Гендерные различия в переживании профессионального стресса у сотрудников МВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: теоретическое и экспериментальное исследование гендерных различий в переживании профессионального стресса сотрудников органов внутренних дел.

Задачи исследования:
Изучение и анализ соответствующей теме психологической литературы;
Раскрытие базовых понятий исследуемой темы, таких как стресс, профессиональный стресс, дистресс, эустресс, синдром выгорания и др.
Проведение аналитического и эмпирического исследования по выявлению гендерных особенностей переживание стресса у сотрудников МВД;
Обобщить результаты исследования, представить необходимые выводы.

Содержание работы

Введение …...…………………………………………………………………..….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ……………………………..………………………………..…...6
1.1 Понятие «стресс»и основные теоретические подходы к его изучению ……………………………………………………………………...…6
1.2 Профессиональный стресс, его факторы и профессиональное здоровье …………………………………………………………………….…13
1.3 Деятельность сотрудников МВД, как источник профессионального стресса………………………………………………..….20
1.4 Гендерные аспекты переживания стресса…………………….….24
Глава 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У СОТРУДНИКОВ………………………………………………………………...31
2.1 Организация и методы исследования………………………….....31
2.2 Анализ результатов и их интерпретация.....……………………...33
Заключение……………………………………………………………………....47
Список используемой литературы……………..................................................50
Приложения………………………………………………………………….…..53

Файлы: 1 файл

курсач 2013.doc

— 839.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

3. Владеете ли вы какими-то специальными приемами снятия стрессов (аутотренингом, медитацией, дыхательными упражнениями, мышечной релаксацией)?

Да, владею

Немного умею

Нет

Нет, но хотел (а) бы научиться




 

 

 

 

4. Какие приемы снятия стресса вы практикуете? (Отметьте V.)

    • сон,
    • общение с друзьями,
    • общение с членами семьи,
    • алкоголь,
    • курение,
    • еда,
    • перерыв в работе,
    • секс,
    • ___________________хобби (уточните, какое)
    • ___________________физическая активность (уточните, какая)
    • _________________________________________________иное.

5. Как ваш организм чаще реагирует на стрессы? (Отметьте V)

    • головной болью, повышением артериального давления, сердцебиением;
    • мышечным напряжением;
    • затрудненностью дыхания;
    • нарушением нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта;
    • расстройством сна и нервной системы;
    • эмоциональными срывами (депрессией, ощущением безнадежности, раздражительностью, гневом и пр.);
    • упадком сил, потерей энергии, апатией;
    • снижением защитных сил организма, частыми простудными заболеваниями.

6. Каковы, на ваш взгляд, основные источники стресса, связанного с «человеческим фактором» в вашей работе? (Оцените стресс по 10-балльной шкале.) Если какой-то фактор отсутствует, поставьте прочерк.

№п/п

Стресс-факторы

Уровень стресса

6.1

Подчиненные (если есть)

 

6.2

Руководство (если есть)

 

6.3

Партнеры

 

6.4

Конкуренты

 

6.5

Клиенты

 

6.6

Чиновники

 

6.7

Проверяющие органы

 

 

7. Как бы вы могли оценить вклад отдельных источников стресса в общую картину? (Оцените каждый по 10-балльной системе.)

7.1. Проблемы, постоянно возникающие в процессе работы.

7.2.  Сложность и противоречивость законодательства и нормативных инструкций. _

7.3.Низкая мотивация  сотрудников, их незаинтересованность  в конечном результате.

7.4 Отсутствие взаимопонимания  с деловыми партнерами, конфликты  с ними.

7.5. Трудновыполнимое  желание держать под контролем ситуацию в своем подразделении.

7.6 Непредсказуемость  ценовой политики конкурентов,  их жесткие действия на рынке. _

7.7 Собственные ошибки  и просчеты в работе.

7.8 Нехватка времени 

7.9 Необоснованные требования  со стороны чиновников и проверяющих организаций.

7.10 Несоответствие между  затраченными усилиями и реальными  результатами. _

Если у вас есть руководитель:

7.11 Отсутствие должного  внимания к нуждам подразделения  со стороны руководства. _

7.12 Чрезмерный контроль  со стороны руководства, необоснованное вмешательство в работу. _

Совсем не

Влияют

Существенно

Очень сильно

влияют

незначительно

влияют

влияют


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение «В»

Методика определения  НПУ «Прогноз» 

При профилактики и диагностики  эмоционального состояния особое значение придается так называемой нервно-психической неустойчивости, которая является отражением одновременно психического и соматического уровня здоровья индивида. Нервно-психическая устойчивость (НПУ) показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса, то есть тогда, когда система эмоционального отражения функционирует в критических условиях, вызываемых внешними, равно как и внутренними факторами.

Ниже методика «Прогноз»  разработана в Санкт-Петербургской  военно-медицинской академии и предназначена для определения уровня НПУ, риска дезадаптации в стрессе. Она особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования.

Шкала нервно-психической устойчивости

Полученные баллы НПУ

Пункты шкалы НПУ

Значение пунктов шкалы  НПУ

33 и более

29-32

23-28

18-22

1

2

3

4

Чем ниже пункт, тем больше нервно-психическая неустойчивость в стрессе

14-17

5

Среднее

11-13

9-10

7-8

6

5 и менее

6

7

8

9

10

Чем выше пункты, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе.


Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов – правильных ответов, соответствующих «ключу»:

– «да» – вопросы: 3, 5, 7, 10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;

– «нет» – вопросы: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 33, 37, 38, 39, 46, 49, 54, 55, 58, 61, 68.

Методика содержит шкалу для проверки искренности ответов:

– «да» – вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43.

Начинать подведение итогов следует с проверки искренности  ответов респондента: если по данной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, какой он есть.

Интерпретация результатов.

Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов. Полученный балл надо соотнести  с условной шкалой НПУ: она в интервале от 1 до 10 пунктов. Чем больше значение пункта условной шкалы, тем больше нервно-психическая устойчивость (см. таблицу).

Инструкция: прочтите утверждение  и дайте ответ «да» или «нет».

Вопросы

1. Иногда мне в голову  приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

2. В детстве у меня  была такая компания, где все  старались всегда и во всем  стоять друг за друга.

3. Временами у меня  бывают приступы смеха или  плача, с которыми я никак  не могу справиться.

4. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.

5. У меня часто болит  голова.

6. Иногда я говорю  неправду.

7. Раз в неделю или  чаще я без всякой видимой  причины внезапно ощущаю жар  во всем теле.

8. Бывало, что я говорил  о вещах, в которых не разбираюсь.

9. Бывает, что сержусь.

10. Теперь мне трудно  надеяться на то, что чего-нибудь  добьюсь в жизни.

11. Бывает, что я откладываю  на завтра то, что нужно сделать  сегодня.

12. Я охотно принимаю  участие во всех собраниях  и других общественных мероприятиях.

13. Самая трудная борьба для меня - борьба с самим собой.

14. Мышечные судороги  и подергивания у меня бывают  очень редко.

15. Иногда, когда я неважно  себя чувствую, я бываю раздражительным.

16. Я довольно безразличен  к тому, что со мной будет.

17. В гостях я держусь  за столом лучше, чем дома.

18. Если мне не грозит  штраф и машин поблизости нет,  я могу перейти улицу там,  где мне хочется, а не там,  где положено.

19. Я считаю, что моя  семейная жизнь такая же хорошая,  как и у большинства моих  знакомых.

20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

21. Запоры у меня  бывают редко.

22. В игре я предпочитаю  выигрывать.

23. Последние несколько  лет большую часть времени  я чувствую себя хорошо.

24. Сейчас мой вес  постоянен - я не полнею и  не худею.

25. Мне приятно иметь  среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

26. Я был бы довольно  спокоен, если бы у кого-нибудь  из моей семьи были неприятности  из-за нарушения закона.

27. С моим рассудком  творится что-то неладное.

28. Меня беспокоят мои  сексуальные (половые) проблемы.

29. Когда я пытаюсь  что-то сказать, то часто замечаю,  что у меня дрожат руки.

30. Руки у меня такие  же ловкие и проворные, как  прежде.

31. Среди моих знакомых  есть люди, которые мне не нравятся.

32. Думаю, что я человек  обреченный.

33. Я ссорюсь с членами  моей семьи редко.

34. Бывает, что я с  кем-нибудь немного посплетничаю.

35. Часто я вижу сны,  о которых лучше никому не  рассказывать.

36. Бывало, что при обсуждении  некоторых вопросов я, особенно  не задумываясь, соглашался с  мнением других.

37. В школе я усваивал  материал медленнее, чем другие.

38. Моя внешность меня  в общем устраивает.

39. Я вполне уверен  в себе.

40. Раз в неделю или  чаще я бываю очень возбужденным  и взволнованным.

41. Кто-то управляет  моими мыслями.

42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

43. Бывает, что неприличная  или непристойная шутка вызывает  у меня смех.

44. Счастливей всего  я бываю, когда один.

45. Кто-то пытается  воздействовать на мои мысли.

46. Я любил сказки  Андерсена.

47. Даже среди людей  я обычно чувствую себя одиноким.

48. Меня злит, когда  меня торопят.

49. Меня легко привести  в замешательство.

50. Я легко теряю  терпение с людьми.

51. Часто мне хочется  умереть.

52. Бывало, что я бросал  начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.

53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

54. К вопросам религии  я отношусь равнодушно - они не  занимают меня.

55. Приступы плохого  настроения бывают у меня редко.

56. Я заслуживаю сурового  наказания за свои поступки.

57. У меня были очень  необычные мистические переживания.

58. Мои убеждения и  взгляды непоколебимы.

59. У меня бывали  периоды, когда из-за волнения  я терял сон.

60. Я человек нервный,  легко возбудимый.

61. Мне кажется, что  обоняние у меня такое же, как  и у других людей (не хуже).

62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.

63. Я почти всегда  ощущаю сухость во рту.

64. Большую часть времени  я чувствую себя усталым.

65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу  вещи.

67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

68. Приключенческие рассказы  мне нравятся больше, чем рассказы  о любви.

69. Мне очень трудно  приспособиться к новым условиям  жизни, работы. Переход к любым  другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым.

70. Мне кажется, что  по отношению именно ко мне  особенно часто поступают несправедливо.

71. Я часто чувствую  себя несправедливо обиженным.

72. Мое мнение часто  не совпадает с мнением окружающих.

73. Я часто испытываю  чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.

74. На меня обращают  внимание чаще, чем на других.

75. У меня бывают  головные боли и головокружения  из-за переживаний.

76. Часто у меня бывают  периоды, когда мне никого не  хочется видеть.

77. Мне трудно проснуться  в назначенный час.

78. Если в моих неудачах  кто-то виноват, я не оставлю  его безнаказанным.

79. В детстве я был  капризный и раздражительный.

80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились  у невропатологов и психиатров.

81. Иногда я принимаю  валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства.

82. У меня есть судимые  родственники.

83. В юности я имел  приводы в милицию.

84. Случалось, что мне  грозили оставить в школе на  второй год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7 - Расчет U-критерия Манна-Уитни по женской и мужской выборкам

Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

1

10 

27 

20 

2

17 

9.5 

1.5 

3

17 

9.5 

23 

17.5 

4

30 

21 

17 

9.5 

5

14 

5.5 

19 

14.5 

6

12 

18 

13 

7

32 

22 

1.5 

8

24 

19 

14 

5.5 

9

17 

9.5 

23 

17.5 

10

17 

9.5 

17 

9.5 

11

22 

16 

19 

14.5 

Суммы:

 

128.5

 

124.5


 

Полученное значение UЭмп = 58.5 (uкр<uэмп).

UКр

p≤0.01

p≤0.05

25

34


Таким образом, выдвинутая в работе гипотеза нашла своё математическое подтверждение – различия между  двумя выборками достоверны поскольку uкр<uэмп .

Информация о работе Гендерные различия в переживании профессионального стресса у сотрудников МВД