Гендерные особенности воли младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Прогрессивная психология и педагогика давно доказали, что волевые свойства являются одними из главных в структуре личности. Отечественная психолого-педагогическая наука считает, что воспитание воли и характера у детей было и остается актуальной задачей нашей школы. Проблема воли школьника интересовала многих отечественных психологов старшего поколения (К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов, Б.Г. Ананьев, Н.Д.Левитов, А.В. Веденов, Ю.А. Самарин, П.А. Рудик, А.Ц. Пуни и др.).

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2011 год ..docx

— 103.82 Кб (Скачать файл)

Таким образом, гендерный  подход в педагогике и образовании  — это индивидуальный подход к  проявлению ребенком своей идентичности. Этот подход дает человеку большую  свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и  уметь использовать разные возможности  поведения.

 

2.3. Рекомендации  по развитию воли у детей  младшего школьного возраста  с учетом гендерной принадлежности

В настоящее время центральным  направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи  с этим на первое место поднимается  проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Следует заметить, что  последние годы гендерные аспекты  детства привлекают внимание многих специалистов (И.С. Кон, Т.А. Репина, В.А. Крутецкий, Ш. Берн, В.Е. Каган). Однако на фоне значительного числа публикаций проблема гендерной специфики развития остается практически не изученной. Изучавшая проблему Л.В. Штылева, нашла меньше двух сотен работ на русском языке (от тезисов до диссертаций с середины XIX до конца XX века), в которых специально рассматриваются вопросы полового воспитания как одного из направлений воспитания. И есть лишь несколько работ, авторы которых делают попытку рассмотреть воспитание мальчиков и девочек в полоролевом аспекте (Т.Ю. Абаева, Л.Н. Тимошенко). В частности это касается и вопросов воспитания воли. Важность этих работ в том, что в них нашла отражение новая тенденция – в последние десятилетия в человекознании все более интенсивно исследуются проблемы полоролевых или гендерных отличий. Важность этих работ в том, что в них нашла отражение новая тенденция – в последние десятилетия в человекознании все более интенсивно исследуются проблемы полоролевых или гендерных отличий [28].

Ни для кого не секрет, что система образования абсолютно бесполая: бытовая “совместность” мальчиков и девочек в наших детских садах, режим дня не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. Питание унифицировано и по времени приема пищи, и по ее ассортименту. Содержательно и по стилю система воспитания феминизирована, как педагогическими кадрами, так и имеет место семейная феминизация (50% детей живут в семьях, где нет отцов), что особенно неприемлемо для мальчиков. Однако как воспитание в целом, так и воспитание воли в частности имеет существенные различия  с точки зрения гендерного подхода.

Приведем рекомендации, которые  касаются формирования воли мальчиков.  Как уже было сказано в первой части нашей работы, у мальчиков  ярче проявляется любовь к риску, отсутствие заботы о собственной безопасности, желание выделиться, высокая соревновательность, потребность в достижении результата, стремление к доминированию. На наш взгляд, эти качества необходимо использовать в любой деятельности, направленной на развитие воли. Приобщая мальчиков к техническому творчеству, также можно добиться развития отдельных волевых качеств.

Техническое творчество мальчиков  и реализуемый гендерный подход органично связано с формированием  таких качеств личности, как выполнение своих обязанностей – ответственность; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности; техническое  творчество имеет значение и в  физическом развитии мальчиков, и в  интеллектуальном. Следовательно, техническое  творчество мальчиков и реализуемый  гендерный подход будет отражать развитие личности в целом.

 Как говорил Д.Б.Эльконин, школой произвольности является  игра[6]. Игра мальчиков чаще опирается  на дальнее зрение: они бегают  друг за другом, бросают предметы  в цель и используют при  этом все предоставленное пространство. Если в горизонтальной плоскости  пространства мало, мальчики осваивают  вертикальную плоскость: лазают  по лестницам, забираются в  шкаф и т.п., любят разбирать  игрушки, использовать их для  различных целей, их интересуют  шумящие и сложные по конструкции  игрушки. В играх берут на  себя роли солдата, шофера, летчика  и т. п. Лучше выполняют поисковую  деятельность, выдвигают новые идеи. Труднее выполняют многоэтапные  задания, не терпят однообразия,  не сидят на месте, но любят  задания на сообразительность.

С учетом вышесказанного нужно  организовать игровую деятельность так, чтобы  в ней смогли развиться  волевые качества мальчиков. Часто  взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам  физиологически нужно большее пространство для игр, что в игре они развиваются  физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся  энергию, то, возможно, причин для осуждения будет меньше. Нужно предоставить им пространство и следить, чтобы игры не носили агрессивного характера (игры в террористов, бандитские группировки и т.п.), для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, летчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Рекомендуются: конструкторы, сборно-разборные модели транспорта, игрушки-трансформеры и т. п. Такие игрушки способны развивать терпеливость, настойчивость.

При организации занятий  следует учитывать особенности  развития мозга детей. Так, например, при работе с группой детей  можно дифференцировать индивидуальные задания: мальчики выполняют задание  в виде кроссвордов, разнообразных  головоломок.  Работоспособность  у мальчиков усиливается только к концу занятия, поэтому более активно их следует привлекать к деятельности в конце занятия. Физическая смелость больше развита у мальчиков, а социальная – у девочек, поэтому можно порекомендовать  больше задействовать мальчиков в коллективных играх, в деятельности, сопряженной с общением. А вот девочкам будет полезно получить опыт игр, в которых они смогли бы развить физическую смелость.  Мальчики гордятся тем, что все могут сделать самостоятельно, поэтому необходимо подкреплять это их чувство, привлекая их к деятельности, в которой эту самостоятельность можно проявить. Девочки более эмоционально нестабильны, поэтому не стоит привлекать их к деятельности, чересчур активизирующей их,  давать по возможности спокойные задания.  В пользу этого говорит и то, что тревожность девочек также выше, чем тревожность мальчиков. Для мальчиков же, напротив, будут приемлемы те задания, которые помогут им развить эмоции. Они часто их скрывают, так как в обществе существует стереотип по поводу демонстрации эмоциональных переживаний мальчиков.  Однако мальчикам также можно порекомендовать спокойные игры, так как у них могут преобладать негативные эмоции – гнев, агрессия. У мальчиков лучше развита самооценка, а вот девочкам необходимо давать задания и привлекать их к такой деятельности, которая поможет устойчивость самооценки.

Прежде чем приступить к формированию воли девочек или  мальчиков, необходимо учесть, что сравнивать их друг перед другом не надо, ставить  в пример друг другу не надо. Они  совершенно разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше мальчиков – ровесников. Нужно  также стараться включать в задания  мальчиков момент поиска, требующий  сообразительности и терпения. Не стоит в некоторых задания  чрезмерно объяснять, что и как  делать. Следует подтолкнуть ребенка  к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть даже наделав ошибок. А вот с девочками, если они  испытывают затруднения, надо вместе до начала задания, разработать принцип  его выполнения. Вместе с тем  необходимо учить девочек действовать  самостоятельно, а не только по заранее  известным схемам, подталкивая к  поиску нетиповых решений. Необходимо во время объяснения не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно  для мальчиков. Не стоит недооценивать  эмоциональную чувствительность и  тревожность  мальчиков.

Итак, при разработке мероприятий, направленных на развитие воли необходимо учитывать гендерную принадлежность ребенка и формировать программу  по развитию волевых качеств в  соответствии с особенностями мальчиков  и девочек. Так, например, необходимо развивать те качества, уровень которых  не слишком высок. У мальчиков  это социальная смелость, эмоциональность, произвольность речевого общения, а  у девочек – физическая смелость, сдержанность, сила воли.

Существуют некоторые  рекомендации, которые в равной степени  будут полезны как для мальчиков, так и для девочек. Одним из самых важных факторов, обеспечивающих формирование волевых качеств в детском возрасте,  является роль семейного воспитания. Большинство недостатков волевого поведения детей, капризы, упрямство, наблюдаемые  в раннем детстве основой своей имеют именно ошибки в воспитании воли ребенка, выражающиеся в том, что родители во всем угождают ему, удовлетворяют  каждое его желание, не предъявляют требований, которые должны  им безоговорочно выполняться, не приучают его сдерживать себя, подчиняться определенным правилам поведения. В то же время готовность употребить усилие, чтобы чего – нибудь достигнуть, не дается сама собой, к ней нужно приучать специально, лишь сила привычки может облегчить трудность усилия. Мягкое воспитание приводит к тому, что ребенок растет упрямым и нетерпеливым, ведет себя по отношению к окружающим неуважительно. Подобные дети не приучены достигать каких – либо целей, так как не могут «обуздать» себя и не преодолеть появившиеся трудности.

Все вышесказанное не значит, что детей нужно перегружать  непосильными заданиями, которые обычно и не выполняются, это тоже крайность. Так, родители, желая воспитать своего ребенка трудолюбивым, нагружают его слишком тяжелой работой. Ребенок не может с ней справиться и оставляет дело на полпути. Со временем он привыкает так поступать с любой работой, не доводит начатое до конца, и это тоже проявление слабоволия. Отличительной чертой детского характера является подражание, поэтому личный пример родителей, воспитателей и других лиц, имеющих влияние на него, немаловажен. Те люди, которых ребенок любит, восхищается, значимые взрослые обязательно будут примером для него, он будет их копировать. Часто у слабовольных родителей вырастают такие же слабовольные дети, и наоборот. Было бы правильным, если бы родители тщательно подбирали художественную литературу для ребенка. Если герои произведений (особенно те, кто любим для ребенка) сильны волей, встречают множество преград на пути к цели, но все равно преодолевают их, это также более чем положительно сказывается на формировании воли ребенка. Основа воспитания воли лежит  в систематическом  преодолении трудностей в повседневной, обыденной жизни. В этом может хорошо помочь распорядок дня или режим дня. Есть множество необходимых повседневных дел, которые нужно выполнять (поход по магазинам, уборка, уход за домашними животными). Легче выполнять их в соответствие с режимом дня. Говорят, воля – это организованный труд. Для безвольных людей характерно отсутствие культуры труда и отдыха, которые закладываются в детстве.

Если ребенок справляется  с заданием, то родителям  необходимо его поощрять, т.е. закрепить в  нем положительную привычку. Это  приучит ребенка к труду, дисциплине. Вообще, каждый момент жизни может  быть использован для закалки  воли, хотя это не значит, что эта  закалка должна быть жесткой. Она  должна быть ненавязчивой.

Формирование воли неразрывно связано с сознательной дисциплиной  ребенка, с его умением придерживаться установленного режима и выполнять  предписанные правила. Так же, как  соблюдение режима, неуклонное выполнение общественных норм заставляет ребенка  соблюдать правила поведения, не выходить за общепринятые границы, сдерживать себя и таким образом формирует  соответствующие волевые качества. Немалая роль в развитии воли принадлежит  физическому воспитанию, так как  с одной стороны, люди бывают безвольными  в связи с отсутствием у  них достаточного запаса сил к  преодолению  препятствий, а с  другой – физические упражнения, соревнование с другими учат преодолевать  трудности, позволяют выработать навыки их преодоления. Важна также и  игровая деятельность. Подвижные, развивающие  смекалку игры производят сдвиги не только в умственном и эмоциональном  развитии ребенка, но и в выработке  или преобразовании его воли. Правила  игры и устойчивые действия развивают  такие волевые черты, как выдержка, умение преодолевать свое нежелание  действовать, умение считаться с  намерениями партнера по игре, ловкость, находчивость и быстрота ориентации в обстановке, решительность в  действиях. Игрушки также придают  игре волевой характер, эмоциональность. К примеру, такие игры как солдатики  или пазлы, те, для игры в которые  необходимо терпеливо распределять множество мелких предметов, требуют  волевых усилий.

Огромное место в деле воспитания воли принадлежит детскому коллективу. Здесь ребенок впервые  сталкивается с окружающими  его  людьми, с обществом. Он становится участником общественной жизни –  детских игр. Он сталкивается с другими  детьми, обладающими сильно или слабой волей. Они действуют на волю ребенка, преобразовывая ее. В зависимости от того, какую позицию в игре займет ребенок, в его воле могут развиваться как хорошие, так и плохие качества: настойчивость, стойкость, решительность или малодушие, трусость и др. Участвуя в общей жизни коллектива, живя его интересами, дети приучаются управлять собственным поведением и руководствоваться интересами коллектива, своего маленького общества. Это влияет на формирование их воли в будущем. Сверстники имеют достаточно средств побуждения ребенка к сдержанности, решительности, уверенности в себе, разоблачения его негативных качеств. Подчеркиваем еще раз, что очень важное значение в развитии воли ребенка играет труд. Ничто не является таким мощным механизмом формирования воли как трудовая деятельность [23].

Приведем примеры тех  упражнений, которые могут помочь развить волевые качества [23]. Мы считаем, что такие упражнения будут полезны как мальчикам, так и девочкам.

Упражнение1. «Запрещенные движения».

Ведущему предлагается встать перед участниками игры. Участникам дается следующая инструкция: «Следите  за руками ведущего и повторяйте все  его движения. Условимся об одном  запрещенном для вас движении – вниз. Как только руки ведущего пойдут вниз – ваши должны взлететь вверх. Все другие движения рук ведущего повторяйте. Как только кто –  нибудь ошибется, он будет выполнять  обязанности ведущего. Итак, копируйте  движения ведущего, кроме одного движения вниз. Начали!»

Упражнение 2. «Горячий стул»

Ведущий предлагает участникам пройти процедуру под названием  «горячий стул». В центре комнаты  стоит стул. Все участники по очереди  занимают место на нем. А в это  время все остальные члены  группы обращаются к нему по следующей  форме: «Когда ты делаешь или говоришь то - то и  то- то или ведешь себя так-то и так-то, у меня возникают такие-то чувства и мне  кажется, что  это означает то-то и то-то». Высказывания должны быть по возможности конкретными. Используется только та информация, которая была бы получена во время непосредственного общения. Следует избегать определений «нравится», «хорошо», «плохо». После того как все выскажутся, участник, в адрес которого производились высказывания, рассказывает о том, что он извлек из этих суждений, что принял и что отвергает. В заключении подводятся итоги упражнения. 

Упражнение 3. «Радость трудного открытия»

Группа разбивается на большой и малый круги. Членам малого круга ведущий предлагает сложить рисунок из отдельных  частей.  (Рисунок выполнен на плотной  бумаге и беспорядочно разрезан; одной  части не хватает, но зато много лишних). По условиям работы через каждые 2 минуты перемешиваются все части. Участники  по сигналу начинают складывать сначала. Через 10-15 попыток ведущий незаметно  подкладывает недостающую часть  и дает участникам возможность выполнить  задание.

Члены большого круга, наблюдающие  работу,  обсуждают общие законы возникновения положительных аффектов и сравнивают с полученными данными: возникающее эмоциональное напряжение обычно сдерживается, положительное  аффекты могут возникать по незначительному  поводу и быть неадекватными ситуации.

Выводы

Нами было проведено исследование по изучению гендерных особенностей воли у детей в младшем школьном возрасте. В исследовании принимало  участие  группа из 20 человек. В ее состав входило две подгруппы  – 10 мальчиков и 10 девочек.  Мы использовали такие методики как тест – опросник для оценки  силы воли Н.Н.Обозова; методику «Да» и «Нет» Л. Красильниковой, Д.Б.Эльконина; методику «Палочки и крестики»  Т.В. Чередниковой.

Информация о работе Гендерные особенности воли младших школьников