Гендерные особенности воли младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Прогрессивная психология и педагогика давно доказали, что волевые свойства являются одними из главных в структуре личности. Отечественная психолого-педагогическая наука считает, что воспитание воли и характера у детей было и остается актуальной задачей нашей школы. Проблема воли школьника интересовала многих отечественных психологов старшего поколения (К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов, Б.Г. Ананьев, Н.Д.Левитов, А.В. Веденов, Ю.А. Самарин, П.А. Рудик, А.Ц. Пуни и др.).

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2011 год ..docx

— 103.82 Кб (Скачать файл)

По данным Е.В. Воронина мужчины  обладают большей терпеливостью  к физическому дискомфорту (утомлению), чем женщины. Однако систематическое  изучение этого вопроса  М.Н. Ильиной  на разных этапах возрастно-половых  группах школьников не показало стабильного  преимущества в терпеливости лиц  мужского или женского пола. В одних  возрастных группах небольшое преимущество было на стороне мальчиков, в других – девочек [10]. Как отмечает Дж. Грей, достижение целей имеет огромное значение для мальчиков, потому что именно таким способом они могут доказать свою состоятельность и не упасть в собственных глазах. Мальчики гордятся тем, что могут сделать все самостоятельно [5]. А вот девочки, по данным А.И. Винокурова, более упрямы [11]. Что касается самообладания, то  девочки хуже себя контролируют. Это свидетельствует  о большей эмоциональной нестабильности девочек младшего школьного возраста и их склонности к иррациональному поведению [11].

Как нами уже говорилось ранее, волевой процесс  очень  тесно связан с такими психическими  характеристиками личности как эмоциональность, самооценка. Мы считаем целесообразным рассмотреть гендерные особенности этих характеристик. Исследования эмоциональности по большей части демонстрируют превосходство девочек. У девочек  имеется более высокий уровень тревожности, большая значимость связи эмоций с межличностными отношениями, большая чувствительности к негативным жизненным событиям друзей и близких, чаще наблюдаются депрессии, сообщения о своих негативных эмоциях, отмечается большая яркость положительных эмоций, отсутствие застенчивости при демонстрации эмоциональных реакций, большее соответствие невербальной экспрессии эмоциональному состоянию и большая точность декодирования эмоциональных невербальных сигналов других [12].

Для мальчиков характерно стремление скрывать свои эмоции, особенно негативные, эмоциональная сдержанность — даже с друзьями своего пола, и  более жесткая регламентация  со стороны общества по поводу демонстрации эмоциональных переживаний. Однако иногда мальчики даже превосходят девочек  по эмоциональности: это касается таких  негативных эмоций, как гнев, презрение  и отвращение, а также точности декодирования невербальных сигналов, свидетельствующих о переживании гнева у окружающих [3]

Отношение к себе как к  представителю определенного пола (привилегированного или непривилегированного по меркам данного общества) влияет и на формирование оценки себя как  к личности в целом (я-концепция). Я-концепция содержит в себе множество аспектов. Представление о себе, оценка себя и отношение к себе могут касаться разных сторон личности и поведения. Самооценка мальчиков и девочек может различаться не только по количественным (у кого-то она ниже, у кого-то выше), но и по качественным показателям. Рассмотрим некоторые эмпирические результаты по двум категориям, которые можно назвать маскулинными (связанными с физическим развитием и с доминантностью) и фемининными (социальная самооценка) [1]. Начнем с рассмотрения самооценки физического развития, доминантности и власти. Как и следовало ожидать, почти по всем показателям наблюдается превосходство мальчиков и мужчин. В 6-8 лет мальчики более высоко оценивают свои потенциальные возможности и власть (а по физической силе различий с девочками нет), в подростковом возрасте — физическую силу. Мальчики также ценят свое доминирование над другими и грубость и склонны переоценивать сбой статус в классе, но больше им интересуются [3].

Очень показательно, что  в 8 лет свою физическую силу девочки  и мальчики оценивают одинаково  — в связи с акселерацией девочки  в этом возрасте не только не уступают мальчикам, но порой и превосходят  их по физическим параметрам. Но с началом  полового созревания все меняется, и, по-видимому, в этом случае самооценка физической силы адекватна — и у мальчиков, и у девочек [12].

Интересные закономерности обнаруживаются при анализе исследований социальной я-концепции и самооценки. В целом можно говорить о превосходстве женского пола по социальной я-концепции — начиная с 10 лет (в периоды новорожденности и младенчества особого преимущества девочек по реакциям на социальные стимулы нет). Девочки больше мальчиков ценят свои социальные качества — свою сенситивность и межличностную гармонию. Однако по другим данным в отдельные периоды мальчики им не уступают в этом плане. При этом данные различия по-разному проявляются в младшем школьном возрасте, у подростков и взрослых [3].

По-видимому, с началом  школьного обучения у ребенка  идет активное развитие и осознание  своих социальных качеств — ориентации на группу и групповую деятельность, стремления к межличностному общению, коммуникативных черт, а ориентиром для самооценки в этом возрасте служит оценка учителей. Неудивительно, что  в этот период самооценка социальности и ее оценка учителями совпадают (и у мальчиков и у девочек). Начало полового созревания, по-видимому, означает для детей приобщение к  взрослому миру, и не случайно, что  в подростковом периоде самооценка возрастает. При этом, поскольку  девочки созревают раньше, то, естественно, раньше обнаруживается и их преимущество в этом плане (в 11-12 лет), у мальчиков  же такое преимущество возникает  позже (в 13 лет). В 16 лет половых различий по самооценке не отмечено, а начиная с 17 и вплоть до 45 лет девушки и девочек оценивают свою социальную ориентацию, межличностные отношения и социальный опыт выше, чем юноши и мальчики [13]. Мужчины считают себя уверенными, хотя и не являются таковыми. Таким образом, мальчики пытаются компенсировать свою низкую самооценку представлением о себе как об уверенном человеке. Эти данные ярко демонстрируют, что причина различий между полами по самооценке — желание соответствовать существующим в обществе гендерным стереотипам, которые предписывают женщинам и мужчинам определенное поведение (здесь — традиционное: мальчики — уверенные, девочки — неуверенные в себе люди), которое может и не соответствовать их истинным устремлениям и потенциальным возможностям [13].

Рассмотрим еще один аспект исследований самооценки — ее устойчивость. Этот показатель также важен для  понимания различий между полами. Самооценка и представление о  себе может меняться, особенно под  влиянием других людей. В целом обнаруживается, что самооценка более устойчива  у мальчиков и мужчин, чем у девочек и женщин [3].

Итак, мы рассмотрели результаты исследований, направленных на изучение таких волевых качеств как  смелость, терпеливость, целеустремленность, самообладание. Выявлено, что среди  лиц мужского пола больше смелых, чем  среди лиц женского пола. При этом социальная смелость больше присуща  девочкам. Целеустремленность мальчиков  развита больше, чем девочек, а  вот самообладание девочек не на слишком высоком уровне, они  более нестабильны эмоционально.  Также у девочек больше уровень  тревожности. Мальчики стараются не демонстрировать свои переживания, свои эмоции, хотя в некоторых случаях (когда это эмоции гнева, презрения, отвращения) могут и превзойти  девочек по эмоциональности. Что  касается самооценки, то самооценка физического  развития, доминантности и власти у мальчиков выше, чем у девочек. Устойчивость самооценки также выше у мальчиков.  Вообще, причина  различий самооценки между полами –  стремление соответствовать существующим в обществе гендерным стереотипам. В целом можно сказать, что активизировать исследования в области гендерных особенностей воли младших школьников – это не значит, что при построении учебно-воспитательного процесса только на этих гендерные особенности и ориентироваться, ставить их во главу угла. Но учитывать их обязательно, ведь чем тщательнее буде проработана эта проблема, тем успешнее младший школьник будет в своей ведущей деятельности.

 

 

 

Выводы

В первом параграфе нашей  работы мы рассмотрели особенности  воли детей младшего школьного возраста.  Воля вообще - это сознательное регулирование  человеком своего поведения и  деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние  трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Волевые акты  могут быть простыми и сложными. В простом волевом акте побуждение непосредственно переходит в действие, в сложном – этот процесс включает ряд промежуточных этапов.

  1.   На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах личности, как энергичность, настойчивость и выдержка. Их можно рассматривать как базисные, или первичные качества личности. Наряду с ними существуют вторичные, или высшие, волевые качества, к которым можно отнести сознательность, ответственность и целеустремленность человека. Существует еще одна группа волевых качеств личности, связанная с моралью и ценностными ориентациями человека, это, например, принципиальность, честность и ответственность. Такие волевые качества в основном проявляются в отношениях человека к другим людям. К этой же группе качеств можно отнести те волевые качества, которые проявляются в труде, в том числе настойчивость, деловитость, инициативность и другие.
  2. В начале младшего школьного возраста волевая регуляция у детей еще недостаточно сформирована. Но  чем быстрее и лучше она будет развита, тем успешнее будет осуществляться ведущая деятельность в этом возрасте  - учебная. Важнейшим условием развития произвольного поведения является участие взрослого, который направляет усилия ребенка, раскрывая их смысл, и обеспечивает средствами овладения. На протяжении младшего школьного возраста в развитии способности к произвольному поведению прослеживается четкая динамика. В начале этого возрастного периода дети  могут прилагать волевое усилие только при   и постоянной поддержке со стороны взрослых. К концу данного возрастного периода у детей появляется способность самостоятельно намечать цели деятельности и добиваться их достижения.
  3. Хотелось бы отметить, что в современной психологии часто подчеркивается важность гендерного подхода в изучении любых психических процессов. Однако большая  часть исследований волевой регуляции и волевых особенностей детей различного возраста, в том числе младших школьников, была выполнена без учёта гендерного аспекта этой проблемы. Из результатов тех исследований, которые все же проводились, можно заключить, что среди лиц мужского пола больше смелых, чем среди лиц женского пола. При этом социальная смелость больше присуща девочкам. Целеустремленность мальчиков развита больше, чем девочек, а вот самообладание девочек не на слишком высоком уровне, они более нестабильны эмоционально.  Также у девочек больше уровень тревожности.  Причина различий самооценки между полами – стремление соответствовать существующим в обществе гендерным стереотипам.
  4. С учетом тех функций, которые выполняет волевая регуляция, с учетом того, какое большое влияние на развитие психических процессов оказывает гендерная принадлежность,  мы считаем очень важным исследовать гендерные особенности воли младших школьников. Это необходимо как для формирования учебно- воспитательного процесса, так и для построения межличностных взаимоотношений с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Эмпирическое исследование гендерных особенностей воли младших школьников

2.1. База и методы исследования

Методом сбора эмпирических данных было исследование, организованное как сравнение гендерных особенностей воли младших школьников. Исследование проводилось на базе четвертых классов  школы №7 города Иркутска.

Цель исследования: изучение гендерных особенностей воли младших школьников.

Задачи:

1. Изучить такие особенности  воли младшего школьника  как  произвольное речевое общение,  способность ребенка действовать  в соответствии с установленным  правилом; определить уровень произвольной  регуляции деятельности ребенка;  исследовать собственную оценку  силы воли школьника.

2. Проанализировать гендерные особенности развития волевых качеств в младшем школьном возрасте.

Выборка: в исследовании участвовали 20 учащихся 4 Г класса школы №7 города Иркутска  - 10 мальчиков и 10 девочек. Возраст испытуемых – 10-11 лет.

Методы и методики исследования:

    1. Для сбора эмпирических данных нами были использованы следующие методики: тест – опросник для оценки  силы воли Н.Н.Обозова; методика «Да» и «Нет» Л. Красильниковой, Д.Б.Эльконина; методика «Палочки и крестики»  Т.В. Чередниковой.

Тест -  опросник для оценки  силы воли Н.Н.Обозова  использовалась нами для изучения того, насколько  волевым человеком является  учащийся, на каком уровне развита его сила воли – на низком, среднем или  высоком.

Общая характеристика данной методики: Тест -  опросник  состоит из 15 вопросов, на которые предъявляется требование ответить максимально честно. Ответы «да», «не знаю», «нет». Нормативные границы уровня силы воли:

0-12 баллов - низкий уровень  «силы воли»;

13-21 баллов - средний уровень  «силы воли»;

22-30 баллов - высокий уровень  «силы воли».

Подробное описание методики Н.Н. Обозова приводится в Приложении 1.

Перед исследованием в  классе учащимся была изложена суть проводимого  исследования. Далее желающим была предоставлена возможность задать интересующие их вопросы, выяснить значение непонятных слов и выражений, если таковые  встречаются.

    1. Методика «Да» и «Нет» представляет собой распространенный вариант детской игры «Черный – белый не берите», «Да» и «Нет» не говорите. Она является одним из наиболее простых и надежных приемов диагностики сформированности произвольного поведения детей младшего школьного возраста и, в частности, произвольности речевого общения. Использованный нами вариант этой методики разработан Л.Красильниковой под руководством  Д.Б.Эльконина.

  Общая характеристика данной методики: Методика имеет два варианта вопросов. В каждом 25 вопросов, 10 из которых провоцируют ребенка на ответ «да», 10 – на ответ «нет», 5 вопросов – нейтральные. Исследование проводится индивидуально в течение 5-7 минут. Подробное описание методики  «Да» и «Нет» Л.Красильниковой приводится в Приложении 1.

    1. Методика «Палочки и крестики» Т.В. Чередниковой направлена на определение уровня произвольной регуляции деятельности ребенка. Ребенку предлагается на бланке ответов выполнять задание по образцу. Точность соответствия образцу и соблюдения предложенных правил выполнения задания и определяют уровень произвольной регуляции деятельности ребенка [22]. Подробное описание данной методики также приводится  в Приложении 1.

Метод обработки  данных эмпирического исследования: По каждой методике определялось (для мальчиков и девочек в отдельности, а также  по всей выборке в целом):

  • уровень  сформированности  изучаемых нами волевых особенностей.
  • количество и доля детей (в %), характеризующихся различным уровнем развития исследуемых нами волевых особенностей.

Метод проверки данных эмпирического исследования: Критерий φ* — угловое преобразование Фишера.

Для решения первой задачи нашего исследования был проведен тест – опросник Н.Н. Обозова для оценки силы воли учащихся. Результаты данной методики представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень развития силы воли младших школьников

Уровень развития силы воли.

Количество и доля детей  с различным уровнем развития силы воли.

По группе в целом

Мальчики

Девочки

Кол-во

Доля

в %

Кол-во

Доля

в %

Кол-во

Доля

в %

Высокий

3

15%

2

20%

1

10%

Средний

15

75%

8

80%

7

70%

Низкий

2

20%

-

-

2

20%

Информация о работе Гендерные особенности воли младших школьников