Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования настоящей квалификационной работы – изучение вопроса формирования навыков межличностного взаимодействия у детей младшего и среднего дошкольного возраста средствами развивающих игр, игровых упражнений коммуникативной направленности.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования навыков межличностного взаимодействия детей младшего и среднего дошкольного возраста средствами развивающих игр, игровых упражнений коммуникативной направленности.
2. Изучение индивидуально-психологических особенностей детей младшего и среднего дошкольного возраста, характера их межличностного взаимодействия; степени их удовлетворенности сложившимися межличностными отношениями в среде сверстников; уровня сплоченности детского коллектива.
3. Определить эффективность работы (системы работы) по использованию развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности в формировании навыков межличностного взаимодействия детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические проблемы формирования навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста
1.1 Общение как фактор формирования личности
1.2 Особенности коммуникативной деятельности детей 3-5 лет
1.3 Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
Глава 2. Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста.docx

— 137.62 Кб (Скачать файл)

Предмет общения - это другой человек, партнер по общению как субъект.

Коммуникативные мотивы - это то, ради чего предпринимается общение.

Действие общения - это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект.

Задачи общения - это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения.

Средства общения - это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемые в процессе общения (вербального или невербального) одного человека другому (см. Приложение 1):

-           экспрессивно-мимические средства общения (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук, тела и т.д.)

-           предметно-действенные средства (предметные движения, позы, приближения, удаления, вручение предметов, притягивание или отталкивание человека и т.д.)

-           речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики).

Продукты общения - образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения – это, прежде всего, «общий результат» взаимоотношения, становление образа самого себя и партнеров по общению.

Влияние общения  на психическое развитие ребенка

С первых дней жизни ребенка  общение является одним из важнейших  факторов его психологического развития.

Подобное влияние прослеживалось в различных сферах психического развития ребенка: в самой области  общения в области любознательности детей; в сфере их эмоциональных  переживаний; при формировании любви  к взрослому; в сфере овладения  речью; в сфере личности и самосознания детей.

Так, для самых маленьких  детей очень важно, что взрослый необыкновенно богатый источник разнообразных воздействий. Младенец, еще не умеющий передвигаться  и вынужденный ожидать, когда  неподалеку от него что-то случится, в  лице взрослого имеет динамичный объект, приближенный к нему (особенно при кормлении и гигиенических процедурах) на самое лучшее для эффективного восприятия расстояние. Взрослый одновременно адресуется к разным чувствам ребенка - зрению, слуху, обонянию и осязанию; он стремится привлечь внимание младенца, варьируя, видоизменяя свои воздействия с учетом реакций младенца; взрослый сосредоточенно ловит еще такое неустойчивое, слабое внимание детей. Таким образом, общение с ухаживающим за ним взрослым становится для ребенка источником не сравнимых ни с чем другим ярких, переменчивых и лично адресованных ему воздействий, без которых младенец может испытывать недостаток впечатлений.

Еще один путь воздействия  общения на развитие детей - это обогащение опыта ребенка. Взрослый знакомит малышей  с книгами, берет их с собой  в путешествия, он открывает для  них мир музыки. Да и в самом  общении взрослый, обращаясь к  детям и откликаясь на их призыв, дает детям возможность испытать сладость утешения, впервые открыть  для себя радость взаимопонимания, несравненное удовлетворение от сопереживания, от чувства общности, совпадения своих  мнений и оценок со взглядами мудрого  и намного более опытного старшего человека.

Далее, в общении взрослые нередко прямо ставят перед детьми задачу овладеть каким-то новым знанием, новым умением. Настаивая на решении  задачи, взрослые добиваются того, что  ребенок с нею справляется. В  качестве примера можно сослаться  на овладение речью. Ничто в предметной действительности не заставляет ребенка  заговорить. Лишь требования взрослых да реально создаваемая ими необходимость  вынуждают ребенка проделать  гигантский труд, который для этого  требуется. Когда ребенок овладевает словом, перед ним раскрываются поистине необозримые горизонты для развития мышления и самосознания, для овладения  самым ценным в копилке человеческого  знаниям. И тут обнаруживается еще  один путь влияния общения на развитие психики детей - это подкрепление взрослым усилий ребенка, их поддержка  и коррекция. Любимый ребенком взрослый, значимый для него человек своим  одобрением подкрепляет его успешные действия, способствует их закреплению, а упрек взрослого играет для  него роль дифференцировочного, отрицательного сигнала и ведет к тому, что  ребенок отказывается от неодобряемого  действия, затормаживает его.

Важнейший путь влияния общения  на психическое развитие детей состоит  в том, что ребенок в контактах  с взрослым наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы  для подражания.

Общение всегда тесно связано  с деятельностью и оно может  рассматриваться как особый вид  деятельности. «Общение» и «коммуникативная деятельность» - синонимы.

Решающая роль общения  в психическом развитии ребенка  доказывается глубоким и необратимым  недоразвитием детей, выросших в  изоляции от человеческого общества (дети-«Маугли»): явлениями госпитализма, наблюдающимися при дефиците общения  детей с взрослыми; позитивными  фактами, полученными в формирующих  экспериментах.

Общение ребенка со взрослым имеет принципиальную особенность, отличающую его от общения детей  друг с другом. В диаде ребенок  – взрослый ведущая, доминирующая роль принадлежит взрослому.

Именно слова и поступки взрослого определяют характер и  дальнейшее развитие его взаимодействия с ребенком, и именно ошибки взрослого, как правило, являются причинами  возникающих между ребенком и  взрослым конфликтов. Дефицит общения  со взрослыми на ранних этапах развития отрицательно сказывается не только на умственном развитии ребенка, но и  на развитии его личности в целом. Недостаток внимания со стороны взрослых, игнорирование ребенка могут  привести к невротизации, психическим  и психосоматическим заболеваниям, глубоким личностным нарушениям.

В процессе психического развития его общение со взрослыми развивается  и проходит ряд последовательно  сменяющихся этапов. Психолог М.И.Лисина (1986) рассматривает общение как  особую коммуникативную деятельность, в основе которой лежит потребность  в общении и содержание которой  меняется на каждом возрастном этапе.

Так, выделяется четыре формы  общения ребенка со взрослым в  первые 7 лет его жизни(см. Приложение 2):

1.         Ситуативно-личностная форма общения. Возникает в онтогенезе в 2-6 мес. В основе этой формы лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Это общение занимает место ведущей деятельности в младенческом возрасте. Эта первая форма проявляется в виде «комплекса оживления», т.е. эмоционально-положительной реакции ребенка на взрослого, сопровождающейся улыбкой, активными движениями, вокализацией, фиксированием взгляда на лице взрослого и прислушивание к его голосу. Все это свидетельствует о том, что ребенок перешел на новый этап развития. Контакт со взрослым необходим ему, и он активно требует общения.

К концу первого полугодия  жизни возникает ситуативно-деловая  форма общения со взрослым.

2          Ситуативно-делавая форма общения. Проявляется в онтогенезе второй и существует у детей от 6 мес. до 3 лет. Основной потребностью выступает потребность в сотрудничестве в рамках основной ведущей деятельности периода раннего возраста - предметно-орудийной деятельности. Главные поводы для контакта детей со взрослыми связаны теперь с их общим делом – практическим сотрудничеством, и потому на центральное место среди всех мотивов общения выдвигается деловой мотив. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулируют предметами, выполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. Постепенно предметная деятельность преобразуется. Ребенок овладевает речью.

С появлением первых вопросов ребенка: «Почему?», «Зачем?», «Откуда?», «Как?» - начинается новый этап в  развитии общения ребенка и взрослого. Это внеситуативно-познавательное общение.

3          Внеситуативно-познавательная форма общения. Существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет), в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Это общение побуждается познавательными мотивами, помогает детям расширить рамки мира, доступного для их познания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений, узнать о существовании причинно следственных отношений между предметами и явлениями. Их все больше привлекают события, происходящие в социальной сфере.

К концу дошкольного возраста у детей появляется высшая для  этого периода форма общения  внеситуативно-личностная.

4          Внеситуативно-личностная форма общения возникает на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании. Ведущий мотив общения – личностный. Как отмечает М.И.Лисина, эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры, ребенок теперь обращает больше внимания на особенности межличностных отношений, те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе родителей и т.д. Ребенок учится ориентироваться в группе, устанавливает многообразные отношения с окружающими людьми. Он усваивает правила общения, понятия о своих правах и обязанностях. Ребенок приобщается к моральным и нравственным ценностям общества, в котором живет.

Знание возрастных форм общения  полезно для анализа индивидуальной коммуникативной деятельности и  для организации коррекционной  работы с детьми, имеющими отклонения в развитии социального поведения.

Развитие общения детей  с взрослыми осуществляется как  частный случай взаимодействия формы  и содержания: обогащение содержания деятельности детей и их взаимоотношений  с окружающими приводит к смене  устаревших форм общения новыми, а  последние дают простор для дальнейшего  психического прогресса ребенка.

Важнейшее значение в возникновении  и развитии у детей общения  имеют воздействия взрослого, опережающая  инициатива которого постоянно «подтягивает»  деятельность ребенка на новый, более  высокий уровень по механизму  «зоны ближайшего развития». Организуемая взрослым практика взаимодействия с  детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей. Без постоянной поддержки взрослого, особенно в  годы жизни, развитие общения детей  с окружающими замедляется или  даже прекращается. Но активное вмешательство  взрослого способно в относительно короткий срок вызвать благоприятные  сдвиги в общении детей даже старшего дошкольного возраста, выправить  дефекты и отклонения в их коммуникативной  деятельности.

1.2 Особенности  коммуникативной деятельности детей  3-5 лет

Нормы поведения, усвоенные  ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками в  свою очередь, многие качества, приобретенные  ребенком в детском коллективе, привносятся  им в семью.

Интерес к сверстникам  проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение  ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие  у ребенка умений её выполнения.

Группа детского сада - это  первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное  положение. В дошкольном возрасте проявляются  различные взаимоотношения –  дружеские и конфликтные, здесь  выделяются дети, испытывающие трудности  в общении. С возрастом отношение  дошкольников к сверстникам меняется, они оценивают не только по деловым  качествам, но и личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено  развитием представлений о нормах морали, углублением в понимании  содержания нравственных качеств.

Для выявления особенностей коммуникативной деятельности детей  следует более подробно рассматривать  возрастную динамику личностного взаимодействия.

Итак, в группах младших  дошкольников часто наблюдается  деятельность детей по типу «рядом, но не вместе», часто можно заметить, как ребенок разговаривает с  собой или игрушкой. Это стадия предсотрудничества со сверстниками в  процессе предметных отобразительных  действий (каждый «водит» свою машинку, «укачивает свою куклу»). Постепенно появляется совместное действие между детьми, но вначале оно представляет собой  механическое слияние, соучастие, в  котором взаимное согласование имеет  минимальное выражение. Со временем совместное действие приобретает элементы сотрудничества, которые проявляются  в установлении эмоциональных, избирательных  контактов со сверстниками, в объединении  детей на основе общего игрового интереса («Кто пойдет играть в «гараж»?). для  большинства детей этого возраста невероятно трудно вести себя по отношению  к другим детям дружелюбно, доброжелательно, вместе добиваться каких-либо результатов. Дети, которые уже овладели этим умением, часто бывают несправедливо строги к тем, кто от них отстает, поэтому в совместной игре может возникнуть конфликт. Большая роль в правильной организации общения принадлежит взрослому.

У ребенка рождается субъективное отношение к сверстнику как партнеру совместной деятельности, без которого «играть неинтересно». Интенсивно развивается  осознание ребенком себя как субъекта совместной деятельности, особенно в  сюжетно-ролевых играх. В них дошкольник начинает ориентироваться не только на сюжет, но и на сверстника, сферу  его интересов, уровень возможностей и умений. У детей появляется стремление к налаживанию сотрудничества для  достижения общего результата. Создаются  первые игровые объединения, но они  имеют, в большинстве случаев, неустойчивый характер. Преобладают диады, реже –  триады, по половому составу преобладают  «чистые» микрообъединения у младших  дошкольников. 

Информация о работе Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста