у мальчиков шкал «автономность – контроль», «непоследовательность – последовательность», «отсутствие сотрудничества - сотрудничество».
У девочек доминируют шкалы «нетребовательность – требовательность» и «автономность – контроль».
Таким образом, можно сделать вывод, что девочки более требовательны к себе и окружающим и больше ожидают высокого уровня оценки своего поведения, чем мальчики.
Мальчики больше стремятся к всестороннему сотрудничеству, они более постоянны и последовательны в своих оценках себя и окружающих.
Корреляционный анализ К.Пирсона показал наличие определенной взаимосвязи между показателем «автономность-контроль» и чувством вины у подростка.
Также была выявлена отрицательная корреляция между показателями непоследовательность – последовательность», «нетребовательность – требовательность» и «шкалой «подозрительность».
2.2 Описание арт-терапевтических
техник в формировании
Применительно к подросткам, индивидуальная арт-терапия признается приемлемой формой работы с проявлениями негатива к себе и окружающим, групповая арт-терапия обладает явными преимуществами, что акцентируется в ряде арт-терапевтических исследований.
Музыкотерапия. Люди еще много тысячелетий назад знали о силе музыкального воздействия на личность. Как одно из наиболее древних, это чрезвычайно богатое по широте возможностей, по силе воздействия, существующему эмпирическому материалу направление. Однако в силу ассоциативной нагруженности музыка легко превращается из «лекарства» в «оружие».
Работая средствами музыкотерапии, надо все время помнить, что мы беззащитны перед ней: музыка воздействует на глубокие структуры мозга. Не контролированное использование воздействия музыки на подростка может привести к разрушительным последствиям и непредсказуемым ситуациям в дальнейшем.
Музыка может использоваться как определенный катализатор, она применима в любых методологических системах.
Существует огромное количество направлений музыкотерапии:
• вокалотерапия, опера как пение с драматизацией;
• исполнение музыки на различных инструментах;
• сочинение музыки;
• рисование музыки.
Драматерапия. Одно из популярных направлений в арт-терапии, наиболее интенсивно развивающееся сегодня в мире. Одна из причин широкого использования драматерапии — постоянная не востребованность игрового потенциала подростка, «недоигранность» детей, потеря игровой культуры. Одним из основоположников драматерапии, безусловно, можно считать Я. Морено, создавшего в 1930-1940 годах «Театр спонтанности» в Вене, «Терапевтический театр» в Нью-Йорке. Метод непрост, требует (впрочем, как все остальные методы арт-терапии) специальной подготовки и включает в себя элементы остальных методик арт-терапии: и грим, и музыку, и рисование, и танец, и сочинительство, и многое другое.
Сегодня существует много методов драматерапии (собственно драматизации, драматерапевтические группы поддержки, терапевтический театр, драматизация сновидений, средневековый театр и комедия дель арте и т. п.).
Драматерапия является великолепным методом работы с группой подростков. При использовании драматерапии происходит расширение сознания и диапазона поведенческих стратегий подростка, отработка креативных способов взаимодействия с окружающим миром.
Данная методика арт-терапии использует широко распространенный психологический прием - драматизацию, то есть разыгрывание определенного, заданного ведущим сюжета.
Маскотерапия. Данное направление предполагает психотерапевтическое использование различных масок в целях психо-коррекции и психотерапии.
При слове «маска» у многих возникают ассоциации с праздниками, карнавалами, дурачеством и т. п.
Сегодня мы привыкли считать маски атрибутом зрелищ. На самом деле маска - достаточно древнее и очень серьезное изобретение. В прошлом ложные лица, «личины» носили сложный ритуальный и обрядовый характер. Сегодня использование маскотерапии дает возможность подростку примерить на себя разные типы поведения с помощью сены масок. Данное направление арт-терапии подходит как для групповых, так и для индивидуальных занятий.
Сказкотерапия — это использование сказки как метафоры в целях:
• психокоррекции (развитие креативности личности как расширение спектра альтернативных решений);
• психодиагностики (проведение проективной диагностики, описывающей целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы);
• психотерапии и психологического консультирования (исцеления с помощью сказки).
Типы сказкотерапии:
•сочинение сказок;
• использование архетипа сказки;
• сказочное путешествие;
• драматерапия сказки;
• рецептурные сказки;
• медитативные сказки (ресурсные, диагностические);
• рисование сказки.
Достоинствами и преимуществами сказки как литературного жанра, безусловно, являются следующие: