Диагностика тревожности и агрессивности у детей подр возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности подростковой агрессивности и тревожности.
Объект исследования – агрессивное и тревожное поведение.
Предмет исследования – особенности агрессивного и тревожного поведения подростков.
Гипотеза работы – существует взаимосвязь между тревожностью и агрессивностью: высокая тревожность соответствует повышенному уровню агрессивности у подростка.

Содержание работы

Введение
Глава1. Научно-теоретические основы тревожности и агрессивности у детей подросткового возраста
1.1.Основные подходы к изучению агрессивности человека в зарубежной и отечественной психологии
1.2. Понятие тревожности и ее причины в современных исследованиях
1.3. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня и особенностей взаимосвязи тревожности и агрессии у подростков
2.1. Организация и методики экспериментального исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования особенностей проявления агрессии у подростков
2.3.Анализ взаимосвязи тревожности и агрессии у подростков
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

10 диагностика тревожности и агрессивности у детей подр возраста.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Все авторы склонны считать, что между склонностью к переживанию страхов и тревожностью существует позитивная связь, но не всегда на основе знания уровня тревожности личности можно предсказать вероятность возникновения у нее эмоции страха в конкретной жизненной ситуации, поскольку здесь большую роль играют и другие личностные и ситуативные детерминанты.

Нейротизм, рассматриваемый Г.Айзенком в качестве одной из важнейшей детерминант человеческого поведения, также относится к числу свойств личности, связанных со склонностью к восприятию ситуации как угрожающей. Высокий уровень нейротизма характеризуется эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами, поэтому он также может выступать предиктором возникновения страхов [29, с.81].

Взаимосвязь агрессивности и страха имеют более сложную природу. Во-первых, они состоят в отношении взаимной детерминации, т.е. агрессивность может вызывать разные формы страха, а страх может провоцировать агрессивное поведение. Во-вторых, существуют разные формы агрессивности, связанные с формированием страхов различными психологическими механизмами. А.Басс совместно с А.Дарки выделяет несколько видов реакций, характеризующих проявление агрессивности и враждебности [65]..

- Физическая агрессия – использование  физической силы против другого  лица.

- Косвенная агрессия – не  явная, окольным путём направленная  на другое лицо.

- Раздражение – готовность к  проявлению негативных чувств  при малом возбуждении.

- Негативизм – оппозиционная  манера поведения от пассивного  сопротивления до активной борьбы  против установившихся правил и обычаев.

- Обида – зависть и ненависть  к окружающим за действительные  или вымышленные действия.

- Подозрительность – настороженное  отношение к окружающим в диапазоне  от недоверия и осторожности  до убеждения в том, что они  планируют и приносят вред.

- Вербальная агрессия – выражение  негативных чувств как через  форму (крик), так и через содержание  словесных ответов (проклятия, угрозы).

- Чувство вины выражает убеждение  субъекта в том, что он является  плохим человеком, причиняет зло, в связи с чем человека тревожат угрызения совести.

К.Изард и другие исследователи эмоций отмечают наличие связей между гневом и страхом [23, с.48]. По данным Я.Ю.Копейко, связь между агрессивным поведением и уровнем тревожности у мужчин является позитивной, а у женщин – негативной. Автор объясняет это тем, что агрессивное поведение мужчин имеет более непосредственный характер и обусловлено контролирующей функцией суперэго. У женщин агрессивное поведение является некоторым защитным механизмом более связанным с силой-слабостью эго [72, с.302].

А.Кемпински считает, что иногда беспокойство концентрируется на каких-либо незначительных трудностях и конфликтах, которые, начиная расти, превращаются в огромную проблему, одновременно возбуждая агрессию. В связи с этим чувство страха и агрессия часто появляются вместе [26, с.119].

Так как переживать смутное и неопределенное чувство тревоги мучительно, то человек пытается избавиться от него, заменяя страхом. Страх ясен, он связан с конкретной ситуацией (например, боязнь темноты). К тому же, если чувство тревоги угнетает, оно невыносимо, то страх-заменитель может мобилизовать, дать большее чувство безопасности. Поскольку причины тревоги не устраняются, то мир иллюзий совершенствуется. Страх перерабатывается и сменяется ритуальными действиями; уходом в фантазии, которые противопоставляются жизни; появлением односторонних увлечений, которые не оставляют места никаким другим интересам. Здоровое увлечение соединяет личность с миром, с друзьями. Тревожное состояние способствует созданию замкнутого мирка, становится самоцелью человека, единственным способом утвердить себя, не вспоминая о жизни.

Подростковый возраст традиционно определяется как один из самых сложных и противоречивых периодов развития личности. Глобальная перестройка организма ведет к общей нестабильности, обусловливает многочисленные аффективные реакции, влечет изменчивость эмоционального поведения.

Анализ исследований подростковой тревожности последних лет позволяет трактовать тревожность как переживание эмоционального неблагополучия, предчувствие опасности являются выражением неудовлетворения значимых возрастных потребностей. Тревожность выделяется как личностное образование, которое может достаточно длительно сохраняться.

Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием подросткового возраста. По выражению Л.С.Выготского, "в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного" [13, с.96].

Личностная нестабильность порождает противоречивые желания, поступки и неблагоприятные личностные проявления.

Обладая настойчивым чувством взрослости, подросток не имеет реальной возможности утвердить себя среди взрослых – возникает противоречие между желанием и возможностями, несущее за собой целую вереницу отрицательных эмоциональных состояний, в том числе и тревожность. Следует отметить, что тревожность может настолько парализовать социальную жизнь подростка, что он достаточно часто отказывается от большинства форм групповой активности.

Именно в подростковом возрасте тревожность становится устойчивым личностным образованием [57, с.103], а высокий уровень тревожности способствует развитию астении и психосоматических заболеваний [11, с.59]. При этом отмечается преобладание эмоциональных расстройств у девочек – депрессия, страхи, тревожные состояния; для мальчиков – нарушения в поведении.

Как отмечает А.М.Прихожан, при этом работа по снижению тревожности должна быть направлена на те факторы развития личности и характеристики среды, которые в каждом возрасте являются специфичными для возникновения и закрепления тревожности как устойчивого образования, могут явиться ее прямой или косвенной причиной [58, с.132].

Тревожность рассматривается как показатель "преневротического состояния", ее роль чрезвычайно высока в нарушениях поведения, таких как делинквентность и аддиктивное поведение подростков. Решение проблемы повышенной тревожности требует своевременного ее выявления при помощи разработанной диагностической программы с целью профилактики и дальнейшей коррекции.

Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке подростков к трудным ситуациям, при овладении новой деятельностью.

  • 1.3. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте

В настоящее время детская и подростковая агрессия и родственные ей формы поведения являются важнейшими проблемами исследования, хотя тема агрессии общезначима и актуальна уже на протяжении многих десятилетий.

В течение последнего столетия было проведено множество конкретных теоретических и практических исследований, в которых с самых разных точек зрения изучалось рано проявляющееся агрессивное поведение у детей и подростков.

Теоретический анализ работ по проблеме детской и подростковой агрессивности показал, что в зарубежной литературе тема агрессии и агрессивности обсуждается очень широко: создано большое число теоретических концепций, проводятся многочисленные экспериментальные исследования, направленные на выявление причин и факторов, способствующих развитию агрессивного поведения у детей и подростков. В частности, изучаются:

- связи между отношением родителей  к агрессивным действиям своих детей и агрессивным поведением со стороны детей;

- взаимосвязь легитимного насилия  и девиантного агрессивного поведения;

- взаимосвязь агрессивного поведения  детей и подростков с уровнем  интеллекта;

- гендерные различия в качестве и количестве агрессии у детей и подростков и т.д.

Во многих публикациях по педагогической науке всё чаще затрагивается вопрос об изучении агрессивности у подростков. В подростковом возрасте у ребёнка происходит кризисный перелом: первое проявление сексуально окрашенных переживаний связано с чувством страха, ужаса перед чем то неизведанным, непонятным; дискомфорт и чувство неполноценности подросток переживает в глубине своей души и это может выразится "не только в страхе перед миром, но и в глубоком укореняющемся страхе перед людьми, вплоть до подлинной враждебности к людям" [3,c.280]; ребёнок по-другому начинает воспринимать окружающий мир, происходит переломный кризис самосознания, переориентация ценностей, обостряется чувство индивидуальности. И эти первые самостоятельные итоги на пути осознания ребёнком через внешнюю действительность своего внутреннего "Я", может быть связано с проявлением агрессивности, насилия, страха, причины которых могут корениться, связываться и с переживаниями, связанными с прошлым душевными травмами, которые при этом могут и не восприниматься; и с обидой, которая формирует в подростке злость (например, на несправедливость родителей, учителей); и с неудовлетворенностью взаимоотношениями с одноклассниками, друзьями, детьми противоположного пола и т.п. Можно утверждать точно, что агрессия и её проявления в поведении подростков, вытекают в большинстве случаев из столкновения различных социальных факторов (семья, школа, общество сверстников, информационно-культурная среда и т.д.) с субъективным восприятием их ребенком.

Согласно когнитивно-генетической теории Ж.Пиаже в умственном развитии человека выделяется четыре главные стадии, каждая из которых делится на ряд фаз [14, с.307-310]: переходный возраст (12-15 лет) характеризуется тем, что у детей созревает способность абстрагировать мысли, мыслительные операции от объектов, над которыми эти операции производятся. Вступление в фазу формальных операций вызывает у подростка особое тяготение к общим теориям, склонность к теоретизированию становится возрастной особенностью. Создаются собственные теории политики, философии, любви, счастья. Отсюда – и тяга к новым, ярким, образным впечатлениям, стремление узнать максимум информации.

Основоположник психодинамической теории американский учёный Э.Эриксон делит жизненный цикл человека на 8 фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития. Четвёртая фаза, соответствующая подростковому возрасту, "отвечает" за чувство предприимчивости, способности добиваться поставленной цели [14, с.35]. Важнейшими ценностями становятся эффективность и компетентность, формируются эстетические предпочтения, закладывается отношение к труду.

Но наряду с этой "индивидуальностью", существует ряд психологических особенностей ребенка, которые позволяют охарактеризовать его, когда он находится на определенной возрастной ступени своего психического, физиологического, умственного, эмоционального развития, и которые характерны не только для одного, индивидуального ребенка, а присущи всем нормально развивающимся детям рассматриваемой возрастной категории.

Ученый К.Бюллер отдельно выделяет и отдельно рассматривает биологическое и культурное созревание, отмечая при этом, что они отличаются и по содержанию, и по срокам и связаны с особенностями протекания психических процессов. Он выделяет позитивную и негативную фазы. Первая наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, у него появляется новый мир ценностей, потребность в уединении, мечты, он по-новому воспринимает искусство. Негативная фаза начинается в пубертатный период и заключается в чувстве тревоги, раздражительности, диспропорции в физическом и психическом развитии. Это и период абстрактного бунта (против всех и всего), и меланхолия, и испытывание противоположных чувств [9, с.89 – 93].

Ещё раз заострим внимание на том, что подростковый возраст является самым трудным и противоречивым в жизни каждого человека. Дети в этом возрасте необузданы и драчливы, они неудовлетворены собой и враждебно относятся к окружающему миру, к этому присоединяется ещё и ряд новых внутренних влечений "к тайному", необычному. Непослушание, занятия запрещёнными делами обладает в этот период особой притягательной силой. Подросток чувствует себя одиноким, чужим и непонятным в окружающей его жизни взрослых и сверстников. К этому всему присовокупляется разочарования. Всюду воспринимается прежде всего отрицательное, и наиболее обычной формой поведения становится агрессивная самозащита. Следствием этого становится – снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное к ним и влечение к различного рода ассоциальным поступкам.

Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким проявлением насилия. Семенюк Л.М. установила, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: 11лет и 13 лет [62, С. 113].

Сравнение степени выраженности различных компонентов насилия в межличностных отношениях у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямому физическому и прямому вербальному насилию, а у девочек – к прямому вербальному и к косвенному вербальному. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно выражение насилия в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербального насилия в любых его формах – прямого или косвенного.

Информация о работе Диагностика тревожности и агрессивности у детей подр возраста