Диагностика тревожности и агрессивности у детей подр возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности подростковой агрессивности и тревожности.
Объект исследования – агрессивное и тревожное поведение.
Предмет исследования – особенности агрессивного и тревожного поведения подростков.
Гипотеза работы – существует взаимосвязь между тревожностью и агрессивностью: высокая тревожность соответствует повышенному уровню агрессивности у подростка.

Содержание работы

Введение
Глава1. Научно-теоретические основы тревожности и агрессивности у детей подросткового возраста
1.1.Основные подходы к изучению агрессивности человека в зарубежной и отечественной психологии
1.2. Понятие тревожности и ее причины в современных исследованиях
1.3. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня и особенностей взаимосвязи тревожности и агрессии у подростков
2.1. Организация и методики экспериментального исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования особенностей проявления агрессии у подростков
2.3.Анализ взаимосвязи тревожности и агрессии у подростков
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

10 диагностика тревожности и агрессивности у детей подр возраста.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

1. Злоупотребление алкоголем и  наркотическими средствами. У человека, увлекающегося потреблением алкоголя  сверх нормы, постепенно начинает расшатываться нервная система, что приводит к неадекватной агрессивной реакции на, казалось бы, не стоящие внимания ситуации. Употребление наркотических средств даже в самом малом количестве вызывает привычку и мощную потребность человека в наркотиках, а вследствие несвоевременного получения очередной дозы у "человека" начинается "ломка", вызывающая сильнейшее проявление агрессии по отношению ко всем людям без разделения на друзей и врагов.

2. Проблемы в личной жизни. К  данной причине относится как отсутствие постоянного партнера, так и проблемы в сексуальной жизни. Когда человек никак не встретит спутника (-цу) жизни, он чувствует себя одиноким. Чувство одиночества гложет человека изнутри, он не понимает, почему не может никому понравится. Со временем чувство одиночества вызывает депрессию, а после переходит в агрессивное состояние. Человек начинает злиться на самого себя и на других людей, проявляя агрессию при каждом упоминании своей проблемы другими людьми. От проблем в сексуальной жизни мужчин чаще всего страдают их спутницы, так как мужчина, ощущая свое бессилие, способен искать виновного, и, как ни странно, находит рядом с собой, обвиняя женщину в том, что она не способна завести его, что она поправилась и т.д.

3. Детские психические травмы. Нередко ребенок заболевает неврозами и прочими психическими заболеваниями вследствие грубого отношения родителей друг к другу и к ребенку. Детская психика в сотни раз ранимее, чем психика взрослого человека, что часто не учитывается многими родителями, имеющими выяснять взаимоотношения при ребенке. Строгое воспитание также является существенной причиной агрессивности, так как, повзрослев, у бывшего ребенка появляются свои дети, которых он воспитывает так же, как его воспитывали родители. Если вы воспитываете своего ребенка агрессивными методами, все ему запрещаете и наказываете ударами за каждую провинность – ждите такого же отношения к своим внукам.

4. Увлечение просмотром триллеров  и квест-играми. Если человек большую  часть времени проводит за  просмотром триллеров и фильмов ужасов, это негативно сказывается на его психике. Особенно справедливо это по отношению к подрастающему поколению. В США известны случай, когда после просмотра очередного триллера школьник в классе открыл огонь из боевого пистолета по одноклассникам и учителям. Современные игры также перенасыщены актами насилия. А ведь некоторые игроки способны ставить себя на место главного героя игр, стремясь подражать ему они стирают грань между жизнью и виртуальной реальностью.

5. Отказ от отдыха, недосыпание. Человек, отдыхающий всего лишь 2-3 часа в сутки, не успевает возобновить свои силы, которых не хватает для обеспечения сопротивляемости стрессовым ситуациям. В результате при наступлении данных стрессовых ситуаций человек теряется, начинает злиться на других людей, не в состоянии спокойно оценить ситуацию.

  • 1.2. Понятие тревожности и ее причины в современных исследованиях

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином "anxiety", что переводится на русский как "беспокойство", "тревога" [10, c. 165].

Значительный вклад в разработку проблемы тревожности в психологии внесен A.M.Прихожан. Тревожность рассматривается как характерная черта депривационного синдрома, спектр проявления которого очень широк – от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень глубоких нарушений интеллекта и личности [56, c.43].

Ч.Спилбергер дает следующее определение тревожности: под тревогой понимается эмоциональное состояние или реакция, характеризующиеся [66. с.51]:

- различной интенсивностью;

- изменчивостью во времени;

- наличием осознаваемых неприятных  переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства, опасения;

- сопровождающееся одновременно  выраженной активацией вегетативной  нервной системы.

Ю.Л.Ханин определяет ситуации, в которых возникает тревожность, следующим образом [66, с.129]:

- ситуации межличностного общения  и группового взаимодействия;

- ситуации, в которых имеется  возможность и опасность получить  физическую травму;

- новые и незнакомые условия, неожиданные обстоятельства;

- выполнение монотонной рутинной  работы.

В психологическом словаре понятие "тревожность" определяется как "индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям эмоционального дискомфорта, неблагополучия, предчувствие грозящей опасности".

Майк Кордуэлл предлагает такое определение: "Тревожность – чувство страха и мрачные предчувствия, которые сопровождаются усиленной и продолжительной физиологической активацией" [32, с.62].

Автор отмечает, что симптомы тревожности могут присутствовать во многих психологических расстройствах, вводит такие понятия, как тревожные расстройства (фобии, посттравматические стрессы, одержимо – навязчивые расстройства), тревожные реакции (общий адаптационный синдром, предложенный Г.Селье), объективная тревожность. Последняя понимается как состояние тревожности, возникающая каждый раз, когда мы считаем, что подвергаемся реальной опасности и это побуждает к немедленным действиям для спасения жизни. Этот подход созвучен мнению А.И.Захарова.

А.И.Захаров дает следующее определение тревоге – "это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями. Таким образом, тревога возникает, как отклик на состояние неопределенности в результате предвосхищения неприятности" [20, с.49].

Определение, данное А.И.Захаровым, наиболее точно подходит под определение тревожности как состояния.

Данные Б.М.Теплова указывают на связь состояния тревоги с силой нервной системы. Высказанное им предположение об обратной корреляции силы и чувствительности нервной системы, нашло экспериментальное подтверждение в исследованиях В.Д.Небылицина: он находит преимущество в скорости замыкания условной связи у представителей слабой нервной системы, в то время как у лиц с сильной нервной системой условные связи могут образовываться как быстро, так и медленно. Отсюда он выводит предположение о более высоком уровне тревожности субъектов со слабым типом нервной системы [74, с.284].

Л.А.Тейлор приходит к заключению, что склонность субъекта к тревоге обусловлена типологическими особенностями динамики образования условных рефлексов. В рамках этого подхода, а также подхода Айзенка тревожность сближается с повышенной эмоциональностью и чувствительностью к эмоциогенным ситуациям, при которой тревожность или невротичность выступают как одно из проявлений эмоциональной возбудимости [74, с.284].

Состояние тревожности весьма изменчиво и чаще всего способствует осознанию личностью своего положения в окружающем мире. Таким образом, тревожность – индивидуально-психологическая особенность личности, выражающаяся в склонности человека к переживанию состояния тревоги, неадекватного ситуации, либо наличие низкого порога его возникновения.

Личностная тревожность может рассматриваться как довольно стабильная личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых разных жизненных ситуациях, даже таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Человек, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затрудняются контакты с окружающим миром.

Такие люди испытывают трудности в принятии решений. Говоря о личностной тревожности, мы можем отметить, что в этом случае говорим о личностном образовании. Выделенный психологами другой вид тревожности, называют ситуативной, реактивной или тревожность как состояние.

Ситуативную тревожность порождают некоторые конкретные ситуации, которые объективно вызывают беспокойство. Данное состояние может возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей. Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями, напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Оно может быть разным по интенсивности и динамичности.

Ситуативную тревожность можно рассматривать в трех аспектах, которые существенно влияют на результативность значимой (соревновательной, исполнительской, управленческой, производственной) деятельности: межличностная ситуативная тревога, внутригрупповая ситуативная тревога и деятельностная (предрабочая, рабочая, послерабочая, оптимальная) ситуативная тревога. Говоря о межличностной и внутригрупповой ситуативной тревоге, отметим, что обе категории касаются эмоциональных переживаний человека в конкретный промежуток времени и позволяют зафиксировать интенсивность выраженности ситуативной тревоги, возникающей в процессе реальных, прошлых или отражаемых контактов с конкретными партнерами или группой людей. Деятельностная ситуативная тревога представляет собой эмоциональные переживания, испытываемые человеком при выполнении конкретной задачи (до, во время или после выполнения).

Ввиду возможности изменения имеющегося нервно-психического состояния, для нас наибольший интерес представляет именно ситуативная тревожность или тревожность как состояние.

Кроме выделения типов и видов тревожности психологи считают необходимым говорить и об уровнях тревожности.

Нельзя считать нормальным отсутствие каких-либо проявлений тревожности. Н.Ф.Лукьяновой и Е.Н.Лобовой показано, что полное отсутствие тревожности, точно также как и завышенная тревожность, находятся в ряду причин, приводящих к дезорганизации деятельности. Заниженная тревожность вызывает недооценку стрессовых ситуаций и излишнюю уверенность в своих возможностях, что, в конечном итоге, выливается в ошибки в профессиональной деятельности. В некоторых работах доказывается, что определенный уровень тревожности может выступать в роли положительного фактора в эмоциональных условиях деятельности человека, поскольку ее можно рассматривать "не только в роли неблагоприятного нервно-психического фона, но и в роли стимулятора потребности в саморегуляции" [27, с.195].

Выделяют две группы признаков проявления тревоги [27, с.201]:

- первые – внутренние, соматические  признаки, возникающие у человека  под влиянием волнения (учащенное сердцебиение, сухость во рту, ком в горле),

- вторые – внешние поведенческие  реакции (теребят одежду, волосы  или какой-то предмет, кусают ногти, сжимают кулаки и другие невербальные  жесты).

Возникающая внутренняя неудовлетворенность требует от человека поиска выхода. Появляется соблазн избежать тревогу, уйти от боли. Выделяют четыре способа такого бегства.

1. Разрыв связи между состоянием  тревоги и ситуацией, вызывающей  ее через создание ложно-иллюзорного  мира, где нет чувства тревоги. Так как переживать смутное и неопределенное чувство тревоги мучительно, то человек пытается избавиться от него, заменяя страхом. Страх прост, ясен и связан с конкретной ситуацией. Так как причины тревоги не устраняются, то мир иллюзий совершенствуется. Страх перерабатывается и сменяется [72, с.301]:

- ритуальными действиями;

- уходом в фантазии, которые  проживаются в жизни;

- появлением односторонних увлечений, которые так захватывают, что  не оставляют места никаким  другим интересам.

2. Типичный способ бегства от  тревоги – агрессивность. Унижая других, агрессивный человек избавляется от собственного чувства неуверенности, от сознания своей униженности, неспособности жить так, как хотелось бы. Чаще всего у таких людей в глубине души тревожная рассеянность, внутренний конфликт.

3. Апатия, вялость, безынициативность, отсутствие живых эмоциональных  реакций мешают увидеть те  конфликты, переживания, которые породили  тревогу.

4. Последний, также распространенный  способ ухода от тревоги –  превращение ее в заболевание. Соматические признаки тревоги, углубляясь, могут стать симптомами серьезных заболеваний, расстройств. Такое расстройство может быть не только проявлением тревоги, но и заменять ее. Эмоциональное состояние приходит в норму, но за счет ухудшения физического здоровья. Все эти способы неконструктивны и ведут в тупик, из которого самому очень трудно выбраться. Ведь ни один из этих способов не дает полного освобождения.

В работах В.С.Мерлина тревожность рассматривается как одно из свойств темперамента. Автор понимает тревожность как склонность человека переживать самые различные ситуации, как чем-то ему угрожающие и испытывать при этом неопределенный страх и беспокойство, направленное на какой-либо предмет и явление [29, с.81].

Информация о работе Диагностика тревожности и агрессивности у детей подр возраста