Диагностика в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:02, доклад

Описание работы

Организационная диагностика — это систематический сбор и анализ информации о состоянии организации или отдельных ее подсистем с целью выявления проблем функционирования и определения путей их преодоления. Некоторые отечественные исследователи считают организационную диагностику разновидностью социальной диагностики[1],[2]. В данном случае социальную (социологическую) диагностику можно охарактеризовать как процесс описания текущего состояния социальной системы (как объекта), целью которого является обнаружение проблем функционирования социальной системы и факторов их возникновения[1].

Файлы: 1 файл

ДИАГНОСТИКА.docx

— 304.65 Кб (Скачать файл)

Организационная диагностика

Материал из Википедии  — свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск

Организационная диагностика — это систематический сбор и анализ информации о состоянии организации или отдельных ее подсистем с целью выявления проблем функционирования и определения путей их преодоления. Некоторые отечественные исследователи считают организационную диагностику разновидностью социальной диагностики[1],[2]. В данном случае социальную (социологическую) диагностику можно охарактеризовать как процесс описания текущего состояния социальной системы (как объекта), целью которого является обнаружение проблем функционирования социальной системы и факторов их возникновения[1]. Таким образом, в процессе диагностики важно не только выявить имеющиеся проблемы, но и определить наиболее вероятные источники их возникновения, а также предусмотреть возможные последствия, которые закономерно наступят при дальнейшем воздействии ключевых факторов (либо при исключении их влияния). Часто организационную диагностику представляют частью или типом социальной технологии ; она выступает одним из этапов комплексного обследования организации, обеспечивая информационное обоснование в принятии управленческих решений. Такая точка зрения подробно описана в работах некоторых российских специалистов[2].

Содержание

  • 1 Теоретические основы
    • 1.1 Задачи организационной диагностики
    • 1.2 Виды организационной диагностики
  • 2 Этапы организационной диагностики
  • 3 Инструменты организационной диагностики
  • 4 Результаты организационной диагностики
  • 5 См.также
  • 6 Литература
  • 7 Примечания

Теоретические основы

Исследователи выделяют несколько  методологических подходов к социальной диагностике:

  • Системный — анализ взаимоотношений между различными взаимосвязанными частями и элементами структуры предприятия и его организационной культуры;
  • Нормативный — определение отклонений состояния объекта от эталонного (нормативного) по чётко обозначенным показателям;
  • Ситуационный — процесс управления рассматривается как непрерывная цепь уникальных, неповторимых управленческих ситуаций, при этом состояние диагностируемого объекта должно соответствовать специфике ситуации;
  • Проблемный — внимание фокусируется на управленческой ситуации как результате уникальной комбинации проблем, возникающих на разных уровнях организации. Диагностика выявляет прежде всего иерархию проблем.

У каждого из подходов существуют свои преимущества и ограничения. Предпочтительным можно считать подход, обеспечивающий более точный прогноз, а также  использующий минимальное число  переменных для объяснения той области, которая интересует консультанта[3]

Считается, что организационная  диагностика как исследовательская  деятельность должна состоять из:

  1. концептуальной модели объекта диагностики (интегральной или аспектно ориентированной);
  2. диагностических методик (интервью, опросы, наблюдения и т. д.);
  3. диагностического процесса.

Концептуальная модель необходима для определения направления  исследовательской деятельности, так  так включает в себя существенные для диагностики компоненты объекта  и их взаимосвязи. Практическое применение концептуальной модели возможно после  ее операционализации: необходимо сформировать эмпирические индикаторы, параметры  которых могут быть измерены. Именно эмпирические индикаторы будут использоваться при диагностике состояния объекта  и для интерпретации полученных данных. С. А. Липатов[4]классифицирует диагностические модели на ситуационные (contingency) и нормативные. Особенность ситуационных моделей заключается в том, что до постановки диагноза они не указывают направления организационных изменений, в них не заложено описание лучших (или наиболее эффективных) управленческих подходов, предпочитаемой модели поведения или организационной структуры. Согласно нормативному подходу наилучший путь организационных изменений существует, есть одно желаемое направление изменений - к наиболее эффективной модели организации.

Одной из важнейших особенностей оргдиагностики является то, она преследует, прежде всего, практические, а не научные, цели. Диагностика нацелена не на получение  нового знания, а фиксирует по определённым параметрам текущее состояние и  оценивает его в сравнении  с имеющимися представлениями об «идеальном» состоянии или с  точки зрения соответствия текущей  ситуации и условиям внешней среды. Организационная диагностика как  практическая деятельность сегодня  достаточно широко распространена в  сфере управленческого консультирования, являясь, по сути, первым этапом реализации любого проекта.

Задачи организационной  диагностики

  • описание состояния
  • прогнозирование ситуации
  • поиск путей решения текущих и возможных проблем

Виды организационной  диагностики

  • по срокам проведения:

Предварительная — Текущая

Предварительная диагностика  помогает выяснить проблемы, определить узкие места предприятия, составить  программу будущих изменений  и должна отвечать на вопросы: можно  ли решить выявленные проблемы, в какой  последовательности их необходимо решать; с помощью каких инструментов это можно сделать и т. д. Текущая диагностика — это часть процесса управления организационным развитием. Она позволяет исследовать ситуацию на предприятии в прошлом, настоящем и в перспективе, предоставляя руководителю информацию о сильных и слабых сторонах управленческих процессов.

