Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 22:13, курсовая работа
Цель исследования настоящей квалификационной работы – изучение вопроса формирования навыков межличностного взаимодействия у детей младшего и среднего дошкольного возраста средствами развивающих игр, игровых упражнений коммуникативной направленности.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования навыков межличностного взаимодействия детей младшего и среднего дошкольного возраста средствами развивающих игр, игровых упражнений коммуникативной направленности.
2. Изучение индивидуально-психологических особенностей детей младшего и среднего дошкольного возраста, характера их межличностного взаимодействия; степени их удовлетворенности сложившимися межличностными отношениями в среде сверстников; уровня сплоченности детского коллектива.
3. Определить эффективность работы (системы работы) по использованию развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности в формировании навыков межличностного взаимодействия детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Теоретические проблемы формирования навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста
1.1 Общение как фактор формирования личности
1.2 Особенности коммуникативной деятельности детей 3-5 лет
1.3 Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
Глава 2. Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Библиография
• Лидер – дети, получившие наибольшее количество (больше 4-х) положительных выборов - 3 человека, что составляло 15% , к концу обучения в средней группы стало на 1 человека больше, т.е. 4 человека – 16,7%.
• Предпочитаемые – дети, получившие 1-2 положительных выбора – 8 человек, что составило 40%, в мае 2005-06 уч.года их стало 17 человек – 70,8%. Здесь стоит отметить, изменения количества человек в группе, но %-й показатель несмотря на это вырос.
• Игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они как бы не замечены сверстниками) – 5 человек (25%) – 3 человека (12,5%) - в мае, 2005-06 уч.года.
• Отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы - 4 человека (20%) вмае 2004-05 уч.года, к концу обучения в средней группе данный социометрический статус отсутствует, что является ярким показателем проводимой развивающей работы.
Диаграмма 6.
Проведенный сравнительный анализ социометрического исследования позволяет говорить о положительной тенденции в плане развития дружеских взаимоотношений и формировании навыков межличностного взаимодействия в группе дошкольников, но следует её продолжить.
Следует сказать, что работа по формированию навыков межличностного взаимодействия с детьми выделенной возрастной группы будет продолжена в старшей и подготовительной группе, и будет направлена на решение следующих задач:
1. Развитие и воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.
2. Развитие у детей навыков общения в разных жизненных ситуациях и с разными участниками общения (сверстники, педагоги, родители) и умения устанавливать контакт к окружающими людьми.
3. Развитие адекватной оценочной деятельности (в том числе, самооценки), направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
4. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему пониманию в процессе общения.
5. Формирование у детей умений и навыков практического владения средствами человеческого общения.
Результат всей проведенной
работы (прогнозируемый результат) будет
выражаться в наличии у детей
навыков и умений конструктивного
общения: навык построения эффективного
общения и взаимодействия друг с
другом в процессе разнообразной
деятельности (умение находить подход
к партнеру по общению, поддерживать
и развивать установленный
Так, выдвинутая гипотеза подтвердилась:
целенаправленная и систематическая
работа с выделенной группой дошкольников
по использованию возможностей развивающих
игр и игровых упражнений коммуникативной
направленности (рассматриваются как
разновидность методов
Заключение
«Ядром» социально-нравственного развития дошкольника является: умение хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения; в овладении навыками всевозможных способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого); умение согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия; умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения; умение справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности; умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами поведения.
Особенности коммуникативной
деятельности детей 3-5 лет требуют
от взрослого поиска новых эффективных
путей нормализации и развития у
детей коммуникативных навыков,
которые предполагают адекватные проявления
межличностного взаимодействия в процессе
разнообразной деятельности как
с взрослыми, так и в кругу
сверстников. Важно во время начать
работу по формированию этих навыков,
т.к. находясь постоянно в обществе,
ребенок должен строить адекватные
отношения с этим обществом и
учиться управлять своим
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.
Так, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является (от 3-6,7 лет) игра. Её сущность заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности. В ней ребенок познает правила общения с людьми, учиться строить свои отношения с окружающей действительностью, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.
Содержание развивающих
игр и игровых упражнений коммуникативной
направленности таково, что позволяет
использовать их как одно из эффективных
средств социально-
Считаю, что результаты и
материалы настоящей
Библиография
1. Афонькина ЮА., Урунтаева ГА. Практикум по детской психологии. М.,1995
2. Божович ЛИ. Личность и ее формирование в детском возрасте., М., 1998
3. Воронова ВЯ Творческие игры старших дошкольников, М., 1997
4. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста./ Дьяченко ОМ, Лаврентьева ТВ., М., 2000
5. Дошкольная педагогика./ Ядэшко ВИ, Сохина ФА., М., 1996
6. Знакомимся с программой «Развитие». Пособие для воспитателей и родителей. Под ред. Дьяченко ОМ, Денисенко НС., М, 2002
7. Запорожец АВ. Некоторые психологические проблемы детской игры. М., 1997
8. Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. М., 2005
9. Мухина ВС. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве // Психологический журнал.-1980-№5
10. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. М., 1987
11. Психология. Словарь. Политиздат.,1990
12. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ под ред. Михайленко НЯ, Подьяккова НН., М., 1987
13. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа / Под ред. О.М.Дьяченко. Центр им. Венгера, М., 2002
14. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях ./ Под ред. МА Васильевой., М., 1990
15. Спиваковская АС. Игра – это серьезно. М., 1981
16. Усова АП. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. Дошкольное воспитание, 1999, № 7
17. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. С-Пб., 1998
18. Эльконин ДБ. Психология игры. М., 1999
19. Эльконин ДБ Детская психология. М., 1990
Информация о работе Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста