Диагностика тревожности и агрессивности у детей подр возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности подростковой агрессивности и тревожности.
Объект исследования – агрессивное и тревожное поведение.
Предмет исследования – особенности агрессивного и тревожного поведения подростков.
Гипотеза работы – существует взаимосвязь между тревожностью и агрессивностью: высокая тревожность соответствует повышенному уровню агрессивности у подростка.

Содержание работы

Введение
Глава1. Научно-теоретические основы тревожности и агрессивности у детей подросткового возраста
1.1.Основные подходы к изучению агрессивности человека в зарубежной и отечественной психологии
1.2. Понятие тревожности и ее причины в современных исследованиях
1.3. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня и особенностей взаимосвязи тревожности и агрессии у подростков
2.1. Организация и методики экспериментального исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования особенностей проявления агрессии у подростков
2.3.Анализ взаимосвязи тревожности и агрессии у подростков
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

10 диагностика тревожности и агрессивности у детей подр возраста.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Глава1. Научно-теоретические основы тревожности и агрессивности у детей подросткового возраста

1.1.Основные подходы к изучению  агрессивности человека в зарубежной  и отечественной психологии 

1.2. Понятие тревожности и ее  причины в современных исследованиях

1.3. Особенности проявления агрессивности  в подростковом возрасте

Глава 2. Экспериментальное исследование уровня и особенностей взаимосвязи тревожности и агрессии у подростков

2.1. Организация и методики экспериментального  исследования

2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования особенностей проявления агрессии у подростков

2.3.Анализ взаимосвязи тревожности  и агрессии у подростков

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

вроде через контрл и ф1 прогнала на дипломная    посмотри на всякий случай

 

 

 

 

    • Введение

    Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая и экологическая обстановка, сложившаяся в обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей. Среди них тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и цинизм, жестокость, агрессивность.

    Исследования и наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Проявление детской агрессивности является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым родителям и специалистам.

    В отечественной психологической науке исследования, направленные на поиск средств, помогающих ребенку преодолеть трудности во взаимоотношениях со сверстниками представлены работами таких авторов, как Т.А.Репина, А.А.Рояк и другие. В работах психологов подчеркивается мысль о том, что основой формирования гуманного отношения к сверстнику выступает специально организованная совместная деятельность и общение детей.

    Проблема тревожности заслуживает особого внимания, так как своевременное выявление причин возникновения тревожности личности, изучение тревогоформирующего воздействия микросоциального окружения ребенка позволяет дать адекватную оценку индивидуальным и возрастным закономерностям развития ребенка, провести необходимую работу по профилактике негативных проявлений тревожности.

    Анализ определений тревожности в психологической литературе раскрывает многообразные ее проявления:

    - эмоциональное состояние в  определенной ситуации,

    - устойчивое свойство, черта личности  или темперамента,

    - устойчиво сохраняющееся, сильное, хроническое состояние, которое  считается признаком эмоциональных нарушений.

    Изучением тревожности занимались А.М.Прихожан, Слепичева О.А., Ханин Ю.Л.

    Цель работы – выявить особенности подростковой агрессивности и тревожности.

    Объект исследования – агрессивное и тревожное поведение.

    Предмет исследования – особенности агрессивного и тревожного поведения подростков.

    Гипотеза работы – существует взаимосвязь между тревожностью и агрессивностью: высокая тревожность соответствует повышенному уровню агрессивности у подростка.

    Задачи:

    1. Рассмотреть понятие агрессивности.

    2. Изучить понятие тревожности

    3. Изучить агрессивное поведение  в подростковом возрасте.

    4. Рассмотреть особенности проявлений  тревожности и агрессивности  у подростков.

    Методы исследования:

    1. Обобщение и анализ литературы  по теме исследования.

    2. Методы психологического тестирования.

    Теоретической и методологической основой работы послужили теоретические и практические подходы к исследованию агрессии и агрессивности отечественных и зарубежных авторов (А.Басс, К.Лоренц, З.Фрейд, Э.Фромм и др.); работы, посвященные изучению особенностей агрессивности детского, подросткового и юношеского возраста, а также факторов, влияющих на становление агрессивного поведения (А.Гуггенбюль, С.Н.Ениколопов, В.В.Ковалев, Н.Д.Левитов, Ю.Б.Можгинский, А.А.Реан, Л.М.Семенюк и др.).

    Теоретическая значимость работы:описана психологическая структура агрессивности и особенности тревожности подростков.

    Практическая значимость:Результаты исследования могут послужить основой для разработки новых подходов к коррекции и профилактике агрессивного поведения, опирающихся не на усредненные психолого-педагогические принципы, а на индивидуальные эмоциональные особенности личности.

    Базой экспериментального исследования являются подростки – учащиеся 7 класса,средний общеобразовательной  школы № 71.г. Астрахани.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    • Глава 1. Научно-теоретические основы тревожности и агрессивности у детей подросткового возраста

    • 1.1. Основные подходы к изучению агрессивности человека в зарубежной и отечественной психологии

    Термин "агрессия" несет в себе такие понятия, как "нападение", "враждебность" и т.д., и он используется для обозначения перечисленных действий, которые возникают вследствие страха или разочарования; желания вызвать страх у окружающих или обратить их в бегство; стремления добиться признания своих идей или осуществления собственных интересов.

    Агрессия – это один из механизмов психологической защиты. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Ее отсутствие приводит к пассивности, зависимости, неумению отстаивать свои интересы, отсутствию собственных идей и целей. Однако ее чрезмерное развитие отражается на всем облике личности и характеризует человека как конфликтного, неспособного к сознательной кооперации с социумом. Сама по себе агрессивность не делает человека сознательно опасным для общества, так как связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, и сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.

    В психологической науке нет единого базового определения термина "агрессия". Свою трактовку этого понятия предлагают многие авторы (Э.Фромм, А.Басс и др.).

    Понятие "агрессивность" – предмет изучения психологии личности. Здесь также существует целый ряд определений, отражающих разные стороны данного свойства (Н.Д.Левитов, Р.С.Немов, А.А.Реан и др.). Отсутствие единой терминологии – не единственная проблема, с которой сталкиваются исследователи агрессивности. Расхождения касаются и вопроса ее происхождения в человеческой природе. Этот научный спор имеет богатую историю: приверженцы одних взглядов трактуют агрессивность как черту личности; другие ищут ее физиологическую подоснову; третьи – генетические корни; четвертые объясняют ее социальными факторами, особенностями внутриутробного развития и др. (А.Бандура, Л.Берковиц, К.Лоренц, З.Фрейд и др.). Современные концепции связывают агрессивность со структурой мотивационной сферы личности и содержанием ее ценностной системы.

    Как структурный элемент личности агрессивность имеет собственные параметры и взаимодействует с другими ее компонентами, например, с целенаправленностью, коммуникативностью, интересами и т.п. (А.И.Крупнов, Ю.Б.Можгинский, Т.Г.Румянцева и др.).

    Агрессивное поведение – результат влияния биологических и социальных предпосылок развития данного конкретного индивида в данных конкретных условиях.

    Проблема агрессии и агрессивности уже долгое время является одной из центральных в социальной психологии. Неслучайно в большинстве современных зарубежных учебников по социальной психологии содержится глава, посвященная данной теме. Существует большое количество исследований, в которых изучаются причины агрессии, закономерности формирования и проявления агрессивного поведения и т.п. Тем не менее, большинство поставленных вопросов еще далеки от окончательного решения: до сих пор нет общепризнанной теории агрессии, и, что самое главное, – не решен вопрос о том, возможно ли предупреждать (или хотя бы снижать) агрессивное поведение.

    Соответственно, мы полагаем, что исследования агрессии и агрессивности более чем актуальны в наше нестабильное время и в нашем обществе.

