Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:00, курсовая работа
Прогрессивная психология и педагогика давно доказали, что волевые свойства являются одними из главных в структуре личности. Отечественная психолого-педагогическая наука считает, что воспитание воли и характера у детей было и остается актуальной задачей нашей школы. Проблема воли школьника интересовала многих отечественных психологов старшего поколения (К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов, Б.Г. Ананьев, Н.Д.Левитов, А.В. Веденов, Ю.А. Самарин, П.А. Рудик, А.Ц. Пуни и др.).
По данным Е.В. Воронина мужчины обладают большей терпеливостью к физическому дискомфорту (утомлению), чем женщины. Однако систематическое изучение этого вопроса М.Н. Ильиной на разных этапах возрастно-половых группах школьников не показало стабильного преимущества в терпеливости лиц мужского или женского пола. В одних возрастных группах небольшое преимущество было на стороне мальчиков, в других – девочек [10]. Как отмечает Дж. Грей, достижение целей имеет огромное значение для мальчиков, потому что именно таким способом они могут доказать свою состоятельность и не упасть в собственных глазах. Мальчики гордятся тем, что могут сделать все самостоятельно [5]. А вот девочки, по данным А.И. Винокурова, более упрямы [11]. Что касается самообладания, то девочки хуже себя контролируют. Это свидетельствует о большей эмоциональной нестабильности девочек младшего школьного возраста и их склонности к иррациональному поведению [11].
Как нами уже говорилось ранее, волевой процесс очень тесно связан с такими психическими характеристиками личности как эмоциональность, самооценка. Мы считаем целесообразным рассмотреть гендерные особенности этих характеристик. Исследования эмоциональности по большей части демонстрируют превосходство девочек. У девочек имеется более высокий уровень тревожности, большая значимость связи эмоций с межличностными отношениями, большая чувствительности к негативным жизненным событиям друзей и близких, чаще наблюдаются депрессии, сообщения о своих негативных эмоциях, отмечается большая яркость положительных эмоций, отсутствие застенчивости при демонстрации эмоциональных реакций, большее соответствие невербальной экспрессии эмоциональному состоянию и большая точность декодирования эмоциональных невербальных сигналов других [12].
Для мальчиков характерно
стремление скрывать свои эмоции, особенно
негативные, эмоциональная сдержанность
— даже с друзьями своего пола, и
более жесткая регламентация
со стороны общества по поводу демонстрации
эмоциональных переживаний. Однако
иногда мальчики даже превосходят девочек
по эмоциональности: это касается таких
негативных эмоций, как гнев, презрение
и отвращение, а также точности
декодирования невербальных сигналов,
свидетельствующих о
Отношение к себе как к
представителю определенного
Очень показательно, что в 8 лет свою физическую силу девочки и мальчики оценивают одинаково — в связи с акселерацией девочки в этом возрасте не только не уступают мальчикам, но порой и превосходят их по физическим параметрам. Но с началом полового созревания все меняется, и, по-видимому, в этом случае самооценка физической силы адекватна — и у мальчиков, и у девочек [12].
Интересные закономерности обнаруживаются при анализе исследований социальной я-концепции и самооценки. В целом можно говорить о превосходстве женского пола по социальной я-концепции — начиная с 10 лет (в периоды новорожденности и младенчества особого преимущества девочек по реакциям на социальные стимулы нет). Девочки больше мальчиков ценят свои социальные качества — свою сенситивность и межличностную гармонию. Однако по другим данным в отдельные периоды мальчики им не уступают в этом плане. При этом данные различия по-разному проявляются в младшем школьном возрасте, у подростков и взрослых [3].
По-видимому, с началом школьного обучения у ребенка идет активное развитие и осознание своих социальных качеств — ориентации на группу и групповую деятельность, стремления к межличностному общению, коммуникативных черт, а ориентиром для самооценки в этом возрасте служит оценка учителей. Неудивительно, что в этот период самооценка социальности и ее оценка учителями совпадают (и у мальчиков и у девочек). Начало полового созревания, по-видимому, означает для детей приобщение к взрослому миру, и не случайно, что в подростковом периоде самооценка возрастает. При этом, поскольку девочки созревают раньше, то, естественно, раньше обнаруживается и их преимущество в этом плане (в 11-12 лет), у мальчиков же такое преимущество возникает позже (в 13 лет). В 16 лет половых различий по самооценке не отмечено, а начиная с 17 и вплоть до 45 лет девушки и девочек оценивают свою социальную ориентацию, межличностные отношения и социальный опыт выше, чем юноши и мальчики [13]. Мужчины считают себя уверенными, хотя и не являются таковыми. Таким образом, мальчики пытаются компенсировать свою низкую самооценку представлением о себе как об уверенном человеке. Эти данные ярко демонстрируют, что причина различий между полами по самооценке — желание соответствовать существующим в обществе гендерным стереотипам, которые предписывают женщинам и мужчинам определенное поведение (здесь — традиционное: мальчики — уверенные, девочки — неуверенные в себе люди), которое может и не соответствовать их истинным устремлениям и потенциальным возможностям [13].
