Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:02, доклад
Организационная диагностика — это систематический сбор и анализ информации о состоянии организации или отдельных ее подсистем с целью выявления проблем функционирования и определения путей их преодоления. Некоторые отечественные исследователи считают организационную диагностику разновидностью социальной диагностики[1],[2]. В данном случае социальную (социологическую) диагностику можно охарактеризовать как процесс описания текущего состояния социальной системы (как объекта), целью которого является обнаружение проблем функционирования социальной системы и факторов их возникновения[1].
Интересующая исследователя
информация: опыт, убеждения, степень
уверенности в себе, симпатии и
антипатии, особые интересы или мотивы,
отношение к коллегам, стиль руководства,
степень новаторства и
Интервьюирование. Интервью
– один из сложных методов сбора
информации. Исследователю необходимо
соответствующим образом
Профильный анализ представляет
информацию о степени готовности
предприятия, заинтересованности разных
категорий персонала в
Анализ и синтез фактов. Правильное описание фактов ещё не является достаточным основанием для трансляции выводов исследования, поскольку важно определить, что может быть сделано, обладает ли предприятия возможностями реализовать выработанные решения и как направить весь этот процесс. Анализ плавно переходит в синтез. В практической работе оба метода сочетаются и дополняют друг друга.
Систематизация. Любая полученная информация должна быть систематизирована. Кубр[8] называет основные критерии систематизации: время, место (подразделение), ответственность, структура, воздействующие факторы. Цель причинно-следственного анализа – выявить причинные связи между условиями и событиями. Он даёт ключ к планированию изменений и повышению эффективности работы.
На практике, указанные
методы сбора первичной информации
нередко используются в комбинации.
Использование нескольких методов
сбора данных в процессе диагностики
представляет информацию, позволяющую
понять причины организационных
проблем. Комбинация вышеуказанных
методов может обеспечить комплексное
восприятие организационных изменений,
а также возможность
Каждый метод содержит присущие только ему тенденции. Некоторые различия методов могут быть использованы для проведения оценки организационных проблем. Если данные, полученные независимыми методами, приближаются к отражению состояния результатов, то измерение проблем проведено правильно.
Сбор диагностической
информации начинается с наименее формализованных
технологий, таких как исследование
записей компании, продвигаясь далее
к более формализованным
Использование этих методов даёт возможность эффективно проводить основные диагностические исследования, изучая записи предприятия, продвигаясь в глубину оценок восприятия ситуации участниками, вычленить проблему и затем принимать решение об организационном изменении.
Таким образом, зависимость и взаимодополняемость методов оценки персонала и организационного развития даёт комплексное представление о деятельности предприятия и его подразделений.
Однако, разработка управленческих
технологий, ориентированных на разрешение
проблемных ситуаций в сфере управления,
подразумевает не только сбор информации
о состоянии объекта
[1] См.: Посадский А. П., Хайниш С. В. Консультационные услуги в России. – М., 1995. – С. 44.
[2] Щербина В. В. Средства социологической диагностики в системе управления. – М., 1993. – С. 12-13.
[3] См.: Юксвярав Р. К., Хабакук М. Я., Лейманн Я. А. Управленческое консультирование: теория и практика. – М., 1998. – С. 34
[4] См.: Щербина В. В. Средства социологической диагностики в системе управления. – М., 1993. – С. 29.
[5] См.: Кубр М. Управленческое консультирование. – М., 1992. – С. 163.
[6] См.: Там же. – С. 164-165.
[7] См.: Пригожин А. И. Современная социология организаций. – М., 1995. – С. 242-243.
[8] См.: Кубр М. Управленческое консультирование. – М., 1992. – С. 184.
Управление
персоналом
Словарь-справочник
Организационная
диагностика — сбор и анализ информации
об организации, целях ее деятельности
и развития, организационной структуре,
стиле руководства, индивидуальных и групповых
нормах поведения, ценностях, установках,
типах взаимоотношений и взаимодействий
ее членов и т.д. Уровни диагностики: личность,
группа, межличностные отношения, межгрупповое
взаимодействие, организация в целом.
Наибольшее развитие организационная
диагностика получила в практике управленческого
консультирования. Здесь она предполагает
комплексное обследование состояния дел
в организации с целью оценки ее «болевых
точек». К ним относятся: противоречия
в управленческой структуре (по «горизонтали»
и по «вертикали»), организационные противоречия
в отношениях с внешней средой (отраслью,
городом и т. д.), различные трудности (помехи)
в достижении организационных целей, межличностные
конфликты, неопределенности в целях,
связях, нормах и мн. др. Из методов организационной
диагностики можно назвать позиционный
анализ, означающий выявление различий
в целях, интересах, представлениях о ситуации
различных групп, их приверженности разным
точкам зрения как о положении дел в организации,
так и в отношении друг к другу. Используются
также игровые методы, психодиагностические
методики и др.
Организационная диагностика
Организационная диагностика
– это определение
Организационная диагностика сродни комплексному
обследованию живого организма, целью
которого является определение нефункциональных
отклонений, с устранением которых восстанавливается
целостное здоровье всей индивидуации.
Цель проведения организационной
диагностики: разрешение иррациональных
проблем организации в случаях стагнации
предприятия, когда причины пробуксовки
неочевидны.
Задачи, которые решаются в ходе организационной диагностики:
Методы работы:
Основной формой работы в процессе организационной диагностики является проблемная сессия, которая дает срез проблем организации в 2-х плоскостях:
Порядок работы:
ЭТАП 1: Проектирование организации.
Работа с первым лицом компании для выявления
возможных противоречий:
ЭТАП 2: По результатам первого
этапа консалтинговой работы определяется
дальнейшая стратегия работы с компанией,
которая может включать:
Индивидуальный коучинг руководителя:
• Целеполагание и достижение результата.
• Стиль управления компанией.
• Работа с нефункциональными поведенческими
стереотипами.
Аудит управленческой команды:
• Определение потенциала управленческой
команды, их способностей и мотивации,
для решения тех задач, которые ставит
собственник.
• Разработка комплексной системы обучения
и развития персонала.
Оптимизация организационной структуры:
• «Чистка» штата компании
• Определение потребности в персонале.
Анализ корпоративной культуры компании:
• Определение ценностных противоречий
на уровне топ-менеджмента и сотрудников
компании.
• Определение стратегии коррекции корпоративной
культуры исходя из стратегического видения
бизнеса и функциональности для компании.
• Работа по развитию корпоративной культуры
компании (ценностное совпадение на уровне
идей и поступков).
ЭТАП 3: Разработка конкретных рекомендаций для разрешения выявленных проблем.
ЭТАП 4: Сопроводительное консультирование на этапе внедрения изменений.
Команда экспертов:
Продолжительность и стоимость проекта определяется в зависимости от объема работ и задач диагностики.
Основная цель курса
– обучение студентов использованию
технологий и методов социально-
Задачи курса:
Данный курс ориентирован
в первую очередь на рассмотрение
актуальных задач организационной
психологии, связанных с социально-
В результате прохождения курса студент должен:
Социально-психологическая диагностика, ее виды, принципы, трудности и типичные ошибки, возникающие при проведении диагностики.
Применение методов структурированного интервью и групповой дискуссии при осуществлении диагностики организации.
Организационная
диагностика — если вкратце, то это первоначальное
определение координат объекта (т.е. где
находится объект), для того что бы можно
было проложить маршрут до цели.
Проводится с
целью выявления наиболее серьезных проблем
деятельности компании и выдачи рекомендаций
относительно их решения, а также предложений
по ее организационному развитию.
Отвечает на вопросы
:
- Чего мы достигли, чего — нет?
- Какие у нас накопились противоречия
и трудности?
- Почему их не удается в полной мере преодолеть?
- Что нужно изменить для того, чтобы эти
проблемы и трудности преодолевались
легче и быстрее