Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 21:15, курсовая работа
Цель работы – изучение становления ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа.
Объект исследования - ценностные ориентации. Предмет исследования – становление ценностных ориентаций у студентов. Задачи:
1.Изучить литературу по теме исследования, рассмотреть теоретические аспекты проблемы.
2. Подобрать методики для исследования ценностных ориентаций у студентов и провести исследование.
3. Проанализировать результаты исследования и сформулировать выводы.
Введение
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций
. Определения понятия "становление ценностных ориентаций"
. Ценностные ориентации в структуре личности и её развитии
. Психологическая характеристика студенчества
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование становления ценностных ориентаций у студентов
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов лонгитюдного исследования
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов
Заключение
Список литературы
Приложения
По результатам, полученным в ходе анкетирования, первое место определено такой ценности как "семья", она стала значимой для 60% испытуемых; для 30% респондентов приоритетной оказалась ценность "самосовершенствование"; ценность "здоровье" является важной для 5% испытуемых, тогда как у исследуемых студентов на 3 курсе она занимала третье ранговое место, ее предпочли 15% студентов; ценность "профессия" является главной для 5% опрошенных На вопрос, что явилось главной причиной, побудившей испытуемых к поступлению в ВУЗ, было предложено несколько вариантов ответов: возможность повысить свой интеллектуальный уровень предпочли 45% испытуемых; на втором месте оказалась такая ценность как "получение профессии" (20%); на третьем – ценность "самоутверждение" (20%); на четвёртом - ценность "необходимость получения диплома" (10%) и 5% опрошенных предпочли ценность "возможность улучшить своё материальное положение".
Желают применить полученные знания на практике 55% испытуемых студентов. Не определились в выборе профессии 30% опрошенных и 15% испытуемых не будут работать по данной профессии.
Данные полученные в ходе исследования по методике, "Ценностные ориентации" М. Рокича представлены в таблицах 4, 5.
Таблица 4
Результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 4 курса по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича (терминальные ценности)
Номер п/п |
Список А (терминальные ценности) |
4 курс (%) |
1 |
– активная деятельная жизнь
(полнота и эмоциональная |
– |
2 |
–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); |
5,2 |
3 |
– здоровье (физическое и психическое); |
42,1 |
4 |
– интересная работа; |
– |
5 |
– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); |
– |
6 |
– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); |
5,2 |
7 |
– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); |
– |
8 |
– наличие хороших и верных друзей; |
– |
9 |
– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); |
– |
10 |
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); |
– |
11 |
– продуктивная жизнь (максимально
полное использование своих |
5,2 |
12 |
– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); |
5,2 |
13 |
– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); |
5,2 |
14 |
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); |
– |
15 |
– счастливая семейная жизнь; |
21 |
16 |
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); |
– |
17 |
– творчество (возможность творческой деятельности); |
– |
18 |
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). |
10,5 |
В ходе анализа результатов по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича выявлено, что первое место в списке ранжированных испытуемыми терминальных ценностей занимает ценность "здоровье" (физическое и психическое), она является приоритетной для 42,1% исследуемых студентов. Второе ранговое место занимает ценность "счастливая семейная" жизнь, она составила значимость для 21% испытуемых.
На третье место определена ценность "уверенность в себе" (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений), она явилась значимой для 10,5% респондентов.
Остальные предложенные в списке ценности оказались для испытуемых студентов в равной степени менее значимыми. Это такие ценности как:
– "жизненная мудрость" (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом;
– "любовь" (духовная и физическая близость с любимым человеком);
– "продуктивная жизнь" (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
– "развитие" (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
– "развлечения" (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей).
Интересным видится
перераспределение некоторых
Таблица 5
Результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 4 курса по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича
(инструментальные ценности)
Номер п/п |
Список Б (инструментальные ценности) |
4 курс % |
1 |
– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; |
10,5 |
2 |
– воспитанность (хорошие манеры); |
15,7 |
3 |
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); |
– |
4 |
– жизнерадостность (чувство юмора); |
21 |
5 |
– исполнительность (дисциплинированность); |
– |
6 |
– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); |
5,2 |
7 |
– непримиримость к недостаткам в себе и других; |
– |
8 |
– образованность (широта знаний, высокая общая культура); |
5,2 |
9 |
– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); |
5,2 |
10 |
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); |
5,2 |
11 |
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); |
5,2 |
12 |
– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; |
– |
13 |
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); |
5,2 |
14 |
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); |
– |
15 |
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); |
10,5 |
16 |
– честность (правдивость, искренность); |
10,5 |
17 |
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); |
– |
18 |
– чуткость (заботливость). |
– |
В иерархии инструментальных ценностей доминирует ценность "жизнерадостность" (чувство юмора), она является значимой для 21% испытуемых, ценность "воспитанность" (хорошие манеры) является значимой для 15,7% опрошенных.
Для 10,5% студентов приоритетными выступают такие ценности как:
– "аккуратность" (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
– "широта взглядов" (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
– "честность" (правдивость, искренность).
Менее значимыми из инструментальных ценностей оказались такие ценности как:
– "независимость" (способность действовать самостоятельно, решительно);
– "образованность" (широта знаний, высокая общая культура);
– "ответственность" (чувство долга, умение держать свое слово);
– "рационализм" (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
– "самоконтроль" (сдержанность, самодисциплина);
– "твердая воля" (умение настоять на своём, не отступать перед трудностями).
В целом, результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 4 курса показали, что из сферы терминальных ценностей значимыми являются такие ценности как "потребность в здоровье", "счастливая семейная жизнь", а из сферы инструментальных ценностей – ценность "жизнерадостность" и ценность "воспитанность".
Данные исследования, полученные по морфологическому тесту жизненных ценностей, представлены в таблице 6.
Таблица 6
Результаты исследования
показателей ценностей
Ценности |
4 курс | |
Жизненные ценности |
Развитие себя |
36,3 |
Духовное удовлетворение |
40 | |
Креативность |
34,6 | |
Активные социальные контакты |
36,6 | |
Собственный престиж |
32,1 | |
Высокое материальное положение |
37,5 | |
Достижение |
40 | |
Сохранение собственной индивидуальности |
36,1 | |
Жизненные сферы |
Сфера профессиональной жизни |
56,2 |
Сфера образования |
54,7 | |
Сфера семейной жизни |
52 | |
Сфера общественной активности |
48 | |
Сфера увлечений |
46,5 | |
Сфера физической активности |
35,5 |
Анализ показателей представленных в таблице 6, позволяет отметить, что ценность "Сфера профессиональной жизни" является доминирующей в иерархии жизненных сфер (56 баллов).
Одной из наиболее значимых
ценностей для студентов
Интерес к семейной жизни, также явился преобладающим, и составил в иерархии ценностей жизненной сферы (52 балла).
Менее значимыми для респондентов оказались следующие ценности жизненной сферы:
"Сфера общественной активности" (48 баллов);
"Сфера увлечений" (46,5 баллов) и сфера физической активности заняла (35,5 баллов).
Приоритетными в иерархии жизненных ценностей являются такие ценности как:
- "духовное удовлетворение"
- "достижение".
Ценность "высокое материальное положение" находится на втором месте в списке жизненных ценностей (37,5 баллов).
Значимость активных социальных контактов для испытуемых, по количеству набранных баллов находится на третьем месте в списке жизненных ценностей.
Меньшее количество баллов имеют такие жизненные ценности как: "стремление к развитию себя" (36,3 балла); "сохранения собственной индивидуальности" (36,1 балла); "креативность" (34,6 балла); "собственный престиж" (32,1 балла).
Данный факт, возможно, свидетельствует о том, что вышеперечисленные жизненные ценности являются не значимыми для данной выборки испытуемых в исследуемый период.
На следующем этапе проводилось исследование ценностных ориентаций студентов 5 курса. Исследование проводилось с сентября по октябрь 2008 года с выборкой студентов факультета "Педагогика и психология" Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета.
Возраст испытуемых на третьем этапе исследования от 21 до 36 лет. Из них 62% женатых (замужем) и 38% не женатых (не замужем). У 12 из 21 опрошенных исследуемых студентов есть дети.
По результатам, полученным в ходе анкетирования, первое место определено такой ценности как "семья", она стала значимой для 75% испытуемых; для 14,2% респондентов приоритетной оказалась ценность "самосовершенствование"; ценность "здоровье" является важной для 5% испытуемых; ценность "профессия" является главной для 9,5% опрошенных.
Желают применить полученные знания на практике по окончании института 42,8% испытуемых студентов. Не определились в желании работать по полученной профессии 38% опрошенных, и 19% испытуемых считают, что не будут работать по данной профессии.
Данные, полученные в ходе исследования по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича, представлены в таблицах 7, 8.
Таблица 7
Результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 5 курса по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича (терминальные ценности)
Номер п/п |
Список А (терминальные ценности) |
5 курс (%) |
1 |
– активная деятельная жизнь
(полнота и эмоциональная |
4,7 |
2 |
–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); |
4,7 |
3 |
– здоровье (физическое и психическое); |
52,3 |
4 |
– интересная работа; |
4,7 |
5 |
– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); |
– |
6 |
– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); |
4,7 |
7 |
– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); |
4,7 |
8 |
– наличие хороших и верных друзей; |
– |
9 |
– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); |
– |
10 |
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); |
– |
11 |
– продуктивная жизнь (максимально
полное использование своих |
– |
12 |
– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); |
– |
13 |
– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); |
– |
14 |
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); |
– |
15 |
– счастливая семейная жизнь; |
23,8 |
16 |
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); |
– |
17 |
– творчество (возможность творческой деятельности); |
– |
18 |
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). |
– |
Информация о работе Ценностные ориентации современной молодежи