Арт-терапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:34, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить эффективность арт-терапии при коррекции и формировании отношений у подростков. Задачи исследования: 1) раскрыть суть арт-терапии;
2) конкретизировать специфику работы с подростками;
3) выделить основные особенности арт-терапии;
4) выявить возможные нарушения при вормировании отношений среди подростков;
5) провести опытно-экспериментальную практическую работу с применением арт-терапии;
6) проанализировать результаты проведенной практической опытно-экспериментальной работы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы коррекции и формирования межличностных отношений в подростковой среде методами арт-терапии
1.1 Теоретический анализ проблем формирования межличностных отношений в подростковой среде
1.2 Психологические особенности развития межличностных отношений в подростковом возрасте
1.3 Теоретические аспекты использования арт-терапии при коррекции межличностных отношений подростков
Глава 2. Характеристика арт-терапии как средства развития межличностных отношений подростка
2.1 Организация, методы и результаты исследования по изучению уровня развития межличностных отношений подростка
2.2 Описание арт-терапевтических техник в формировании межличностных отношений подростка
2.3 Анализ результатов исследования влияния арт-терапии на развитие межличностных отношений подростка
Заключение
Литература
Приложение №1 - Программа коррекции и формирования межличностных отношений подростка

Файлы: 1 файл

547 д 1 часть.docx

— 149.73 Кб (Скачать файл)

Желаемый набор  черт и качеств:

*Личная успешность в  учебной, спортивной, творческой, организаторской  и др. деятельности.

*Культура взаимоотношений  и общая культура поведения  среди сверстников и в обществе.

*оптимизм

*открытость

*независимость в суждениях

*уверенность в себе

*самокритичность

*самостоятельность

* общая эрудиция

*общая культура

*целеустремленность

*трудолюбие и предприимчивость

*самостоятельность

 

 

 

Заключение

 

 

 

Проведенный теоретический  анализ позволяет сделать вывод, что подростковый период важен для развития «Я – концепции» человека, в формировании у него самооценки как главного регулятора поведения, оказывающее влияние на процесс последующего самопознания, самовоспитания и в целом гармоничного развития личности.

Поведение в подростковый период определяется многими факторами: половым созреванием, быстрыми изменениями, происходящими в организме, социальным положением, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями.

Практические советы и  тесты, дискуссии, данные в игровой  форме, деловые игры, просмотр кино-роликов, кинофильмов, круглые столы с  сюжетно-ролевыми задачами и проблемными  вопросами научат подростков «технологии  жизни».

Не секрет, что многие дети оканчивают школу, не проявив себя, довольствуясь малым, считая себя не слишком умными, не талантливым. Никто  им не помог раскрыть себя.

Мальчики более склонны  к проявлению открытого агрессивного поведения по сравнению с девочками. У девочек агрессия проявляется  в форме обиды, подозрительности, чувства вины и раздражительности.

Причинами конфликтов в межличностных  отношениях подростков, прежде всего, являются школьные проблемы, при этом уровень контроля со стороны родителей за выполнением учебных заданий не высок. Подростки отмечают низкий уровень доверия по отношению к родителям, а также неудовлетворенность отношениями в семье.

Экспериментальное практическое исследование осуществлялось в два основных этапа. Первый заключался в постановке и теоретическом обосновании данной темы, подбор методик для исследования, определение актуальности, задач исследования.

На втором проводилась  практическая проверка рабочей гипотезы, обработка и детальный анализ полученных результатов, оформление выводов по практической части работы.

Методики практического исследования:

1. Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки [32, с.624].

2. Анкета для определения частоты конфликтов и их возможных причин.

3.Опросник «Взаимодействие подростка в социальной среде».

4. Обработка результатов проведенного исследования с помощью 2-критерий К.Пирсона.

        Полученные в результате исследования данные свидетельствуют о том, что 84% подростков конфликтуют с окружающими из-за плохих оценок своих знаний; 48% респондентов в качестве причины конфликтов указали невыполнение домашних обязанностей; 26% считают основой своих конфликтов непонимание и 10% подростков видят источник конфликтов в одежде. Также, 10% респондентов в ответе указали «поздние прогулки».

Таким образом, основными причинами конфликтов среди подростков, прежде всего, являются внутришкольные проблемы и переживания, при этом уровень контроля качества знаний в подростковой среде достаточно низкий.

 Анализ результатов  показал низкий уровень доверия  подростков родителям, а также  неудовлетворенность отношениями  в семье. Также важно указать  на способ совместного времяпрепровождения  в семье – просмотр телевизора, что также не способствует  росту доверия между членами  семьи.

Арт-терапия, несомненно, помогает подростку проявить свои положительные  качества, более терпимо относится  к собственным недостаткам, учит общению в группе.

Трудности в воспитательном процессе: низкий образовательный уровень  родителей, низкая культура, семьи малообеспеченные, многодетные, неполные. Состав классов постоянно изменяется: одни уезжают, другие приезжают, что не может положительно влиять на воспитательный процесс.

Но процент учащихся, занимающихся творческой и исследовательской  работой, к сожалению, еще достаточно низок. Низка коммуникативная культура, а также культура здорового образа жизни.

 

 

Литература

 

1. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения// Проблема общения в психологии. Отв. ред. Б.Ф. Ломов. — М.: Наука, 1981.—С. 218-241.

2. Адлер А. Понять природу  человека/ Пер. Е.А. Цыбина. СПб.: Академический проспект, 2000. - 256 с.

3. Айхингер А., Холл В. Психодрама в детской групповой терапии. -М.: Генезис, 2003

4. Алдер Г. CQ , или мускулы творческого интеллекта/- пер. с англ. С. Потапенко. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004

5. Александров А.А. Личностно-ориентированные методы психотерапии. СПб.: Речь, 2000

6. Алексеев В.М. Общая теория интеллекта, мышления, IQ // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ. 12212, 27.06.2002

7. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности М.: ИП РАН, 1991 - С. 7-17

8. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука : Теория решения изобретательских задач М: Сов. радио , 1979 - 184 с.

9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977.—380с.

10. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. — Изд-во Казанского университета, 1988.—237с.

11. Аникеева Н.П. Воспитание игрой М.:, 1987, - 84 с.

12. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание / Р.Бернс. - М.: Просвещение, 1986. - 459с.

13. Бродская С.Л. Возрастная психология в вопросах и ответах: Учеб.пособие / С.Л.Бродская. – М.: КНОРУС, 2006. – 256с.

14. Баттерворт Д. Принципы психологии развития / Д.Баттерворт, М.Харрис. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 324с.

15. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И.Божович. – М.: Просвещение, 1995. – 296с.

16. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации / Л.С.Выготский. – М.: Наука, 1972. - 399с.

17.Выготский Л.С. Психология / Л.С.Выготский. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 578с.

18.Венгер А.Л. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б.Эльконина / А.Л.Венгер, В.И.Слободчиков, Б.Д.Эльконин // Вопросы психологии. – 1988. - №3. – С.16-27.

19.Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.: Автореф. дис. канд. псих. наук. – М., 1986. – 26 с.

20. Галич Т.Н. Развитие креативности в условиях инновационного обучения: Дисс.канд. психол. наук: 19.00.07. Казань, 1999. - 214 с.

21. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методике Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли): Первый год обучения (для детей 6-10 лет). — СПб: ГП «Иматон», 1996. 84 с.

22. Гатанов Ю.О. О пользе старого дивана, или как развивать креативность./Газ. «Школ. Психолог», 1999, №4, с.8-9

23. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: 1965. С 433 -456.

24. Гильбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьника Киев, 1993 - С. 134

25. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. -СПб.: Речь, 2001-346

26. Голицын Г.А. Информационный подход в психологии творчества// Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. - С. 210232.

27.Гозман Л.Я. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы / Л.Я.Гозман, Ю.Е.Алешина // Вестник МГУ. - Сер.14. Психология. - 1985. - №4 – С.80

28.Голод С.И. Стабильность семьи / С.И.Голод. - Л.: Наука, 1984. - 136с.

29.Гозман Л.Я. Психологические проблемы семьи / Л.Я.Гозман, Е.И.Шлягина. - Л.: Наука, 1985. -250с.

30.Гаврилова Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей / Т.П.Гаврилова // Вопросы психологии. - 1984. - №1 – С.85

31.Даринская В.М. Радость семейного общения / В.М.Даринская. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 127с.

32.Добсон Дж. Непослушный подросток / Дж.Добсон. - СПб.: Речь, 2002. - 418с.

33.Джинот Дж. Между родителем и подростком / Дж.Джинот. – М.: Прогресс,2000. - 370с.