    В нашем житейском сознании агрессивность представляется в виде "злонамеренной активности", и никакой деструкции в себе не несет. Здесь стоит оговориться, что агрессивность – это свойство личности, характеризующееся наличием как деструктивных (разрушительных), так и конструктивных (созидательных) тенденций. Исходя из этого, агрессивные проявления можно разделить на два типа: первый тип – мотивационная (состояние возбуждения, которое побуждает организм к агрессивному действию) агрессия, как самоценность, и второй тип – инструментальная агрессия, как средство для достижения какой-то цели или следствие научения, а, возможно, и подражания агрессивным действиям [4, с.118].

    В психологической науке дано более 250 определений агрессий, мы остановимся на некоторых из них, наиболее четко и точно объясняющих сущность этого понятия.

    Д.Майерс в своем учебнике "Социальная психология", который воспитал не одно поколение американских студентов, где идет обзор широкого аспекта теорий, гипотез и экспериментов, рассматривает агрессию как "физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда".

    В виду того, что проявление агрессии у людей бесконечны и многообразны, то весьма полезным окажется разграничение и деление подобного поведения на типы, виды. А.Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил агрессивные действия на 3 школы [17, с.95]:

    - физическая-вербальная;

    - активная-пассивная;

    - прямая-непрямая.

    На сегодняшний день существует большое количество теорий агрессивного поведения человека, наиболее известными из которых являются теории агрессии З.Фрейда [69], К.Лоренца [41]. У каждой из существующих теорий имеется свой взгляд на агрессию и отношение к ней, что позволяет выделить в них схожие черты и разделить на четыре основные категории по принципу взгляда теории на понятие "агрессия". Эти основные категории рассматривают агрессию как:

    1. Врожденный посыл или задаток. Агрессия рассматривается как  врожденная форма поведения, зарождаемая на инстинктивном уровне. Сторонники теорий, относящихся к данной категории, рассматривают агрессию как запрограммированное на генетическом уровне свойство человека. Агрессия уже находится в человеке, и может найти свое проявление в течение всей человеческой жизни. По мнению сторонников данных теорий, агрессию невозможно искоренит, максимум – ослабить ее влияние.

    2. Эмоциональные и познавательные  процессы. Данная теория основана  на убеждении, что человек способен  управлять своей агрессией на  основании навыков, накопленных с жизненным опытом. Для того, чтобы научиться управлять уровнем своей агрессии, человек должен научиться реальному представлению потенциальных опасностей и адекватно оценивать угрожающие факторы.

    3. Необходимость (потребность), порождающаяся внешними стимулами и факторами. Данная категория рассматривает агрессию как потребность, которая реализуется под непосредственным действием внешних стимулов. Основу данной категории составляет "фрустрационная теория агрессии", предложенная Джоном Доллардом, американским психологом и антропологом. Фрустрационная теория гласит, что фрустрация всегда приводит к агрессии в любой ее форме, а агрессия, в свою очередь, всегда является естественным результатом фрустрации. Доллард утверждал, что чем сильнее человек предвкушает удовольствие и чем сильнее препятствие, тем сильнее может быть агрессивная реакция. Сторонники данной теории утверждают, что человек в состоянии не просто блокировать негативное влияние агрессии, но и вовсе искоренить его в себе, так как агрессия не является врожденным качеством и возникает под действием внешних факторов [40, c.168].

    4. Актуальное выражение социального. Агрессия является приобретенной  в стадии развития моделью  социального поведения. Агрессивные  реакции находят проявление после участия человека в схожей ситуации в обществе либо пассивного наблюдения за ситуацией со стороны, вследствие накопления и дальнейшего применения накопленного опыта. Лучший пример данной категории – маленький ребенок, который, словно губка, впитывает от своих родителей как хорошее (чувства сострадания, добро), так и плохое (злость, агрессия). Став однажды свидетелем проявления агрессии в семье, ребенок запомнит модель поведения агрессора, и в будущем будет действовать согласно данной модели поведения.

    Агрессия настолько широкое понятие, что она может быть вызвана самыми разнообразными причинами. Попытаемся выделить основные из них:

    Информация о работе Диагностика тревожности и агрессивности у детей подр возраста