Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 21:15, курсовая работа
Цель работы – изучение становления ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа.
Объект исследования - ценностные ориентации. Предмет исследования – становление ценностных ориентаций у студентов. Задачи:
1.Изучить литературу по теме исследования, рассмотреть теоретические аспекты проблемы.
2. Подобрать методики для исследования ценностных ориентаций у студентов и провести исследование.
3. Проанализировать результаты исследования и сформулировать выводы.
Введение
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций
. Определения понятия "становление ценностных ориентаций"
. Ценностные ориентации в структуре личности и её развитии
. Психологическая характеристика студенчества
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование становления ценностных ориентаций у студентов
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов лонгитюдного исследования
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов
Заключение
Список литературы
Приложения
Студенчество как особая группа возникла в Европе в XII веке одновременно с первыми университетами. Средневековое студенчество было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль студенчества в жизни общества возрастает. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества, и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в 19 - нач. 20 вв. студенчество отличилось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни.
Анализ социальной структуры
студентов педагогического
Но есть еще и социокультурный аспект этой проблемы, в какой социальной среде имеются оптимальный, материальные и культурные условия для формирования комплекса личностных качеств, требуемых для получения высшего образования? Ведь для успешного прохождения конкурса, формирования академической дисциплины студентов, стремления хорошо усваивать изучаемый предмет, развивать кругозор и т. д. Поэтому представители одних социальных слоев оказываются более конкурентоспособными для системы высшего образования (легче поступают в престижный вуз, на престижный факультет), другие – менее конкурентоспособными.
Какие же изменения происходят в социальной структуре студенчества в настоящее время? В чем выражается наиболее существенные особенности его социальной культуры, как осуществляется его воспроизводство?
Во-первых, среди родителей студентов сравнительно немного незанятых (безработных, неработающих пенсионеров, инвалидов и т. д.). Т. е. социальная структура студенчества, по сравнению с социальной структурой общества выглядит как более благополучная, является структурой "улучшенного" типа. Во-вторых, социальный состав студенчества является достаточно пестрым: в нем широко представлены и традиционные, и новые страты: часть из студентов имеют детей, свои семьи, работу, занимаются бизнесом, частным предпринимательством и проходят обучение на заочном отделении. В-третьих, доминирующей группой являются студенты – выходцы из семей специалистов с высшим образованием. В-четвертых, студенчество быстро пополняется представителями нового для нас слоя – молодыми людьми из семей, где один из родителей, а то и оба родителя – владельцы частных фирм в различных слоях бизнеса.
К числу специфических
Стремясь завершить обучение в ВУЗе и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что ВУЗ является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.
Общность целей в получении высшего образования, единый характер ценностей труда – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах ВУЗа способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.
Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованьями общества, а также специфика обучения в ВУЗе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества.
Значимой чертой студенчества
является также напряженный поиск
смысла жизни, стремление к новым
идеям и прогрессивным
Профессиональные планы у молодежи возникают под влиянием различных средств воздействия – мнения родителей, учителей, друзей, книг, передач и т. д.
Сейчас ВУЗ для большинства школьников представляется очень высокой ценностью. Стремление молодежи в ВУЗы, сопровождается столь высоким конкурсом, что он немедленно выявляет все огрехи в преподавании, особенно в сельской школе.
Несомненно, что успех работы ВУЗа по подготовке высококвалифицированных специалистов во многом зависит от качественного набора пополнения студентов. Однако следует учитывать, что у принятого в ВУЗ молодого человека многие разочарования возникают в результате его недостаточной осведомленности о будущей специальности, характере деятельности, необходимых способностях и умениях, социальных и психологических требованиях, предъявляемых специалисту.
Для студентов годы обучения –
один из важнейших периодов их жизни.
Это время получения
Выбор будущей профессии всегда индивидуален, поскольку он представляет собой часть личностного самоопределения, нахождения будущим специалистом своего призвания. Критерием его эффективности оказывается удовлетворенность своим делом и положением в обществе, а также местом, занимаемом в профессиональном мире.
Определенная доля незрелости
в профессиональном поведении молодежи,
особенно до перехода от обучения к
профессиональной деятельности, вполне
естественна и обусловлена
Подводя итоги, можно сказать следующее: во-первых, изменения в портрете студенчества по социальному происхождению и по уровню жизни (а они довольно тесно связаны) указывают на нарастание дифференциации, неоднородности, различий в студенческой массе. Постепенно приоритет в формировании студенчества переходит к слоям, более адаптированным к экономическим реалиям нашего общества. Если этот процесс будет развиваться и дальше, то доступ беднейших слоев к высшему образованию, окажется сильно затруднен. Во-вторых, стабилизация воспроизводства студенческой молодежи показывает, что интерес к высшему образованию сохранился, что также нашло отражение в "подъеме" его ценности в иерархии инструментальных ценностей студентов. Однако противоречия, возникающие между институтом высшего образования, и различными другими сегментами общества приводят к нарастанию дисфункциональных последствий. Они многообразны по своим проявлениям и просматриваются, в частности, в неудовлетворенности студентов качеством получаемой подготовки, деформации отдельных слоев образовательного процесса. И самое главное – происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы – образованности студентов, уровня их профессиональной компетентности.
Профессиональное
Очевидно, что в молодости человек строит жизненные планы на получение образования и развитие, на создание своей семьи и на собственную карьеру, в среднем возрасте он осуществляет реализацию этих планов, позднее он оценивает себя и окружающее, исходя из ранее им пережитого и достигнутого. В целом это может определять различный "временной локус" системы ценностей в молодом, среднем и пожилом возрасте, в качестве источников и направленности, которой выступает будущее, настоящее или прошлое [44].
Таким образом, становление ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности.
В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого. В этой связи, ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития.
Ценностные ориентации, являясь, таким образом, психологическим органом, механизмом личностного роста и саморазвития, сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему ценностей, которые мы рассмотрим в экспериментальной части нашей работы.
Глава II. Экспериментальное исследование становления ценностных ориентаций у студентов
2.1 Организация и методы исследования
Экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа проводилось в несколько этапов:
I этап предусматривал анализ литературы по теме исследования: определение объекта, цели, предмета; постановку задач и методов исследования; анализ, обобщение, подбор материала по проблеме ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа (июнь – август 2006г.).
II этап – экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов 3 курса (сентябрь - октябрь 2006 г.).
III этап – экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов 4 курса (сентябрь - октябрь 2007 г.).
IV этап - экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов 5 курса (сентябрь - октябрь 2008 г.).
V этап – сравнительный анализ исследований ценностных ориентаций (январь-март 2009 г.).
На первом этапе исследования применялся метод теоретического анализа литературы, позволивший нам рассмотреть проблему ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа.
При организации экспериментального исследования в соответствии с целью и задачами работы в число респондентов были включены испытуемые в количестве 20 человек, студенты факультета педагогики и психологии ЛПИ – филиала СФУ.
Возраст испытуемых студентов 3 курса, по материалам анкетирования составляет от 19 до 34 лет.
Возраст испытуемых студентов 4 курса от 20 до 35лет.
Возраст испытуемых студентов 5 курса от 21 до 36 лет.
Соотношение исследуемых студентов составляет 50% женатых (замужем) и 50% не женатых (не замужем);
У 8 из 20 опрошенных на начало эксперимента есть дети.
Для исследования ценностных ориентаций нами была составлена следующая анкета (см. приложение 1).
Анкета
(поставьте цифры в порядке значимости для Вас)
а) профессия
б) социальный статус
в) семья
г) самосовершенствование
д) ваш вариант ответа
а) необходимо получить диплом
б) возможность интеллектуального развития
в) возможность улучшить свое материальное положение
г) получение профессии
д) желание родителей
е) для самоутверждения
ж) ваш вариант ответа
а) буду работать по выбранной профессии
б) не буду работать по данной профессии
в) еще не решил(а)
Далее были использованы следующие методики.
Методика 1. "Ценностные ориентации" (Рокич М.)
М. Рокич различает два класса ценностей (см. приложение 2):
терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Методика 2. Морфологический тест жизненных ценностей
Предлагаемый вариант опросника жизненных ценностей призван помочь практическому психологу как в индивидуальной диагностике и консультировании, так и при исследовании различных групп (трудовых и учебных коллективов) по проблемам мотивации, для лучшего понимания важности различных жизненных сфер деятельности. Методика возникла как результат использования и дальнейшего усовершенствования методики И.Г. Сенина [24].
Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином "ценность" мы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность.
Перечень жизненных ценностей включает:
1. "Развитие себя", т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.
2. "Духовное удовлетворение", т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.
Информация о работе Ценностные ориентации современной молодежи