Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 17:25, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность коорекционной программы, направленной на преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: способы преодоления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели мы поставили следующие задачи исследования:
проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе;
провести диагностику агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
организовать коррекционную программу, направленную на преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста и проверить ее эффективность.
Введение……………………….……………………….…………………….
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………..
7
1.1. Понятие агрессии и агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе …………………………………………………
7
1.2. Причины появления и проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста …………………………………….
17
1.3. Способы преодоления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………
29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПУТЕЙ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………….
38
2.1. Диагностика проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………
38
2.2. Организация коррекционной работы по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………
45
2.3. Эффективность коррекционной работы по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………
49
Заключение……………………….…………………………………………..
55
Библиографический список ……………………….………………………..
Лоренц отмечал, что кроме врожденного инстинкта борьбы все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления, т.е. имеют сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей своего вида. А люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим началом, чем животные. Отсюда, технический прогресс (оружие массового уничтожения) может привести к уничтожению человека как вида.
Ослабление агрессии возможно путем различных действий. Также Лоренц утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления [27, 147].
Фрустрационная теория. Эта теория, предложенная Д.Доллардом, противопоставляется двум, выше описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:
– фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме;
– агрессия всегда является результатом фрустрации [31, 208].
В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:
То есть, чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы [31, 210].
Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации, прежде всего из-за угрозы наказания. В этом случае происходит «смещение», в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием [31, 211].
Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против фрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок, направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данного индивидуума не действует сдерживающий фактор [31, 212].
Какие же факторы ослабляют агрессивную мотивацию? Ответ на этот вопрос следует искать, по мнению З. Фрейда, в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не приносят ущерба, снижают уровень побуждения к агрессии (оскорбление, агрессивные фантазии, удар по столу кулаком - акты агрессии, которые снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии).
Теория социального научения (бихевиоральная модель). Эта теория была предложена А.Бандурой, объясняющей усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения [3, 19]. В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление, т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.
С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:
Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрение такого поведения, т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем. Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е. достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится и викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и самонаказание - модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя сам.
А.С.Спиваковской отмечается, что эта теория оставляет гораздо больше возможностей предотвратить и контролировать человеческую агрессию. Тому есть две причины [42, 86]:
В настоящее время теория социального научения является наиболее эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития.
Таким образом, из вышеупомянутых
теорий, объясняющих природу
– проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы;
– агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание;
– агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.
Рассмотрев основные теории, объясняющие природу агрессивности, определим основные понятия.
Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие положения:
Под агрессией, по Э. Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту [46, 103].
Агрессивность, по Р.С. Немову, понимается как враждебность, т. е. поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред [31, 296].
Проявление агрессии весьма разнообразно. Различают два основных типа агрессивных проявлений:
– целевая агрессия;
– инструментальная агрессия.
Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом [34, 74].
Структуру агрессивного поведения предложили в своих работах И.Л.Заградова, А.К.Осинский, Н.Д.Левитов.
- агрессия, направленная вовне;
- аутоагрессия - направленная на себя.
- интеллектуальная агрессия;
- враждебная агрессия.
- физическая агрессия;
- вербальная агрессия.
- прямая агрессия;
- косвенная агрессия.
- инициативная агрессия;
- оборонительная агрессия [38, 37].
Определим, что такое агрессивное действие и агрессивное поведение, агрессивность, т.к. часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл.
Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.
Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия [40, 30].
Отметим, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.
В. Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам [18, 21].
А.А. Реан, К. Бютнер рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги [35, 38].
Т.Р. Румянцева считает, что сегодня на первый план выдвигается нормативный подход [38, 38].
Согласно этой точке зрения, в определении поведения как агрессивного, решающее место должно принадлежать понятию нормы. Нормы формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных действий. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка. Отсюда, поведение будем назвать агрессивным при наличии двух обязательных условий:
– когда имеют место губительные для жертвы последствия;
– когда нарушены нормы поведения [38, 38].
Важную роль в становлении агрессивного поведения играют обучение и воспитание. Р.Кратчфилд и Н.Левинсон признают, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации. Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации. В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества [23, 77].
Другие же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытые принуждения, завуалированные требования и прочее.
Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии. И здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребенку.
Сделаем выводы.
Слово «агрессия» произошло от латинского aggressio, что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия - мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у них депрессию, психодискомфорт, неуютность, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности, аномальное психопереживание».
Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей.
Причины агрессивного поведения детей дошкольного возраста подробнее рассмотрим в следующем параграфе.
1.2. Причины появления и проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. Генри Паренс рассмотрел две формы агрессии, которые проявляются у детей любого возраста даже у очень маленьких. Первая – недеструктивная агрессия, то есть настойчивое, неврожденное самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку. Недеструктивная агрессия вызывается врожденными механизмами, служащими для адаптации к среде, удовлетворению желаний и достижение цели. Эти механизмы наличествуют и функционируют, хотя и достаточно примитивно, с самого момента рождения человека [34, 26].
Другая форма – врожденная деструктивность, то есть злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение. Ненависть, ярость, задиристость, желание отомстить и т.п. тоже могут быть формой самозащиты, однако порождают множество личных проблем и заставляют страдать окружающих. Врожденная деструктивность, в отличие от недеструктивной агрессии, не проявляется сразу после рождения. Однако механизмы ее продуцирования (генерирования) или мобилизации существуют с самого начала жизни ребенка. Врожденная деструктивность вызывается и активизируется в результате сильных неприятных переживаний (чрезмерная боль или дистресс) [34, 27].