Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования настоящей квалификационной работы – изучение вопроса формирования навыков межличностного взаимодействия у детей младшего и среднего дошкольного возраста средствами развивающих игр, игровых упражнений коммуникативной направленности.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования навыков межличностного взаимодействия детей младшего и среднего дошкольного возраста средствами развивающих игр, игровых упражнений коммуникативной направленности.
2. Изучение индивидуально-психологических особенностей детей младшего и среднего дошкольного возраста, характера их межличностного взаимодействия; степени их удовлетворенности сложившимися межличностными отношениями в среде сверстников; уровня сплоченности детского коллектива.
3. Определить эффективность работы (системы работы) по использованию развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности в формировании навыков межличностного взаимодействия детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические проблемы формирования навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста
1.1 Общение как фактор формирования личности
1.2 Особенности коммуникативной деятельности детей 3-5 лет
1.3 Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
Глава 2. Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста.docx

— 137.62 Кб (Скачать файл)

Их образовательно-развивающая  направленность, характер психологических (психофизиологических) особенностей детей, выделенной группы, непринужденность и атмосфера свободного и радостного общения всех участников игры в процессе этих игр, всё это привлекло мое  внимание к этой разновидности методов  развивающего обучения коммуникативной  направленности.

Одной из задач воспитания и обучения детей является социально-нравственное развитие, которое предполагает, в  целом, как конечный желаемый результат: формирование знаний о социальной действительности, окружающей ребенка, во всём её многообразии проявлений (от понимания происходящего  вокруг него до умения строить адекватные отношения с самой действительностью, что, по сути, является личностной социализацией), формирование умений строить, поддерживать, укреплять, развивать коммуникативные  связи, уметь строить свои взаимоотношения, взаимодействовать и жить в гармонии с окружающими людьми (взрослыми, сверстниками).

На протяжении ряда лет, наше дошкольное учреждение работает по базисной образовательной программе «Развитие» (автор ЛА.Венгер), наряду с ней  активно используются и парциальные  дополнительные образовательные технологии и программы, в частности, в работе над формированием навыков межличностного взаимодействия детей младшего и среднего дошкольного возраста применяется методика, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования РФ (автор Шипицына Л.М., Воронова А.П.) , направленная на развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.

В своей работе с детьми я использую всё разнообразие средств по формированию социально-нравственного  поведения (сюжетно-ролевые, подвижные, строительные, дидактические и т.п. игры; провожу с детьми наблюдения, этические беседы; занимательные  и творческие задания и вопросы  и т.д.– все это стимулирует  познавательную и коммуникативную  активность детей, создает положительный  эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных  и жизненных задач), но наиболее интересным, увлекательным и эффективным  средством формирования навыков  межличностного взаимодействия детей  младшего и среднего дошкольного  возраста, считаю, особый вид игр - игры и игровые упражнения коммуникативной  направленности.

Мною разработана:

-           система работы по использованию игр и игровых упражнений коммуникативной направленности (как одного из средств социально-нравственного воспитания) для развития дружеских взаимоотношений, навыков сотрудничества, формирования навыков общения и взаимодействия с окружающей действительностью детей младшего и среднего дошкольного возраста;

-           цикл консультаций для родителей по формированию навыков межличностного взаимодействия с детьми.

 

Глава 2. Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей младшего и среднего дошкольного возраста

2.1 Констатирующий  эксперимент 

 

Работа воспитателя многогранна. В процессе обучения детей воспитатель  использует различные формы, виды и  содержания работы, и вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место воспитателя в системе  взаимодействия всех участников образовательного процесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей.

В образовании и воспитании дошкольника есть важный момент –  проведение диагностики развития ребенка, которую считаю важной составляющей в системе общего мониторинга  образования ребенка, т.к. именно мониторинг позволяет оценить не только успехи детей (необходимо знать его Зону актуального развития и Зону ближайшего развития для более эффективной  и направленной работы), но и проанализировать степень эффективности работы самого педагога, а педагог, исходя из полученных результатов, делает вывод о правильности выбранных технологий и методов  работы как с группой детей  в целом, так и с конкретным ребенком и при необходимости  внести коррективы в план своей работы.

