Диагностика проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность коорекционной программы, направленной на преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: способы преодоления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели мы поставили следующие задачи исследования:
проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе;
провести диагностику агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
организовать коррекционную программу, направленную на преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста и проверить ее эффективность.

Содержание работы

Введение……………………….……………………….…………………….
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………..


7
1.1. Понятие агрессии и агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе …………………………………………………

7
1.2. Причины появления и проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста …………………………………….

17
1.3. Способы преодоления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………

29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПУТЕЙ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………….


38
2.1. Диагностика проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………

38
2.2. Организация коррекционной работы по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………

45
2.3. Эффективность коррекционной работы по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………

49
Заключение……………………….…………………………………………..
55
Библиографический список ……………………….………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

Вплоть до самого недавнего времени внимание исследователей было направлено главным образом на выяснение причин агрессии, а не на поиск средств ее предотвращения или редуцирования. Столь неутешительное положение дед можно объяснить широким распространением, с одной стороны, убеждения в том, что нам уже известны наиболее эффективные способы предотвращения агрессивных действий — наказание и катарсис; и, с другой — представления о том, что агрессию можно редуцировать путем элиминации факторов, способствующих ее проявлению. Однако ни то ни другое не согласуется с имеющимися эмпирическими данными [42, 175].

Грозящее наказание действительно  может служить эффективным средством предотвращения агрессии, но лишь в том случае, если агрессор не находится в состоянии крайнего озлобления; если наказание, которого он может ожидать, достаточно сурово; если вероятность его применения действительно высока и если выгода от совершения агрессивного действия не слишком велика.

Действительное наказание также  может удерживать агрессора от последующего совершения агрессивных действий, но лишь в том случае, если реципиент считает наказание вполне заслуженным, если оно следует сразу же за совершением агрессивных действий и приводится в исполнение с соблюдением всех установленных правил. К сожалению, эти условия редко соблюдаются в системах уголовного законодательства большинства стран, и потому наказание, как метод борьбы с преступностью, сравнительно неэффективно.

Гипотеза о существовании катарсиса  предполагает, что если приведенному в ярость индивиду дать возможность «спустить пары» в социально приемлемой форме, то это приведет к ослаблению переживаемых им негативных эмоций и тем самым снизит вероятность того, что в дальнейшем он прибегнет к социально опасным формам агрессии. Существующие данные подтверждают первое из этих предположений: участие в различных формах агрессивных взаимодействий, включая сравнительно безобидные, может приводить к резкой разрядке эмоционального напряжения. Однако это не единственный способ достижения подобного эффекта: к снижению уровня эмоционального напряжения может привести совершение индивидом практически любого действия, ослабляющего момент аверсивности в обращении с ним (индивидом) других индивидов. Данные, подтверждающие вторую часть «катарсической» гипотезы — то есть положение о том, что если индивид, испытывающий в настоящий момент гнев или злобу, своевременно даст выход своей агрессии, то это снизит вероятность совершения им в будущем серьезного правонарушения — менее убедительны. Подобный эффект может давать только совершение индивидом нападения непосредственно на того, кто послужил источником его гнева или раздражения. Кроме того, достигнутое таким образом снижение агрессивности может быть весьма непродолжительным. Итак, следует признать, что действенность катарсиса как средства редуцирования снижения агрессии в прошлом сильно переоценивалась [42, 180].

Иногда агрессия может быть редуцирована с помощью демонстрации. Речь идет о тех случаях, когда в критической  ситуации кто-либо проявляет сдержанность или призывает других не поддаваться на провокации. В отличие от других способов редуцирования агрессии (например, запугивания возможностью мести или наказания), демонстрация наглядных примеров неагрессивного поведения может снизить частоту и интенсивность как прямых, так и косвенных проявлений агрессии [36, 61].

На агрессию, как и на другие формы социальных взаимодействий, сильное влияние оказывают различные когнитивные факторы. Так, характер реакции индивидуума на провоцирующие действия других людей в значительной степени будет зависеть от совершаемых индивидуумом атрибуций, то есть от того, какое причинностное объяснение получат действия, квалифицируемые индивидуумом как провокация. С наибольшей вероятностью агрессия возникает в тех случаях, когда провокативность поведения других людей расценивается индивидуумом как злоумышленная и преднамеренная [12, 41].

Информирование о наличии смягчающих обстоятельств — например, сообщение о принудительности чьего-либо участия в провокационных действиях — может оказаться весьма эффективным способом снизить агрессивность ответной реакции на подобные действия. Если подобное информирование носит упреждающий характер, то ответная реакция на провокационные действия, когда они все-таки совершаются, может оказаться практически беззлобной. Часто эффективным способом предотвращения негативных последствий агрессивного взаимодействия может послужить попытка оправдать агрессора, дать причинное объяснение его агрессивному поведению, грубо нарушившему наши ожидания [12, 42].

Довольно эффективным способом предотвращения агрессии является также индукция несовместимых реакций, то есть реакций, несовместимых с гневом или открытой агрессией. Подобные реакции и последующее ослабление открытой агрессии могут возникнуть при виде боли и страданий жертвы агрессии, в результате просмотра юмористических материалов и при умеренной эротической стимуляции. Результаты новейших исследований показывают, что индукция несовместимых реакций способна существенно ослабить конфликт в производственных условиях. В такой ситуации эффективным средством индукции несовместимых реакций может послужить скромный, но неожиданный подарок, ненавязчивая похвала и показ юмористических материалов [10, 158].

Одна из причин того, что многие люди с удивительным постоянством попадают в конфликтные ситуации, заключается в отсутствии у них элементарных навыков общения. Существуют специально разработанные программы по развитию навыков общения у такого рода «конфликтных» личностей, которые нередко позволяют добиться весьма ощутимых результатов. 

В связи с этим, на наш  взгляд главное – помочь ребенку  увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного  и самоценного человека, партнера по общению и совместной работе. Мы полагаем: приведенные выше примеры  дают новые ориентиры для коррекционной работы с агрессивными детьми. Направлены они на преодоление внутренней изоляции, на формирование в ребенке способности видеть и понимать других. Задачу эту можно решить, отказавшись от некоторых привычных форм, присущих дошкольным учреждениям.

Традиционные воздействия  – убеждения, объяснения, ссылка на положительные примеры, призыв не обижать  других – малоэффективны. Не принесет успеха и соревновательное начало в  ходе игр, занятий. Всевозможные конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребенка лишь на собственные успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим. В конечном счете независимо от того, выигрывает ребенок или проигрывает, методика эта ведет к разобщенности и отчужденности. Поэтому основная задача, которая падает на плечи не только педагогов и психологов но и родителей в работе с агрессивными детьми, - сформировать чувство общности с другими, желание видеть и понимать сверстников [20, 39].

 Подводя итог, можно сказать, что у ребёнка существует много причин для проявления агрессивного поведения. И здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребенку.

Причин агрессивного поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

Этот совет (предоставление выбора способа взаимодействия) особенно актуален, когда речь идет об агрессивных  детях. Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым  способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам  распознавания и контроля, умению  владеть собой в ситуациях,  провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности  к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Выводы по первой главе.

Изучив психолого-педагогическую литературу по теме нашего исследования, мы сделали следующие выводы: связь  между агрессией и агрессивностью не является жесткой, но эти понятия взаимосвязаны и имеют общую цель – нанесение вреда живому существу.

Агрессия – это  специфическая форма поведения, а агрессивность – это психическое  свойство личности.

Под агрессивным поведением обычно понимается «… специфическая форма действий, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку, который стремится причинить вред или ущерб» [44, 21].

В объяснении природы  агрессивного поведения приняли  участие многие ученые-исследователи, они создали различные теории, наиболее существенной из которых оказалась теория социального научения. Согласно этой теории агрессия в целом представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального поведения.

Исходя из этой теории, были выявлены причины возникновения и проявления агрессивности у детей:

  1. научение агрессивному поведению у родителей;
  2. воздействие средств массовой информации на агрессивное поведение;
  3. сторонние наблюдатели также являются посылами агрессии.

Исходя из этого, мы выдвинули гипотезу нашего исследования. Мы будем исходить из предположения о том, что процесс преодоления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:

– провести диагностику агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;

– выявить и экспериментально проверить эффективность коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях учебно-воспитательного процесса ДОУ, у которых выражено агрессивное поведение.

Работа воспитателей и учителей с агрессивными детьми должна проводиться в трех направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым  способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам  распознавания и контроля, умению  владеть собой в ситуациях,  провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности  к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

 Содержание экспериментального  исследования, направленного на  проверку данной гипотезы, представлено  во второй главе нашего исследования.

 

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПУТЕЙ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

2.1. Диагностика проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

 

Попытка научно исследовать агрессивное поведение  у дошкольников порождает ряд проблем, потому что это поведение опасно. Было бы недопустимо применять методы, при которых дети могут причинить друг другу вред. Поэтому применяются сравнительно «безопасные» методы и методики, такие как проективные методики, тесты, наблюдения.

В качестве теоретических  предпосылок нашей работы послужили  теории А.С. Спиваковской, А.И. Захарова, Е. Гаспаровой, О.Л. Зверевой.

Практической основой  послужили методики И.М. Марковской, Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, Н.Л. Кряжевой, М. Памфиловой, Е.Э. Петровой, Э. Венгера, Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.

Исследование проводилось  на базе МДОУ детский сад №40 «ЗВЕЗДОЧКА» г.Ельца. В эксперименте участвовали 20 детей.

Для решения  поставленных задач опытно-экспериментальная  работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Исходя из цели работы вся экспериментальная программа, состоит из трех частей, в которые  включены наиболее оптимальные методы и методики диагностики и коррекции  агрессивного поведения детей.

Руководствуясь программами разных авторов, касающихся коррекции агрессивного поведения у дошкольников, мы выделили этапы экспериментальной части нашего исследования, которые будут включены в программы коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Первый этап, – констатирующий эксперимент. В него вошли: проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ), цветовой тест Люшера. Эти диагностики наиболее подходят для данного этапа, так как они ярко показывают наличие агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Методика РНЖ  – одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. Помогает выяснить и уточнить черты личности, установки и психологические проблемы ребенка. А так же дает возможность наглядно увидеть, и проанализировать неадекватное поведение ребенка.

Цветовой тест Люшера – методика, воздействующая одновременно на разные стороны человеческой психики. Тест прост и лаконичен, способен выявить неподвластные сознанию проявления индивидуально-личностных свойств человека, его эмоционального базиса и тонких нюансов в меняющемся состоянии. Тест доступен для диагностирования детей старшего дошкольного возраста.

Методика 1. Рисунок несуществующего животного (РНЖ).

Цель: оценить  уровень агрессивного поведения ребенка подтвердить результаты, полученные из наблюдения.

 Инструкция: придумай и нарисуй несуществующее  животное и назови его несуществующим  именем.

Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой.

Интерпретация: для оценки агрессивности детей использовалась следующая таблица:

 

Таблица 2

Симптомокомплексы теста «Несуществующее животное»

 Симптокомплекс

Симптом

Балл

1

Сильная, уверенная линия  рисунка.

0,1

2

Неаккуратность рисунка.

0,1

3

Большое количество острых углов.

0,1,2

4

Верхнее размещение углов.

0,1

5

Крупное изображение.

0,1,2

6

Голова обращена вправо или анфас.

0,1

7

Хвост поднят вверх, пышный.

0,1

8

Угрожающее выражение.

0,1

9

Угрожающая поза.

0,1

10

Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти).

0,1,2

11

Хищник.

0,1

12

Вожак или одинокий.

0,1

13

При нападении дерется  традиционным способом.

0,1

14

Ночное животное.

0,1

15

Другие признаки.

0,1

Информация о работе Диагностика проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста