Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:00, курсовая работа
Прогрессивная психология и педагогика давно доказали, что волевые свойства являются одними из главных в структуре личности. Отечественная психолого-педагогическая наука считает, что воспитание воли и характера у детей было и остается актуальной задачей нашей школы. Проблема воли школьника интересовала многих отечественных психологов старшего поколения (К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов, Б.Г. Ананьев, Н.Д.Левитов, А.В. Веденов, Ю.А. Самарин, П.А. Рудик, А.Ц. Пуни и др.).
Как видно из результатов таблицы 1. ,подавляющее большинство в группе (75%) составляют дети со средним уровнем развития силы воли, заметно меньше (15%) с высоким уровнем развития силы воли. Количество детей с низким уровнем силы воли также невелико (20%).
Для определения уровня произвольной регуляции деятельности детей нами была использована методика «Палочки и крестики» Т.В. Чередниковой. Результаты этой методики представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровень (оценка) произвольной регуляции деятельности школьника
Баллы. |
Количество и доля детей
с различным уровнем | |||||
По группе в целом. |
Мальчики. |
Девочки. | ||||
Кол-во. |
Доля в %. |
Кол-во. |
Доля в %. |
Кол-во. |
Доля в %. | |
5 |
6 |
30% |
1 |
10% |
5 |
50% |
4 |
3 |
15% |
1 |
10% |
2 |
20% |
3 |
8 |
40% |
5 |
50% |
3 |
30% |
2 |
3 |
15% |
3 |
30% |
- |
- |
Для того чтобы проинтерпретировать результаты таблицы 2., необходимо пояснить, что означает каждый из баллов.
5 баллов – ребенок точно следует инструкции на протяжении всего задания, не отвлекается, сам находит и исправляет ошибки, старается выполнить задание аккуратно, не спеша.
4 балла – делает больше
ошибок, чем в первом случае, но
не замечает их и не старается
исправить, не очень
3 балла – безразличен к результатам работы, не стремиться исправлять ошибки, не соблюдает все правила инструкции.
2 балла – следует лишь некоторым правилам, но быстро забывает их, выполняет работу хаотично.
Итак, в нашей группе 30% получили 5 баллов т.е. они точно следуют инструкции на протяжении всего задания, не отвлекается, сами находят и исправляют ошибки. При этом 40% группы получили 3 балла т.е. они безразличны к результатам работы, не стремятся исправлять ошибки, не соблюдают все правила инструкции. По сравнению с ними 2 и 4 балла получило не слишком большое количество испытуемых – 15% и 15% соответственно.
Результаты методики «Да» и «Нет» представлены в таблице 3.
Таблица 3
Уровень произвольности речевого общения
Количество и доля детей
с различным уровнем | ||||||
По группе в целом. |
Мальчики. |
Девочки. | ||||
Возрастной норматив -51% правильных ответов. |
Кол-во. |
Доля в %. |
Кол-во. |
Доля в %. |
Кол-во. |
Доля в %. |
11 |
55% |
2 |
20% |
9 |
90% |
По данным таблицы 3. Больше половины членов группы способны к ответам по введенному речевому правилу, а не к импульсным неправильным ответам.
Приступим к решению второй задачи. Таковой является анализ гендерных особенностей развития волевых качеств в младшем школьном возрасте. По данным таблицы 1. Высокий уровень силы воли определен 20% мальчиков, тогда как девочек, имеющих такой уровень – 10%. Подавляющее большинство членов группы имеют средний уровень развития силы воли 70%-80%. Примечательно, что низкий уровень развития силы воли имеется у 20% девочек, тогда как у мальчиков такого результата вообще не наблюдается. Что касается уровня произвольной регуляции деятельности школьника, то 5 баллов имеется у 50% девочек, и именно девочки определяют наличие этого балла у группы в целом. Мальчиков, имеющих такой балл, всего 10%. Интересно, что 3 балла имеют 50% мальчиков, а девочки – только 30%. Самый низкий балл (2) имеют 30% мальчиков, тогда как у девочек такого результата вообще не присутствует. 4 балла получило 10% мальчиков и 20% девочек. Уровень произвольности речевого общения в норме (51%) определен у 90% девочек и только у 20% мальчиков.
Проверим полученные данные с помощью математических методов. Расчет произведем с помощью критерия φ* - угловое преобразование Фишера.
По нашим данным высоким уровнем силы воли обладают 20% мальчиков и 10% девочек. Нам необходимо выяснить достоверно ли различаются эти процентные доли. В основу исследования были положены гипотезы:
Но: уровень силы воли мальчиков выше, чем уровень силы воли девочек.
H1: уровень силы воли девочек ниже, чем уровень силы воли девочек.
Теперь построим таблицу, которая фактически представляет собой таблицу эмпирических частот по двум значениям: уровень силы воли мальчиков, уровень силы воли девочек.
Таблица 4
Таблица для расчета критерия при сопоставления двух групп испытуемых по процентной доле уровня силы воли
Группа. |
Есть эффект. |
Нет эффекта. |
Суммы. | ||||
Количество испытуемых. |
Доля в %. |
Количество испытуемых. |
Доля в %. | ||||
1 группа. |
2 |
20% |
А |
8 |
80% |
Б |
10 |
2 группа. |
1 |
10% |
В |
9 |
90% |
Г |
10 |
Сумма. |
3 |
17 |
20 |
В таблице сверху - категории «дети, показавшие результат по данному признаку» и «дети, не показавшие результат по данному признаку». Слева - группа мальчиков и группа девочек.
По табл. XII. Приложения 1 определяем величины φ, соответствующие процентным долям в каждой из групп.
φ1 (20%) =0.927, φ2(10%)= 0.644.
Теперь подсчитаем эмпирическое значение φ* по формуле:
φ* = (φ1 - φ2) · √ (n1· n2): (n1+ n2)
где φ1 - угол, соответствующий большей % доле; φ2 - угол, соответствующий меньшей % доле; n1 - количество наблюдений в выборке 1; n2 - количество наблюдений в выборке 2.
В данном случае: φ*= 0.927×√ 5= 0.63.
По табл. XIII Приложения 1 определяем, какому уровню значимости соответствует φ*эмп.=0.63: p=0.10.
Можно установить и критические значения φ*, соответствующие принятым в психологии уровням статистической значимости:
1,64 (p ≤ 0,05)
2,31 (p ≤ 0,01)
φ*эмп. = 0.63
φэмп. < φкр.
Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости.
Ответ: Но принимается. Уровень силы воли мальчиков выше, чем уровень силы воли девочек. Таким образом, гипотеза подтверждается.
Таким же образом нами был проверен признак «средний уровень силы воли». «Низкий уровень силы воли» не мог быть проверен нами, так как этот признак отсутствует у группы мальчиков.
Результаты по таблице 2.
Выраженность уровня произвольности определялась количеством баллов. Проверим результаты этой методики. 5 баллов получили 10% мальчиков и 50% девочек. 4 балла получили 20% девочек и 10% мальчиков. 3 балла получили 30% девочек и 50% мальчиков. Выясним, достоверны ли эти данные.
Но: уровень произвольной регуляции деятельности девочек ниже, чем уровень произвольной регуляции мальчиков.
H1: уровень произвольной
регуляции деятельности
Построим таблицу, которая фактически представляет собой таблицу эмпирических частот по двум значениям: произвольной регуляции деятельности мальчиков и уровень произвольной регуляции девочек (5 баллов).
Таблица 5
Таблица для расчета критерия при сопоставления двух групп испытуемых по процентной доле уровня произвольной регуляции деятельности детей младшего школьного возраста
Группа. |
Есть эффект. |
Нет эффекта. |
Суммы. | ||||
Количество испытуемых. |
Доля в %. |
Количество испытуемых. |
Доля в %. | ||||
1 группа. |
5 |
50% |
А |
5 |
50% |
Б |
10 |
2 группа. |
1 |
В |
9 |
90% |
Г |
10 | |
Сумма. |
6 |
14 |
20 |
В таблице сверху - категории «дети, показавшие результат по данному признаку» и «дети, не показавшие результат по данному признаку». Слева - группа мальчиков и группа девочек.
По табл. XII. Приложения 1 определяем величины φ, соответствующие процентным долям в каждой из групп.
φ1 (50%) =1.571, φ2(10%)= 0.644.
φ*= 0.926×√ 5= 2.07
По табл. XIII Приложения 1 определяем, какому уровню значимости соответствует φ*эмп.=2.07: p=0.01.
Можно установить и критические значения φ*, соответствующие принятым в психологии уровням статистической значимости:
1,64 (p ≤ 0,05)
2,31 (p ≤ 0,01)
φ*эмп. = 0.63
φэмп. < φкр.
Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости.
Ответ: H1принимается. уровень произвольной регуляции деятельности девочек выше, чем уровень произвольной регуляции деятельности мальчиков.
Аналогично нами были проверены данные по категориям «4балла», «3 балла». Категория «2 балла» не проверялась нами, так как она отсутствует у девочек.
Проверим результаты по таблице 3.
Здесь нами изучалась произвольность речевого общения детей. Критерием здесь является сведение о том, достигли ли испытуемые возрастного норматива по этому явлению. Данные говорят о том, что этого норматива достигли 90% девочек и 20% мальчиков. Проверим это.
Но: уровень произвольности речевого общения девочек ниже, чем уровень произвольности речевого общения мальчиков.
H1: уровень произвольности
речевого общения девочек выше,
чем уровень произвольности
Таблица 6
Таблица для расчета критерия при сопоставления двух групп испытуемых по процентной доле уровня произвольности речевого общения
Группа. |
Есть эффект. |
Нет эффекта. |
Суммы. | ||||
Количество испытуемых. |
Доля в %. |
Количество испытуемых. |
Доля в %. | ||||
1 группа. |
9 |
90% |
А |
1 |
10% |
Б |
10 |
2 группа. |
2 |
20% |
В |
8 |
80% |
Г |
10 |
Сумма. |
11 |
9 |
20 |
Информация о работе Гендерные особенности воли младших школьников