Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования настоящей квалификационной работы – изучение вопроса формирования навыков межличностного взаимодействия у детей младшего и среднего дошкольного возраста средствами развивающих игр, игровых упражнений коммуникативной направленности.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования навыков межличностного взаимодействия детей младшего и среднего дошкольного возраста средствами развивающих игр, игровых упражнений коммуникативной направленности.
2. Изучение индивидуально-психологических особенностей детей младшего и среднего дошкольного возраста, характера их межличностного взаимодействия; степени их удовлетворенности сложившимися межличностными отношениями в среде сверстников; уровня сплоченности детского коллектива.
3. Определить эффективность работы (системы работы) по использованию развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности в формировании навыков межличностного взаимодействия детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические проблемы формирования навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста
1.1 Общение как фактор формирования личности
1.2 Особенности коммуникативной деятельности детей 3-5 лет
1.3 Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
Глава 2. Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста.docx

— 137.62 Кб (Скачать файл)

• Лидер – дети, получившие наибольшее количество (больше 4-х) положительных  выборов - 3 человека, что составляло 15% , к концу обучения в средней  группы стало на 1 человека больше, т.е. 4 человека – 16,7%.

• Предпочитаемые – дети, получившие 1-2 положительных выбора – 8 человек, что составило 40%, в мае 2005-06 уч.года их стало 17 человек – 70,8%. Здесь стоит отметить, изменения количества человек в группе, но %-й показатель несмотря на это вырос.

• Игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных  выборов (они как бы не замечены сверстниками) – 5 человек (25%) – 3 человека (12,5%) - в мае, 2005-06 уч.года.

• Отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные  выборы - 4 человека (20%) вмае 2004-05 уч.года, к концу обучения в средней группе данный социометрический статус отсутствует, что является ярким показателем проводимой развивающей работы. 

 

Диаграмма 6.

 

Проведенный сравнительный  анализ социометрического исследования позволяет говорить о положительной  тенденции в плане развития дружеских  взаимоотношений и формировании навыков межличностного взаимодействия в группе дошкольников, но следует  её продолжить.

Следует сказать, что работа по формированию навыков межличностного взаимодействия с детьми выделенной возрастной группы будет продолжена в старшей и подготовительной группе, и будет направлена на решение  следующих задач:

1.         Развитие и воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.

2.         Развитие у детей навыков общения в разных жизненных ситуациях и с разными участниками общения (сверстники, педагоги, родители) и умения устанавливать контакт к окружающими людьми.

3.         Развитие адекватной оценочной деятельности (в том числе, самооценки), направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

4.         Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему пониманию в процессе общения.

5.         Формирование у детей умений и навыков практического владения средствами человеческого общения.

Результат всей проведенной  работы (прогнозируемый результат) будет  выражаться в наличии у детей  навыков и умений конструктивного  общения: навык построения эффективного общения и взаимодействия друг с  другом в процессе разнообразной  деятельности (умение находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, проявление чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого), согласованность своих желаний с мнением других участников взаимодействия, аргументированность при отстаивании своей точки зрения, справедливость и адекватность при самооценке и оценке других партнеров по деятельности, регулировании своего поведения в соответствии с нормами морали)

Так, выдвинутая гипотеза подтвердилась: целенаправленная и систематическая  работа с выделенной группой дошкольников по использованию возможностей развивающих  игр и игровых упражнений коммуникативной  направленности (рассматриваются как  разновидность методов социально-нравственного  воспитания) позволила изменить качественные характеристики показателей сформированности навыков межличностного взаимодействия, улучшила психологический климат в  детском коллективе и произошли  существенные положительные изменения  коэффициента сплоченности детского сообщества.

 

Заключение

«Ядром» социально-нравственного  развития дошкольника является: умение хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения; в овладении  навыками всевозможных способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции  партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого); умение согласовывать  свои желания с мнением других участников взаимодействия; умение аргументировано  и спокойно доказать свою точку зрения; умение справедливо и адекватно  оценивать себя и других партнеров  по деятельности; умение регулировать своё поведение в соответствии с  нормами поведения.

Особенности коммуникативной  деятельности детей 3-5 лет требуют  от взрослого поиска новых эффективных  путей нормализации и развития у  детей коммуникативных навыков, которые предполагают адекватные проявления межличностного взаимодействия в процессе разнообразной деятельности как  с взрослыми, так и в кругу  сверстников. Важно во время начать работу по формированию этих навыков, т.к. находясь постоянно в обществе, ребенок должен строить адекватные отношения с этим обществом и  учиться управлять своим поведением в любой ситуации.

Каждый период жизни и  развития ребенка характеризуется  определенным ведущим видом деятельности. В психологии под ведущей деятельностью  понимается та, в процессе которой  происходят качественные изменения  в психике детей, формируются  и развиваются основные психические  процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные  именно для данного конкретного  возраста.

Так, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является (от 3-6,7 лет) игра. Её сущность заключается  в том, что дети отражают в ней  различные стороны жизни, особенности  взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством  познания ребенком действительности. В ней ребенок познает правила  общения с людьми, учиться строить  свои отношения с окружающей действительностью, развивает свои умственные способности  и познавательные интересы, которые  особенно важны для успешного  обучения в школе. Игра для ребенка  – это серьезное занятие.

Содержание развивающих  игр и игровых упражнений коммуникативной  направленности таково, что позволяет  использовать их как одно из эффективных  средств социально-нравственного  развития детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Считаю, что результаты и  материалы настоящей квалификационной работы можно применять на практике работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста и использовать педагогические возможности развивающих  игр и игровых упражнений коммуникативной  направленности как эффективное  средство формирования навыков межличностного взаимодействия.

 

Библиография

1.         Афонькина ЮА., Урунтаева ГА. Практикум по детской психологии. М.,1995

2.         Божович ЛИ. Личность и ее формирование в детском возрасте., М., 1998

3.         Воронова ВЯ Творческие игры старших дошкольников, М., 1997

4.         Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста./ Дьяченко ОМ, Лаврентьева ТВ., М., 2000

5.         Дошкольная педагогика./ Ядэшко ВИ, Сохина ФА., М., 1996

6.         Знакомимся с программой «Развитие». Пособие для воспитателей и родителей. Под ред. Дьяченко ОМ, Денисенко НС., М, 2002

7.         Запорожец АВ. Некоторые психологические проблемы детской игры. М., 1997

8.         Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. М., 2005

9.         Мухина ВС. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве // Психологический журнал.-1980-№5

10.      Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. М., 1987

11.      Психология. Словарь. Политиздат.,1990

12.      Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ под ред. Михайленко НЯ, Подьяккова НН., М., 1987

13.      Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа / Под ред. О.М.Дьяченко. Центр им. Венгера, М., 2002

14.      Руководство играми детей в дошкольных учреждениях ./ Под ред. МА Васильевой., М., 1990

15.      Спиваковская АС. Игра – это серьезно. М., 1981

16.      Усова АП. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. Дошкольное воспитание, 1999, № 7

17.      Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. С-Пб., 1998

18.      Эльконин ДБ. Психология игры. М., 1999

19.      Эльконин ДБ Детская психология. М., 1990


Информация о работе Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста