Диагностика проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность коорекционной программы, направленной на преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: способы преодоления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели мы поставили следующие задачи исследования:
проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе;
провести диагностику агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
организовать коррекционную программу, направленную на преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста и проверить ее эффективность.

Содержание работы

Введение……………………….……………………….…………………….
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………..


7
1.1. Понятие агрессии и агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе …………………………………………………

7
1.2. Причины появления и проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста …………………………………….

17
1.3. Способы преодоления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………

29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПУТЕЙ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………….


38
2.1. Диагностика проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………

38
2.2. Организация коррекционной работы по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………

45
2.3. Эффективность коррекционной работы по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………

49
Заключение……………………….…………………………………………..
55
Библиографический список ……………………….………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

Уже к концу формирующего эксперимента дети стали сами инициировать игру, предлагали разные варианты. В  своих играх они уже могли  отражать специфические человеческие отношения, роли детей определяли и  направляли поведение детей. Экспериментатор здесь присутствовал просто в качестве включённого наблюдателя, стараясь не вмешиваться в игру детей. Можно сказать, что здесь шла стимуляция и поддержка активности самих детей. Игровая деятельность стала достаточно развёрнутой, игра продолжалась не менее 15-20 минут. Но, тем не менее, для проявления активности детей всё равно было необходимо, чтобы взрослый находился рядом (экспериментатор мог даже безучастно наблюдать), без этого дети не могли развернуть ролевую игру на таком высоком уровне.

В процессе проведения игр наметились положительные моменты в преодолении агрессивного поведения у детей. Если в начале выполнения игр большинство испытуемых долго не могли включиться в процесс общения, не проявляли инициативы в достижении понимания партнера, их коммуникативные действия отличались беспорядочностью, дети практически не учитывали личностные и эмоциональные особенности партнеров, то к концу нашей работы с детьми большинство детей свободно, без принуждения вступали в контакт со сверстниками, внимательно выслушивали собеседника, предпринимали попытки учёта личностных особенностей и эмоционального состояния партнёра, согласования собственных действий с интересами и мнениями партнеров.

После проведения второго  этапа исследования с детьми экспериментальной группы были апробированы методы первого этапа для сравнения результатов. Полученные результаты мы рассмотрим в следующем параграфе нашего исследования.

 

 

 

2.3. Эффективность коррекционной работы по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

 

После проведения формирующего этапа нашего экспериментального исследования, целью которого являлось научение детей управлению своим агрессивным поведением, ослабление негативных эмоций, поиск альтернативных способов удовлетворения собственных потребностей, мы провели контрольный этап нашего экспериментального исследования.

Цель: проверить  эффективность коррекционной программы  по преодолению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Для проверки эффективности мы вновь воспользовались методиками, использованными нами на констатирующем этапе эксперимента.

Методика 1. Рисунок несуществующего животного (РНЖ).

Цель: оценить  уровень агрессивного поведения  ребенка после проведения коррекционной программы.

 Инструкция: придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем.

Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой.

Интерпретация: для оценки агрессивности детей  использовалась следующая таблица:

Таблица 6

Симптомокомплексы теста «Несуществующее животное»

 Симптокомплекс

Симптом

Балл

1

Сильная, уверенная линия  рисунка.

0,1

2

Неаккуратность рисунка.

0,1

3

Большое количество острых углов.

0,1,2

4

Верхнее размещение углов.

0,1

5

Крупное изображение.

0,1,2

6

Голова обращена вправо или анфас.

0,1

7

Хвост поднят вверх, пышный.

0,1

8

Угрожающее выражение.

0,1

9

Угрожающая поза.

0,1

10

Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти).

0,1,2

11

Хищник.

0,1

12

Вожак или одинокий.

0,1

13

При нападении дерется традиционным способом.

0,1

14

Ночное животное.

0,1

15

Другие признаки.

0,1


 

Уровни агрессивного поведения:

Низкий уровень  – от 0 до 0,2 балла;

Средний уровень  – от 0,2 до 0,5 балла;

Высокий уровень  – от 0,6 до 1 балла.

Повторные результаты оценивания детских рисунков показали что:

1 ребенок набрал – от 0,6 до 1 балла – это высокий уровень проявления агрессивного поведения;

4 детей набрали – от 0,2 до 0,5 балла – это средний уровень проявления агрессивного поведения;

5 детей набрали – от 0 до 0,2 балла – это низкий уровень проявления агрессивного поведения.

По результатам  методики видно, что уменьшилось число детей с высоким уровнем проявления агрессивного поведения, а увеличилось число детей со средним и низким уровнем проявления агрессивного поведения.

Дети, которые  на констатирующем этапе показали высокий  уровень проявления агрессивного поведения (Вова В., Максим Р., Маша Я., Петя Г.)  на контрольном этапе нарисовали уже  другие рисунки, на которых отсутствуют симптомокомплексы агрессии. На констатирующем этапе этими детьми были показаны следующие результаты: крупное изображение (Максим Р.) сильная, уверенная линия рисунка (Максим Р., Маша Я., Петя Г.), наличие орудий нападения (Маша Я., Петя Г.), изображение двоих животных – один нападает, другой убегает (Вова В., Маша Я., Петя Г.). Все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию детей. На контрольном этапе дети уже не рисовали изображение двоих животных, одно из которых нападает, не было и рисунков (кроме Максима Р.), на которых изображено орудие нападения.

Результаты  данной методики мы считаем прямым доказательством того, что коррекционная  программа дала положительные результаты по преодолению у детей агрессивного поведения, т. к. данная методика позволяет увидеть внутреннее состояние ребенка, то, как он сам относится к окружающему его миру.

Методика 2. Цветовой тест Люшера.

Цель: выявить, изменилась ли динамика проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: восьмицветовой ряд карточек, окрашенных в синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый цвета.

Инструкция: ребенку  предлагается выбрать из разложенных  перед ним таблиц «самый приятный» цвет, затем приятный цвет из оставшихся и так каждый раз, пока все цвета не будут отобраны.

Цвета, которые  характеризуют неустойчивое эмоциональное  состояние, агрессию, эмоции гнева, капризность, тревожность – черный, красный, фиолетовый, коричневый.

Цвета, которые  характеризуют повышенный самоконтроль, высокую самооценку, энтузиазм, легкая вживаемость в социальную роль, эмоциональная устойчивость, активность – желтый, синий, зеленый, серый.

 

Таблица 7

Результаты  методики «Цветовой тест Люшера»

в экспериментальной группе

ФИО

ЦВЕТА

В. К.

з

ж

Се

Ф

кр

ко

Си

ч

Г. П.

ж

си

з

ко

з

ф

ко

се

Д. А.

Ж

кр

З

Си

се

ф

Ко

ч

М. Д.

З

Ж

кр

Си

се

ч

Кр

Ф

С. А.

Кр

ж

се

Си

з

ко

Ч

ф

С. В.

З

ж

кр

Си

се

ч

Кр

Ф

Т. Д.

Ф

ч

з

Ко

си

кр

Се

Ж

Х. Л.

З

ж

ч

Ф

се

ко

Кр

си

Ч. А.

З

кр

ж

Ф

си

се

Ко

Ч

Я. М.

З

<p class="dash041e_0441_043d


Информация о работе Диагностика проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста