Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:26, курсовая работа
Цель курсовой работы: теоретическое и экспериментальное исследование гендерных различий в переживании профессионального стресса сотрудников органов внутренних дел.
Задачи исследования:
Изучение и анализ соответствующей теме психологической литературы;
Раскрытие базовых понятий исследуемой темы, таких как стресс, профессиональный стресс, дистресс, эустресс, синдром выгорания и др.
Проведение аналитического и эмпирического исследования по выявлению гендерных особенностей переживание стресса у сотрудников МВД;
Обобщить результаты исследования, представить необходимые выводы.
Введение …...…………………………………………………………………..….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ……………………………..………………………………..…...6
1.1 Понятие «стресс»и основные теоретические подходы к его изучению ……………………………………………………………………...…6
1.2 Профессиональный стресс, его факторы и профессиональное здоровье …………………………………………………………………….…13
1.3 Деятельность сотрудников МВД, как источник профессионального стресса………………………………………………..….20
1.4 Гендерные аспекты переживания стресса…………………….….24
Глава 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У СОТРУДНИКОВ………………………………………………………………...31
2.1 Организация и методы исследования………………………….....31
2.2 Анализ результатов и их интерпретация.....……………………...33
Заключение……………………………………………………………………....47
Список используемой литературы……………..................................................50
Приложения………………………………………………………………….…..53
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Институт непрерывного педагогического образования
Кафедра психологии
Гендерные
различия в переживании
Курсовая работа
по специальности 030301 – Психология
по дисциплине «Психология труда »
Научный руководитель:
кандидат психологических наук, доцент
__________Н. А. Сырникова
« » ___________ 2013 г.
Выполнил:
студент группы № 0561
__________ Р.А.Русаков
« » ___________ 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …...……………………………………………
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В ЗАРУБЕЖНОЙ
И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ……………………………..…………………
1.1 Понятие «стресс»и основные
теоретические подходы к его изучению
……………………………………………………………………...
1.2 Профессиональный стресс,
его факторы и профессиональное здоровье ………………………………………………………
1.3 Деятельность сотрудников
МВД, как источник профессионального стресса………………………………………………..….
1.4 Гендерные аспекты переживания стресса…………………….….24
Глава 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ
РАЗЛИЧИЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СТРЕССА У СОТРУДНИКОВ…………………………………………………
2.1 Организация и методы исследования………………………….....31
2.2 Анализ результатов и их интерпретация.....……………………...
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………...............
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Профессиональный стресс характеризуется не только негативным влиянием на эффективность труда, но и сказывается на всей жизни человека, изменяя как его психическое, так и соматическое состояние, приводя к утрате здоровья, психологическим проблемам и различного рода личностным трансформациям.
Причинами профессионального стресса являются факторы, непосредственно связанные с работой, ее места, времени, условий. Иными словами, эти причины связаны с конкретной профессией, как видом деятельности. Особенно эта тема актуальна там, где людям приходится работать в жёстких экстремальных условиях - принимать участие в боевых действиях или условиях приближённых к боевым. Высокие требования к профессиональной подготовленности каждого сотрудника органов внутренних дел определяются сложностью задач и функций, стоящих перед ними. Деятельность сотрудников милиции взаимообразно оказывает на них влияние, как на субъектов этой деятельности, развивая их знания, навыки, умения и способности, формируя определенные характерологические качества. В то же время, она способствует и различного рода деформациям личности.
Условия, в которых живут и действуют сотрудники органов внутренних дел с полным правом можно назвать экстремальными, стимулирующими развитие стресса, поскольку эта служба связана с многочисленными факторами и угрозами, в том числе политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими, природными. Различные нервно-психические перегрузки усугубляются нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности и вынужденным отказом от отдыха. Всё это закономерно приводит к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, фрустрированности, появлению различного рода невротических реакций и психосоматических функциональных расстройств.
Тема профессионального стресса поднималась на заседании Общественного совета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации в июне 2010 года. В протоколе заседания, в частности, отмечается «о необходимости создания действенной психолого-психиатрической помощи сотрудникам милиции, находящимся в экстремальных условиях, или пережившим сверхсильный стресс. Действующая в настоящее время в системе МВД подобная служба, рассчитана в большей степени лишь на экспертизу и отбор при приеме на работу, а также на экспертизу после какого-то кратковременного стресса в госпиталях, где даже нет специализированного психиатрического отделения» [46]. Указывается также и о том, что более 70% сотрудников, прошедших горячие точки и не только, страдают различного рода невротическими расстройствами. Такой человек перестает адекватно реагировать на окружающую действительность, у него появляется сильное раздражение, повышенная утомляемость, он не может справиться с профессиональными нагрузками, что выражается в нарушенной форме общепринятого поведения. В дальнейшем развивается так называемый постстрессовый синдром, который постепенно изменяет личностные качества. В целом, такой процесс приводит к так называемому эмоциональному выгоранию, которое, в своём худшем варианте развития, влечёт за собой ряд необратимых психосоматических изменений.
