Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 01:19, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности подростковой агрессивности и тревожности.
Объект исследования – агрессивное и тревожное поведение.
Предмет исследования – особенности агрессивного и тревожного поведения подростков.
Гипотеза работы – существует взаимосвязь между тревожностью и агрессивностью: высокая тревожность соответствует повышенному уровню агрессивности у подростка.
Введение
Глава1. Научно-теоретические основы тревожности и агрессивности у детей подросткового возраста
1.1.Основные подходы к изучению агрессивности человека в зарубежной и отечественной психологии
1.2. Понятие тревожности и ее причины в современных исследованиях
1.3. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня и особенностей взаимосвязи тревожности и агрессии у подростков
2.1. Организация и методики экспериментального исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования особенностей проявления агрессии у подростков
2.3.Анализ взаимосвязи тревожности и агрессии у подростков
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для подростков с повышенным уровнем агрессивности характерны следующие особенности [61, с.119]:
- Восприятие большинства
- Повышенная чувствительность к негативному отношению по отношению себе (требовательность, категоричность, повышенный тон или наоборот – игнорирование, воспринимается как агрессия и вызывает ответное агрессивное поведение).
- Заранее настроены на
- Не оценивают собственную
- Всегда винят окружающих в
собственном деструктивном
- Склонны не брать на себя
ответственность за свои
- Имеют ограниченный набор
- В отношениях с другими
- Слабо развит контроль над своими эмоциям.
- Слабо осознают все свои эмоции, кроме гнева и кайфа (бедная эмоциональная палитра).
На возникновение насилия в межличностных отношениях подростков влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Подростки, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к насилию. Подростки получают информацию о насилии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других подростков, одноклассников.
Один из самых спорных источников получения информации о насилии и обучения насилию считаются средства массовой информации [2, С. 291]. СМИ традиционно влияют на общественное сознание и поведение людей. В периоды эволюционного развития структура и функции СМИ, как правило, вносят вклад в устойчивое функционирование общества в целом. То, что СМИ оказывают огромное влияние на личность и формируют общественное мнение, непреложный факт. Подрастающее поколение формирует свои мнения и вкусы практически на все сто процентов благодаря журналам, развлекательному телевидению и интернету.
Влияние видео-культуры на социальное воспитание личности нельзя оценить однозначно. С одной стороны, коммерциализация СМИ приводит к преобладанию на телеэкранах и страницах периодики насилия, секса, рекламы. С другой стороны, появление новых типов программ помогает в занятиях молодежи, в расширении кругозора детей и подростков, открывая совершенно новые горизонты знания.
Широко известны данные о насыщенности СМИ актами агрессии, насилия, жестокости. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике современного телевидения. Бесконечный показ трупов, перестрелок, ограблений и т.п. уже перестает казаться чем-то чрезвычайным и воспринимается просто как увлекательное зрелище.
Огромное значение, по мнению многих авторов, имеют социально-экономические причины. Жестокие преступления подростков – новое явление в преступном мире. Чем они моложе, тем более порочны, бесчеловечны, абсолютно не боятся наказания, закона. Обычно это ребята из неполных или так называемых неблагополучных семей. Эти эмоционально травмированные молодые люди зачастую сами являются жертвами физического или сексуального насилия. Жизнь их бесцельна, прошлое не имеет никакого смысла, а будущее – надежды. Потрясают не только необъяснимо зверские преступления, но и отсутствие какого-либо раскаяния.
Подростки, которые живут в агрессивном, враждебном и жестоком доме или районе, часто берут пример со старших, тех, кто уже прошел этот разрушительный путь. Дети должны стать жестокими, чтобы быть принятыми в это сообщество, стать своими.
Еще один серьезный фактор современной жизни – различные молодежные группировки, которые отличаются большой степенью агрессивности, зачастую связаны с криминалом, ведут постоянную борьбу за контроль над территорией. Некоторые такие объединения, например, бритоголовые, отличаются ненавистью ко всему чужому, не похожему на них.
Молодежные банды становятся растущей проблемой в обществе. Молодые люди вступают в группировки по разным причинам. Одни не знают, чем заняться после школы, других приводят старшие братья, для некоторых – это игра, о последствиях которой они не задумываются [5, С. 39].
Таким образом, подростки наблюдают примеры насилия в собственной семье, на улице. А определенные телевизионные программы, сайты, кинофильмы, видеоигры, музыка закрепляют образцы подобного поведения в сознании.
Когда наказание – это единственный способ воспитания, когда дети регулярно подвергаются физическому, а то и сексуальному насилию, или наблюдают такое насилие в семье (например, отца к матери), то не удивительно, что они проявляют насилие по отношению к другим.
Итак, насилие в межличностных отношениях подростков формирует не какой-нибудь один фактор или ситуация, а сочетание многих факторов. Некоторые факторы касаются индивидуальных особенностей ребенка, некоторые формируются социальной средой.
Каждому педагогу так необходимо знать и учитывать психологическую основу агрессии и применять её в педагогических целях, с помощью составленных им педагогических и социальных характеристик, в которые входят все социально-культурные факторы, влияющие на проявление агрессивного поведения ребенка.
Цель исследования – выявить особенности подростковой агрессивности и тревожности и пути их профилактики.
Объект исследования – агрессивное и тревожное поведение.
Предмет исследования – особенности агрессивного и тревожного поведения подростков.
Гипотеза – существует взаимосвязь между тревожностью и агрессивностью: высокая тревожность соответствует повышенному уровню агрессивности у подростка.
Базой экспериментального исследования являются подростки – учащиеся 7 класса,средний общеобразовательной школы № 71.г. Астрахани.
Диагностика проводились в течение одного дня, что позволяло исключить влияние временных ситуационных факторов. Эти организационные мероприятия, на наш взгляд, позволили повысить достоверность полученных результатов.
При помощи патохарактерологического диагностического опросника А.Е.Личко мы выявили тип акцентуации характера, присущий подростку. Исследование проводилось на уроках в школе, где непосредственно учатся подростки исследуемых групп. Продолжительность урока составляет 40 минут.
Методика ПДО состоит из множества суждений, соединенных в 25 подшкал. В ходе проведения исследования испытуемые получают соответствующие 25 списков суждений. Из каждого из них они должны выбрать такие три, которые относятся к ним в наибольшей степени, и три такие, которые относятся в наименьшей степени. По характеру выборов судят о том типе акцентуированного характера, к которому относится испытуемый.
Выборы, которые производились испытуемыми, заносились ими в специальный регистрационный лист.
Методика оценки тревожности Ч.Спилбергера – в оригинале называемая Test Anxiety Inventory (TAI) – разработана известным американским психологом Чарльзом Спилбергером. Направлена на измерение личностной и ситуативной тревожности. Тревожность как свойства личности и как состояние, во многом обуславливает поведение субъекта.
Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. Методика Спилберга применяется в консультативной практике, прикладных исследованиях, особенно в области клинической психодиагностики
Представленная методика, разработанная Спилбергером, предназначена для одновременной оценки двух видов тревожности. На русском языке его шкала была адаптирована Ю.Л.Ханиным. Она включает в себя две шкалы, каждая из которых отдельно оценивает личностную или ситуационную тревожность.
Перед началом исследования испытуемые получают следующую инструкцию:
"Прочтите внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните в соответствующей графе справа ту или иную цифру в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над ответами на предложенные суждения не нужно долго думать, поскольку правильных или неправильных ответов нет".
Данный тест является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, её темперамента и характера. Эта методика является развёрнутой субъективной характеристикой личности, что вовсе не уменьшает её ценности в психодиагностическом плане.
Для выявления уровня агрессии был использован тест Баса-Дарки. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия –
2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение – готовность
к проявлению негативных
4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида – зависть и ненависть
к окружающим за
6. Подозрительность – в
7. Вербальная агрессия –
8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Вопросник состоит из 75 утверждений, на который испытуемый отвечает "да" или "нет". При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами:
Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
Вопросы сформулированы таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Используя методику Баса-Дарки, следует помнить о том, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности.
Таблица 1. Диагностика состояния агрессии у подростков Басса – Дарки
Шкала агрессии |
Кол-во | ||
в % | |||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень | |
Физическая агрессия |
10 33,3% |
10 33,3% |
10 33,3% |
Косвенная |
10 33,3% |
10 33,3% |
10 33,3% |
Раздражение |
8 26,7% |
12 40% |
10 33,3% |
Негативизм |
8 26,7% |
4 13,3% |
18 60% |
Обида |
12 50% |
10 33,3% |
8 26,7% |
Подозрительность |
6 20% |
12 40% |
12 40% |
Вербальная агрессия |
8 26,7% |
8 26,7% |
14 62,5% |
Чувство вины |
8 26,7% |
6 20% |
16 53,3% |
Информация о работе Диагностика тревожности и агрессивности у детей подр возраста