Диагностика проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность коорекционной программы, направленной на преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: способы преодоления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели мы поставили следующие задачи исследования:
проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе;
провести диагностику агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
организовать коррекционную программу, направленную на преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста и проверить ее эффективность.

Содержание работы

Введение……………………….……………………….…………………….
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………..


7
1.1. Понятие агрессии и агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе …………………………………………………

7
1.2. Причины появления и проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста …………………………………….

17
1.3. Способы преодоления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………

29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПУТЕЙ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………….


38
2.1. Диагностика проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………

38
2.2. Организация коррекционной работы по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………

45
2.3. Эффективность коррекционной работы по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………

49
Заключение……………………….…………………………………………..
55
Библиографический список ……………………….………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение……………………….……………………….…………………….

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ  И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………..

 

 

7

     1.1. Понятие  агрессии и агрессивного поведения  в психолого-педагогической литературе …………………………………………………

 

7

     1.2. Причины  появления и проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста …………………………………….

 

17

     1.3. Способы преодоления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………

 

29

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПУТЕЙ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………….

 

 

38

     2.1. Диагностика проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………

 

38

     2.2. Организация коррекционной работы по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………

 

45

     2.3. Эффективность коррекционной работы по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………

 

49

Заключение……………………….…………………………………………..

55

Библиографический список ……………………….………………………..

59

Приложения……………………….………………………………………….

61


 

 

Введение

 

В последнее  время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира.

Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна  в наши дни. Психологи и педагоги отмечают, что агрессивных детей  становится все больше. Детская агрессивность может приводить к возникновению конфликтов, формировать грубые черты в характере, лимитировать способность к адаптации, к установлению доброжелательных отношений с людьми и ко многому другому. Без преувеличения можно сказать, что способность ребенка справляться со своей агрессией определяет его будущее благополучие и развитие его индивидуальных и социальных качеств. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, – это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает проявление агрессивности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

Под агрессивным поведением обычно понимается специфическая форма  действий, характеризующаяся демонстрацией  превосходства в силе или применением  силы по отношению к другому человеку, оторый стремится причинить вред или ущерб [45, 77].

Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «отвратительный», «дрянь», «хулиган» – такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в детском саду, но и дома.

Проблемой агрессивного поведения занимались такие учёные, как Э. Фромм, З. Фрейд, К. Изард, Р.Берон и Д.Ричардсон, Е.О.Смирнова, Г.Л. Хузеева, В.Логинова и П. Саморукова, А.И.Захаров, А.С. Спиваковская, С.Ю. Чижова и О.В. Калинина.

Э.Фромм описал проявления агрессивности у детей, а также разработал рекомендации по работе с такими детьми [46]. Карл Изард дал определение агрессивности и выделил основные причины агрессивного поведения [17]. Р.Берон и Д.Ричардсон выделяют виды агрессии, указывают на роль семейного воспитания в усвоении агрессивного поведения, выделяя модели семейного влияния, стили семейного руководства, вопросы взаимодействия со сверстниками, с братьями и сёстрами [1].

Вопросами вариантов  детской агрессивности и формами её проявления занимались Е.О.Смирнова и Г.Л.Хузеева. В своих работах они утверждали, что из-за различных жизненных ситуаций, обстоятельств, таких как, постоянное переживание родителями психологических стрессов, выплёскивание негативных эмоций на своих детей, нежелание родителей общаться с детьми может сформировать устойчивое агрессивное поведение у дошкольников [39], [40].

В.Логинова и П.Саморукова считают, что агрессивные дети, как  правило, вырастают в семьях, где  дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий предполагают силовые методы, особенно физические наказания [26].

А.С.Спиваковская описывает  несколько типов неблагополучных  семей, которые используют необдуманные воспитательные воздействия [42].

Объяснение причин и  проявлений агрессивности у детей, а также методы снятия агрессивности  в различных видах деятельности предлагают С.Ю.Чижова и О.В.Калинина [48].

Таким образом, можно  считать, что вопросы изучения агрессивного поведения детей и детской агрессивности достаточно освещены в теории, а также предложены методы снятия агрессивности. Вместе с тем, проблема преодоления агрессивного поведения хоть и привлекает внимание педагогов и психологов, но недостаточно представлена в практике работы ДОУ.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске эффективных способов преодоления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Исходя из этого, была сформулирована тема исследования: «Преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность коорекционной программы, направленной на преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: агрессивное поведение детей  старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: способы преодоления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели мы поставили следующие задачи исследования:

  • проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе;
  • провести диагностику агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
  • организовать коррекционную программу, направленную на преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста и проверить ее эффективность.

Гипотеза исследования: агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста можно преодолеть, если организовать коррекционную работу, включающую различные упражнения, тренинги, способствующие преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Методологической основой исследования являются труды следующих ученых: понятие агрессии и агрессивного поведения изучали З.Фрейд, Д. Ричардсон, Т.А.Куликова; причины появления и виды проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста изучали К.Лоренц, В.Н.Гарбузов А.В.Запорожец, Н.В.Клюева; пути преодоления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста изучали Е.О.Смирнова, Г.Л.Хузеева, С.Ю.Чижова, О.В.Калинина.

Практической основой  послужили методики И.М.Марковской, Н.В.Клюевой, Ю.В.Касаткиной, Е.Э.Петровой, Э.Венгера.

Для реализации целей  и задач использовался комплекс методов:

– теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

– диагностические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование;

– психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

Структура выпускной  квалификационной работы: работа состоит из введения, теоретической и экспериментальной глав, заключения, библиографического списка (53 источника), приложений.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ  И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1. Понятие  агрессии и агрессивного поведения  в психолого-педагогической литературе

 

На протяжении многих веков человечество задавалось вопросом: почему люди действуют агрессивно по отношению друг к другу, и какие меры необходимо принять для того, что бы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение?

Этот вопрос рассматривался с различных позиций – с  точки зрения философии, религии... Однако только в нашем столетии данный вопрос стал предметом систематического научного исследования.

Но для рассмотрения проблемы агрессивности, необходимо выявить, что же такое агрессия? С латинского языка слово агрессия означает «нападать». Само понятие агрессии уже издавна бытует в европейских языках, однако, его значение не всегда было одинаковым. До начала девятнадцатого века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

Современный словарь  по психологии дает такое определение: «Агрессия - мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у них депрессию, психодискомфорт, неуютность, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности, аномальное психопереживание» [41, 27].

Р. Геттинг пишет: «Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, возможно, без страха бросается в омут неразрешенных проблем» [8, 26].

Несмотря на значительные разногласия, относительно определения  агрессии, многие специалисты в настоящее  время склоняются к следующему определению: «Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление и причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [12, 41].

Из этого определения  следует, что агрессию следует рассматривать  не как модель поведения, а как  эмоцию, мотив или установку. Термин агрессия часто ассоциируется с  негативными эмоциями, – такими как злость; с мотивами, – такими, как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками, – такие как расовые и этнические предрассудки.

Несмотря на то, что  все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом  которого становится причинение ущерба, их наличие не являются необходимым условием для подобных действий. Агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно необязательно, чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно (случаи насилия в семье).

Существует множество  теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к [35, 87]:

  1. врожденным побуждениям и задаткам;
  2. потребностям, активизируемым внешними стимулами;
  3. познавательным и эмоциональным процессам;
  4. актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

Рассмотрим наиболее известные теоретические положения.

Теория влечения (психоаналитический подход). Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от «Я». А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других [45, 92].

Экологический подход. Новое  звучание эта тема получила благодаря  работам К.Лоренца, который придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З.Фрейда.

Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией:

  1. Количества накопленной агрессивной энергии.
  2. Наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии [27, 101].

Но, чем большее количество агрессивной энергии имеется  в данный момент, тем меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно.

Информация о работе Диагностика проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста