Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 17:25, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность коорекционной программы, направленной на преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: способы преодоления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели мы поставили следующие задачи исследования:
проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе;
провести диагностику агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
организовать коррекционную программу, направленную на преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста и проверить ее эффективность.
Введение……………………….……………………….…………………….
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………..
7
1.1. Понятие агрессии и агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе …………………………………………………
7
1.2. Причины появления и проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста …………………………………….
17
1.3. Способы преодоления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………
29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПУТЕЙ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………….
38
2.1. Диагностика проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………
38
2.2. Организация коррекционной работы по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………
45
2.3. Эффективность коррекционной работы по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………
49
Заключение……………………….…………………………………………..
55
Библиографический список ……………………….………………………..
Содержание
Введение……………………….……………………….…… |
3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………….. |
7 |
1.1. Понятие
агрессии и агрессивного |
7 |
1.2. Причины появления и проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………. |
17 |
1.3. Способы преодоления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………… |
29 |
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПУТЕЙ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………. |
38 |
2.1. Диагностика проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………… |
38 |
2.2. Организация коррекционной работы по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ……… |
45 |
2.3. Эффективность коррекционной работы по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ……… |
49 |
Заключение……………………….………………………… |
55 |
Библиографический список ……………………….……………………….. |
59 |
Приложения……………………….………………………… |
61 |
Введение
В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира.
Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Психологи и педагоги отмечают, что агрессивных детей становится все больше. Детская агрессивность может приводить к возникновению конфликтов, формировать грубые черты в характере, лимитировать способность к адаптации, к установлению доброжелательных отношений с людьми и ко многому другому. Без преувеличения можно сказать, что способность ребенка справляться со своей агрессией определяет его будущее благополучие и развитие его индивидуальных и социальных качеств. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, – это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает проявление агрессивности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
Под агрессивным поведением
обычно понимается специфическая форма
действий, характеризующаяся
Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «отвратительный», «дрянь», «хулиган» – такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в детском саду, но и дома.
Проблемой агрессивного поведения занимались такие учёные, как Э. Фромм, З. Фрейд, К. Изард, Р.Берон и Д.Ричардсон, Е.О.Смирнова, Г.Л. Хузеева, В.Логинова и П. Саморукова, А.И.Захаров, А.С. Спиваковская, С.Ю. Чижова и О.В. Калинина.
Э.Фромм описал проявления агрессивности у детей, а также разработал рекомендации по работе с такими детьми [46]. Карл Изард дал определение агрессивности и выделил основные причины агрессивного поведения [17]. Р.Берон и Д.Ричардсон выделяют виды агрессии, указывают на роль семейного воспитания в усвоении агрессивного поведения, выделяя модели семейного влияния, стили семейного руководства, вопросы взаимодействия со сверстниками, с братьями и сёстрами [1].
Вопросами вариантов детской агрессивности и формами её проявления занимались Е.О.Смирнова и Г.Л.Хузеева. В своих работах они утверждали, что из-за различных жизненных ситуаций, обстоятельств, таких как, постоянное переживание родителями психологических стрессов, выплёскивание негативных эмоций на своих детей, нежелание родителей общаться с детьми может сформировать устойчивое агрессивное поведение у дошкольников [39], [40].
В.Логинова и П.Саморукова считают, что агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий предполагают силовые методы, особенно физические наказания [26].
А.С.Спиваковская описывает
несколько типов
Объяснение причин и проявлений агрессивности у детей, а также методы снятия агрессивности в различных видах деятельности предлагают С.Ю.Чижова и О.В.Калинина [48].
Таким образом, можно считать, что вопросы изучения агрессивного поведения детей и детской агрессивности достаточно освещены в теории, а также предложены методы снятия агрессивности. Вместе с тем, проблема преодоления агрессивного поведения хоть и привлекает внимание педагогов и психологов, но недостаточно представлена в практике работы ДОУ.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске эффективных способов преодоления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Исходя из этого, была сформулирована тема исследования: «Преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность коорекционной программы, направленной на преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: способы преодоления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели мы поставили следующие задачи исследования:
Гипотеза исследования: агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста можно преодолеть, если организовать коррекционную работу, включающую различные упражнения, тренинги, способствующие преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования являются труды следующих ученых: понятие агрессии и агрессивного поведения изучали З.Фрейд, Д. Ричардсон, Т.А.Куликова; причины появления и виды проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста изучали К.Лоренц, В.Н.Гарбузов А.В.Запорожец, Н.В.Клюева; пути преодоления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста изучали Е.О.Смирнова, Г.Л.Хузеева, С.Ю.Чижова, О.В.Калинина.
Практической основой послужили методики И.М.Марковской, Н.В.Клюевой, Ю.В.Касаткиной, Е.Э.Петровой, Э.Венгера.
Для реализации целей и задач использовался комплекс методов:
– теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
– диагностические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование;
– психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, теоретической и экспериментальной глав, заключения, библиографического списка (53 источника), приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие
агрессии и агрессивного
На протяжении многих веков человечество задавалось вопросом: почему люди действуют агрессивно по отношению друг к другу, и какие меры необходимо принять для того, что бы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение?
Этот вопрос рассматривался с различных позиций – с точки зрения философии, религии... Однако только в нашем столетии данный вопрос стал предметом систематического научного исследования.
Но для рассмотрения проблемы агрессивности, необходимо выявить, что же такое агрессия? С латинского языка слово агрессия означает «нападать». Само понятие агрессии уже издавна бытует в европейских языках, однако, его значение не всегда было одинаковым. До начала девятнадцатого века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.
Современный словарь по психологии дает такое определение: «Агрессия - мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у них депрессию, психодискомфорт, неуютность, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности, аномальное психопереживание» [41, 27].
Р. Геттинг пишет: «Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, возможно, без страха бросается в омут неразрешенных проблем» [8, 26].
Несмотря на значительные разногласия, относительно определения агрессии, многие специалисты в настоящее время склоняются к следующему определению: «Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление и причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [12, 41].
Из этого определения следует, что агрессию следует рассматривать не как модель поведения, а как эмоцию, мотив или установку. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, – такими как злость; с мотивами, – такими, как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками, – такие как расовые и этнические предрассудки.
Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не являются необходимым условием для подобных действий. Агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно необязательно, чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно (случаи насилия в семье).
Существует множество
теоретических обоснований
Рассмотрим наиболее
известные теоретические
Теория влечения (психоаналитический подход). Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от «Я». А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других [45, 92].
Экологический подход. Новое звучание эта тема получила благодаря работам К.Лоренца, который придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З.Фрейда.
Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией:
Но, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно.