Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования настоящей квалификационной работы – изучение вопроса формирования навыков межличностного взаимодействия у детей младшего и среднего дошкольного возраста средствами развивающих игр, игровых упражнений коммуникативной направленности.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования навыков межличностного взаимодействия детей младшего и среднего дошкольного возраста средствами развивающих игр, игровых упражнений коммуникативной направленности.
2. Изучение индивидуально-психологических особенностей детей младшего и среднего дошкольного возраста, характера их межличностного взаимодействия; степени их удовлетворенности сложившимися межличностными отношениями в среде сверстников; уровня сплоченности детского коллектива.
3. Определить эффективность работы (системы работы) по использованию развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности в формировании навыков межличностного взаимодействия детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические проблемы формирования навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста
1.1 Общение как фактор формирования личности
1.2 Особенности коммуникативной деятельности детей 3-5 лет
1.3 Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
Глава 2. Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста.docx

— 137.62 Кб (Скачать файл)

Введение

Глава 1. Теоретические  проблемы формирования навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного  возраста

1.1 Общение как фактор  формирования личности

1.2 Особенности коммуникативной  деятельности детей 3-5 лет

1.3 Игра как ведущий  вид деятельности дошкольника

Глава 2. Формирование навыков  межличностного взаимодействия у детей  дошкольного возраста

2.1 Констатирующий эксперимент

2.2 Формирующий эксперимент

2.3 Контрольный эксперимент

Заключение

Библиография

Приложение

 

Введение

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники  испытывают серьезные трудности  в общении со сверстниками, это, как  правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать  и выражать свою симпатию к конкретному  ребенку, отмечаются сложности в  умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

Умение общаться, строить  и поддерживать дружеские взаимоотношения  и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Я.Л. Коломинский отмечает, что дошкольный возраст сензитивен для образования добрых чувств к  другим людям. В обществе именно сверстников  наиболее эффективно развиваются механизмы  межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежащие  в основе формирования таких личностных положительных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеская  поддержка, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а также качество, обеспечивающее способность к самопознанию и самоориентированию .

Потребность в общении  друг с другом у ребенка возникает  уже на 3 году его жизни. Как показывают исследования Шипицыной Л.М., ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение  к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого  человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей  гуманизации воспитательно-образовательной  работы с детьми и построения новых  моделей взаимодействия взрослого  и ребенка, внимание ученых и практиков  обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д. Б. и  т.д.) показали, что развитие ребенка  происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Каждый период жизни и  развития ребенка характеризуется  определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под  ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике  детей, формируются и развиваются  основные психические процессы и  свойства личности, появляются психические  новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в  том, что дети отражают в ней различные  стороны жизни, особенности взаимоотношений  взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.

Эльконин Д. Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое  явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению  Ушинского К. Д., в игре ребенок  «живет» и следы этой жизни  глубже остаются в нем, чем следы  действительной жизни. В игре ребенок  учиться подчинять свое поведение  правилам игры, познает правила общения  с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного  обучения в школе. Игра для ребенка  – это серьезное занятие.

Думаю, что данное исследование актуально и значимо, особенно в  настоящее время, когда в дошкольном образовании намечается отход от традиционной формы организации  жизни детей в детском саду по «учебному» типу, и все большее  внимание уделяется свободным творческим формам детской активности.

В настоящей квалификационной работе рассмотрены теоретические  вопросы проблемы формирования навыков  межличностного взаимодействия детей  младшего и среднего дошкольного  возраста, обозначены конкретные методы развивающего обучения коммуникативной  направленности (игры, игровые упражнения) и возможное их использование в качестве одного из эффективных средств социально-нравственного воспитания дошкольников, что на практике работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста доказано – это подтвердила выдвинутая мною гипотеза исследования.

Цель исследования настоящей квалификационной работы – изучение вопроса формирования навыков межличностного взаимодействия у детей младшего и среднего дошкольного возраста средствами развивающих игр, игровых упражнений коммуникативной направленности.

Задачи исследования:

1.         Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования навыков межличностного взаимодействия детей младшего и среднего дошкольного возраста средствами развивающих игр, игровых упражнений коммуникативной направленности.

2.         Изучение индивидуально-психологических особенностей детей младшего и среднего дошкольного возраста, характера их межличностного взаимодействия; степени их удовлетворенности сложившимися межличностными отношениями в среде сверстников; уровня сплоченности детского коллектива.

3.          Определить эффективность работы (системы работы) по использованию развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности в формировании навыков межличностного взаимодействия детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Объект исследования - процесс формирования навыков межличностного взаимодействия у детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством использования развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности.

Предмет исследования - особенности процесса формирования навыков межличностного взаимодействия детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Субъект исследования – дети дошкольного возраста:

2004-05 учебный год – 2 младшая группа – 20 человек

2005-06 учебный год - средняя  группа – 24 человека

Гипотеза  исследования - предполагаю, что целенаправленная и систематическая работа с выделенной группой дошкольников по использованию возможностей развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности (рассматриваются как разновидность методов социально-нравственного воспитания) позволит изменить качественные характеристики показателей сформированности навыков межличностного взаимодействия, улучшится психологический климат в детском коллективе и произойдут существенные положительные изменения коэффициента сплоченности детского сообщества.

Методы исследования:

-           теоретический анализ литературы, формулирование гипотезы;

-           педагогический эксперимент – наблюдение, собственно диагностика, формирующая работа, анализ результатов, выводы.

База экспериментального исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 90 «Айболит».

 

Глава 1. Теоретические проблемы формирования навыков межличностного взаимодействия у детей младшего и среднего дошкольного возраста

1.1      Общение как фактор формирования личности

Изучение проблемы общения  в психологии имеет свою традицию, и в отечественной психологии обычно выделяют следующие три периода  разработки названной проблемы:

1.         Исследование В.М.Бехтерева – он впервые поднимает вопрос о роли общения как фактора психического развития человека о влиянии группы на индивида.

2.         До 70-х гг. ХХ века разработке проблемы общения преобладал теоретико-философский подход. Например, в концепции высших психических функций Л.С. Выготского обещание занимает центральное место – как фактор психического развития человека, условия его саморегуляции.

3.         В 70-е гг. «общение» начинает рассматриваться как самостоятельная область психологического исследования. Это период подлинного рождения проблемы общения в психологии.

Специфика современного этапа  в разработке проблемы общения заключается  в периоде от исследования «в условиях общения» к изучению самого процесса, его характеристик в превращении  проблемы общения в объект психологического исследования на всех уровнях анализа  – теоретическом, эмпирическом, прикладном.

Согласно определению  понятия «общение» - это многоплановый  процесс развития контактов между  людьми, порождаемый потребностями  совместной деятельности, это взаимодействие людей, направленное на согласование и  объединение усилий с целью достижения общего результата (М.И. Лисина).

Человеческое общение  напоминает своеобразную пирамиду, состоящую  из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуя с другими  людьми, познаем их и, вместе с этим, переживаем собственные состояния, возникающие в результате общения. Общение можно рассматривать  как способ объединения людей, а  также как способ их развития. Общаясь  с другими людьми, человек усваивает  общечеловеческий опыт, исторически  сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а  также формируется как личность. То есть, общение выступает важнейшим фактором психического развития человека.

По своему назначению общение  многофункционально. Можно выделить 5 основных функций общения:

1.         Прагматическая. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2.         Формирующая. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Известно, что на определенных стадиях развития поведения, деятельности и отношения ребенка к миру и к самому себе опосредовано в его общении со взрослыми.

3.         Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.

4.         Функции организации и поддержания межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений для любого человека неизменно связано с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений – мы либо позитивны, либо негативы по своему знаку.

5.         Внутриличностная. Реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).

В социальной психологии выделяют три типа межличностного общения:

Императивное  общение - это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждение его к определенным действиям или решениям.

Манипулятивное  общение - это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.

Диалогическое общение - это равноправное субъект-субьектное взаимодействие, имеющее целью взаимное, самопознание партнеров по общению.

Структура общения

Существует несколько  подходов к структуированию общения. Одним из часто употребляемых  является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны  общения -коммуникативную, интерактивную  и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения. Состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. В условиях такого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается и происходит своего рода обмен этой информацией, в ходе которого происходит выработка общего смысла, единой точки зрения и согласие по поводу различных ситуаций или проблем.

Интерактивная сторона  общения (общение как взаимодействие). В ходе общения его участникам можно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий. 

Перцептивная  сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга) включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого. Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном «Я».

Давыдов В.В. выделил основные структурные компоненты общения:

Информация о работе Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста