Диагностика проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность коорекционной программы, направленной на преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: способы преодоления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели мы поставили следующие задачи исследования:
проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе;
провести диагностику агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
организовать коррекционную программу, направленную на преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста и проверить ее эффективность.

Содержание работы

Введение……………………….……………………….…………………….
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………..


7
1.1. Понятие агрессии и агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе …………………………………………………

7
1.2. Причины появления и проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста …………………………………….

17
1.3. Способы преодоления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………

29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПУТЕЙ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………….


38
2.1. Диагностика проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………

38
2.2. Организация коррекционной работы по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………

45
2.3. Эффективность коррекционной работы по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………

49
Заключение……………………….…………………………………………..
55
Библиографический список ……………………….………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

Лоренц отмечал, что  кроме врожденного инстинкта  борьбы все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления, т.е. имеют сдерживающее начало, которое  препятствует нападению на представителей своего вида. А люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим началом, чем животные. Отсюда, технический прогресс (оружие массового уничтожения) может привести к уничтожению человека как вида.

Ослабление агрессии возможно путем различных действий. Также Лоренц утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления [27, 147].

Фрустрационная теория. Эта теория, предложенная Д.Доллардом, противопоставляется двум, выше описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:

– фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме;

– агрессия всегда является результатом фрустрации [31, 208].

В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют  три фактора:

  1. Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;
  2. Сила препятствия на пути достижения цели;
  3. Количества последовательных фрустраций.

То есть, чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы [31, 210].

Когда выяснилось, что  индивидуумы не всегда реагируют  агрессией на фрустрацию, Доллард  и соавторы пришли к выводу, что  подобное поведение не проявляется  в тот же момент фрустрации, прежде всего из-за угрозы наказания. В этом случае происходит «смещение», в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием [31, 211].

Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против фрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок, направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данного индивидуума не действует сдерживающий фактор [31, 212].

Какие же факторы ослабляют  агрессивную мотивацию? Ответ на этот вопрос следует искать, по мнению З. Фрейда, в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не приносят ущерба, снижают уровень побуждения к агрессии (оскорбление, агрессивные фантазии, удар по столу кулаком - акты агрессии, которые снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии).

Теория социального  научения (бихевиоральная модель). Эта теория была предложена А.Бандурой, объясняющей усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения [3, 19]. В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление, т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует  учета трех моментов:

  1. способов усвоения подобных действий;
  2. факторов, провоцирующих их появление;
  3. условий, при которых они закрепляются [3, 20].

Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрение такого поведения, т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем. Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е. достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится и викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и самонаказание - модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя сам.

А.С.Спиваковской отмечается, что эта теория оставляет гораздо больше возможностей предотвратить и контролировать человеческую агрессию. Тому есть две причины [42, 86]:

  1. согласно теории, агрессия - приобретенная модель социального поведения. Отсюда может быть ослаблена с помощью процедур (устранение условий);
  2. социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях.

В настоящее время  теория социального научения является наиболее эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития.

Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих природу агрессивности, можно сделать следующие выводы:

– проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы;

– агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание;

– агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.

Рассмотрев основные теории, объясняющие природу агрессивности, определим основные понятия.

Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие положения:

  1. агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
  2. в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
  3. жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой [1, 95].

Под агрессией, по Э. Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту [46, 103].

Агрессивность, по Р.С. Немову, понимается как враждебность, т. е. поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред [31, 296].

Проявление агрессии весьма разнообразно. Различают два основных типа агрессивных проявлений:

– целевая агрессия;

– инструментальная агрессия.

Первая выступает как  осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом [34, 74].

Структуру агрессивного поведения предложили в своих  работах И.Л.Заградова, А.К.Осинский, Н.Д.Левитов.

  1. По направленности:

- агрессия, направленная вовне;

- аутоагрессия - направленная на себя.

  1. По цели:

- интеллектуальная агрессия;

- враждебная агрессия.

  1. По методу выражения:

- физическая агрессия;

- вербальная агрессия.

  1. По степени выраженности:

- прямая агрессия;

- косвенная агрессия.

  1. По наличию инициативы:

- инициативная агрессия;

- оборонительная агрессия [38, 37].

Определим, что такое агрессивное действие и агрессивное поведение, агрессивность, т.к. часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл.

Агрессивное действие - это  проявление агрессивности, как ситуативной  реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.

Сама же агрессивность  подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия [40, 30].

Отметим, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.

В. Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам [18, 21].

А.А. Реан, К. Бютнер рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги [35, 38].

Т.Р. Румянцева считает, что сегодня на первый план выдвигается нормативный подход [38, 38].

Согласно этой точке  зрения, в определении поведения  как агрессивного, решающее место должно принадлежать понятию нормы. Нормы формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных действий. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка. Отсюда, поведение будем назвать агрессивным при наличии двух обязательных условий:

– когда имеют место губительные для жертвы последствия;

– когда нарушены нормы поведения [38, 38].

Важную роль в становлении  агрессивного поведения играют обучение и воспитание. Р.Кратчфилд и Н.Левинсон признают, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации. Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации. В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества [23, 77].

Другие же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытые принуждения, завуалированные требования и прочее.

Третьи ничему не научаются и  проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии. И здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребенку.

Сделаем выводы.

Слово «агрессия» произошло  от латинского aggressio, что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия - мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у них депрессию, психодискомфорт, неуютность, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности, аномальное психопереживание».

Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей.

Причины агрессивного поведения детей дошкольного возраста подробнее рассмотрим в следующем параграфе.

 

 

1.2. Причины появления и проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

 

Агрессивные действия у  ребенка можно наблюдать уже  с самого раннего возраста. Генри  Паренс рассмотрел две формы агрессии, которые проявляются у детей  любого возраста даже у очень маленьких. Первая – недеструктивная агрессия, то есть настойчивое, неврожденное самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку. Недеструктивная агрессия вызывается врожденными механизмами, служащими для адаптации к среде, удовлетворению желаний и достижение цели. Эти механизмы наличествуют и функционируют, хотя и достаточно примитивно, с самого момента рождения человека [34, 26].

Другая форма –  врожденная деструктивность, то есть злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение. Ненависть, ярость, задиристость, желание отомстить и т.п. тоже могут быть формой самозащиты, однако порождают множество личных проблем и заставляют страдать окружающих. Врожденная деструктивность, в отличие от недеструктивной агрессии, не проявляется сразу после рождения. Однако механизмы ее продуцирования (генерирования) или мобилизации существуют с самого начала жизни ребенка. Врожденная деструктивность вызывается и активизируется в результате сильных неприятных переживаний (чрезмерная боль или дистресс) [34, 27].

Информация о работе Диагностика проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста