Ценностные ориентации современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение становления ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа.
Объект исследования - ценностные ориентации. Предмет исследования – становление ценностных ориентаций у студентов. Задачи:
1.Изучить литературу по теме исследования, рассмотреть теоретические аспекты проблемы.
2. Подобрать методики для исследования ценностных ориентаций у студентов и провести исследование.
3. Проанализировать результаты исследования и сформулировать выводы.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций
. Определения понятия "становление ценностных ориентаций"
. Ценностные ориентации в структуре личности и её развитии
. Психологическая характеристика студенчества
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование становления ценностных ориентаций у студентов
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов лонгитюдного исследования
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Становление ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа.doc

— 512.00 Кб (Скачать файл)

 

В ходе анализа результатов  по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича выявлено, что первое место в списке терминальных ценностей занимает ценность "здоровье" (физическое и психическое), она является приоритетной для 52,3% исследуемых студентов. Второе ранговое место занимает ценность "счастливая семейная жизнь", она является значимой для 23,8% испытуемых студентов. Третье место разделили такие ценности как:

– "активная деятельная жизнь" (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

– "жизненная мудрость" (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

– "интересная работа";

– "любовь" (духовная и физическая близость с любимым человеком);

–"материально" обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений). Значимость каждой ценности составила 4,7%.

Остальные предложенные в списке ценности оказались для испытуемых студентов в равной степени менее значимыми.

Это такие ценности как:

– "красота природы и искусства" (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

– "наличие хороших и верных друзей";

– "общественное призвание" (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

– "познание" (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

– "продуктивная жизнь" (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

– "развитие" (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

– "развлечения" (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

– "свобода" (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

– "счастье других" (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

– "творчество" (возможность творческой деятельности);

– "уверенность в себе" (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Мы посчитали возможным не обозначать ранговую иерархию данных ценностей, а обозначить лишь доминирующие ценности, которые претерпевают процесс становления.

 

Таблица 8

Результаты исследования инструментальных ценностей у студентов 5 курса по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича

Номер

п/п

Список Б (инструментальные ценности)

5 курс

(%)

1

– аккуратность (чистоплотность);

4,7

2

– воспитанность (хорошие  манеры);

4,7

3

– высокие запросы;

4

– жизнерадостность (чувство  юмора);

14,2

5

– исполнительность (дисциплинированность);

6

– независимость;

14,2

7

– непримиримость к недостаткам  в себе и других;

8

– образованность;

4,7

9

– ответственность;

4,7

10

– рационализм;

19

11

– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

9,5

12

– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

13

– твердая воля;

14

– терпимость;

4,7

15

– широта взглядов;

4,7

16

– честность (правдивость, искренность);

14,2

17

– эффективность в  делах;

18

– чуткость (заботливость).


 

В иерархии инструментальных ценностей доминирует ценность "рационализм", она является значимой для 19% испытуемых студентов.

Ценностями, занявшими второе место являются:

– "жизнерадостность" (чувство юмора);

– "независимость" (способность действовать самостоятельно, решительно);

– "честность" (правдивость, искренность) они явились значимыми для 14,2% опрошенных п

Для 9,5% студентов приоритетной выступает ценность:

– "самоконтроль" (сдержанность, самодисциплина) она выходит на третье место.

Четвёртое место в  иерархии ценностей заняли следующие  утверждения:

– "аккуратность" (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

– "воспитанность" (хорошие манеры);

– "образованность" (широта знаний, высокая общая культура);

– "ответственность" (чувство долга, умение держать свое слово);

– "терпимость" (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

– "широта взглядов" (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки).

Менее значимыми из инструментальных ценностей оказались такие ценности как:

– "высокие запросы" (высокие требования к жизни и высокие притязания);

– "исполнительность" (дисциплинированность);

– "непримиримость к недостаткам в себе и других";

– "смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов";

– "твердая воля" (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

– "эффективность в делах" (трудолюбие, продуктивность в работе);

– "чуткость" (заботливость).

В целом, результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 5 курса показали, что из сферы терминальных ценностей значимой является ценность "здоровье" (физическое и психическое).

В сфере инструментальных ценностей доминирующей оказалась ценность "рационализм" (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

Данные исследования, полученные по морфологическому тесту  жизненных ценностей, представлены в таблице 9.

