Диагностика тревожности и агрессивности у детей подр возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности подростковой агрессивности и тревожности.
Объект исследования – агрессивное и тревожное поведение.
Предмет исследования – особенности агрессивного и тревожного поведения подростков.
Гипотеза работы – существует взаимосвязь между тревожностью и агрессивностью: высокая тревожность соответствует повышенному уровню агрессивности у подростка.

Содержание работы

Введение
Глава1. Научно-теоретические основы тревожности и агрессивности у детей подросткового возраста
1.1.Основные подходы к изучению агрессивности человека в зарубежной и отечественной психологии
1.2. Понятие тревожности и ее причины в современных исследованиях
1.3. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня и особенностей взаимосвязи тревожности и агрессии у подростков
2.1. Организация и методики экспериментального исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования особенностей проявления агрессии у подростков
2.3.Анализ взаимосвязи тревожности и агрессии у подростков
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

10 диагностика тревожности и агрессивности у детей подр возраста.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

У группы респондентов, состоящей из 30 человек оказались следующие результаты:

Как мы видим, полученные данные позволяют нам отметить более высокий уровень агрессивности по шкале негативизма (60%), подозрительности (40%), вербальной агрессии (62,5%) и чувства вины (53,3%). По шкале физической и косвенной агрессии подростки показали равномерное распределение по уровням проявления.

Полученные результаты представим в виде диаграммы (Диаграмма 2):

По шкалам физической, косвенной агрессии и раздражения подростки показали равномерное распределение по уровням проявления. Наиболее низкие показатели по шкале "обида".

  • 2.3. Анализ взаимосвязи тревожности и агрессии у подростков.

Мы исследовали акцентуацию характера школьников. Свое исследование мы проводили с 30 учениками. Результаты первой части исследования представлены в таблице №2 "Акцентуация характера школьников".

Таблица №2. Акцентуация характера школьников

Учащиеся

Акцентуация

Баллы

А.Т.

Эмотивный

12

А.П.

Тревожный

14

Б.О.

Возбудимый

12

Б.И.

Застревающий

15

Б.А.

Эмотивный

14

В.Н.

Гипертимный

14

Г.Ю.

Демонстративный

16

Д.К.

Эмотивный

13

Д.Ш.

Педантичный

14

Ж.Г.

Циклотимный

15

И.Д.

Гипертимный

16

И.В.

Возбудимый

13

К.А.

Тревожный

13

К.К.

Эмотивный

15

К.Д.

Экзальтированный

16

К.Ю.

Демонстративный

17

Л.Е.

Застревающий

14

М.З.

Педантичный

13

М.М.

Гипертимный

12

О.А.

Дистомический

12

П.Д.

Циклотимный

14

П.К.

Демонстративный

14

Р.А.

Гипертимный

16

С.Ю.

Возбудимый

15

С.Я.

Эмотивный

12

С.Т.

Дистимический

12

Т.О.

Педантичный

13

Т.З.

Гипертимный

12

Х.П.

Тревожный

13

Э.Ф.

Возбудимый

13


Таблица №3. Количественное распределение по видам акцентуаций

Тип акцентуации

Кол-во человек (%)

Гипертимный

5 (16,7%)

Застревающий

2 (6,7%)

Педантичный

3 (10%)

Эмотивный

5 (16,7%)

Тревожный

3 (10%)

Циклотимный

2 (6,7%)

Возбудимый

4 (13,3%)

Дистимический

2 (6,7%)

Демонстративный

3 (10%)

Экзальтированный

1 (3,3%)


Диаграмма 2. Распределение акцентуаций личности среди подростков

Отсюда видно, что у многих опрошенных старшеклассников преобладает эмотивный и гипертимный тип характера.

Акцентуация личности других старшеклассников показывает – возбудимый тип, яркой чертой которого является способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут возникать по причине, которая не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние – от печальных.

Тревожный тип – людям данного типа свойственна низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особым слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих [64, с.102].

2. Анализ результатов по методике Спилбергера

Проведя исследование, мы получили следующие результаты, представленные в таблице №4:

Таблица №4. Ситуативная и личностная тревога

Учащиеся

Ситуативная

Личностная

А.Т.

48

31

А.П.

54

46

Б.О.

35

36

Б.И.

37

35

Б.А.

72

30

В.Н.

40

36

Г.Ю.

44

35

Д.К.

61

34

Д.Ш.

60

47

Ж.Г.

45

33

И.Д.

37

35

И.В.

45

44

К.А.

55

49

К.К.

49

34

К.Д.

37

45

К.Ю.

39

42

Л.Е.

40

36

М.З.

69

49

М.М.

44

44

О.А.

46

49

П.Д.

33

41

П.К.

42

35

Р.А.

34

37

С.Ю.

31

33

С.Я.

71

35

С.Т.

61

48

Т.О.

69

51

Т.З.

36

43

Х.П.

71

49

Э.Ф.

45

47


При этом, качественный анализ факторов вызывающих тревогу у старшеклассников позволил представить их в виде 4 групп:

Данное исследование показывает, что многие подростки испытывают затруднения в учебе, связанные с не сформированнностью учебных компонентов. Они ощущают неуверенность в собственных силах и ощущениям не опреодолимости трудностей, страхам перед неизвестностью.

Ко второй группе факторов вызывающих тревогу у несовершеннолетних относятся факторы базирующиеся системе межличностных отношений. Наиболее характерными из них являются: межличностные конфликты и их следствия; страх одиночества; комплекс неполноценности во взаимоотношениях, проявляющиеся в неуверенности субъекта в том, что он интересен людям, боязни отвержения, неумелой презентации; непонимание со стороны педагогов; трудности в установлении контактов с учителями и т.д.

В третью группу факторов, вызывающих тревогу у подростков  составляют социальные факторы, связанные с системой специфических  отношений. В этой группе факторов выделили две подгруппы, в первую из них входят текущие трудности главным образом связанные с бытовыми проблемами жизни. Ко второй подгруппе можно отнести факторы тревоги экзистенционального характера, связанные с субъективной оценкой совершенного преступления; с осмыслением своего места в мире; ощущением бессмысленности своего существования, страхом грядущей смерти своей или близких людей; инвалидности; неизлечимых заболеваний. 

Таким образом, данные проведенного нами опроса показали, что подавляющее большинство подростков испытывают комплекс  трудностей психического социально–психологического социального и бытового характера

В таблице №5 мы приводим данные соответствия акцентуаций личности и выявленных уровней тревожности.

Таблица №5. Соответствие акцентуаций и уровней тревожности

Учащиеся

Тип акцентуации

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

А.Т.

Эмотивный

в

н

А.П.

Тревожный

в

в

Б.О.

Возбудимый

у

у

Б.И.

Застревающий

у

у

Б.А.

Эмотивный

в

н

В.Н.

Гипертимный

у

у

Г.Ю.

Демонстративный

у

у

Д.К.

Эмотивный

в

н

Д.Ш.

Педантичный

в

в

Ж.Г.

Циклотимный

у

н

И.Д.

Гипертимный

у

у

И.В.

Возбудимый

у

у

К.А.

Тревожный

в

в

К.К.

Эмотивный

в

н

К.Д.

Экзальтированный

у

у

К.Ю.

Демонстративный

у

у

Л.Е.

Застревающий

у

у

М.З.

Педантичный

в

в

М.М.

Гипертимный

у

у

О.А.

Дистомический

в

в

П.Д.

Циклотимный

н

у

П.К.

Демонстративный

у

у

Р.А.

Гипертимный

н

у

С.Ю.

Возбудимый

н

н

С.Я.

Эмотивный

в

у

С.Т.

Дистимический

в

в

Т.О.

Педантичный

в

в

Т.З.

Гипертимный

у

у

Х.П.

Тревожный

в

в

Э.Ф.

Возбудимый

у

в


Исходя из полученных результатов мы можем сказать, что уровень повышенной тревожности отмечается у подростков с эмотивным, тревожным, педантичным, дистомическим типом акцентуации. При этом у эмотивных подростков отмечается ситуативная тревожность, а у тревожных, педантичных, дистомических подростков повышена как ситуативная, так и личностная тревожность.

Практически подтверждено, что факторами дезадаптации подростков, с различными эмоционально-личностными расстройствами являются высокая агрессивность, повышенный уровень тревожности, а также ярко выраженные акцентуации характера.

 

    • Заключение

    Проблема агрессии является одной из наиболее острых проблем современного общества. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат изменений в содержании ценностных ориентации общества, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением со стороны родителей и их чрезмерной занятости, эпидемий разводов. Дети ежедневно наблюдают сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютеров.

    Педагогический процесс не должен ограничивается обучением. Задача педагога при организации воспитательной работы подобрать нужные принципы, методы и формы коррекции и помочь ребенку пересмотреть свои ценности и идеалы в позитивную сторону. Если педагог не скорректирует поведение ребенка, позволит стабилизироваться агрессивным реакциям в подростковом возрасте, то агрессивность, проявляемая в школе, имеет серьезные шансы превратиться в жестокую антисоциальную агрессивность в молодые годы.

    Проведенный анализ научной литературы по проблеме организации работы со школьниками, имеющими агрессивные проявления в поведении, позволяет сделать вывод о том, что данная проблема педагогической и психологической литературой на сегодняшний день недостаточно разработана, но многими авторами подчеркивается ее злободневность и значимость.

    Анализируя выше сказанное, считаем, что одной из важнейших задач проблемы профилактики и преодоления агрессивности является пристальное внимание к каждому конкретному случаю проявления девиантного поведения. Необходимо выявлять основные факторы, способствующие формированию девиантного поведения несовершеннолетних, и вести работу по их устранению.

    Безусловно, проблема и тревожности подростков является чрезвычайно многоплановой и требующей комплексного, структурированного исследования, которое невозможно уместить в рамки одного научного исследования. Кроме того, проблема эта также находится под сильным воздействием временного фактора. Успешность каждого компонента школьной адаптации может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны. Объективная сторона может быть представлена оценками, социометрическими показателями, видимыми поведенческими проявлениями. Субъективная сторона характеризует школьную адаптацию с точки зрения смыслов и переживаний самого ребенка. И та и другая сторона пребывают в непосредственной зависимости от изменений в современном социуме и науке. А значит, выдвинутая нами проблема с каждым годом будет обнаруживать все новые и новые неизученные аспекты, что является предметом для дальнейших научных исследований.

    Необходимым условием проведения психолого-педагогической коррекции агрессивности и тревожности подростков является своевременное выявление факторов социальной дезадаптированности. Комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровня агрессивности и тревожности, помогает на ранних стадия выявить тревожные факторы.

    Безусловно, проблема агрессивности и тревожности является чрезвычайно многоплановой и требующей комплексного, структурированного исследования, которое невозможно уместить в рамки одного научного исследования. Кроме того, проблема эта также находится под сильным воздействием временного фактора. Успешность каждого компонента школьной адаптации может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны. Объективная сторона может быть представлена оценками, социометрическими показателями, видимыми поведенческими проявлениями. Субъективная сторона характеризует школьную адаптацию с точки зрения смыслов и переживаний самого ребенка. И та и другая сторона пребывают в непосредственной зависимости от изменений в современном социуме и науке. А значит, выдвинутая нами проблема с каждым годом будет обнаруживать все новые и новые неизученные аспекты, что является предметом для дальнейших научных исследований.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Авдулова Т.П. Агрессивный подросток. М.: Академия, 2008.

    2. Аликина Н.В. Принципы диагностики  агрессивного поведения. – М.: 2002.

    3. Антье Э. Агрессивность. – М.: Фаир-Пресс, 2006.

    4. Астапов.В.М. Тревожность у детей. М.: Per Se.,2008

    5. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая  агрессия. М., 2000.

    6. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия  и контроль. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

    7. Бреслав Г.Э. Психологическая  коррекция детской и подростковой  агрессивности. – СПб.: Речь, 2004.

    8. Бэррон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2000.

    9. Бютнер К. Жить с агрессивными подростками. М.: Издательство: Педагогика, 1991.

    10. Ватова Л. Как снизить агрессивность  детей // Дошк. воспитание. – 2003. – № 8. – С. 55-59.

    11. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое  обследование младших школьников. – М, 2001.

    12. Востокнутов Н.В., Василевский  В.Г. Патологическое агрессивное  поведение детей и подростков. Комплексная оценка на этапах  возрастного психического развития // Российский психиатрический журнал. – 2000. -№2.-С. 12-19.

    13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2008.

    Информация о работе Диагностика тревожности и агрессивности у детей подр возраста