Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:00, курсовая работа
Прогрессивная психология и педагогика давно доказали, что волевые свойства являются одними из главных в структуре личности. Отечественная психолого-педагогическая наука считает, что воспитание воли и характера у детей было и остается актуальной задачей нашей школы. Проблема воли школьника интересовала многих отечественных психологов старшего поколения (К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов, Б.Г. Ананьев, Н.Д.Левитов, А.В. Веденов, Ю.А. Самарин, П.А. Рудик, А.Ц. Пуни и др.).
Таким образом, гендерный подход в педагогике и образовании — это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности. Этот подход дает человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
2.3. Рекомендации
по развитию воли у детей
младшего школьного возраста
с учетом гендерной
В настоящее время центральным
направлением в педагогике является
личностно-ориентированный
Ни для кого не секрет,
что система образования
Приведем рекомендации, которые касаются формирования воли мальчиков. Как уже было сказано в первой части нашей работы, у мальчиков ярче проявляется любовь к риску, отсутствие заботы о собственной безопасности, желание выделиться, высокая соревновательность, потребность в достижении результата, стремление к доминированию. На наш взгляд, эти качества необходимо использовать в любой деятельности, направленной на развитие воли. Приобщая мальчиков к техническому творчеству, также можно добиться развития отдельных волевых качеств.
Техническое творчество мальчиков
и реализуемый гендерный подход
органично связано с
Как говорил Д.Б.Эльконин,
школой произвольности
С учетом вышесказанного нужно организовать игровую деятельность так, чтобы в ней смогли развиться волевые качества мальчиков. Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно большее пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причин для осуждения будет меньше. Нужно предоставить им пространство и следить, чтобы игры не носили агрессивного характера (игры в террористов, бандитские группировки и т.п.), для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, летчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Рекомендуются: конструкторы, сборно-разборные модели транспорта, игрушки-трансформеры и т. п. Такие игрушки способны развивать терпеливость, настойчивость.
При организации занятий следует учитывать особенности развития мозга детей. Так, например, при работе с группой детей можно дифференцировать индивидуальные задания: мальчики выполняют задание в виде кроссвордов, разнообразных головоломок. Работоспособность у мальчиков усиливается только к концу занятия, поэтому более активно их следует привлекать к деятельности в конце занятия. Физическая смелость больше развита у мальчиков, а социальная – у девочек, поэтому можно порекомендовать больше задействовать мальчиков в коллективных играх, в деятельности, сопряженной с общением. А вот девочкам будет полезно получить опыт игр, в которых они смогли бы развить физическую смелость. Мальчики гордятся тем, что все могут сделать самостоятельно, поэтому необходимо подкреплять это их чувство, привлекая их к деятельности, в которой эту самостоятельность можно проявить. Девочки более эмоционально нестабильны, поэтому не стоит привлекать их к деятельности, чересчур активизирующей их, давать по возможности спокойные задания. В пользу этого говорит и то, что тревожность девочек также выше, чем тревожность мальчиков. Для мальчиков же, напротив, будут приемлемы те задания, которые помогут им развить эмоции. Они часто их скрывают, так как в обществе существует стереотип по поводу демонстрации эмоциональных переживаний мальчиков. Однако мальчикам также можно порекомендовать спокойные игры, так как у них могут преобладать негативные эмоции – гнев, агрессия. У мальчиков лучше развита самооценка, а вот девочкам необходимо давать задания и привлекать их к такой деятельности, которая поможет устойчивость самооценки.
Прежде чем приступить к формированию воли девочек или мальчиков, необходимо учесть, что сравнивать их друг перед другом не надо, ставить в пример друг другу не надо. Они совершенно разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше мальчиков – ровесников. Нужно также стараться включать в задания мальчиков момент поиска, требующий сообразительности и терпения. Не стоит в некоторых задания чрезмерно объяснять, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть даже наделав ошибок. А вот с девочками, если они испытывают затруднения, надо вместе до начала задания, разработать принцип его выполнения. Вместе с тем необходимо учить девочек действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивая к поиску нетиповых решений. Необходимо во время объяснения не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков. Не стоит недооценивать эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
Итак, при разработке мероприятий,
направленных на развитие воли необходимо
учитывать гендерную
Существуют некоторые
рекомендации, которые в равной степени
будут полезны как для
Все вышесказанное не значит, что детей нужно перегружать непосильными заданиями, которые обычно и не выполняются, это тоже крайность. Так, родители, желая воспитать своего ребенка трудолюбивым, нагружают его слишком тяжелой работой. Ребенок не может с ней справиться и оставляет дело на полпути. Со временем он привыкает так поступать с любой работой, не доводит начатое до конца, и это тоже проявление слабоволия. Отличительной чертой детского характера является подражание, поэтому личный пример родителей, воспитателей и других лиц, имеющих влияние на него, немаловажен. Те люди, которых ребенок любит, восхищается, значимые взрослые обязательно будут примером для него, он будет их копировать. Часто у слабовольных родителей вырастают такие же слабовольные дети, и наоборот. Было бы правильным, если бы родители тщательно подбирали художественную литературу для ребенка. Если герои произведений (особенно те, кто любим для ребенка) сильны волей, встречают множество преград на пути к цели, но все равно преодолевают их, это также более чем положительно сказывается на формировании воли ребенка. Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении трудностей в повседневной, обыденной жизни. В этом может хорошо помочь распорядок дня или режим дня. Есть множество необходимых повседневных дел, которые нужно выполнять (поход по магазинам, уборка, уход за домашними животными). Легче выполнять их в соответствие с режимом дня. Говорят, воля – это организованный труд. Для безвольных людей характерно отсутствие культуры труда и отдыха, которые закладываются в детстве.
Если ребенок справляется с заданием, то родителям необходимо его поощрять, т.е. закрепить в нем положительную привычку. Это приучит ребенка к труду, дисциплине. Вообще, каждый момент жизни может быть использован для закалки воли, хотя это не значит, что эта закалка должна быть жесткой. Она должна быть ненавязчивой.
Формирование воли неразрывно
связано с сознательной дисциплиной
ребенка, с его умением придерживаться
установленного режима и выполнять
предписанные правила. Так же, как
соблюдение режима, неуклонное выполнение
общественных норм заставляет ребенка
соблюдать правила поведения, не
выходить за общепринятые границы, сдерживать
себя и таким образом формирует
соответствующие волевые
Огромное место в деле воспитания воли принадлежит детскому коллективу. Здесь ребенок впервые сталкивается с окружающими его людьми, с обществом. Он становится участником общественной жизни – детских игр. Он сталкивается с другими детьми, обладающими сильно или слабой волей. Они действуют на волю ребенка, преобразовывая ее. В зависимости от того, какую позицию в игре займет ребенок, в его воле могут развиваться как хорошие, так и плохие качества: настойчивость, стойкость, решительность или малодушие, трусость и др. Участвуя в общей жизни коллектива, живя его интересами, дети приучаются управлять собственным поведением и руководствоваться интересами коллектива, своего маленького общества. Это влияет на формирование их воли в будущем. Сверстники имеют достаточно средств побуждения ребенка к сдержанности, решительности, уверенности в себе, разоблачения его негативных качеств. Подчеркиваем еще раз, что очень важное значение в развитии воли ребенка играет труд. Ничто не является таким мощным механизмом формирования воли как трудовая деятельность [23].
Приведем примеры тех упражнений, которые могут помочь развить волевые качества [23]. Мы считаем, что такие упражнения будут полезны как мальчикам, так и девочкам.
Упражнение1. «Запрещенные движения».
Ведущему предлагается встать перед участниками игры. Участникам дается следующая инструкция: «Следите за руками ведущего и повторяйте все его движения. Условимся об одном запрещенном для вас движении – вниз. Как только руки ведущего пойдут вниз – ваши должны взлететь вверх. Все другие движения рук ведущего повторяйте. Как только кто – нибудь ошибется, он будет выполнять обязанности ведущего. Итак, копируйте движения ведущего, кроме одного движения вниз. Начали!»
Упражнение 2. «Горячий стул»
Ведущий предлагает участникам пройти процедуру под названием «горячий стул». В центре комнаты стоит стул. Все участники по очереди занимают место на нем. А в это время все остальные члены группы обращаются к нему по следующей форме: «Когда ты делаешь или говоришь то - то и то- то или ведешь себя так-то и так-то, у меня возникают такие-то чувства и мне кажется, что это означает то-то и то-то». Высказывания должны быть по возможности конкретными. Используется только та информация, которая была бы получена во время непосредственного общения. Следует избегать определений «нравится», «хорошо», «плохо». После того как все выскажутся, участник, в адрес которого производились высказывания, рассказывает о том, что он извлек из этих суждений, что принял и что отвергает. В заключении подводятся итоги упражнения.
Упражнение 3. «Радость трудного открытия»
Группа разбивается на большой и малый круги. Членам малого круга ведущий предлагает сложить рисунок из отдельных частей. (Рисунок выполнен на плотной бумаге и беспорядочно разрезан; одной части не хватает, но зато много лишних). По условиям работы через каждые 2 минуты перемешиваются все части. Участники по сигналу начинают складывать сначала. Через 10-15 попыток ведущий незаметно подкладывает недостающую часть и дает участникам возможность выполнить задание.
Члены большого круга, наблюдающие
работу, обсуждают общие законы
возникновения положительных
Выводы
Нами было проведено исследование по изучению гендерных особенностей воли у детей в младшем школьном возрасте. В исследовании принимало участие группа из 20 человек. В ее состав входило две подгруппы – 10 мальчиков и 10 девочек. Мы использовали такие методики как тест – опросник для оценки силы воли Н.Н.Обозова; методику «Да» и «Нет» Л. Красильниковой, Д.Б.Эльконина; методику «Палочки и крестики» Т.В. Чередниковой.
Информация о работе Гендерные особенности воли младших школьников