Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 01:19, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности подростковой агрессивности и тревожности.
Объект исследования – агрессивное и тревожное поведение.
Предмет исследования – особенности агрессивного и тревожного поведения подростков.
Гипотеза работы – существует взаимосвязь между тревожностью и агрессивностью: высокая тревожность соответствует повышенному уровню агрессивности у подростка.
Введение
Глава1. Научно-теоретические основы тревожности и агрессивности у детей подросткового возраста
1.1.Основные подходы к изучению агрессивности человека в зарубежной и отечественной психологии
1.2. Понятие тревожности и ее причины в современных исследованиях
1.3. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня и особенностей взаимосвязи тревожности и агрессии у подростков
2.1. Организация и методики экспериментального исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования особенностей проявления агрессии у подростков
2.3.Анализ взаимосвязи тревожности и агрессии у подростков
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
У группы респондентов, состоящей из 30 человек оказались следующие результаты:
Как мы видим, полученные данные позволяют нам отметить более высокий уровень агрессивности по шкале негативизма (60%), подозрительности (40%), вербальной агрессии (62,5%) и чувства вины (53,3%). По шкале физической и косвенной агрессии подростки показали равномерное распределение по уровням проявления.
Полученные результаты представим в виде диаграммы (Диаграмма 2):
По шкалам физической, косвенной агрессии и раздражения подростки показали равномерное распределение по уровням проявления. Наиболее низкие показатели по шкале "обида".
Мы исследовали акцентуацию характера школьников. Свое исследование мы проводили с 30 учениками. Результаты первой части исследования представлены в таблице №2 "Акцентуация характера школьников".
Таблица №2. Акцентуация характера школьников
Учащиеся |
Акцентуация |
Баллы |
А.Т. |
Эмотивный |
12 |
А.П. |
Тревожный |
14 |
Б.О. |
Возбудимый |
12 |
Б.И. |
Застревающий |
15 |
Б.А. |
Эмотивный |
14 |
В.Н. |
Гипертимный |
14 |
Г.Ю. |
Демонстративный |
16 |
Д.К. |
Эмотивный |
13 |
Д.Ш. |
Педантичный |
14 |
Ж.Г. |
Циклотимный |
15 |
И.Д. |
Гипертимный |
16 |
И.В. |
Возбудимый |
13 |
К.А. |
Тревожный |
13 |
К.К. |
Эмотивный |
15 |
К.Д. |
Экзальтированный |
16 |
К.Ю. |
Демонстративный |
17 |
Л.Е. |
Застревающий |
14 |
М.З. |
Педантичный |
13 |
М.М. |
Гипертимный |
12 |
О.А. |
Дистомический |
12 |
П.Д. |
Циклотимный |
14 |
П.К. |
Демонстративный |
14 |
Р.А. |
Гипертимный |
16 |
С.Ю. |
Возбудимый |
15 |
С.Я. |
Эмотивный |
12 |
С.Т. |
Дистимический |
12 |
Т.О. |
Педантичный |
13 |
Т.З. |
Гипертимный |
12 |
Х.П. |
Тревожный |
13 |
Э.Ф. |
Возбудимый |
13 |
Таблица №3. Количественное распределение по видам акцентуаций
Тип акцентуации |
Кол-во человек (%) |
Гипертимный |
5 (16,7%) |
Застревающий |
2 (6,7%) |
Педантичный |
3 (10%) |
Эмотивный |
5 (16,7%) |
Тревожный |
3 (10%) |
Циклотимный |
2 (6,7%) |
Возбудимый |
4 (13,3%) |
Дистимический |
2 (6,7%) |
Демонстративный |
3 (10%) |
Экзальтированный |
1 (3,3%) |
Диаграмма 2. Распределение акцентуаций личности среди подростков
Отсюда видно, что у многих опрошенных старшеклассников преобладает эмотивный и гипертимный тип характера.
Акцентуация личности других старшеклассников показывает – возбудимый тип, яркой чертой которого является способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут возникать по причине, которая не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние – от печальных.
Тревожный тип – людям данного типа свойственна низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особым слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих [64, с.102].
2. Анализ результатов по методике Спилбергера
Проведя исследование, мы получили следующие результаты, представленные в таблице №4:
Таблица №4. Ситуативная и личностная тревога
Учащиеся |
Ситуативная |
Личностная |
А.Т. |
48 |
31 |
А.П. |
54 |
46 |
Б.О. |
35 |
36 |
Б.И. |
37 |
35 |
Б.А. |
72 |
30 |
В.Н. |
40 |
36 |
Г.Ю. |
44 |
35 |
Д.К. |
61 |
34 |
Д.Ш. |
60 |
47 |
Ж.Г. |
45 |
33 |
И.Д. |
37 |
35 |
И.В. |
45 |
44 |
К.А. |
55 |
49 |
К.К. |
49 |
34 |
К.Д. |
37 |
45 |
К.Ю. |
39 |
42 |
Л.Е. |
40 |
36 |
М.З. |
69 |
49 |
М.М. |
44 |
44 |
О.А. |
46 |
49 |
П.Д. |
33 |
41 |
П.К. |
42 |
35 |
Р.А. |
34 |
37 |
С.Ю. |
31 |
33 |
С.Я. |
71 |
35 |
С.Т. |
61 |
48 |
Т.О. |
69 |
51 |
Т.З. |
36 |
43 |
Х.П. |
71 |
49 |
Э.Ф. |
45 |
47 |
При этом, качественный анализ факторов вызывающих тревогу у старшеклассников позволил представить их в виде 4 групп:
Данное исследование показывает, что многие подростки испытывают затруднения в учебе, связанные с не сформированнностью учебных компонентов. Они ощущают неуверенность в собственных силах и ощущениям не опреодолимости трудностей, страхам перед неизвестностью.
Ко второй группе факторов вызывающих тревогу у несовершеннолетних относятся факторы базирующиеся системе межличностных отношений. Наиболее характерными из них являются: межличностные конфликты и их следствия; страх одиночества; комплекс неполноценности во взаимоотношениях, проявляющиеся в неуверенности субъекта в том, что он интересен людям, боязни отвержения, неумелой презентации; непонимание со стороны педагогов; трудности в установлении контактов с учителями и т.д.
В третью группу факторов, вызывающих тревогу у подростков составляют социальные факторы, связанные с системой специфических отношений. В этой группе факторов выделили две подгруппы, в первую из них входят текущие трудности главным образом связанные с бытовыми проблемами жизни. Ко второй подгруппе можно отнести факторы тревоги экзистенционального характера, связанные с субъективной оценкой совершенного преступления; с осмыслением своего места в мире; ощущением бессмысленности своего существования, страхом грядущей смерти своей или близких людей; инвалидности; неизлечимых заболеваний.
Таким образом, данные проведенного нами опроса показали, что подавляющее большинство подростков испытывают комплекс трудностей психического социально–психологического социального и бытового характера
В таблице №5 мы приводим данные соответствия акцентуаций личности и выявленных уровней тревожности.
Таблица №5. Соответствие акцентуаций и уровней тревожности
Учащиеся |
Тип акцентуации |
Ситуативная тревожность |
Личностная тревожность |
А.Т. |
Эмотивный |
в |
н |
А.П. |
Тревожный |
в |
в |
Б.О. |
Возбудимый |
у |
у |
Б.И. |
Застревающий |
у |
у |
Б.А. |
Эмотивный |
в |
н |
В.Н. |
Гипертимный |
у |
у |
Г.Ю. |
Демонстративный |
у |
у |
Д.К. |
Эмотивный |
в |
н |
Д.Ш. |
Педантичный |
в |
в |
Ж.Г. |
Циклотимный |
у |
н |
И.Д. |
Гипертимный |
у |
у |
И.В. |
Возбудимый |
у |
у |
К.А. |
Тревожный |
в |
в |
К.К. |
Эмотивный |
в |
н |
К.Д. |
Экзальтированный |
у |
у |
К.Ю. |
Демонстративный |
у |
у |
Л.Е. |
Застревающий |
у |
у |
М.З. |
Педантичный |
в |
в |
М.М. |
Гипертимный |
у |
у |
О.А. |
Дистомический |
в |
в |
П.Д. |
Циклотимный |
н |
у |
П.К. |
Демонстративный |
у |
у |
Р.А. |
Гипертимный |
н |
у |
С.Ю. |
Возбудимый |
н |
н |
С.Я. |
Эмотивный |
в |
у |
С.Т. |
Дистимический |
в |
в |
Т.О. |
Педантичный |
в |
в |
Т.З. |
Гипертимный |
у |
у |
Х.П. |
Тревожный |
в |
в |
Э.Ф. |
Возбудимый |
у |
в |
Исходя из полученных результатов мы можем сказать, что уровень повышенной тревожности отмечается у подростков с эмотивным, тревожным, педантичным, дистомическим типом акцентуации. При этом у эмотивных подростков отмечается ситуативная тревожность, а у тревожных, педантичных, дистомических подростков повышена как ситуативная, так и личностная тревожность.
Практически подтверждено, что факторами дезадаптации подростков, с различными эмоционально-личностными расстройствами являются высокая агрессивность, повышенный уровень тревожности, а также ярко выраженные акцентуации характера.
Проблема агрессии является одной из наиболее острых проблем современного общества. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат изменений в содержании ценностных ориентации общества, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением со стороны родителей и их чрезмерной занятости, эпидемий разводов. Дети ежедневно наблюдают сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютеров.
Педагогический процесс не должен ограничивается обучением. Задача педагога при организации воспитательной работы подобрать нужные принципы, методы и формы коррекции и помочь ребенку пересмотреть свои ценности и идеалы в позитивную сторону. Если педагог не скорректирует поведение ребенка, позволит стабилизироваться агрессивным реакциям в подростковом возрасте, то агрессивность, проявляемая в школе, имеет серьезные шансы превратиться в жестокую антисоциальную агрессивность в молодые годы.
Проведенный анализ научной литературы по проблеме организации работы со школьниками, имеющими агрессивные проявления в поведении, позволяет сделать вывод о том, что данная проблема педагогической и психологической литературой на сегодняшний день недостаточно разработана, но многими авторами подчеркивается ее злободневность и значимость.
Анализируя выше сказанное, считаем, что одной из важнейших задач проблемы профилактики и преодоления агрессивности является пристальное внимание к каждому конкретному случаю проявления девиантного поведения. Необходимо выявлять основные факторы, способствующие формированию девиантного поведения несовершеннолетних, и вести работу по их устранению.
Безусловно, проблема и тревожности подростков является чрезвычайно многоплановой и требующей комплексного, структурированного исследования, которое невозможно уместить в рамки одного научного исследования. Кроме того, проблема эта также находится под сильным воздействием временного фактора. Успешность каждого компонента школьной адаптации может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны. Объективная сторона может быть представлена оценками, социометрическими показателями, видимыми поведенческими проявлениями. Субъективная сторона характеризует школьную адаптацию с точки зрения смыслов и переживаний самого ребенка. И та и другая сторона пребывают в непосредственной зависимости от изменений в современном социуме и науке. А значит, выдвинутая нами проблема с каждым годом будет обнаруживать все новые и новые неизученные аспекты, что является предметом для дальнейших научных исследований.
Необходимым условием проведения психолого-педагогической коррекции агрессивности и тревожности подростков является своевременное выявление факторов социальной дезадаптированности. Комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровня агрессивности и тревожности, помогает на ранних стадия выявить тревожные факторы.
Безусловно, проблема агрессивности и тревожности является чрезвычайно многоплановой и требующей комплексного, структурированного исследования, которое невозможно уместить в рамки одного научного исследования. Кроме того, проблема эта также находится под сильным воздействием временного фактора. Успешность каждого компонента школьной адаптации может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны. Объективная сторона может быть представлена оценками, социометрическими показателями, видимыми поведенческими проявлениями. Субъективная сторона характеризует школьную адаптацию с точки зрения смыслов и переживаний самого ребенка. И та и другая сторона пребывают в непосредственной зависимости от изменений в современном социуме и науке. А значит, выдвинутая нами проблема с каждым годом будет обнаруживать все новые и новые неизученные аспекты, что является предметом для дальнейших научных исследований.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдулова Т.П. Агрессивный подросток. М.: Академия, 2008.
2. Аликина Н.В. Принципы диагностики агрессивного поведения. – М.: 2002.
3. Антье Э. Агрессивность. – М.: Фаир-Пресс, 2006.
4. Астапов.В.М. Тревожность у детей. М.: Per Se.,2008
5. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 2000.
6. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
7. Бреслав Г.Э. Психологическая
коррекция детской и
8. Бэррон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2000.
9. Бютнер К. Жить с агрессивными подростками. М.: Издательство: Педагогика, 1991.
10. Ватова Л. Как снизить агрессивность детей // Дошк. воспитание. – 2003. – № 8. – С. 55-59.
11. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое
обследование младших
12. Востокнутов Н.В., Василевский
В.Г. Патологическое агрессивное
поведение детей и подростков.
Комплексная оценка на этапах
возрастного психического
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2008.
Информация о работе Диагностика тревожности и агрессивности у детей подр возраста