 

Таблица 9

Результаты исследования показателей ценностей студентов 5 курса

по морфологическому тесту жизненных ценностей

Ценности

5 курс

Жизненные ценности

Развитие себя

38,7

Духовное удовлетворение

40,1

Креативность

34,7

Активные социальные контакты

36,3

Собственный престиж

30,7

Высокое материальное положение

38,5

Достижение

41,6

Сохранение собственной  индивидуальности

37

Жизненные сферы

Сфера профессиональной жизни

56,9

Сфера образования

54,1

Сфера семейной жизни

52,6

Сфера общественной активности

48,8

Сфера увлечений

49,6

Сфера физической активности

37,2


 

В ходе анализа показателей, представленных в таблице 9, выявлено, что в иерархии жизненных ценностей доминирующими являются такие ценности как:

- "достижение", занявшее первое место (41,6 балла).

Ценность "духовное удовлетворение" находится на втором месте в списке жизненных ценностей (40,1 балла).

Ценность "развитие себя" также является приоритетной и занимает третье место в списке жизненных ценностей (38,7 балла).

Ценность "высокое материальное положение" находится на четвёртом месте (38,5 балла). Ценность "Активные социальные контакты" заняла пятое место (36,3 балла). Шестое место по предпочтению исследуемой группы студентов заняла ценность "креативность" (34,7 балла). Ценность "собственный престиж" является менее значимой (30,7 балла) и завершает список на седьмом месте.

В иерархии жизненные  сферы "Сфера профессиональной жизни" является доминирующей в иерархии ценностей (56,9 баллов).

Одной из наиболее значимых ценностей для студентов является такая ценность как "Сфера образования" (54,1 балла) она заняла второе место.

Интерес к семейной жизни, также явился преобладающим, и занял в иерархии ценностей жизненной сферы третье место (52,6 балла).

Менее значимыми для  респондентов оказались следующие  ценности жизненной сферы: сфера  увлечений (49,6 балла); сфера общественной активности (48,8 балла) и сфера физической активности (37,2 балла).

Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели результаты исследования ценностных ориентаций у  студентов исследуемой группы с 3-го по 5-ый курс обучения в ВУЗе. В  следующем параграфе мы проведем сравнительный анализ результатов исследования для того, чтобы проследить процесс становления ценностных ориентаций в исследуемой группе студентов.

 

2.3 Сравнительный анализ  результатов исследования ценностных ориентаций у студентов

 

Целью данного этапа исследования явилось сравнение результатов исследования ценностных ориентаций студентов от 3-го к 5-ому курсу, обучавшихся на факультете "Педагогика и психология".

Проводя сравнительный  анализ анкетирования студентов от 3-го к 5-ому курсу можно сделать следующие выводы:

1. Ценность "семья" занимает стабильно первое место, несмотря на то, что процент незначительно изменяется: 3 курс – 65%, 4 курс – 60%, 5 курс – 75%.

2. Ценность "самосовершенствование" занимает второе место среди предложенных ценностей, хотя результаты периодически изменялись: 3 курс – 15%, 4 курс – 30%, 5 курс – 14,2%.

3. Ценность "здоровье" при проведении анкетирования студентов 3 курса была поставлена на 3 место, а к 5 курсу переместилась на 4, это видно из результатов исследования: 3 курс - 15%, 4 курс - 5%, 5курс - 5%.

4. Ценность "профессия". Студенты 3 курса поставили данную ценность на 3 место, и она получила выбор только у 5% студентов. На 4 курсе данный результат сохранился (5%). К 5 курсу ценность "профессия" была переведена анкетируемыми на 4 место и набрала 9,5%. К сожалению, это может быть связано с тем, что к 5 курсу увеличилось число студентов, сомневающихся в реальном трудоустройстве по специальности.

Для студентов немаловажным является вопрос о применении на практике профессиональных знаний. С этой целью нами был предложен следующий вопрос: "Как вы планируете применить на практике полученные знания?" Если на 3 курсе 60% респондентов ответили, что не будут работать по этой профессии, то к 4 и 5 курсу этот процент значительно снижается, соответственно 4 курс - 15%, 5 курс - 19%. Следующий вариант ответа "Буду работать по выбранной профессии?" На 3 курсе - 35%, на 4 курсе - 55%, на 5 курсе - 43%. Прослеживается не значительный, но все-таки рост многие студенты утвердились в выборе профессии. Число студентов, не определившихся в желании работать по выбранной профессии резко меняется: - если на 3 курсе их было всего - 5%, то на 4 курсе уже - 30%, а к 5 курсу - 38%. Радует тот факт, что данный процент увеличивается за счёт тех студентов, которые на 3 курсе категорично ответили, что "не буду работать по данной профессии".

Данные, полученные в  ходе исследования по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича, представлены в таблицах 10, 11.

 

Таблица 10

Сравнительные показатели исследования терминальных ценностей по методике "Ценностные ориентации" (Рокич М.)

 

п/п

Список А (терминальные ценности)

3 курс

%

4 курс

%

5 курс

%

1

– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

5,2

4,7

2

–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

5,2

5,2

4,7

3

– здоровье (физическое и психическое);

47,3

42,1

52,3

4

– интересная работа;

4,7

5

– красота природы  и искусства (переживание прекрасного  в природе и в искусстве);

6

– любовь (духовная и  физическая близость с любимым человеком);

5,2

4,7

7

– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

4,7

8

– наличие хороших  и верных друзей;

5,2

9

– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

10

– познание (возможность  расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

5,2

11

– продуктивная жизнь (максимально  полное использование своих возможностей, сил и способностей);

5,2

12

– развитие (работа над  собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

15,7

5,2

13

– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

5,2

14

– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

5,2

15

– счастливая семейная жизнь;

10,5

21

23,8

16

– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в  целом);

17

– творчество (возможность  творческой деятельности);

18

– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

5,2

10,5


 

Исследование ценностных ориентаций (терминальные ценности) по методике М. Рокича показало, что такая  ценность как "физическое и психическое здоровье" стабильно занимает первое место (3 курс - 47,3%, 4 курс - 42,1% и 5 курс - 52,3%).

Ценность "счастливая семейная жизнь" студентами 3 курса была поставлена на 3 место и набрала 10,5%, но к 4 курсу она становится более значимой, и набирает уже 21%, соответственно перемещаясь на 2 место. К 5 курсу процент только увеличивается – 23,8%, то есть ценность стабильно закрепляется на 2 месте. Также сравнительно стабильный результат показывает ценность – "жизненная мудрость" (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) лишь к 5 курсу утратив 0,5%.

Такие ценности как "счастливая семейная жизнь" и "физическое психическое здоровье" имеют относительно стабильные результаты, остальные ценности с годами изменяются, приобретая или теряя значимость.

Так, например, такая ценность как "развитие" (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) на первом этапе исследования была значима для 15,7% и заняла 2 место, то к 4 курсу она стала менее значимой (5,4%), а к 5 курсу эта ценность перестала быть значимой. Ценность "любовь" (духовная и физическая близость с любимым человеком) для студентов 3 курса она была не значимой, а к 4 и 5 курсу процент повышается соответственно 5,2% и 4,7%.

Такие ценности как "наличие хороших и верных друзей"; "познание" (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) и "свобода" (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) были значимы только для студентов 3 курса.

Ценности "продуктивная жизнь" (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) и "развлечения" (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) были значимы только для студентов 4 курса, а такая ценность как "интересная работа" стала значимой только к 5 курсу.

Ценность "активная деятельная жизнь" (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) является значимой для студентов 3 курса (5,2%) к 4 курсу теряет свою значимость, а на 5 курсе вновь становится значимой для 4,7% опрошенных. Ценность "уверенность в себе" (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) является значимой для студентов 3 курса (5,2%) к 4 курсу увеличивает свою значимость до 10,5%, а для студентов 5 курса значимость данной ценности не выявлена.

Проводя сравнительный  анализ инструментальных ценностей  за три года исследования можно сделать следующий вывод: на протяжении обучения для студентов доминировали разные ценности. Если на 3 курсе наиболее значимой была (21%) ценность "честность" (правдивость, искренность), то на 4 курсе 21% студентов исследуемой группы выбирает ценность "жизнерадостность" (чувство юмора), а к 5 курсу к этим двум ценностям присоединяется ценность "независимость" (способность действовать самостоятельно, решительно) и они приобретают одинаковую значимость (14,2%).

Информация о работе Ценностные ориентации современной молодежи