  • по широте охвата:

Общая — Cпециальная

Общая диагностика необходима, чтобы узнать структуру проблем  и сильные стороны предприятия  в целом. Частная диагностика  концентрируется на каком-то одном  конкретном комплексе проблем или  вообще на одной проблеме, чтобы  выявить причины и факторы  её возникновения, а также определить текущее состояние и оценить  возможность решить ее в перспективе.

Этапы организационной  диагностики

  1. Разработка концептуальной модели диагностики
  2. Сбор информации о фактическом состоянии организации

Методы сбора данных:

  • Интервью (неформализованное, фокусированное)
  • Анкетирование
  • Личностные тесты
  • Фокус-группа
  • Наблюдение
  • Анализ документов
  1. Анализ полученных данных

Целью обработки и анализа  собранных данных является выявление  причинных взаимосвязей между зафиксированными фактами и событиями и понятное представление результатов диагностики. Выводы во многом зависят от методологических принципов понимания организации и ее функционирования, на которых основано исследование.

Инструменты организационной  диагностики

  • Бенчмаркинг
  • Экспертная оценка
  • Ретроспективный анализ
  • Мониторинг рисков
  • Структуризация проблемного поля организации

Результаты организационной  диагностики

  • Сформирована общая картина существующего положения дел в организации;
  • Определены основные проблемы и их дислокация в рамках организации;
  • Выявлены возможные последствия существующих проблем, если не заниматься их решением;
  • Выделены факторы, снижающие эффективность работы предприятия ;
  • Оценены ресурсы развития и потенциал сопротивления изменениям.

На завершающих этапах организационной диагностики предприятия  может быть построен план его организационного развития.

См.также

  • Реинжиниринг бизнес-процессов
  • Менеджмент
  • Научные школы и направления менеджмента

Литература

  1. Липатов С.А. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учебное пособие для вузов / Под ред. Ю. М. Жукова. — М.: Аспект Пресс, 2004.
  2. Липатов С. А. Организационная диагностика: теоретические и методологические основания // Личность.Культура.Общество. №3, 2005
  3. Некрасов С. И., Некрасова Н. А., Бусыгин О. В. Факторы организационного развития предприятий. — М., 2009. ISBN 978-5-91327-067-2
  4. Пригожин А. И. Современная социология организаций. — М., 1995.
  5. Щербина В. В. Социологическая диагностика и социальная инженерия // Социальная инженерия: В 2-х частях. Часть 1: Теоретико-методологические проблемы: Курс лекций / Под ред. Ю. М. Резника, В. В. Щербины. — М., 1994.
  6. Щербина В. В. Средства социологической диагностики в системе управления. — М., 1993.
  7. Юксвярав Р. К., Хабакук М. Я., Лейман Я. А. Управленческое консультирование: теория и практика. — М., 1988.
  8. Lawler, E.E., III, Nadler, D. A., Cammann, C. (Eds.). Organizational assessment: Perspectives on the measurement of organizational behavior and the quality of work life. — N.Y., 1980

Примечания

  1. 1 2 Щербина, 1994
  2. 1 2 Пригожин, 1995
  3. ↑ Lawler et al, 1980.
  4. ↑ Липатов, 2004

2.1. Технологии организационной  диагностики 

Необходимым этапом проектирования управленческой технологии независимо от её объекта, предмета, цели является определение состояния предполагаемого  объекта управления, средством данного  процесса служит диагностика.

Диагностика – это процесс  оценки деятельности предприятия или  подразделения, направленный на раскрытие  проблем и обозначение областей их возможного решения. Она включает в себя сбор необходимой информации об организационном функционировании, анализ этих данных и выводы для  потенциальных изменений и улучшений. Эффективная диагностика предполагает выбор вмешательства, которое предусматривает систему мероприятий, удовлетворяющих необходимость предприятия в развитии. Главное правило диагностики – искать не недостатки, а ресурсы.

Организационная диагностика  – это совокупность специальных  методов, применяемых в исследовании предприятия, и включающая в себя интервьюирование, анкетирование, анализ структуры и осуществляемости управленческих решений, выявление соотношений  интересов и целей различных  групп персонала, что подразумевает  изучение субкультур в рамках организационной  культуры[1].

Диагностику можно определить как:

1. специфический процесс  деятельности, осуществляемый на  стыке науки и практики и  связанный с определением состояния  объекта для осуществления последующего  корректирующего воздействия и  изменения его состояния или  режима работы;

2. специфическое средство (совокупность методов и приёмов), создаваемое в рамках той или  иной научной дисциплины для  реализации указанного процесса;

3. специфическую дисциплину, особое направление деятельности  в рамках той или иной науки,  обеспечивающее создание указанных  средств и предусматривающее  теоретико-методологическое осмысление  или обеспечение этого процесса.

Диагностика не ставит целью  получение нового знания, она призвана зафиксировать текущее состояние  по определённым параметрам и оценить  его с позиции представления  об «идеальном» состоянии. И, следовательно, цель диагностики – описание состояния  и прогнозирование ситуации[2].

Таким образом, диагностика  представляет собой комплексное  социологическое исследование, целью  которого является измерение текущего состояния объекта и перспективное  видение развития ситуации. (Измерение  социально-психологического климата  групп, прогнозирование межгруппового  взаимодействия и сопоставление  возможных результатов процесса с целями функционирования данных групп).

В процессе диагностики определяются проблемы организации и управления, причины их возникновения. При этом необходимо устанавливать временные  и масштабные параметры процесса диагностики. По времени проведения диагностика делится на предварительную  и текущую; по широте охвата – на общую и специальную.

Информация о работе Диагностика в организации