Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:02, доклад
Организационная диагностика — это систематический сбор и анализ информации о состоянии организации или отдельных ее подсистем с целью выявления проблем функционирования и определения путей их преодоления. Некоторые отечественные исследователи считают организационную диагностику разновидностью социальной диагностики[1],[2]. В данном случае социальную (социологическую) диагностику можно охарактеризовать как процесс описания текущего состояния социальной системы (как объекта), целью которого является обнаружение проблем функционирования социальной системы и факторов их возникновения[1].
Отталкиваясь от вышеуказанных представлений, мы считаем возможным выделить такие уровни диагностики, как диагностика первых лиц предприятия, диагностика рабочих групп и индивидуальная диагностика. Учитывая задачи нашего исследования, рассмотрим уровень диагностики рабочих групп и уровень индивидуальной диагностики.
Структура крупного предприятия
включает многочисленные подразделения,
действующие подобно
Акцентируя внимание на реализации процессов управления в рамках промышленного предприятия, обратимся к понятию «организационный проект» как средству выработки управленческих решений. Итак, организационный проект – ключ к построению группового проекта, его объектом может быть: технология, структура, система измерений, система человеческих ресурсов, организационная культура. Организационный проект являясь связующей частью рабочей группы, определяется технологическими характеристиками групповой задачи.
Оценка групп производится по четырём основным позициям:
1. Задаче структуры;
2. Композиции;
3. Нормам изменения;
4. Межличностным отношениям.
Задача структуры
Нормы изменений, на наш взгляд, устанавливаются согласно целям и принципам реализации группового проекта с согласия каждого члена группы на возможный контроль за выполнением задач. Необходимость и мера принятия норм изменений детерминируется анализом взаимодействия между членами группы, составляющими её «активное ядро», служащие проводником группового изменения.
Обращаясь к межличностным
отношениям в группе, отметим, что
члены последней могут
Межличностные отношения лежат в основе жизнедеятельности группы. То, как члены группы относятся к друг другу является одним из факторов её функционирования, так как качество отношений может воздействовать на задачи преобразования. В некоторых группах например межличностная конкуренция и конфликт между членами группы – результат слабой поддержки и взаимопомощи.
На этапе организационного развития значительные усилия прилагаются для помощи рабочим группа в развитии здоровых межличностных отношений, в разрешении проблем, включающих возможность и готовность быть откровенными друг с другом.
Проект группы, подразделения должен быть адекватен проекту предприятия. Когда этого не происходит, возможен конфликт подразделений в рамках предприятия. Технология организационного проекта включает в себя внутризависимые задачи. Координация между членами группы, подразделения должна быть адекватна групповой задаче, композиции, изменению норм и межличностным отношениям. Таким образом, групповой проект должен быть открыт для возможных изменений, инвариантен, что является условием эффективности группы, достижения высокого качества совместного решения.
Основанием к рассмотрению уровня индивидуальной диагностики является то, что неотъемлемой частью упомянутых групп, подразделений является персонал, учитывать интересы и потребности которого необходимо при принятии управленческих решений любого уровня.
Персональные характеристики сотрудников включают возраст, образование, опыт работы, профессиональные возможности и умения. Всё это может воздействовать на изменения в работе настолько серьёзно, насколько серьёзно сотрудники воспринимают структуру функционирования группы. Например, индивидуальные различия необходимы для самоопределения, обучения и личностных достижений. Они могут определять мотивацию и удовлетворённость работой и зависеть от гибкости, автономии и наличия обратной связи с результатом.
Индивидуальная диагностика касается таких позиций, как оценка мастерства, определение личных задач, определение отношений и их границ в структуре, важность задачи, автономность и обратная связь с результатом.
Индикаторами организационной культуры служат ценности персонала (декларируемые и истинные), суждения, мифы, язык, легенды (такие, как описание успеха, презентационная легенда), герои и антигерои, табу и тайны, ритуалы.
Мастерство определяется
согласно требованиям работы, рангом
активности и возможностями осуществлять
контроль. Основная линия производства
включает только ограниченные операции,
поэтому возможности для
Работа каждого сотрудника
связана с реализацией
Результатом диагностики этого уровня могут быть ответы на следующие вопросы:
Проект работы группы должен
быть согласован с проектом работы
предприятия и его
При рассмотрении организационной
структуры можно выделить два
подхода: сжатый организационный анализ
и конкретные постановки личных целей
и задач перед исполнителями.
Оба подхода направлены на выявление
связи между личным вкладом сотрудников
и стратегической задачей предприятия.
Сжатый организационный анализ позволяет
подойти к решению этой проблемы
как бы «сверху вниз», начиная
с «верха» организационной
Реализация указанных
подходов подразумевает наличие
первичной социологической
Целевая направленность использования
методов сбора информации заключается
в измерении социальных фактов, служащими
индикаторами исследования. Измерение
зачастую действительно помогает разобраться
в ситуациях, с которыми мы имеем
дело, и определить подходящие направления
действий для достижения поставленной
цели. В то же время нередко измерение
само по себе не приносит ожидаемых
результатов. Измерение не является
самоцелью, цель – повышение эффективности,
производительности. Система измерения
служит инструментом, позволяющим направить
ограниченные ресурсы туда, где от
них можно получить наибольшую выгоду.
Вначале идёт стадия осознания самой
проблемы. После осознания проблемы
и принятия решения о некоем планомерном
усилии, направленном на повышение
производительности, необходимо понять
связь измерения
После получения результатов
измерения ставится диагноз или
даётся оценка. При оценивании необходимо
учитывать основные потребности
предприятия и его политику. После
завершения стадии оценивания, выявления
проблем и возможностей их решения
в определённых областях, анализа
ресурсов для осуществления изменений
исследуются и применяются
Анализ документов (приказы,
распоряжения, стандарты предприятия,
положения, планы организационно-
Последовательность изучения документов такова:
Анализ документов обеспечивает
обзор организационного функционирования.
Более того, документы предприятия
позволяют проводить
Но предприятие не всегда регистрирует сведения в форме, удобной для исследователя. В основном множество предприятий регистрирует итоговую информацию, не фиксирую данные индивидуальных измерений.
Несмотря на эти препятствия, скрытые измерения являются ценным дополнением к другим диагностическим процедурам, таким как интервьюирование или анкетирование. Архивные данные могут быть использованы в предварительной диагностике, являющейся отправным этапом в исследовательской работе.
Наблюдение. Большое значение
имеет визуальная диагностика. Исследователь
с помощью наблюдения получает информацию
о пространственном размещении, потоке
операций, материалов, людей, методах
работы, темпе, трудовой дисциплине, условиях
работы. Важный, наблюдаемый компонент
предприятия – это
Анкетирование. Являясь наиболее
эффективным методом сбора