34.Джон Ю.Г. Дети - с небес. Искусство позитивного воспитания. Как развить в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе / Ю.Г.Джон. - К.: «София»; М.: ИД «София», 2004. - 400с.

35.Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива) / И.С.Кон. – М.: Наука, 1998. - 490с.

36.Кон И.С. Психология ранней юности / И.С.Кон. - М.: Просвещение 1989. - 548с.

37.Ковалев С.В. Психология семейных отношений / С.В.Ковалев. – М.: Педагогика, 1987. -159с.

38.Ключников С.Ю. Семейные конфликты: Практика решения / С.Ю.Ключников. - Питер, 2000-160с.

39. Кэмбэлл Р. Как любить своего подростка / Р.Кэмбелл. – СПб.: «Мирт», 2002. - 537с.

40. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций / Е.Н.Каменская. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 224с.

41. Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций / О.А.Карабанова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 240с.

42. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты / В.Т. Кондрашенко. – Минск, 1988. – 320с.

43.Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт…/ Е.Н.Корнеева. – Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2001. – 192с.

44. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. -539с.

45.Макаренко А.С. Сочинения. В 7 т. Т. 4 / А.С.Макаренко. - М.: Наука, 1951. - 349с.

46.Михайлюк Е.Б. Домашний психолог / Е.Б.Михайлюк. - Ростов Н/Д: «Феникс», 2004. - 320с.

47.Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева. – М.: Просвещение, 1995. – 378с.

48.Подросток в семье / Сост. И.Л.Наумченко, Н.Ф. Яковлев. – Минск, 1980. – 228с.

49.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф.Райс. – СПб.: Питер, 2000. - 789с.

50.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: Методики и тесты / Д.Я.Райгородский. - Самара. 1998. - 680с.

51.Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А.Реан. // Психологический журнал, 1996. - №5 – С.45

52.Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А.Реан. - СПБ.: Прайм - Еврознак, 2002. - 656с.Размещено на Allbest.ru

53. Бурно Е.М. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, - 1989.

54. Вальдес Одрисола М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод. пособие. М.: - Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2007. -63 с.

55. Вегнер А.Л. Психологические и рисуночные тесты: иллюстрированное пособие / А.Л. Вегнер – М.: АЛАДОС-ПРЕСС, 2007. -159 с.

56. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, - 1999.

57. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, -2002.

58. Копытин А.И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Метод. пособие. СПб.: Академия Посдипломного педагогического образования, - 2005.

59. Кузьмина Е.Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. М.: Когелет, - 2001. -48 с.

60. Лебедева Л.Д Арт-терапия в педагогике //педагогика, - 2000, -№9. -с. 27-34.

61. Медведева Е.А, Левченко И.Ю., Комиссаров Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр “Академия”, - 2001 .-246 с.

62.Кормщикова И.А. «Программа развития ученического самоуправления» научно-методический  журнал «Классный руководитель» № 8 2006 год.

63.Кривощекова Л.Н. «Изучение индивидуальных особенностей учащихся в адаптационный период» научно-методический  журнал «Классный руководитель» № 5 2005 год.

64.Малякова Н.С. «Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащихся» научно-методический  журнал «Классный руководитель» № 5 2005 год.

65.Мальцева Г.А. «Определение уровня воспитанности школьника научно-методический  журнал «Классный руководитель» № 5 2005 год.

66.Москвина Н.И. «Коммуникативные игры в группе» научно-методический журнал «Классный руководитель» № 7 2005 год.

67.Толкачева Н.Р. «Программа изучения личности ученика» научно-методический журнал «Классный руководитель» № 5 2005 год.

68.Толстова Н. А. «Психолого-педагогическая характеристика» научно-методический журнал «Классный руководитель» № 5 2005 год.

69.Тыртышная М.А. « Как стать личностью» научно-методический журнал «Классный руководитель» № 4 2009 год.

70.Тяглова Е.В. «Диагностика уровня становления мировоззренческой позиции учащихся» научно-методический журнал «Классный руководитель» № 5 2005 год.

71.Хмелев Е. «Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов» научно-методический  журнал «Воспитание школьника» № 8 2001 год.

72.Хуторский Андрей « Личностная ориентация образования как педагогическая инновация»  научно-методический  журнал «Школьные технологии» № 1 2006 год.

73.Шадриков В.Д. «Способности человека» Москва-Воронеж 1997 год

Информация о работе Арт-терапия