Ценностные ориентации современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение становления ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа.
Объект исследования - ценностные ориентации. Предмет исследования – становление ценностных ориентаций у студентов. Задачи:
1.Изучить литературу по теме исследования, рассмотреть теоретические аспекты проблемы.
2. Подобрать методики для исследования ценностных ориентаций у студентов и провести исследование.
3. Проанализировать результаты исследования и сформулировать выводы.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций
. Определения понятия "становление ценностных ориентаций"
. Ценностные ориентации в структуре личности и её развитии
. Психологическая характеристика студенчества
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование становления ценностных ориентаций у студентов
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов лонгитюдного исследования
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Становление ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа.doc

— 512.00 Кб (Скачать файл)

На основании полученных результатов нашей работы, и их количественной и качественной обработки, мы можем сделать вывод о том, что у студентов исследуемой группы на протяжении обучения в ВУЗе активно шел процесс становления ценностей.

Таким образом, задачи, поставленные в работе, успешно реализованы  в ходе экспериментального исследования.

 

 

Список литературы

 

1. Абульханова-Славская  К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. М.: Наука, 1989.

2. Алексеев В.Г. Ценностные  ориентации личности и проблема их формирования. М., 1999.

3. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности //Психол. журн. 1994. Т.5. № 5. С. 63-70.

4. Безменова И.К., Гулевич  О.А. Аттитюды и их взаимосвязь  с поведением: Реферативный обзор.  М.: РПО, 1999.

5. Братусь Б.С. Аномалии  личности. М.: Мысль, 1988.

6. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система //Психол. журн. 1999. № 5. С.38-44.

7. Будинайте Г.Л., Корнилова  Т.В. Личностные ценности и  личностные предпосылки субъекта //Вопр. психол. 1993. № 5. С. 99-105.

8. Василюк Ф.Е. Психология  переживания (анализ преодоления  критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984.

9. Волков Е.С. Зависимость  ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 2001.

10. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Соц.- полит. журн. 2005. № 6. С. 61-73.

11. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения //Вопр. психол. 1994. № 3. С. 43 - 52.

12. Головаха Е.И. Жизненная  перспектива и ценностные ориентации  личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000.

13. Гудечек Я. Ценностная  ориентация личности. Психология  личности в социалистическом  обществе: Активность и развитие  личности. М., 1989.

14. Залесский Г.Е. Психология  мировоззрения и убеждений личности. М., 1994.

15. Здравомыслов А.Г.  Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1996.

16. Кобылкин Р.А. Ценностные ориентации человека в современной России // Человек в современных философских концепциях. Материалы Международной конференции Волгоград, 2000. – С.145-147.

17. Краснорядцева О.М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов //Сиб. психол. журн. Томск, 1998. № 7. С. 25-29.

18. Лапханова Н.С. Формирование профессионально-ценностных ориентаций у студентов университета к профессии учителя: Автореф... канд. пед. наук. Курган, 2000. 24с.

19. Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000.

20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

21. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992,

22. Леонтьев Д.А. Очерк  психологии личности. М.: Смысл, 1997.

23. Ломов Б.Ф. Методологические  и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

24. Лучшие психологические тесты /под ред. А.Ф. Кудряшова. Петрозаводск, 1992.

25. МарковаО.Ю. Философия  образования оменталитете иценностных  ориентациях современных студентов //Россия и Грузия: диалог и родство культур: сборник материалов симпозиума. Выпуск1/под ред. В.В. Парцванеия. СПб., 2003.

26. Надирашвили Ш.А. Установка и деятельность. Тбилиси, 1987.

27. Никонова Т.В. История  студенчества в соотнесении со  структурой его социального статуса //Студенчество как социальный феномен: история и современность. Материалы студенческой конференции СПб., 2000.

28. Новейший философский словарь /сост. А.А. Грицанов. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998.

29. Психология современного подростка /под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987.

30. Рубинштейн С.Л. Проблемы  общей психологии. М., 2001.

31. Сержантов В.Ф. Человек,  его природа и смысл бытия. М., 1990.

32. Серый А.В. Ценностные  ориентации личности в структуре  профессионально значимых качеств  практических психологов: Автореф... канд. психол. наук. Иркутск, 1996. 25 с.

33. Скляревская Г.Н.  Новый академический словарь:  Проспект. СПб, 1994

34. Студент. Большая Советская энциклопедия. М., 1955. Том 44. С.245 35.Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объективации //Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С.87-91.

36. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

37. Человек и его  работа. Социологическое исследование /под ред. А.Г. Здравомыслова. М., 1997.

38. Чернова Э.Г. Проблемы мотивации и ценностных ориентаций в отечественной и зарубежной психологии //Материалы конференции молодых ученых. Арзамас, 2000. С.144-150.

39. Шерковин Ю.А. Проблема  ценностных ориентаций и массовые информационные процессы //Психол. журн. 1982. Т.3. № 5. С.235-145.

40. Шпак Л.Л. Социология  повседневной жизни. Кемерово, 2001.

41. Ядов В.А. Социальная  идентификация в кризисном обществе //Соц. журн. 1994. № 1. С. 35-52.

42. Якунина И.С. Динамика  структуры ценностных ориентаций  студенчества среднего российского города: Автореф... канд. психол. наук. Новочеркасск, 2007. 24с.

43. Яницкий М.С. Психологические  факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности: Автореф... докт. психол. наук. Новосибирск, 2000. 41с.

44. Яницкий М.С. Ценностные  ориентации личности как динамическая  система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.

45. Ященко Е.Ф. Исследование  ценностно-смыслового аспекта самоактуализации студентов //Вопр. психол. №1. 2007. С.80-90.

46. Ященко Е.Ф. Педагогические  условия формирования ценностных  ориентаций у учащихся: Автореф…  канд. пед. наук. Челябинск, 1996. 24 с.

47. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values //Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol.58. №5. P.550-562.

 

 

Приложения

Приложение 1

 

АНКЕТА

 

Мы проводим исследовательскую  работу и будем вам очень благодарны, если вы примете в ней участие, ответив на наши вопросы.

  1. Возраст
  2. Семейное положение
  3. Дети
  4. Ценности в жизни (поставьте цифры в порядке значимости для Вас)

а) профессия

б) социальный статус

в) семья

г) самосовершенствование

д) ваш вариант ответа

Почему решили поступить в ВУЗ?

а) необходимо получить диплом

б) возможность интеллектуального развития

в) возможность улучшить свое материальное положение

г) получение профессии

д) желание родителей

е) для самоутверждения

ж) ваш вариант ответа

  1. Чем обусловлен выбор данной профессии?

Как планируете применить полученные знания?

а) буду работать по выбранной  профессии

б) не буду работать по данной профессии 

в) еще не решил(а)

 

Приложение 2

МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" М. РОКИЧА

 

Список А (терминальные ценности):

  1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
  3. здоровье (физическое и психическое);
  4. интересная работа;
  5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
  6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  8. наличие хороших и верных друзей;
  9. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
  10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
  11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
  12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
  13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
  14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);
  15. счастливая семейная жизнь;
  16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
  17. творчество (возможность творческой деятельности);
  18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

  1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
  2. воспитанность (хорошие манеры);
  3. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
  4. жизнерадостность (чувство юмора);
  5. исполнительность (дисциплинированность);
  6. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
  7. непримиримость к недостаткам в себе и других;
  8. образованность (широта знаний, высокая общая культура);
  9. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
  10. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
  11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
  12. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
  13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
  14. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
  15. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
  16. честность (правдивость, искренность);
  17. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
  18. чуткость (заботливость).

 

Приложение 3

ОПРОСНИК  МТЖЦ

 

1. Постоянно повышать  свою профессиональную квалификацию

2. Учиться, чтобы узнавать  что-то новое в изучаемой области  знании

3. Чтобы облик моего  жилища постоянно изменялся

4. Общаться с разными  людьми, участвовать в общественной деятельности

5. Чтобы люди, с которыми  я провожу свободное время,  увлекались тем же чем и  я

6. Чтобы участие в  спортивных состязаниях помогало  мне в установлении личных  рекордов

7. Испытывать антипатии  к другим

8. Иметь интересную  работу, полностью поглощающую меня

9. Создавать что-то  новое в изучаемой мною области  знании

10. Быть лидером в  моей семье

11. Не отставать от  времени, интересоваться общественно-политической  жизнью

12. В своем увлечении  быстро достигать намеченных  целей

13. Чтобы физическая  подготовленность позволяла надежно выполнять работу, дающую хороший заработок

14. Позлословить, когда  у людей неприятности

15. Учиться чтобы "не зарывать свой талант в землю

16. Вместе с семьей  посещать концерты, театры, выставки

17. Применять свои собственные методы в общественной деятельности

18. Состоять членом  какого-либо клуба по интересам

19. Чтобы окружающие  замечали мою спортивную подтянутость

20. Не испытывать чувства  досады, когда высказывают мнение, противоположное моему

21. Изобретать, совершенствовать, придумывать новое в своей профессии

22. Чтобы уровень моей  образованности позволял чувствовать  себя уверенно в общении с  самыми разными людьми

23. Вести такой образ  семейной жизни, который ценится  обществом

24. Добиваться конкретных  целей, занимаясь общественной деятельностью

25. Чтобы мое увлечение  помогало укрепить мое материальное  положение

26. Чтобы физическая  подготовленность делала меня  независимым в любых ситуациях

27. Чтобы семейная жизнь  исправила некоторые недостатки  моей натуры

28. Находить внутреннее удовлетворение в активной общественной жизни

29. В свободное время  создавать нечто новое, ранее  не существовавшее

30. Чтобы моя физическая  форма позволяла мне уверенно  общаться в любой компании

31. Не испытывать колебаний,  когда кому-то нужно помочь в беде

32. Иметь приятельские  отношения с коллегами по работе

33. Учиться, чтобы не  отстать от людей моего круга

34. Чтобы мои дети  опережали в своем развитии  сверстников

35. Получать материальное  вознаграждение за общественную  деятельность

36. Чтобы мое увлечение подчеркивало мою индивидуальность

37. Развивать свои организаторские  способности, занимаясь общественной  деятельностью

38. Полностью сосредоточиться  на своем увлечении, проводя  свободное время за хобби

39. Придумывать новые  упражнения для физической разминки

40. Перед длительной  поездкой всегда продумывать,  что взять с собой

41. Какое впечатление  моя работа оказывает на других  людей

42. Получить высшее  образование или поступить в  аспирантуру, получить ученую  степень

43. Чтобы моя семья  обладала очень высоким уровнем материального благосостояния

44. Твердо отстаивать  определенную точку зрения в  общественно-политических вопросах

45. Знать свои способности  в сфере хобби

46. Получать удовольствие  даже от тяжелой физической  нагрузки

47. Внимательно слушать собеседника, кто бы он ни был

Информация о работе Ценностные ориентации современной молодежи