Рассмотрим еще один аспект исследований самооценки — ее устойчивость. Этот показатель также важен для понимания различий между полами. Самооценка и представление о себе может меняться, особенно под влиянием других людей. В целом обнаруживается, что самооценка более устойчива у мальчиков и мужчин, чем у девочек и женщин [3].
Итак, мы рассмотрели результаты
исследований, направленных на изучение
таких волевых качеств как
смелость, терпеливость, целеустремленность,
самообладание. Выявлено, что среди
лиц мужского пола больше смелых, чем
среди лиц женского пола. При этом
социальная смелость больше присуща
девочкам. Целеустремленность мальчиков
развита больше, чем девочек, а
вот самообладание девочек не
на слишком высоком уровне, они
более нестабильны
Выводы
В первом параграфе нашей работы мы рассмотрели особенности воли детей младшего школьного возраста. Воля вообще - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Волевые акты могут быть простыми и сложными. В простом волевом акте побуждение непосредственно переходит в действие, в сложном – этот процесс включает ряд промежуточных этапов.
Глава 2 Эмпирическое исследование гендерных особенностей воли младших школьников
2.1. База и методы исследования
Методом сбора эмпирических
данных было исследование, организованное
как сравнение гендерных
Цель исследования: изучение гендерных особенностей воли младших школьников.
Задачи:
1. Изучить такие особенности
воли младшего школьника как
произвольное речевое общение,
способность ребенка
2. Проанализировать гендерные особенности развития волевых качеств в младшем школьном возрасте.
Выборка: в исследовании участвовали 20 учащихся 4 Г класса школы №7 города Иркутска - 10 мальчиков и 10 девочек. Возраст испытуемых – 10-11 лет.
Методы и методики исследования:
Тест - опросник для оценки силы воли Н.Н.Обозова использовалась нами для изучения того, насколько волевым человеком является учащийся, на каком уровне развита его сила воли – на низком, среднем или высоком.
Общая характеристика данной методики: Тест - опросник состоит из 15 вопросов, на которые предъявляется требование ответить максимально честно. Ответы «да», «не знаю», «нет». Нормативные границы уровня силы воли:
0-12 баллов - низкий уровень «силы воли»;
13-21 баллов - средний уровень «силы воли»;
22-30 баллов - высокий уровень «силы воли».
Подробное описание методики Н.Н. Обозова приводится в Приложении 1.
Перед исследованием в
классе учащимся была изложена суть проводимого
исследования. Далее желающим была
предоставлена возможность
Общая характеристика данной методики: Методика имеет два варианта вопросов. В каждом 25 вопросов, 10 из которых провоцируют ребенка на ответ «да», 10 – на ответ «нет», 5 вопросов – нейтральные. Исследование проводится индивидуально в течение 5-7 минут. Подробное описание методики «Да» и «Нет» Л.Красильниковой приводится в Приложении 1.
Метод обработки данных эмпирического исследования: По каждой методике определялось (для мальчиков и девочек в отдельности, а также по всей выборке в целом):
Метод проверки данных эмпирического исследования: Критерий φ* — угловое преобразование Фишера.
Для решения первой задачи нашего исследования был проведен тест – опросник Н.Н. Обозова для оценки силы воли учащихся. Результаты данной методики представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровень развития силы воли младших школьников
Уровень развития силы воли. |
Количество и доля детей с различным уровнем развития силы воли. | |||||
По группе в целом |
Мальчики |
Девочки | ||||
Кол-во |
Доля в % |
Кол-во |
Доля в % |
Кол-во |
Доля в % | |
Высокий |
3 |
15% |
2 |
20% |
1 |
10% |
Средний |
15 |
75% |
8 |
80% |
7 |
70% |
Низкий |
2 |
20% |
- |
- |
2 |
20% |
Информация о работе Гендерные особенности воли младших школьников