Гендерные особенности воли младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Прогрессивная психология и педагогика давно доказали, что волевые свойства являются одними из главных в структуре личности. Отечественная психолого-педагогическая наука считает, что воспитание воли и характера у детей было и остается актуальной задачей нашей школы. Проблема воли школьника интересовала многих отечественных психологов старшего поколения (К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов, Б.Г. Ананьев, Н.Д.Левитов, А.В. Веденов, Ю.А. Самарин, П.А. Рудик, А.Ц. Пуни и др.).

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2011 год ..docx

— 103.82 Кб (Скачать файл)

Приступим к описанию особенностей воли детей в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст  очень ответственный период школьного  детства. По мнению И.В.Шаповаленко, от того как он будет прожит ребенком зависит как уровень интеллекта личности, так и желание, умение учиться, уверенность в своих силах. Ребенок здесь выходит за рамки семьи, круг значимых лиц значительно расширяется. Этот новый статус в обществе характерен тем, что у ребенка появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность, он должен подчиняться  новой системе правил и нести ответственность за их нарушение [26]. Если данный период проходит благополучно, то ребенок выходит их него с ощущением собственной компетентности, неблагоприятный результат – комплекс неполноценности. Ведущей деятельностью становится учебная деятельность, которая сводится не только к посещению учебного заведения и к получению знаний как таковых. Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Если ребенок ставит себе специальную сознательную цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал и не умел, то только тогда можно назвать этот процесс учением. Формирование учения  - длительный и сложный процесс, который требует усилий не только и не столько преподавательского состава, родителей, но и, в первую очередь, самого обучающегося. Как отмечает И.В.Шаповаленко, центральная задача младшей школы – формирование «умения учиться»[26]. Ребенок должен научиться выделять и удерживать учебную задачу, самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач, адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность, владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности, использовать законы логического мышления, владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими, уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности, иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности. Для того чтобы научиться всему этому, у ребенка должны быть развиты не только внимание, память, воображение, учебная мотивация, произведен переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Для освоения всего этого ребенку необходима в обязательном порядке воля, способность к волевому усилию. Ведь у ребенка происходит смена образа и стиля жизни. Меняются интересы, ценности, весь уклад жизни. Происходит смена референтной группы, распорядка дня, взаимоотношений с окружающими. Обучение требует концентрировать внимание – а произвольность внимания, познавательных процессов вообще возникает в этом возрасте на пике волевого усилия. Внимание активизируется, но еще не стабильно. Его можно удержать только благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. Да и характеристикой учебной деятельности является результат, обязательность, произвольность [7].

Произвольность, волевую  регуляцию в этом возрасте  необходимо развивать, исследовать, корректировать. Ведь поступление ребенка в школу  само по себе не обеспечивает появления  тех качеств, которые необходимы для учения и настойчиво требуемы  преподавателями и родителями. У  ребенка возникают противоречия: с порога школы от него требуют  того, что еще только должно сформироваться в условиях новой социальной ситуации развития.

«Ни один учитель никогда  не потребует от школьника решения  таких  арифметических задач, решению  которых предварительно не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр. и в, то, же время  не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки» [2].  Те цели, о которых мы говорили выше, цели, для которых и нужно волевое усилие, задаются здесь детям преимущественно со стороны взрослых. Родители, учитель определяют, что можно, что нельзя. Мы сейчас поговорим о тех проблемах, которые подстерегают ребенка в начале этого возрастного промежутка, в 1-2 классах.  К примеру, учитель дает задание, а ребенок не может с ним справиться. Причиной тому является то, что ребенок не усвоил его сути, быстро утратил интерес, просто забыл выполнить в срок. Избежать этого можно, если заставить ученика повторить задание (это его мобилизует) и помочь ему спланировать свои действия (это его организует). К условиям, которые помогают взрослому формировать у ребенка самостоятельно управлять своим поведением, Л.И. Божович также относит: наличие у ребенка достаточно сильного и длительно действующего мотива поведения, введение ограничительных целей, расчленение усваиваемой сложной формы поведения на относительно самостоятельные и небольшие действия. Рассмотрим каждый подробно. Если мы хотим поставить перед ребенком цель,  мы должны вначале учесть содержание его мотивов. Необходимы реально действующие, значимые для ребенка мотивы. Только такие «запустят» процесс выполнения требований взрослого. Ведь в этом случае совпадают и собственные стремления, и требования извне. Поэтому и область мотивов каждого конкретного ребенка также нужно знать. Введение ограничительной цели может значительно ускорить процесс выполнения задачи. Приведем пример: ребенку задают несложные, но однообразные задания - рисовать геометрическую фигуру с  точкой в центре. Какое- то время он это здание выполняет без особых проблем, но наступает усталость, пропадает интерес, ребенок видит, что конца этой работы все нет и нет и, в конечном итоге отказывается от нее. Но как только преподаватель ограничивает цель («Нарисуй еще 15 квадратиков и можешь быть свободен»), ребенок воодушевляется, ускоряет темп работы и в короткий срок может выполнить даже больший объем, чем он сделал до этого. У него появилась более четкая, можно сказать «осязаемая» цель. Некоторые дети уже умеют самостоятельно ограничивать себе цели или учатся этому в дальнейшем. Хорошо ограничивать цель до выполнения задания – приведенной выше проблемы  в этом случае можно избежать. Это умение самому ставить себе цель – основа для развития произвольности. Подобные явления происходят и с разбивкой большого для ребенка  задания на более мелкие, менее сложные. Он и сам со временем научается это делать, тем и облегчая себе задачу, и развивая соответствующие способности. 

Внешние средства являются важным условием успешного овладения  поведением у младших школьников. Они для ребенка – наглядная  опора, помощники в контроле над  собой. Особенно важны  в работе, требующей как можно меньше отвлечений. Например, песочные часы могут помочь в организации темпа деятельности. Если сравнивать младший школьный возраст и дошкольный возраст, то можно сказать, что в дошкольном возрасте выполнение ведущей деятельности (игры) происходит без обязательных волевых усилий. Ребенку не надо прилагать усилие, чтобы, к примеру, поочередно брать то одну, то другую игрушку и играть с ними, он просто подчиняется своим желаниям, потребностям. Ребенок младшего школьного возраста должен выполнять далеко не всегда то, чего ему хочется. Он учится правильно, без ошибок писать, запоминает таблицу умножения и многое другое. Эта работа может совсем не привлекать его, но учение -  его обязанность, и главным здесь является уже не слово «хочу», но слово «надо».  Произвольность действий, формируясь в процессе обучения, становится новообразованием младшего школьного возраста. Формирование это – длительный, сложный процесс. Во время усвоения знаний, умений и навыков у младшего школьника совершенствуется не только волевой акт, но и формируются волевые качества личности [4].Причем эти процессы происходят непрерывно на всем протяжении всей учебной деятельности этого периода, так как цели перед ребенком ставятся постоянно.

 Рассмотрим, как на  протяжении данного возрастного  периода меняется способность  ребенка к волевому усилию. Вначале  цель ребенок получает из словесных  указаний, которые идут от преподавателя  или содержаться в учебниках  и дополнительной литературе. В  дальнейшем, когда у ученика появляются  уже определенные отношения к  себе, к другим, строятся какие  – то взаимоотношения с коллективом,  волевой акт совершается в  соответствии с собственными  мотивами, интересами, потребностями.  Как отмечает М.В. Гамезо, «такое  развитие потребностно – мотивационной  сферы – важнейшее условие  формирования его волевых поступков  и волевых черт характера» [4].

Очень важной волевой чертой характера является самостоятельность. Чем младше школьник, тем хуже он умеет действовать самостоятельно. Дети часто подражают другим, способность  руководствоваться своими собственными убеждениями и взглядами развита  еще недостаточно. В связи с  этим преподавателям,  родителям  важно показать ребенку положительные  примеры поведения. Другой немаловажной чертой школьника является выдержка. Сначала она проявляется в  умении подчиняться требованиям  взрослых. Позже возникает умение сдерживаться, соблюдать школьный режим, распорядок дня после занятий, самостоятельно выполнять домашнее задание, а также  организовывать свой досуг.

Совсем не означает, что  у ребенка могут сформироваться только такие положительные качества личности, есть и отрицательные и одна из них  - импульсивность. Импульсивность -  результат повышенной эмоциональности и в этом возрасте она проявляется  в быстром отвлечении внимания на яркие неожиданные раздражители, что – то новое и интересное. Примерно к 3 классу  эта черта встречается у детей уже реже, хотя у некоторых становится индивидуальной особенностью. К 3 же классу, как говорит М.В.Гамезо, развивается такая черта как настойчивость. Она позволяет учащимся добиваться успеха в учебе даже при больших трудностях. Нам кажется, что лучше всего эта черта проявляется в выполнении домашних заданий, уборки помещений и т.п. занятиях.

Итак, исходя из вышеизложенного  мы можем заключить, что при определенных условиях дети младшего школьного возраста способны научиться организовывать  свое поведение  в соответствии с  заданными целями и собственными намерениями. Важнейшим условием развития произвольного поведения является участие взрослого, который направляет усилия ребенка, раскрывая их смысл, и обеспечивает средствами овладения. На протяжении младшего школьного возраста в развитии способности к произвольному поведению прослеживается четкая динамика. Школьники 1-2 класса могут действовать произвольно преимущественно при помощи и поддержке взрослого, который исходно «выстраивает» требуемое от ребенка поведение (задает цель, помогает сформировать намерение, определяет средства). К концу данного возрастного периода у детей появляется способность самостоятельно намечать цели деятельности и добиваться их достижения. Поведение ребенка становится истинно произвольным: активным, самостоятельным, опосредствованным собственными целями и намерениями.

 

    1. Гендерные особенности воли младших школьников

 Психология половых  различий или гендерная психология -  это раздел дифференциальной  психологии,  изучающий различия  между индивидами, обусловленные или опосредованные их половой принадлежностью или  ассоциируется с ней. Акцент в работах этого направления сделан на выявление психологических характеристик и особенностей поведения людей разного пола [20]. Гендерная психология – одно из наиболее молодых и весьма бурно развивающихся отраслей отечественной психологии.

Большая часть исследований волевой регуляции и волевых  особенностей детей различного возраста, в том числе младших школьников, была выполнена без учёта гендерного аспекта этой проблемы. При этом в современной психологии подчеркивается важность гендерного подхода в изучении любых психических явлений. Изучением  гендерных различий занимались такие  психологи, как Г.Цукерман, Э. Маккоби, К. Жаклин, С. Кросс, Л. Мэдсон и многие другие. В рамках гендерного подхода  получены важные факты, касающиеся телесных, интеллектуальных, личностных различий между мужчинами и женщинами. Применительно к младшему школьному  возрасту показаны различия между мальчиками и девочками физического развития, математических способностей, эмоциональной  сферы, мотивации, самооценки. Однако проблема гендерных различий волевой регуляции, волевых качеств остаётся в психологии малоисследованной. В частности, данные о гендерных различиях воли в  младшем школьном возрасте немногочисленны.

Прежде чем приступить к описанию тех исследований, которые  все же были посвящены данному  вопросу, мы считаем необходимым  привести характеристику некоторых  волевых качеств личности. Согласно Е. И. Рогову  « в рамках индивидуальных различий волевой сферы можно выделить качества, характеризующие как волевую сферу человека в целом, так и отдельные звенья волевого акта» [23].

  1. Сила воли: можно сказать, что это внутренняя сила личности, имеющая при этом и внешние проявления. Ярче всего ее можно пронаблюдать, соотнеся степень сложности препятствий на пути к достижению и цели и полученный в конечном итоге результат.
  2. Целеустремленность: сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. По тому, насколько развита целеустремленность, можно судить и о содержании и уровне развития других волевых качеств, присущих человеку. Различают стратегическую и оперативную целеустремленность.
  3. Инициативность: основывается на обилии новых идей, богатом воображении.
  4. Самостоятельность: это умение не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы  и предложения других людей, действовать на основании своих взглядов и убеждений.
  5. Выдержка: она позволяет затормозить действия, чувства, мысли, не подходящие в данной ситуации, не нужные в данный момент. Сдержанный человек сумеет выбрать тот уровень активности, который ему необходим именно в данное время.
  6. Решительность: умение претворять в жизнь и принимать быстрые, обоснованные и  твердые решения.
  7. Настойчивость: умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии  в борьбе  с трудностями.
  8. Самоконтроль и самооценка: только умение контролировать свою деятельность сможет привести к достижению цели. Самооценка же должна быть не завышенной и не заниженной, ее адекватный уровень обеспечит надежный самоконтроль. Если самооценка будет заниженной, человек потеряет веру в собственные силы, будет замечать у себя только отрицательные черты. Если же самооценка будет завышенная, то самоконтроль станет больше похож на самолюбование, человека будет удовлетворять любая собственная деятельность.

Теперь приступим к  тем результатам тех экспериментов, в ходе которых были выявлены гендерные  различия по некоторым волевым качествам. По данным Н.Д. Скрябина среди лиц  мужского пола, начиная с возраста 11-12 лет, смелых больше, чем среди  лиц женского пола [24]. Это данные о физической смелости. А вот в отношении социальной смелости  все наоборот. С этого же возраста девочки смелее мальчиков. Возможно причина этого в том, что у девочек больший опыт в общении [11].

Информация о работе Гендерные особенности воли младших школьников