Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:26, курсовая работа
Цель курсовой работы: теоретическое и экспериментальное исследование гендерных различий в переживании профессионального стресса сотрудников органов внутренних дел.
Задачи исследования:
Изучение и анализ соответствующей теме психологической литературы;
Раскрытие базовых понятий исследуемой темы, таких как стресс, профессиональный стресс, дистресс, эустресс, синдром выгорания и др.
Проведение аналитического и эмпирического исследования по выявлению гендерных особенностей переживание стресса у сотрудников МВД;
Обобщить результаты исследования, представить необходимые выводы.
Введение …...…………………………………………………………………..….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ……………………………..………………………………..…...6
1.1 Понятие «стресс»и основные теоретические подходы к его изучению ……………………………………………………………………...…6
1.2 Профессиональный стресс, его факторы и профессиональное здоровье …………………………………………………………………….…13
1.3 Деятельность сотрудников МВД, как источник профессионального стресса………………………………………………..….20
1.4 Гендерные аспекты переживания стресса…………………….….24
Глава 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У СОТРУДНИКОВ………………………………………………………………...31
2.1 Организация и методы исследования………………………….....31
2.2 Анализ результатов и их интерпретация.....……………………...33
Заключение……………………………………………………………………....47
Список используемой литературы……………..................................................50
Приложения………………………………………………………………….…..53
3. Владеете ли вы какими-то специальными приемами снятия стрессов (аутотренингом, медитацией, дыхательными упражнениями, мышечной релаксацией)?
Да, владею |
Немного умею |
Нет |
Нет, но хотел (а) бы научиться |
4. Какие приемы снятия стресса вы практикуете? (Отметьте V.)
5. Как ваш организм чаще реагирует на стрессы? (Отметьте V)
6. Каковы, на ваш взгляд, основные источники стресса, связанного с «человеческим фактором» в вашей работе? (Оцените стресс по 10-балльной шкале.) Если какой-то фактор отсутствует, поставьте прочерк.
№п/п |
Стресс-факторы |
Уровень стресса |
6.1 |
Подчиненные (если есть) |
|
6.2 |
Руководство (если есть) |
|
6.3 |
Партнеры |
|
6.4 |
Конкуренты |
|
6.5 |
Клиенты |
|
6.6 |
Чиновники |
|
6.7 |
Проверяющие органы |
7. Как бы вы могли оценить вклад отдельных источников стресса в общую картину? (Оцените каждый по 10-балльной системе.)
7.1. Проблемы, постоянно возникающие в процессе работы.
7.2. Сложность и противоречивость законодательства и нормативных инструкций. _
7.3.Низкая мотивация
сотрудников, их
7.4 Отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами, конфликты с ними.
7.5. Трудновыполнимое желание держать под контролем ситуацию в своем подразделении.
7.6 Непредсказуемость ценовой политики конкурентов, их жесткие действия на рынке. _
7.7 Собственные ошибки и просчеты в работе.
7.8 Нехватка времени
7.9 Необоснованные требования со стороны чиновников и проверяющих организаций.
7.10 Несоответствие между
затраченными усилиями и
Если у вас есть руководитель:
7.11 Отсутствие должного
внимания к нуждам
7.12 Чрезмерный контроль со стороны руководства, необоснованное вмешательство в работу. _
Совсем не |
Влияют |
Существенно |
Очень сильно |
влияют |
незначительно |
влияют |
влияют |
Приложение «В»
Методика определения НПУ «Прогноз»
При профилактики и диагностики эмоционального состояния особое значение придается так называемой нервно-психической неустойчивости, которая является отражением одновременно психического и соматического уровня здоровья индивида. Нервно-психическая устойчивость (НПУ) показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса, то есть тогда, когда система эмоционального отражения функционирует в критических условиях, вызываемых внешними, равно как и внутренними факторами.
Ниже методика «Прогноз»
разработана в Санкт-
Шкала нервно-психической устойчивости
Полученные баллы НПУ |
Пункты шкалы НПУ |
Значение пунктов шкалы НПУ |
33 и более 29-32 23-28 18-22 |
1 2 3 4 |
Чем ниже пункт, тем больше
нервно-психическая |
14-17 |
5 |
Среднее |
11-13 9-10 7-8 6 5 и менее |
6 7 8 9 10 |
Чем выше пункты, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе. |
Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов – правильных ответов, соответствующих «ключу»:
– «да» – вопросы: 3, 5, 7, 10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;
– «нет» – вопросы: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 33, 37, 38, 39, 46, 49, 54, 55, 58, 61, 68.
Методика содержит шкалу для проверки искренности ответов:
– «да» – вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43.
Начинать подведение итогов следует с проверки искренности ответов респондента: если по данной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, какой он есть.
Интерпретация результатов.
Нервно-психическая
Инструкция: прочтите утверждение и дайте ответ «да» или «нет».
Вопросы
1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
2. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.
3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
4. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.
5. У меня часто болит голова.
6. Иногда я говорю неправду.
7. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.
8. Бывало, что я говорил
о вещах, в которых не
9. Бывает, что сержусь.
10. Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни.
11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.
12. Я охотно принимаю
участие во всех собраниях
и других общественных
13. Самая трудная борьба для меня - борьба с самим собой.
14. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.
15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.
16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.
18. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.
19. Я считаю, что моя
семейная жизнь такая же
20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.
21. Запоры у меня бывают редко.
22. В игре я предпочитаю выигрывать.
23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.
24. Сейчас мой вес постоянен - я не полнею и не худею.
25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.
26. Я был бы довольно
спокоен, если бы у кого-
27. С моим рассудком творится что-то неладное.
28. Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.
29. Когда я пытаюсь
что-то сказать, то часто
30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.
31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
32. Думаю, что я человек обреченный.
33. Я ссорюсь с членами моей семьи редко.
34. Бывает, что я с
кем-нибудь немного
35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.
36. Бывало, что при обсуждении
некоторых вопросов я,
37. В школе я усваивал
материал медленнее, чем
38. Моя внешность меня в общем устраивает.
39. Я вполне уверен в себе.
40. Раз в неделю или
чаще я бываю очень
41. Кто-то управляет моими мыслями.
42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.
43. Бывает, что неприличная
или непристойная шутка
44. Счастливей всего я бываю, когда один.
45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.
46. Я любил сказки Андерсена.
47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.
48. Меня злит, когда меня торопят.
49. Меня легко привести в замешательство.
50. Я легко теряю терпение с людьми.
51. Часто мне хочется умереть.
52. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.
53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.
54. К вопросам религии я отношусь равнодушно - они не занимают меня.
55. Приступы плохого
настроения бывают у меня
56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.
57. У меня были очень необычные мистические переживания.
58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
59. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.
60. Я человек нервный, легко возбудимый.
61. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже).
62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.
63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.
64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.
65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.
66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.
67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.
68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.
69. Мне очень трудно
приспособиться к новым
70. Мне кажется, что
по отношению именно ко мне
особенно часто поступают
71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.
72. Мое мнение часто
не совпадает с мнением
73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.
74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.
75. У меня бывают
головные боли и
76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.
77. Мне трудно проснуться в назначенный час.
78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.
79. В детстве я был капризный и раздражительный.
80. Мне известны случаи,
когда мои родственники
81. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства.
82. У меня есть судимые родственники.
83. В юности я имел приводы в милицию.
84. Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год.
Таблица 7 - Расчет U-критерия Манна-Уитни по женской и мужской выборкам
№ |
Выборка 1 |
Ранг 1 |
Выборка 2 |
Ранг 2 |
1 |
10 |
3 |
27 |
20 |
2 |
17 |
9.5 |
8 |
1.5 |
3 |
17 |
9.5 |
23 |
17.5 |
4 |
30 |
21 |
17 |
9.5 |
5 |
14 |
5.5 |
19 |
14.5 |
6 |
12 |
4 |
18 |
13 |
7 |
32 |
22 |
8 |
1.5 |
8 |
24 |
19 |
14 |
5.5 |
9 |
17 |
9.5 |
23 |
17.5 |
10 |
17 |
9.5 |
17 |
9.5 |
11 |
22 |
16 |
19 |
14.5 |
Суммы: |
128.5 |
124.5 |
Полученное значение UЭмп = 58.5 (uкр<uэмп).
UКр | |
p≤0.01 |
p≤0.05 |
25 |
34 |
Таким образом, выдвинутая в работе гипотеза нашла своё математическое подтверждение – различия между двумя выборками достоверны поскольку uкр<uэмп .
Информация о работе Гендерные различия в переживании профессионального стресса у сотрудников МВД