В исследовании принимали  участие дети дошкольного возраста:

-     2004-05 учебный год – 2 младшая группа – 20 человек

-     2005-06 учебный год - средняя группа –24 человека

Для изучения уровня сформированности навыков межличностного общения  использовались следующие методы (подробно см. Приложение 3):  

 

 

 

Диагностический

инструментарий

Анализируемые 

показатели

Кем проведена  диагностика

Время проведения

Динамика формирования навыков

2 Младшая группа

•  наблюдение за взаимодействиями и отношениями в реальной ситуации (Т.В.Сенько)

•  характер межличностного взаимодействия

Воспитатель

Сентябрь 

 

 

Май

Сентябрь

Май

•  беседы с детьми (субъективные предпочтения)

•  симпатии ребенка

Педагог-психолог

Воспитатель

•  методика косвенной оценки межличностных отношений - проективная техника «Два домика»

•  социометрический статус ребенка

Педагог-психолог

Май

Май

Средняя группа

•  наблюдение за взаимодействиями и отношениями в реальной ситуации (Т.В.Сенько)

•  характер межличностного взаимодействия

Воспитатель

Сентябрь

Май

Январь

Май

•  беседы с детьми (субъективные предпочтения)

•  симпатии ребенка

Воспитатель

Педагог-психолог

Сентябрь

Май

•  социометрический эксперимент – «Секрет» (Репина Т.А.)

•  методика косвенной оценки межличностных отношений - проективная техника «Два домика»

•  социометрический статус ребенка

•  коэффициент удовлетворенности отношениями в группе сверстников

•  коэффициент сплоченности детского коллектива

Педагог-психолог

Май


 

 

Анализ результатов:

• метода наблюдения (Т.В. Сенько) и беседы с детьми осуществлялся  воспитателем и педагогом-психологом по соответствующим показателям  и на основании уровневой дифференциации (подробно см. Приложение 3).

• Социометрического эксперимента – «Секрет» (Репина Т.А.), методики косвенной  оценки межличностных отношений - проективная  техника «Два домика» на основании  анализа, предоставленного педагогом-психологом (в рамках взаимодействия).

В ходе изучения уровня сформированности навыков межличностного взаимодействия были получены следующие результаты:  

 

Диаграмма 1.

Анализ сравнительных  результатов уровня сформированности навыков межличностного взаимодействия у детей (Диаграмма 1) позволяет говорить о положительной динамике за период сентябрь - май, 2004-05 уч.год(2 младшая группа) – январь, 2005-06 уч.год(средняя группа) . Так, изменились в качественную сторону:

• Показатель низкого уровня на сентябрь, 2004-05 уч.год наблюдался у подавляющего большинства детей – 70% (14 человек), к маю этого же года снизился до 30% (6 человек), вянваре 2006-06 уч.года стал составлять 20% (4 человека).

• Показатель среднего уровня также претерпел изменения (за период соответственно) 30% (6 человек) – 30% (6 человек)- 35% (7 человек). Стоит сказать, что динамика роста этого показателя незначительная, но значимая, т.к. это можно объяснить значительным снижение показателя низкого уровня и повышением показателя высокого уровня сформированности исследуемых навыков.

• Показатель высокого уровня на начало обучения детей во 2 младшей группе отсутствовал, а к концу учебного года появился на отметке 40% (8 человек), к середине обучения в средней группе составил 45% (9 человек).

Как показывают результаты диагностики  сформированности навыков межличностного взаимодействия у детей в разных видах деятельности в сентябре 2004-05 уч.года, т.е. в начале учебного года, дети испытывали значительные сложности при построении отношений со сверстниками в процессе разнообразной деятельности, а к концу обозначенного периода уже отмечалась положительная динамика в формировании коммуникативных навыков.

Так, выделялись группы детей, которые стремятся быть первыми  и самыми главными, часто не имея для этого достаточно оснований. Они требовали выполнения своих  желаний от сверстников в приказном  порядке, заставляя их подчиняться  своей воле, часто незаслуженно обижая их. Дети, как правило, избегали общения  с ними, так как порой испытывают на себе их нападки и недоброжелательное отношение. Другая группа детей –  они застенчивы, необщительны: всегда подчиняются, боясь проявить смелость в поступках и суждениях. Чувствуя постоянную неуверенность в себе, они предпочитают во всем уступать сверстникам. Заниженная самооценка приводит к возникновению таких качеств, как плаксивость, обидчивость. Эти  дети испытывают гонения, отвергаются  большинством детей, что вызывает у  них постоянное чувство дискомфорта, осознание своей «ненужности», отчужденности. В ответ на такое отношение  сверстников они либо уединяются, избегая контактов с товарищами, либо пытаются защититься, демонстрируя свое негативное поведение.

Также стоит отметить и  наличие положительных навыков  межличностного взаимодействия, которые  наиболее ярко проявлялись в конце  обозначенного периода (январь, 2005-06 учебного года). Некоторые дети стали  пользоваться популярностью у сверстников. Они стали более активны, любознательны, у них стали отмечаться проявления самокритичны к действиям других детей, проявляя при этом доброжелательность и отзывчивость. Разнообразные знания, наличие умений и навыков выполнения различных видов деятельности притягивало  к ним ребят. Оказывая помощь, эти  дети старались объективно оценивать  успехи и неудачи других, пытались похвалить, подбодрить, подсказать выход  из сложной ситуации, не ущемляя  при этом достоинство сверстников. Их наставления стали приниматься  детьми без обиды. Благодаря, перечисленным  качествам таких детей стали  чаще выбирать на руководящие роли в игре, при выполнении трудовых заданий, решении познавательных задач.

Следует сказать, что социометрическое исследование, посредством социометрического  эксперимента, который позволяет  выделить коэффициент сплоченности коллектива и коэффициент удовлетворенности  детей отношениями в этом коллективе, проводятся педагогом-психологом с  детьми, только начиная со средней  возрастной группы, ввиду психологических  особенностей детей младшего дошкольного  возраста и в связи с этим, низкой степенью валидности (точности) социометрического  исследования. О характере межличностных  отношений детей младшего дошкольного  возраста можно судить лишь по наблюдениям  за деятельностью детей в реальной ситуации, бесед и результатов  проективной методики «Два домика», которая позволяет выявить социометрических статус ребенка.

 

Диаграмма 2.

Анализ сравнительные  результаты исследования (Диаграмма 2) коэффициента сплоченности детского коллектива и коэффициента удовлетворенности отношениями в коллективе сверстников также позволяет сказать, что имеется положительная динамика в развитии этих коэффициентов, которые являются показателями развития детского коллектива, в целом, и коммуникативной компетентности каждого члена этого детского сообщества. Стоит отметить, что максимально возможный коэффициент сплоченности этого коллектива детей равен 4,3, а максимальный коэффициент удовлетворенности детей имеющимися отношениями равен 1(согласно интерпретации социометрических данных). Отсюда видно, что за обозначенный период обучения детей произошли качественные изменения коэффициентов:

•  Разница коэффициентов сплоченности детского коллектива с сентября по январь(средняя группа) составила 1,2, что составляет 12%.

• Разница коэффициентов  удовлетворенности детей их отношениями  в детском коллективе за обозначенный период составила 0,2.

Анализ результатов проективной  социометрической методики (Диаграмма 3) позволяет отметить, что в данной возрастной группе есть дети, имеющие разный социометрический статус:

•  Лидер – дети, получившие наибольшее количество (больше 4-х) положительных выборов - 3 человека, что составляет 15%.

• Предпочитаемые – дети, получившие 1-2 положительных выбора – 8 человек , что составляет 40%.

• Игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных  выборов (они как бы не замечены сверстниками) – 5 человек (25%).

Отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы - 4 человека (20%). 

 

Диаграмма 3.

Таким образом, результаты показывают, что работа по формированию навыков  эффективного взаимодействия детей  в процессе совместной деятельности в выделенных возрастных группах  проводилась планово, целенаправленно  и систематически. 

 

2.2 Формирующий  эксперимент

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме, анализа результатов констатирующей части исследования где были выделены «слабые» места в сформированности навыков межличностного взаимодействия детей в процессе разнообразной  деятельности, характера и содержания, имеющихся в возрастной группе межличностных  отношений были обозначены задачи формирующей  работы:

• Воспитание интереса к  окружающим людям, развитие чувства  понимания и потребности в  общении; развитие чувства принадлежности к коллективу;

• Развитие у детей навыков  общения в различных жизненных  ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями; умений устанавливать контакт  к окружающими людьми;

• Развитие адекватной оценочной  деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков  окружающих людей;

• Развитие самоконтроля в  отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения; формирование доверия к собеседнику;

• Выработка у детей  положительных черт характера, способствующих лучшему пониманию в процессе общения; развитие навыков эффективного общения, необходимых при сосуществовании  и выполнении функций, возложенных  на каждого члена детского коллектива – развитие групповой слоченности.

• Формирование у детей  умений и навыков практического  владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой)-средствами человеческого  общения;

Информация о работе Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста