Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 17:25, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность коорекционной программы, направленной на преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: способы преодоления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели мы поставили следующие задачи исследования:
проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе;
провести диагностику агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
организовать коррекционную программу, направленную на преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста и проверить ее эффективность.
Введение……………………….……………………….…………………….
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………..
7
1.1. Понятие агрессии и агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе …………………………………………………
7
1.2. Причины появления и проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста …………………………………….
17
1.3. Способы преодоления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………
29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПУТЕЙ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………….
38
2.1. Диагностика проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………
38
2.2. Организация коррекционной работы по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………
45
2.3. Эффективность коррекционной работы по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………
49
Заключение……………………….…………………………………………..
55
Библиографический список ……………………….………………………..
Уровни агрессивного поведения:
Низкий уровень – от 0 до 0,2 балла;
Средний уровень – от 0,2 до 0,5 балла;
Высокий уровень – от 0,6 до 1 балла.
Результаты оценивания детских рисунков показали что:
3 детей набрали – от 0,2 до 0,5 балла – это средний уровень проявления агрессивного поведения;
12 детей набрали – от 0 до 0,2 балла – это низкий уровень проявления агрессивного поведения.
Рисункам детей с высоким уровнем агрессии присуще: крупное изображение (Максим Р.) сильная, уверенная линия рисунка (Максим Р., Маша Я., Петя Г.), наличие орудий нападения [зубы, когти, рога и т. д.] (Маша Я., Петя Г.), изображение двоих животных – один нападает, другой убегает (Вова В., Маша Я., Петя Г.). Все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию детей (см. приложение 1).
На рисунках детей со средним и низким уровнем агрессии нет животных с угрожающим выражением лица, хищников или нападающих животных, отсутствуют символы прямой агрессии такие, как зубы, клюв, когти и т. д. (см. приложение 1). Эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что означает самоконтроль, дружелюбие, защитный характер агрессии.
Сравнив результаты структуриализованного наблюдения и методики РНЖ можно сказать, что результаты во многом совпали, но есть и расхождения. Это можно объяснить тем, что наблюдение дает общую картину поведения детей в группе, а методика РНЖ позволяет увидеть внутреннее состояние ребенка, то, как он сам относится к окружающему его миру. Но результаты обоих методик несут в себе большую ценность для исследования.
Методика 2. Цветовой тест Люшера.
Цель: Выявить
эмоциональную напряженность
Оборудование: восьми цветовой ряд карточек, окрашенных в синий – 1, зеленый – 2, красный – 3, желтый – 4, фиолетовый – 5, коричневый – 6, черный – 7, серый – 0.
Инструкция: детям предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц «самый приятный» цвет, затем приятный из оставшихся и так каждый раз, пока все цвета не будут отобраны.
Цвета, которые характеризуют неустойчивое эмоциональное состояние, агрессию, эмоции гнева, капризность, тревожность – черный, красный, фиолетовый, коричневый.
Цвета, которые характеризуют повышенный самоконтроль, высокую самооценку, энтузиазм, легкая вживаемость в социальную роль, эмоциональная устойчивость, активность – желтый, синий, зеленый, серый.
Таблица 3
Результаты методики «Цветовой тест Люшера»
Ф.И.О. |
ЦВЕТА | |||||||
А. С. |
ж |
кр |
си |
се |
з |
ч |
ф |
ко |
В. В. |
ч |
ж |
кр |
ф |
ко |
з |
се |
си |
В. К. |
си |
ж |
се |
си |
кр |
з |
ко |
ч |
Г. П. |
кр |
ко |
ч |
ф |
си |
з |
се |
ж |
Г. Л. |
се |
ж |
си |
з |
кр |
ко |
ф |
ч |
Д. А. |
ж |
си |
кр |
з |
се |
ф |
ко |
ч |
Д. В. |
ф |
з |
ч |
ко |
кр |
си |
ж |
се |
К. М. |
кр |
ж |
си |
се |
з |
ко |
ф |
ч |
М. Д. |
си |
ж |
з |
кр |
се |
ч |
ко |
ф |
М. Л. |
з |
кр |
ж |
ф |
се |
си |
ко |
ч |
О. А. |
ч |
ф |
з |
ко |
си |
кр |
ж |
се |
Р. М. |
з |
ч |
ф |
ко |
кр |
си |
се |
ж |
С. А. |
ч |
ж |
кр |
ф |
ко |
з |
се |
си |
С. В. |
си |
ж |
се |
си |
кр |
з |
ко |
ч |
Т. М. |
кр |
ко |
ч |
ф |
си |
з |
се |
ж |
Т. Д. |
се |
ж |
си |
з |
кр |
ко |
ф |
ч |
Х. Л. |
ж |
си |
кр |
з |
се |
ф |
ко |
ч |
Ч. А. |
ф |
з |
ч |
ко |
кр |
си |
ж |
се |
Ш. С. |
кр |
ж |
си |
се |
з |
ко |
ф |
ч |
Я. М. |
си |
ж |
з |
кр |
се |
ч |
ко |
ф |
Анализ результатов методики подтверждает полученные результаты из предыдущих методик. Дети с высоким уровнем агрессивного поведения отдают предпочтение таким цветам, которые характеризуются неустойчивым эмоциональным состоянием, агрессией, эмоциями гнева, капризностью, высокой активностью, тревожностью (Максим Р., Вова В., Маша Я., Петя Г.)). Наиболее предпочитаемые цвета этих детей – черный, красный, фиолетовый. Менее предпочитаемые цвета – серый, синий, желтый.
