Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования настоящей квалификационной работы – изучение вопроса формирования навыков межличностного взаимодействия у детей младшего и среднего дошкольного возраста средствами развивающих игр, игровых упражнений коммуникативной направленности.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования навыков межличностного взаимодействия детей младшего и среднего дошкольного возраста средствами развивающих игр, игровых упражнений коммуникативной направленности.
2. Изучение индивидуально-психологических особенностей детей младшего и среднего дошкольного возраста, характера их межличностного взаимодействия; степени их удовлетворенности сложившимися межличностными отношениями в среде сверстников; уровня сплоченности детского коллектива.
3. Определить эффективность работы (системы работы) по использованию развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности в формировании навыков межличностного взаимодействия детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические проблемы формирования навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста
1.1 Общение как фактор формирования личности
1.2 Особенности коммуникативной деятельности детей 3-5 лет
1.3 Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
Глава 2. Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста.docx

— 137.62 Кб (Скачать файл)

Главным требованием, предъявляемым  сверстнику перед принятием его  в совместную игру, является владение игровыми операциями. Дети определяют свое отношение к сверстнику скорее эмоционально, чем рационально, оценивая поступки другого. Источником оценочных  суждений, а в итоге и оценочных  отношений, выступают взрослые. К  ним часто обращаются младшие  дошкольники с целью уточнения  правил взаимодействия. В конце 4-го года жизни отношения между детьми становятся более устойчивыми. Заметнее выступают некоторые симпатии и  антипатии.

Преобладающей формой общения  в начале младшего дошкольного возраста выступает эмоционально-практическое. Основные поводы для общения друг с другом возникают в процессе игры, занятий, выполнения бытовых обязанностей. Дети хотят привлечь к себе внимание, получить оценку себя. Заметна избирательность  общения.

В среднем дошкольном возрасте ведущей деятельностью постепенно становится сюжетно-ролевая игра. В  игровых объединениях начинают появляться общность требований, согласованность  действия, совместное планирование. Ребенок  начинает принимать во внимание интерес  партнеров. Постепенно развивается  умение взаимной поддержки, чувство  товарищества, сопереживание успехов  и неудач. Дети начинают осознавать эффективность совместно организованной деятельности. В этом возрасте преобладают  устойчивые диады и появляются объединения, включающие в 3 и более человек. В  группах 5-го года жизни преобладают  «чистые» по полу объединения детей, в этом возрасте уже более четко  отмечаются разделения «групповых ролей» - «звезды», «непринятые». Так, значимыми  характеристиками «звезд» выступают: умение организовать игру, стремление к справедливости, доброта, дружелюбие, внешняя привлекательность, широта кругозора. «Непринятых» детей характеризуют  дефекты нравственно-волевой сферы, замкнутость, непривлекательность. Взаимоотношения  дошкольников 5-го года жизни определяются, главным образом, наличием или отсутствием  у ребенка нравственных качеств, которые имеют важное значение для  всей группы. Поэтому педагогу необходимо повышать социометрический статус детей  в группе, организовывая правильно  общение, чтобы у детей не появились  негативные эмоциональные состояния.

На 5-м году сюжетно-ролевая  игра становится по-настоящему коллективной, строится на основе сотрудничества. Ребенок  стремится привлечь к себе внимание. В общении возникает феномен  «невидимого зеркала»: в сверстнике ребенок видит себя, и видит  пространство положительно. Ребенок  в процессе общения со сверстниками оценивает себя и задумывается над  тем, застенчив ли он или назойлив, скромен или самонадеян, сдержан  или расторможен.

Таким образом, можно сказать, что, позволяя ребенку все, что делают другие дети в его возрасте, мы - взрослые даем ему возможность понять, как  надо и как не следует себя вести  в обществе людей.

Хотелось бы заметить, что  уровень развития взаимодействия детей 3-5 лет зависит от многих факторов, и, прежде всего от тех условий, в  которых ребенок находится не только в детском саду, но и дома, а также на улице. Все эти факторы  в совокупности оказывают большое  влияние на формирование личности ребенка, определяя степень развития его  чувств, эмоций, представлений и  знаний, а также его умений применять  их в своей деятельности, его навыков  коллективной жизни.

Терминологический словарь  дает следующее определение понятия  «формирование взаимоотношений» - это:

A.        формирование навыков взаимодействия. В период дошкольного детства взаимодействие и общение с взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям старшего дошкольного возраста уже не достаточно общаться только со взрослыми. В ситуации общения со сверстниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетентность.

Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же, зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детей группы, кто-то только с 1-2, одни активны, агрессивны в контактах, а другие пассивны, подчиняются сверстникам и т.д.

B.         таких навыков построения и поддержания общения с окружающим миром, как того требуют социальные нормы и правила жизни в обществе. Успешность практической деятельности, взаимодействия людей друг с другом невозможна без усвоения ими общественно выработанных норм и правил.

Так, программа «Развитие» определяет возрастные особенности  общения детей друг с другом, в  основе которых лежат обозначенные уровни усвоения социальных норм и  правил взаимодействия ребенка со сверстниками в процессе деятельности, что позволяет  мне, как воспитателю, более детально определить, обозначить задачи социально-нравственного  развития детей моей группы и конечную, желаемую цель в данном направлении  посредством использования метода развивающего обучения коммуникативной  направленности - игры и игровые  упражнения (рассматривается как  один из методов социально-нравственного  воспитания дошкольников).

Поведение и общение ребенка  должно быть положительно направлено:

q   он должен уметь хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения,

q   владеть навыками всевозможных способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого), умении согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия, умении аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения, умении справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности, умении регулировать своё поведение в соответствии с нормами поведения.

1.3      Игра как ведущий вид деятельности дошкольника

Игра занимает центральное  место в жизни дошкольника, являясь  преобладающим видом его самостоятельной  деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается  как деятельность, имеющая очень  большое значение для развития ребенка  дошкольного возраста; в ней развиваются  действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.).

Философы, историки, этнографы, психологи, педагоги древности и  современности изучали происхождение  игры, ее место в жизни ребенка, возможности эффективного использования  игр для решения воспитательных задач.

Н.К. Крупская, подчеркивая  социальный характер детских игр, отражение  в них явлений жизни, прежде всего, видела в игре средство расширения впечатлений и представлений  об окружающей действительности, связи  с нею. Для детей дошкольного  возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для  них – серьезная форма воспитания…Игра  для дошкольников – способ познания окружающего.

Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни  он стремится к общению с окружающими, постепенно овладевает языком – могучим  средством общения и усвоения общественного опыта. Ребенок хочет  быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует  его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая  доступные ему радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается  к окружающей жизни.

Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А.С. Макаренко писал  «Игра имеет важное значение в  жизни ребенка, имеет то значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в  игре, таков во многом он будет в  работе, когда вырастет. Поэтому  воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Длительное наблюдение за играми, изучение их содержания у детей  разных народов и на различных  этапах общественного развития позволяют  сделать вывод о том, что основным источником является социальная жизнь  людей, условия, в которых живет  ребенок, его семья.

Игра имеет ряд особенностей:

-           Игра представляет собой отражение детьми окружающей жизни, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением.

-           В игре дети отражают свои знания об известных им жизненных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним.

-           В игре ребенок сочетает и взаимосвязывает образ, игровые действия и слова, и эта взаимосвязь выступает стержнем игровой деятельности детей и служит средством отображения окружающей действительности, взаимоотношений, складывающихся вокруг определенных явлений и событий жизни.

-           Игра имеет основные структурные элементы: игровой замысел; сюжет или содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослым. Эти элементы тесно взаимосвязаны. Игровой замысел -это общее определение того, во что и как будут играть дети. Сюжет или содержание – это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей; то, что делает игру привлекательной и побуждает интерес и желание играть. Роль-это центр игры, которую выполняет ребенок. По тому значению, которое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным, его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в образ, становится тем, кому подражает, т.е. играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Правила в процессе игры дети устанавливают сами (в некоторых играх – взрослый) тем самым определяют и регулируют поведение и взаимоотношениях играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Вместе с тем правила помогают робким, застенчивым ребятам быть активными участниками игры. Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр.

Будучи увлекательным  занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством  их воспитания и развития, но это  происходит тогда, когда она включается в организованный и целенаправленный педагогический процесс. Развитие и  становление игры в значительной степени происходит именно при использовании  ее как средства воспитания. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых  проблем, а совместное их решение  в процессе игры помогает лучше усваивать  социальные нормы и роли, соответствующие  их полу и социальному статусу. Игра не только помогает овладевать навыками социального общения и усвоить  нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят  реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических  проблем.

Игры способствуют развитию детского "эмоционального интеллекта" и помогают взрослому создавать  в группе детей дружескую атмосферу  взаимопомощи, доверия, доброжелательного  и открытого общения детей  друг с другом и со взрослыми людьми, облегчая тем самым процесс совместного  обучения.

Перечисленные ценности важны  для усиления психологических связей между детьми, развития их способность  устанавливать и поддерживать контакты, ибо все больше и больше детей  страдают от одиночества и изоляции.

Предлагая игры детям, взрослый тем самым дарит им совершенно особое время. В ходе игр дети имеют  возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как  в ходе обычной жизни.

Включая игру в педагогический процесс, воспитатель учит играть, создавая, по словам А.С.Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие  качества:

- воспитательно-познавательная  ценность содержания, полнота и  правильность отображаемых представлений;

- целесообразность, активность, организованность и творческий  характер игровых действий

- подчинение правилам  и способность руководствоваться  ими в игре с учетом интересов  отдельных детей и всех играющих;

- целенаправленное использование  игрушек и игровых материалов;

- доброжелательность отношений  и радостный настрой детей.

Как ранее отмечалось, в  процессе игры уточняются и углубляются  знания и представления детей  не только о вещах, предметах и  явлениях, но и правилах и нормах поведения и общения, учатся строить  свои взаимоотношения, познают азы  общения с окружающей действительностью. Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под  руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, учатся различать  добро и зло, учатся следовать  нормам морали, соотносить свои мысли, взгляды, побуждения с окружающей жизнью, приобретают и формируют у  себя навыки адекватного и социально  приемлемого поведения, развивают  умения эффективного межличностного взаимодействия с окружающими людьми, укрепляют  человечески важные качества своей  личности. Считаю, именно игры коммуникативной  направленности (не умаляя при этом роли других разновидностей игр в  дошкольном возрасте) в полной мере способны решить задачи социально-нравственного  воспитания детей наиболее эффективно.

Информация о работе Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста