Гендерные различия в переживании профессионального стресса у сотрудников МВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: теоретическое и экспериментальное исследование гендерных различий в переживании профессионального стресса сотрудников органов внутренних дел.

Задачи исследования:
Изучение и анализ соответствующей теме психологической литературы;
Раскрытие базовых понятий исследуемой темы, таких как стресс, профессиональный стресс, дистресс, эустресс, синдром выгорания и др.
Проведение аналитического и эмпирического исследования по выявлению гендерных особенностей переживание стресса у сотрудников МВД;
Обобщить результаты исследования, представить необходимые выводы.

Содержание работы

Введение …...…………………………………………………………………..….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ……………………………..………………………………..…...6
1.1 Понятие «стресс»и основные теоретические подходы к его изучению ……………………………………………………………………...…6
1.2 Профессиональный стресс, его факторы и профессиональное здоровье …………………………………………………………………….…13
1.3 Деятельность сотрудников МВД, как источник профессионального стресса………………………………………………..….20
1.4 Гендерные аспекты переживания стресса…………………….….24
Глава 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У СОТРУДНИКОВ………………………………………………………………...31
2.1 Организация и методы исследования………………………….....31
2.2 Анализ результатов и их интерпретация.....……………………...33
Заключение……………………………………………………………………....47
Список используемой литературы……………..................................................50
Приложения………………………………………………………………….…..53

Файлы: 1 файл

курсач 2013.doc

— 839.00 Кб (Скачать файл)

4. Внеорганизационные источники стресса, к которым могут относиться проблемы в семье (конфликты, недостаток заботы, избыточные домашние нагрузки и др.); жизненные кризисы (возрастные, экзистенциальные и пр.); финансовые проблемы; общая социальная необеспеченность (проблемы с жильем, коммунальным и медицинским обслуживанием, транспортом, юридическим статусом и т.д.); конфликты личностных ценностей с ценностями, декларируемыми организацией; проблемы со здоровьем.

Понятно, что, влияние различных стресс-факторов профессиональной деятельности на эмоциональную составляющую профессионального здоровья человека велико. Стрессы обуславливают многие соматические заболевания. Поэтому, чтобы эффективно противостоять воздействию стрессоров, необходимо обладать крепким здоровьем, большим запасом функциональных резервов, эффективной психической саморегуляцией. В противном случае риск профессиональных заболеваний повышается.

Крайне актуальна когнитивная  составляющая профессионального здоровья. Под которой понимаются знания человека о своем профессиональном здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное, так и позитивное влияние на профессиональное здоровье человека и др. А также устойчивость и концентрация внимания, профессиональная память, профессиональная наблюдательность, критичность мышления, необходимость принимать много решений и др. Всё это несомненно определяет успешность человека в профессиональной деятельности, отражает его способность мыслить, принимать адекватные решения, уметь выделять главное, находить недостающую информацию, скорость принятия решения, их правильность, объем. Здесь профессиональное здоровье проявляется в способности мыслить позитивно и оперативно.

Поведенческая составляющая профессионального здоровья предполагает выбор той или иной стратегии преодолевающего поведения (копинг-стратегии) в стрессовых ситуациях профессиональной деятельности. Выбор оптимальной копинг-стратегии позволяет человеку как можно лучше адаптироваться к требованиям ситуации путем овладения, ослабления или смягчения требований, тем самым уменьшает стрессовое воздействие ситуации. В противном случае может возрасти психическое напряжение.

В качестве основополагающего  подхода к понимаю профессионального здоровья можно взять за основу подход Б.С. Братуся [9,с. 58], в котором проявления «профессионального здоровья – нездоровья» рассматриваются на четырех уровнях – соматическом (биологическом), психическом, социальном и экзистенциальном (или духовном, эсхатологическом). Отсюда, профессиональное здоровье – это комплексное, системное понятие, в которое входят эмоциональный (удовлетворенность своей работой, продвижением по службе, руководством, вера в себя и свои способности и т.д.), когнитивный (знания человека о своем профессиональном здоровье, устойчивость и концентрация внимания, критичность мышления, необходимость принимать много решений и др.), поведенческий (стресс-преодолевающее поведение и т.д.) аспекты личности.

 

1.3 Деятельность сотрудников МВД как источник профессионального стресса

Характеризуя условия  деятельности сотрудников ОВД, мы будем  ориентироваться на упоминавшуюся  ранее систему наиболее типичных стрессоров Никифорова Г.С., с учётом специфики профессиональной деятельности в системе правоохранительных органов.

В статье 1 Закона РФ «О милиции» от 31 марта 1999 года указывается, что  «милиция в Российской Федерации  – это система государственных  органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и  свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения» [29].

Там же отмечается, что  задачами милиции являются:

-обеспечение безопасности личности;

-предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

-выявление и раскрытие преступлений;

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

- оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.

Необходимо отметить, что деятельность сотрудников правоохранительных органов предусматривает дисциплину, внутренний распорядок, обязанности и права личного состава. Дисциплина в органах внутренних дел основывается на высокой сознательности, убежденности и глубоком понимании своих задач каждым лицом личного состава, а также своего служебного долга и личной ответственности за порученное дело [17].

И как сказано в  Уставе вооружённых сил РФ твердая дисциплина достигается [28]:

- воспитанием у лиц личного состава высоких моральных и деловых качеств и сознательного отношения к выполнению служебного долга;

- поддержанием неукоснительного соблюдения законности и порядка;

- повседневной требовательностью начальников к подчиненным, постоянной заботой о них, уважением их личного достоинства, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения и принуждения.

С точки зрения профессиографии  исследователи выделяют следующие  виды деятельности сотрудников ОВД [17]:

1. Оперативно-розыскная деятельность. Эта деятельность является ведущей для широкого круга работников милиции, в том числе для сотрудников уголовного розыска, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и организованной преступностью, оперативно-поисковых подразделений, отделов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и некоторых других служб.

Психологические качества и умения, которыми должен обладать сотрудник: способность решать профессиональные задачи в ситуациях, сопровождающихся высокой степенью личного риска и опасности для жизни; готовность к ситуациям силового единоборства с преступниками; повышенная ответственность за свои действия («отсутствие права на ошибку»); способность к ролевому перевоплощению, умение выдавать себя за других людей, искусно разыгрывать роли различных социальных и профессиональных типов; речевая находчивость, умение быстро и достоверно объяснить критическую ситуацию другому, скрывая при этом истинные намерения [10].

2. Деятельность по дознанию и расследованию преступлений. Этот вид деятельности является основным для дознавателей, следователей и экспертов-криминалистов органов внутренних дел, а его содержание требует знания тактики и методики раскрытия и расследования конкретных преступлений, приемов проведения отдельных следственных действий, способов установления психологического контакта с другими людьми.

Личностные качества, определяющие успешность, продуктивность сотрудников на этом участке работы следующие [17]:

- мотитвационно-ценностные особенности (развитое правосознание, честность, принципиальность, добросовестность, исполнительность и др.);

- познавательные качества (высокий уровень интеллекта, гибкость мыслительных процессов: творческое мышление, наблюдательность, умение прогнозировать, развитая интуиция, хорошая память, развитое произвольное внимание и др.);

- коммуникативные качества (умение устанавливать психологический контакт, владение коммуникативной техникой поведения, наличие организаторских качеств и др.).

3. Деятельность по охране общественного порядка и безопасности. Эта разновидность деятельности является ведущей для патрульно-постовой службы милиции, дорожно-патрульной службы ГИБДД, муниципальной милиции. Общая характеристика этой деятельности – целенаправленное наблюдение и пресечение правонарушений в общественных местах.

Личностные качества: наличие определенного жизненного и профессионального опыта; интерес  к человеку, его переживаниям, способность к эмпатии; уверенность в себе, настойчивость, способность к противодействию нарушителям правопорядка.

4. Охранная деятельность. Это основная деятельность для сотрудников вневедомственной охраны милиции. Ее главная цель – охрана материальных ценностей государственной и частной собственности. Содержание охранной деятельности заключается в тщательном наблюдении за охранными объектами и пресечении противоправных посягательств на охраняемое имущество.

Кроме того, значимым фактором является необходимость соблюдения правил конспирации, поскольку они непосредственно связаны с вопросами безопасности, как личного состава, так и иных лиц имеющих отношение к конкретным делам и сигналам, находящимися в производстве некоторых структур ОВД.

Необходимо также сказать, что служба в правоохранительных органах в обычных условиях подразумевает наличие неблагоприятных для здоровья сотрудников стрессовых или психогенных факторов [24]. Значимо и то, что все чаще перед сотрудниками органов внутренних дел ставят ответственные задачи, решать которые приходится в экстремальных условиях. Экстремальными (от лат. extremum – предельный, крайний) называют ситуации, которые ставят перед человеком большие трудности, обязывают его к полному, предельному напряжению сил и возможностей, чтобы справиться с ними и решить стоящую задачу [15]. Например, такие как выполнение сотрудниками ОВД оперативно-служебных задач в Северо-Кавказском регионе и др.

Такие командировки, с большой степенью вероятности приводят к возникновению  типичных симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР): навязчивой мыслительной деятельности, связанной с этим событием, симптомам избегания и высокой физиологической реактивности.

Рассмотрение боевых стрессоров не входит в задачу данной работы, поскольку это отдельная и обширная тема для исследования. Кроме того, замечу, что, по мнению той же К.Маслач, «выгорание личности» отличается от посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР) тем, что возникает без предшествующего заметного, интенсивного стрессового эпизода.

Механизмы развития ПТСР у сотрудников  изучены недостаточно, однако, можно  констатировать, что [18]:

1. У определенной части личного состава развитие болезненных психопатологических состояний связано с психической травматизацией в процессе несения службы при чрезвычайных обстоятельствах;

2. Часть личного состава испытывает заметные психологические проблемы, как в период непосредственного воздействия экстремальных факторов, так и в период реадаптации к обычным условиям несения службы (например, по возвращении из командировки в «горячие точки»).

 

1.4 Гендерные аспекты переживания  стресса

Даже на уровне обыденной, житейской  психологии понятно, что женщины  и мужчины по-разному реагируют  на стрессовые ситуации. Например, после  стрессовой ситуации женщины обычно чаще говорят о том, что они расстроены или обеспокоены. У мужчин после подобных ситуации наблюдается склонность к употреблению алкоголя и, если это становится нормой, то со временем эта норма может перерасти в алкогольную зависимость. Женщины чаще всего винят в произошедшем себя и их реакция - абстрактное выплескивание эмоций. Женщина заплачет, независимо от того, есть ли рядом кто-то, кто может ее утешить. Мужчины же склонны искать причину случившегося, и скорее дадут выход раздражению, сорвав зло на ком-то, кто подвернется под руку, чем позволит себе разрядиться, заплакав. Вместе с тем, именно мужчины в стрессовых ситуациях чаще всего собранней и хладнокровней. Рассматривая проблематику подобного рода, социальная психология использует понятие «гендер».

Возникновение этого понятия было подготовлено работами М.Мид по этнографии еще в 30-е года XX века. В научный  же обиход, его ввёл Р.Столер, в 1963 г. В дальнейшем, этот термин, заимствованный из лингвистики (gender - род), использовался  для обозначения культурных характеристик мужчин и женщин в отличие от пола, как совокупности биологических характеристик (генетических, физиологических и репродуктивных). С помощью понятия «гендер» было проведено структурное отделение естественного (природного) от приобретенного (культурного) в человеке. [4]

В общем виде под гендером понимают:

1. Социальный пол, во многом обусловливающий особенности собственно личностного и группового поведения и задающий правовую и статусно-социальную позицию индивида в обществе;

2. Биологический пол, выступающий как комплекс морфологических и физиологических характеристик, определяющий индивидуальное половое поведение, связанное с направленностью и выраженностью эротических чувств и переживаний.

В социальной психологии термин «гендер» используется для описания той психологической реальности, которая связана с первым вариантом его смыслового содержания. В рамках психологической науки в течение последних десятилетий сложился подход к рассмотрению психологических характеристик половой дифференциации в русле принадлежности субъектов к тому или иному социальному полу.

Одним из развёрнутых  и подробных исследований в этой области стало исследование гендерных  различий Сандры Бем. В её монографии «Линзы гендера», изданной в 1993 году, детально рассмотрены представления о  том, как общество приписывает определенные общественные характеристики женщинам и мужчинам по поводу их возможных и совершившихся действий и поступков. Собственно пол, в данном случае, рассматривается как знак с символическим значением, приобретенным в ходе социализации.

В контексте теории С.Бем  «психологический пол» явно отличается от пола биологического. Автор выделяет три основных понятия, о которых принято говорить в связи с этим феноменом – маскулинность, фемининность, андрогинность:

1. Маскулинность. К ней относятся такие мужские черты, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. Маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности – физическое Я;

2. Фемининность - типично женские черты такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы фемннинности меньше касаются половых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам;

3. Андрогинность. В соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. Показано, что адрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности (физическое Я).

Информация о работе Гендерные различия в переживании профессионального стресса у сотрудников МВД