Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:26, курсовая работа
Цель курсовой работы: теоретическое и экспериментальное исследование гендерных различий в переживании профессионального стресса сотрудников органов внутренних дел.
Задачи исследования:
Изучение и анализ соответствующей теме психологической литературы;
Раскрытие базовых понятий исследуемой темы, таких как стресс, профессиональный стресс, дистресс, эустресс, синдром выгорания и др.
Проведение аналитического и эмпирического исследования по выявлению гендерных особенностей переживание стресса у сотрудников МВД;
Обобщить результаты исследования, представить необходимые выводы.
Введение …...…………………………………………………………………..….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ……………………………..………………………………..…...6
1.1 Понятие «стресс»и основные теоретические подходы к его изучению ……………………………………………………………………...…6
1.2 Профессиональный стресс, его факторы и профессиональное здоровье …………………………………………………………………….…13
1.3 Деятельность сотрудников МВД, как источник профессионального стресса………………………………………………..….20
1.4 Гендерные аспекты переживания стресса…………………….….24
Глава 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У СОТРУДНИКОВ………………………………………………………………...31
2.1 Организация и методы исследования………………………….....31
2.2 Анализ результатов и их интерпретация.....……………………...33
Заключение……………………………………………………………………....47
Список используемой литературы……………..................................................50
Приложения………………………………………………………………….…..53
В популярном опроснике
С.Бем даётся несколько более
развёрнутая типология «
1. Андрогинный - человек, набравший большое количество баллов как по шкале мужественности, так и по шкале женственности;
2. Феминный - тот, кто набрал высокий балл по шкале женственности, но низкий — по шкале мужественности;
3. Мускулинный - тот, чей балл по шкале мужественности намного превышает результаты по шкале женственности;
4. «Недифференцированный» в этом опроснике обозначаются те, кто набрал одинаково низкие баллы как по шкале мужественности, так и по шкале женственности;
5. Поло-типизированным человеком называют того, чье самоопределение и поведение совпадает с тем, которое считается в его обществе гендерно-соответствующим.
Выводы
Профессиональный стресс - полифакторное явление, оказывающее влияние на эффективность деятельности всей организации и состояние ее человеческих ресурсов.
Основной круг типичных психологических проблем в рамках исследуемой темы можно свести к следующему:
1. Наиболее распространенными являются проблемы межличностных и социальных отношений и тесно связанные с ними коммуникативные проблемы. Значимое место здесь занимают проблемы взаимоотношений полов, далее следуют взаимоотношения с родителями, друзьями, преподавателями, однокурсниками, ровесниками.
2. Актуальными являются проблемы, связанные с профессиональной деятельностью. Это проблемы профессионального, социально-ролевого определения, неудовлетворенности профессиональной деятельностью, проблемы значительных различного рода перегрузок и т.п.
3. Распространенными и во многом примыкающими к первым двум блокам являются внутриличностные проблемы различного типа – от индивидуальных, типологических – до социальных аспектов личностной проблематики.
Переживание какой-либо проблемы очень часто сопровождается психологическим стрессом, актуальные или остаточные явления которого могут привести к эмоциональному выгоранию субъекта.
Среди причин развития профессионального стресса можно условно выделить непосредственные и главные [7]. Непосредственной причиной служит событие, прямым следствием которого является развитие психической напряженности и стресса (например, сложность или опасность рабочего задания, возникновение проблемной ситуации, связанной с угрозой для здоровья и жизни, дефицит времени и др.). Непосредственные причины стресса в большинстве случаев связаны с экстремальностью содержания и условий трудовой деятельности. Главной причиной возникновения стресса являются индивидуальные (психологические, физиологические, профессиональные) особенности субъекта труда. Выделяют и группу дополнительных факторов жизни и деятельности индивида, сопутствующих причинам, которые предрасполагают к возникновению профессионального стресса и усугубляют его.
Основной целью деятельности сотрудников ОВД является предотвращение правонарушений и чрезвычайных происшествий. Деятельность строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности. Деятельность сотрудников ОВД проходит в условиях конспирации и необходимости сохранения служебной тайны. Дисциплина в ОВД основывается на высокой сознательности, убежденности и глубоком понимании своих задач каждым лицом личного состава.
Для успешного выполнения должностных обязанностей, сотрудник независимо от его деятельности, должен обладать определенным набором коммуникативных, познавательных, интеллектуальных качеств, а также определенными эмоциональными и волевыми качествами.
Сотрудникам правоохранительных органов необходимо выполнять свои профессиональные обязанности в экстремальных условиях, в состоянии повышенной психической напряженности. Работа в таких условиях представляет собой серьезное испытание физического и психического здоровья сотрудников, критической проверкой степени их профессиональной надежности.
В общем виде наиболее значимые, практически действующие сегодня факторы и условия, противодействующие стабильности и нормальному функционированию сотрудников ОВД, можно представить следующим образом:
1. Нравственно-эстетические: отсутствие надлежащего морального климата в коллективе; низкий общий уровень правовой и профессиональной культуры сотрудников; социальная запущенность членов коллектива, их сугубо прагматическая ориентация; падение престижа профессии сотрудника определенных служб и подразделений в представлении конкретного коллектива правоохранительных органов.
2. Психолого-педагогические: отсутствие научно разработанной профессиограммы отбора сотрудников на конкретную должность или специальность; низкий уровень культурно-воспитательной работы и самообразования; игнорирование характера и темперамента личности при назначении специалиста на конкретную службу.
3. Социально-экономические: неудовлетворенность существующими жилищно-бытовыми условиями и отсутствие возможности их улучшить; несоответствие денежного содержания характеру и условиям труда; неудовлетворительное качество жизни сотрудников при выходе на пенсию, в отставку, увольнении в запас; отсутствие достаточных средств для лечения.
4. Организационно-правовые и управленческие: отсутствие общих целей и служебных перспектив для большинства членов коллектива; отсутствие нормальных условий для несения службы, плановости работы и ее соразмерности предельно допустимым нагрузкам; постоянно возрастающая нагрузка в расчете на одного сотрудника за единицу времени конкретно выполняемой работы или специального задания, порожденная осложнением оперативной обстановки; устаревший стиль деятельности руководителя; отсутствие оптимальных гибких организационных структур.
Таким образом, по своему содержанию, деятельность сотрудников правоохранительных органов, по сути, является источником экстремального опыта, она носит выраженный стрессогенный характер.
Существует связь между гендером и выбором различных копинг-стратегий преодоления стрессовых ситуаций. Однако, следует отметить, что эта связь не всегда носит явный и прямой характер. Объясняется это, прежде всего многофакторностью возникновения стрессовых ситуаций и множеством причин их возникновения с одной стороны и богатством разнообразия, сложностью внутреннего мира человека – с другой.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У СОТРУДНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
В качестве эмпирической базы исследования привлекалась группа сотрудников УВД по Новгородской области в количестве 22 человек. В ходе формирования экспериментальной базы отобрано две группы испытуемых 11 женщин и 11 мужчин, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью. Средний возраст женщин составил 35 лет, мужчин 38 лет. Средний стаж работы – 9 лет. Все испытуемые имеют семьи.
Объект исследования: группа сотрудников УВД по Новгородской области.
Предмет исследования: гендерные особенности переживания стресса у сотрудников УВД по Новгородской области.
Гипотеза: предполагается,
что имеются содержательные гендерные
особенности переживания
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
- подобрать методики, адекватные теме исследования;
- качественно и количественно обработать полученные в ходе исследования результаты;
- представить результаты, сделать выводы.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы методы:
1. Теоретический анализ
психолого-педагогической
2. Психодиагностический метод.
3. Метод математической статистики (параметрический метод U- критерий Манна-Уитни).
Применяемы диагностические методики:
1. Методика С. БЕМ – определение гендерного психологического типа.
2. Авторская методика «Тест на профессиональный стресс» Ю.В.Щербатых;
3. Методика «Прогноз» - определение уровня нервно-психической устойчивости.
Методика Сандры Бем (приложение «А»), выявляет три типа «психологического пола»:
1. Маскулинность – типично мужские черты личности, традиционно к ним относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др.
2. Феминность – типично женские черты личности такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др.
3. Андрогинность – в соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности (поло-типизированность). Так, в личности, в той или иной степени, могут быть представлены существенные черты обоих типов. Предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо, а такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа. При этом, большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении ни коим образом не связаны со снижением уверенности в себе, но напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия.
Методика Ю.В.Щербатых на профессиональный стресс (Приложение «Б»). Тест направлен на исследование психосоциальных факторов профессионального стресса и включает в себя 8 блоков вопросов, часть из которых оценивается по 10-бальной шкале, часть предполагает выбор исследуемым ответов, определяющих уровень изменения стресса, применяемых приемов для снятия стресса, формы реагирования на стрессовые факторы.
Методика «Прогноз», предназначена
для первоначального, ориентировочного
выявления лиц с признаками нервно-психической
неустойчивости. Она позволяет выявить
отдельные предболезненные
Нервно-психологическая устойчивость (НПУ) – это интегральная совокупность врожденных (биологически обусловленных) и приобретенных личностных качеств, мобилизационных ресурсов и резервных психофизиологических возможностей организма, обеспечивающих оптимальное функционирование индивида в неблагоприятных условиях профессиональной среды.
Низкий уровень нервно-
В методике изменена формулировка вопроса 7.6 Непредсказуемость ценовой политики конкурентов, их жесткие действия на рынке - 7.6 Непредсказуемость оперативной обстановки. Под «клиентами», в данном случае, понимаются объекты и свидетели уголовных дел и проверяемых сигналов.
2.2Анализ полученных результатов и их интерпретация
Методика 1.
На первом этапе исследования применялась методика Сандры Бем – определение психологического пола (Приложение «А»). В результате тестирования получены следующие данные, которые представлены в таблице 1 и диаграммой 1
Таблица 2 - Результаты тестирования по методике С.Бем
№ |
Индекс |
Пол |
Мужчины |
||
1 |
å = (0,75 – 0,7) : 2,322 = 0,02153317 |
Андрогинность |
2 |
å = (0,8 – 0,7) : 2,322 = 0,04306631 |
Андрогинность |
3 |
å = (0,6 – 0,9) : 2, 322 = -0,12919896 |
Мускулинность |
4 |
å = (0,7 – 0,9) : 2,322 = -0,08613264 |
Мускулинность |
5 |
å = (0,85 – 0,75) : 2,322 = 0,04306633 |
Андрогинность |
6 |
å = (0,55 – 0,75) :2, 322 = -0,08613265 |
Мускулинность |
7 |
å = (0,75 – 0,8) : 2,322 = -0,02153317 |
Мускулинность |
8 |
å = (0,7 – 0,9) : 2,322 = -0,08613265 |
Мускулинность |
9 |
å = (0,75 – 0,8) : 2,322 = -0,02153318 |
Мускулинность |
10 |
å = (0,7 – 0,75) : 2,322 = - 0,02153314 |
Мускулинность |
11 |
å = (0,7 – 0,9) : 2,322 = -0,08613263 |
Мускулинность |
Женщины |
||
1 |
å = (0,9 – 0,3) : 2,322 = 2,583977 |
Феминность |
2 |
å = (0,8 – 0,65) : 2,322 = 0,06459947 |
Андрогинность |
3 |
å = (0,95 – 0,5) : 2,322 = 1,9379843 |
Феминность |
4 |
å = (0,8 – 0,65) : 2,322 = 0,0645992 |
Андрогинность |
5 |
å = (0,85 – 0,6) : 2,322 = 1,0766582 |
Феминность |
6 |
å = (0,9 – 0,6) : 2,322 = 1,2919896 |
Феминность |
7 |
å = (0,85 – 0,7) : 2,322 = 0,06459947 |
Андрогинность |
8 |
å = (0,75 – 0,7) : 2,322 = 0,02153315 |
Андрогинность |
9 |
å = (0,95 – 0,5) : 2,322 = 1,9379843 |
Феминность |
10 |
å = (0,95 – 0,5) : 2,322 = 1,9379843 |
Феминность |
11 |
å = (0,9 – 0,6) : 2,322 = 1,2919892 |
Феминность |
Информация о работе Гендерные различия в переживании профессионального стресса у сотрудников МВД