Особый интерес сегодня, с кадровой точки зрения (подбор и расстановка кадров), представляют гендерные аспекты профессионального стресса в системе МВД. Оптимальная расстановка кадров непосредственно сказывается на эффективности работы УМВД в целом, поэтому учёт гендерных различий, в данном случае, является аспектом актуальным.
Цель курсовой работы:
теоретическое и
Объект исследования: сотрудники УМВД по Новгородской области.
Предмет исследования: стресс
и его гендерные особенности
переживания у сотрудников
Гипотеза: предполагается,
что имеются содержательные гендерные
особенности переживания
Задачи исследования:
Методология и методы исследования. В исследовании использованы методы теоретического анализа и синтеза, тестирования:
1. Методика С. БЕМ – определение гендерного психологического типа. Обоснование использования методик в программе исследования приводится ниже;
2. Авторская методика «Тест на профессиональный стресс» Ю.В.Щербатых;
3. Методика «Прогноз» - определение уровня нервно-психической устойчивости.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в практической оперативной и кадровой работе с сотрудниками УВД по Новгородской области, а также при разработке профилактических мероприятий по снижению уровня стресса у сотрудников управления.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятие «стресс»
и основные теоретические
Термин «стресс» используется в ряде дисциплин для обозначения довольно широкого круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия и экстремальные ситуации. Изначально это понятие возникло в физиологии для обозначения «неспецифической реакции организма» в ответ на негативные воздействия среды – так называемый «общий адаптационный синдром» Г. Селье, который подчёркивал, что слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение довольно трудно, хотя оно прочно вошло в нашу обыденную речь [24,c.424].
«Стресс есть неспецифический
ответ организма на любое предъявление
ему требования… Другими
Исходя из концепции
«общего адаптационного синдрома»
Г. Селье определил
1. Стадия тревоги – возникает при первом появлении стрессора; сначала снижается уровень резистентности организма, затем мобилизуются резервы, включается механизм саморегуляции. Тревога утихает, активность нормализуется, поэтому большинство стрессов разрешается на этой стадии;
2. Стадия резистентности – наступает в случае продолжительного воздействия стрессора. Адаптационные резервы расходуются в соответствии с напряжением функциональных систем;
3. Стадия истощения – отражает нарушение деятельности механизмов регуляции и борьбы организма с чрезмерно длительным воздействием стрессора.
В дальнейшем, понятие «стресс» стало использоваться для описания состояний человека, находящегося в неблагоприятных условиях на физиологическом, биологическом и психологическом уровнях.
Будучи бихевиористом, Г.Селье, рассматривал стресс в качестве однонаправленной связи организма и среды (стимул – реакция организма). В отличии от него американский психолог Р. Лазарус трактовал стресс как регуляционные, или двунаправленные, отношения: среда воздействует на индивида, а индивид в свою очередь влияет на среду.
Для объяснения стресса была разработана модель динамических процессов, ядром которой являются различные типы когнитивных оценок, эмоции и процессы активного преодоления стрессора. Иными словами, Р.Лазарус поставил проблему различий в природе физиологического и психологического стресса и предложил рассматривать стресс в рамках взаимодействия человека со средой.
По его мнению, стресс
физиологической природы
В механизме образования стрессовой ситуации Р.Лазарус выделяя две личностные особенности:
Аналогичные воззрения о стрессе высказывал и В.Э.Мильман, трактуя стресс, как функцию двух факторов: степени потребности в достижении и субъективной оценки вероятности достижения. [21]
Такой, субъективистский подход в исследовании стресса, трактовался как интеракционная проблема. Так, Н.Эндлер, рассуждая о стрессе, отмечал в нем специфический способ взаимодействия субъекта с самим собой и с окружающей средой.
Сторонники объективистского
направления рассматривают
Однако, этот подход не учитывает того, что внешние напряженные условия являются лишь потенциально стрессогенными и не всегда приводят к развитию стресса.
Обобщая сказанное, мы можем говорить о следующих трёх основных значениях понятия стресс, которые используются в современной психологии [6,c.3]:
-это любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение (стрессор, стресс-фактор);
-это субъективная реакция, отражающая внутреннее состояние напряжения и возбуждения (эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке – копинг-стратегии);
-это физическая реакция организма на предъявляемое требование или вредное воздействие; значимой функцией этой реакции является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению человеком этих состояний.
В научной психологии до настоящего времени единой концепции стресса не выработано, поэтому существуют противоречия и сложности в определениях и категориях. Однако, различные определения стресса во многом дублируются и пересекаются со сферами изучения таких понятий, как «личность», «способности», «адаптация», «дезадаптация» и пр.
Подавляющее количество существующих в этой области концепций реализуют классическую парадигмальную установку - исследуют и трактуют это явление в категориях адаптации-дезадаптации. В последнее же время наметилась тенденция к интегративным системным подходам.
Примерами моделей стресса являются:
1.Когнитивная теория психологического стресса Р. Лазаруса, основу которой составляет позиция рассмотрения стресса с субъективных точек зрения через призму когнитивных процессов;
Информация о работе Гендерные различия в переживании профессионального стресса у сотрудников МВД