Дети с менее выраженным агрессивным поведением, предпочитают выбирать цвета, которые характеризуются повышенным самоконтролем, высокой самооценкой, энтузиазмом, легкой вживаемостью в социальную роль, эмоциональной устойчивостью, потребностью в общении, активностью в достижении поставленных целей. Наиболее предпочитаемые цвета – желтый, синий, зеленый, серый. Менее предпочитаемые – черный, коричневый, фиолетовый.
Для решения существующей проблемы исследуемая группа детей в количестве 20 человек была поделена на контрольную и экспериментальную группы. При этом учитывалось, что в обеих группах было приблизительно равное количество детей с высоким и низким уровнем проявления агрессивного поведения. Результаты мы свели в таблицу 4.
Таблица 4
Распределение детей старшего дошкольного возраста
в контрольной и экспериментальной группах по уровню проявления агрессивного поведения после проведения
констатирующего эксперимента
Группа детей |
Уровни проявления агрессивного поведения | |||||
высокий |
средний |
низкий | ||||
кол-во человек |
% случаев |
кол-во человек |
% случаев |
кол-во человек |
% случаев | |
Экспериментальная |
2 |
20 |
4 |
40 |
4 |
40 |
Контрольная |
2 |
20 |
4 |
40 |
4 |
40 |
По результатам
В контрольной группе мы не проводили коррекционную программу, направленную на снижение агрессивного поведения у детей, а в экспериментальной группе, напротив, мы провели коррекционную программу, направленную на снижение агрессивного поведения у детей.
Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что большая часть испытуемых имеют выраженное агрессивное поведение, что составляет 40% от числа группы, а двенадцать детей (60%) имеют менее выраженное агрессивное поведение, что является подтверждением необходимости создания условий, описанных в § 1.3 нашего исследования. Эта проблема будет рассмотрена в следующем параграфе.
2.2. Организация коррекционной работы по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Исходя из данных, полученных во время проведения констатирующего этапа нашего экспериментального исследования, нами была составлена и проведена на практике в ДОУ коррекционная работа.
Цель коррекционной работы: научение детей системе управления своим агрессивным поведением, ослабление негативных эмоций, поиск альтернативных способов удовлетворения собственных потребностей.
Задачи:
Коррекционная работа состоит из цикла занятий. Всего было проведено двадцать занятий по 30-35 минут каждое. Все занятия состояли из трех частей: вводная часть, основная, заключительная. Во вводную часть были включены физические упражнения, цель которых – поднять мышечный тонус, эмоциональное состояние детей. Содержание основной части предполагало знакомство детей с теоретическим материалом, игры и упражнения. Заключительная часть – релаксация.
Тематика занятий
Занятие 1. Знакомство с эмоциями.
Цель: познакомить детей с эмоциями, рассмотреть, как они проявляются. Провести дифференциацию эмоций (негативные и позитивные).
Занятие 2. Эмоции и наше настроение.
Цель: продолжить знакомство с эмоциями, вербальное и невербальное общение с чувствами.
Занятие 3. Мое отношение к эмоциям.
Цель: развитие способности осознания, принятия и выражение собственного отношения к эмоциям.
Занятие 4. Что такое агрессия?
Цель: ознакомить детей с понятием агрессия. Научить распознавать собственные агрессивные реакции.
Занятие 5. Динамика агрессивного поведения (см. приложение 2).
Цель: продолжать знакомить детей с понятием агрессия. Рассмотреть динамику агрессивного поведения, как невербально она проявляется.
Занятие 6. Управление агрессией (см. приложение 2).
Цель: учить понимать, осознавать и принимать свое чувство злости, гнева; знать, как оно проявляется. Обучать конструктивным способам выражения агрессии.
Занятие 7. Да! Нет!
Цель: изучение мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций через вербализацию чувств.
Занятие 8. Карикатура.
Цель: осознание своих личностных качеств детьми, возможность «посмотреть на себя со стороны». Изменение психосоматического состояния во время агрессивных проявлений.
Занятие 9. Связующая нить.
Цель: формирование чувства близости с другими детьми, принятие детьми друг друга такими, какие они есть. Формирование чувства ценности других.
Занятие 10. Взаимоотношения.
Цель: показать на примере сказочных героев, как агрессивное поведение влияет на других персонажей. Обсудить возможные варианты выхода сказочных героев из конфликтной ситуации.
Занятие 11. Возьми себя в руки.
Цель: учить детей изменять свое психосоматическое состояние, путем дыхательной гимнастики. Снятие мышечных зажимов. Научение системе управления своим агрессивным поведением.
Занятие 12. Дыши и думай красиво.
Цель: изменение психосоматического состояния. Умение выражать чувство гнева и злости в движении танца под музыку.
Коррекционная программа основывалась на следующих принципах:
Через некоторое количество таких занятий в игре детей экспериментальной группы наметились изменения. Дети более терпимо относились друг к другу, уменьшились драки между детьми, дети охотно делились игрушками и стали больше играть в ролевые игры. Инициатором игр по-прежнему был взрослый, но теперь дети уже охотно соглашались поиграть, сами предлагали несколько разных вариантов игр.
Экспериментатор по-прежнему старался вывести детей в пласт человеческих отношений (демонстрировал специфическую ролевую речь, строго следовал правилам, выделяющимся в реальной жизни, чётко выделял действия, направленные к разным персонажам игры). На данном этапе дети уже играли на более высоком уровне развития игры, но всё это происходило только в присутствии и при помощи взрослого, собственной деятельности как таковой ещё не было.