Ценностные ориентации современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение становления ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа.
Объект исследования - ценностные ориентации. Предмет исследования – становление ценностных ориентаций у студентов. Задачи:
1.Изучить литературу по теме исследования, рассмотреть теоретические аспекты проблемы.
2. Подобрать методики для исследования ценностных ориентаций у студентов и провести исследование.
3. Проанализировать результаты исследования и сформулировать выводы.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций
. Определения понятия "становление ценностных ориентаций"
. Ценностные ориентации в структуре личности и её развитии
. Психологическая характеристика студенчества
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование становления ценностных ориентаций у студентов
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов лонгитюдного исследования
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Становление ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа.doc

— 512.00 Кб (Скачать файл)

По результатам, полученным в ходе анкетирования, первое место определено такой ценности как "семья", она стала значимой для 60% испытуемых; для 30% респондентов приоритетной оказалась ценность "самосовершенствование"; ценность "здоровье" является важной для 5% испытуемых, тогда как у исследуемых студентов на 3 курсе она занимала третье ранговое место, ее предпочли 15% студентов; ценность "профессия" является главной для 5% опрошенных На вопрос, что явилось главной причиной, побудившей испытуемых к поступлению в ВУЗ, было предложено несколько вариантов ответов: возможность повысить свой интеллектуальный уровень предпочли 45% испытуемых; на втором месте оказалась такая ценность как "получение профессии" (20%); на третьем – ценность "самоутверждение" (20%); на четвёртом - ценность "необходимость получения диплома" (10%) и 5% опрошенных предпочли ценность "возможность улучшить своё материальное положение".

Желают применить полученные знания на практике 55% испытуемых студентов. Не определились в выборе профессии 30% опрошенных и 15% испытуемых не будут работать по данной профессии.

Данные полученные в  ходе исследования по методике, "Ценностные ориентации" М. Рокича представлены в таблицах 4, 5.

 

Таблица 4

Результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 4 курса по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича (терминальные ценности)

Номер

п/п

Список А (терминальные ценности)

4 курс

(%)

1

– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

2

–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

5,2

3

– здоровье (физическое и психическое);

42,1

4

– интересная работа;

5

– красота природы  и искусства (переживание прекрасного  в природе и в искусстве);

6

– любовь (духовная и  физическая близость с любимым человеком);

5,2

7

– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

8

– наличие хороших  и верных друзей;

9

– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей  по работе);

10

– познание (возможность  расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

11

– продуктивная жизнь (максимально  полное использование своих возможностей, сил и способностей);

5,2

12

– развитие (работа над  собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

5,2

13

– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

5,2

14

– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и  поступках);

15

– счастливая семейная жизнь;

21

16

– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

17

– творчество (возможность  творческой деятельности);

18

– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

10,5


 

В ходе анализа результатов  по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича выявлено, что первое место в списке ранжированных испытуемыми терминальных ценностей занимает ценность "здоровье" (физическое и психическое), она является приоритетной для 42,1% исследуемых студентов. Второе ранговое место занимает ценность "счастливая семейная" жизнь, она составила значимость для 21% испытуемых.

На третье место определена ценность "уверенность в себе" (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений), она явилась значимой для 10,5% респондентов.

Остальные предложенные в списке ценности оказались для испытуемых студентов в равной степени менее значимыми. Это такие ценности как:

– "жизненная мудрость" (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом;

– "любовь" (духовная и физическая близость с любимым человеком);

– "продуктивная жизнь" (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

– "развитие" (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

– "развлечения" (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей).

Интересным видится  перераспределение некоторых терминальных ценностей по сравнению с исследованием  проведенным на 3 курсе. Так из зоны предпочитаемых ценностей и занимающих более высокие ранговые места  исчезла ценность "развитие", а на третьем месте оказалась ценность "уверенность в себе". Вероятно, данный факт объясняется тем, что студенты на предыдущих курсах большое внимание уделяли работе над собой и считают, что к 4 курсу обучения достигли некой внутренней гармонии, стали более свободны от внутренних противоречий.

 

Таблица 5

Результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 4 курса по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича

(инструментальные ценности)

Номер

п/п

Список Б (инструментальные ценности)

4 курс

%

1

– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

10,5

2

– воспитанность (хорошие  манеры);

15,7

3

– высокие запросы (высокие  требования к жизни и высокие  притязания);

4

– жизнерадостность (чувство  юмора);

21

5

– исполнительность (дисциплинированность);

6

– независимость (способность  действовать самостоятельно, решительно);

5,2

7

– непримиримость к недостаткам  в себе и других;

8

– образованность (широта знаний, высокая общая культура);

5,2

9

– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

5,2

10

– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать  обдуманные, рациональные решения);

5,2

11

– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

5,2

12

– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

13

– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед  трудностями);

5,2

14

– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать  другим их ошибки и заблуждения);

15

– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

10,5

16

– честность (правдивость, искренность);

10,5

17

– эффективность в  делах (трудолюбие, продуктивность в  работе);

18

– чуткость (заботливость).


 

В иерархии инструментальных ценностей доминирует ценность "жизнерадостность" (чувство юмора), она является значимой для 21% испытуемых, ценность "воспитанность" (хорошие манеры) является значимой для 15,7% опрошенных.

Для 10,5% студентов приоритетными  выступают такие ценности как:

– "аккуратность" (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

– "широта взглядов" (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

– "честность" (правдивость, искренность).

Менее значимыми из инструментальных ценностей оказались такие ценности как:

– "независимость" (способность действовать самостоятельно, решительно);

– "образованность" (широта знаний, высокая общая культура);

– "ответственность" (чувство долга, умение держать свое слово);

– "рационализм" (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

– "самоконтроль" (сдержанность, самодисциплина);

– "твердая воля" (умение настоять на своём, не отступать перед трудностями).

В целом, результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 4 курса показали, что из сферы терминальных ценностей значимыми являются такие ценности как "потребность в здоровье", "счастливая семейная жизнь", а из сферы инструментальных ценностей – ценность "жизнерадостность" и ценность "воспитанность".

Данные исследования, полученные по морфологическому тесту жизненных ценностей, представлены в таблице 6.

 

Таблица 6

Результаты исследования показателей ценностей студентов 4 курса по морфологическому тесту  жизненных ценностей

Ценности

4 курс

Жизненные ценности

Развитие себя

36,3

Духовное удовлетворение

40

Креативность

34,6

Активные социальные контакты

36,6

Собственный престиж

32,1

Высокое материальное положение

37,5

Достижение

40

Сохранение собственной  индивидуальности

36,1

Жизненные

сферы

Сфера профессиональной жизни

56,2

Сфера образования

54,7

Сфера семейной жизни

52

Сфера общественной активности

48

Сфера увлечений

46,5

Сфера физической активности

35,5


 

Анализ показателей  представленных в таблице 6, позволяет  отметить, что ценность "Сфера профессиональной жизни" является доминирующей в иерархии жизненных сфер (56 баллов).

Одной из наиболее значимых ценностей для студентов является такая ценность как "Сфера образования" (54,7 балла).

Интерес к семейной жизни, также явился преобладающим, и составил в иерархии ценностей жизненной сферы (52 балла).

Менее значимыми для  респондентов оказались следующие  ценности жизненной сферы:

"Сфера общественной активности" (48 баллов);

"Сфера увлечений" (46,5 баллов) и сфера физической активности заняла (35,5 баллов).

Приоритетными в иерархии жизненных ценностей являются такие ценности как:

- "духовное удовлетворение"

- "достижение".

Ценность "высокое материальное положение" находится на втором месте в списке жизненных ценностей (37,5 баллов).

Значимость активных социальных контактов для испытуемых, по количеству набранных баллов находится на третьем месте в списке жизненных ценностей.

Меньшее количество баллов имеют такие жизненные ценности как: "стремление к развитию себя" (36,3 балла); "сохранения собственной индивидуальности" (36,1 балла); "креативность" (34,6 балла); "собственный престиж" (32,1 балла).

Данный факт, возможно, свидетельствует о том, что вышеперечисленные жизненные ценности являются не значимыми для данной выборки испытуемых в исследуемый период.

На следующем этапе  проводилось исследование ценностных ориентаций студентов 5 курса. Исследование проводилось с сентября по октябрь 2008 года с выборкой студентов факультета "Педагогика и психология" Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета.

Возраст испытуемых на третьем  этапе исследования от 21 до 36 лет. Из них 62% женатых (замужем) и 38% не женатых (не замужем). У 12 из 21 опрошенных исследуемых студентов есть дети.

По результатам, полученным в ходе анкетирования, первое место определено такой ценности как "семья", она стала значимой для 75% испытуемых; для 14,2% респондентов приоритетной оказалась ценность "самосовершенствование"; ценность "здоровье" является важной для 5% испытуемых; ценность "профессия" является главной для 9,5% опрошенных.

Желают применить полученные знания на практике по окончании института 42,8% испытуемых студентов. Не определились в желании работать по полученной профессии 38% опрошенных, и 19% испытуемых считают, что не будут работать по данной профессии.

Данные, полученные в  ходе исследования по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича, представлены в таблицах 7, 8.

 

Таблица 7

Результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 5 курса по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича (терминальные ценности)

 Номер

п/п

Список А (терминальные ценности)

5 курс

(%)

1

– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

4,7

2

–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

4,7

3

– здоровье (физическое и психическое);

52,3

4

– интересная работа;

4,7

5

– красота природы  и искусства (переживание прекрасного  в природе и в искусстве);

6

– любовь (духовная и  физическая близость с любимым человеком);

4,7

7

– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

4,7

8

– наличие хороших  и верных друзей;

9

– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей  по работе);

10

– познание (возможность  расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

11

– продуктивная жизнь (максимально  полное использование своих возможностей, сил и способностей);

12

– развитие (работа над  собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

13

– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

14

– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и  поступках);

15

– счастливая семейная жизнь;

23,8

16

– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

17

– творчество (возможность  творческой деятельности);

18

– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Информация о работе Ценностные ориентации современной молодежи