Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:26, курсовая работа
Цель курсовой работы: теоретическое и экспериментальное исследование гендерных различий в переживании профессионального стресса сотрудников органов внутренних дел.
Задачи исследования:
Изучение и анализ соответствующей теме психологической литературы;
Раскрытие базовых понятий исследуемой темы, таких как стресс, профессиональный стресс, дистресс, эустресс, синдром выгорания и др.
Проведение аналитического и эмпирического исследования по выявлению гендерных особенностей переживание стресса у сотрудников МВД;
Обобщить результаты исследования, представить необходимые выводы.
Введение …...…………………………………………………………………..….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ……………………………..………………………………..…...6
1.1 Понятие «стресс»и основные теоретические подходы к его изучению ……………………………………………………………………...…6
1.2 Профессиональный стресс, его факторы и профессиональное здоровье …………………………………………………………………….…13
1.3 Деятельность сотрудников МВД, как источник профессионального стресса………………………………………………..….20
1.4 Гендерные аспекты переживания стресса…………………….….24
Глава 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У СОТРУДНИКОВ………………………………………………………………...31
2.1 Организация и методы исследования………………………….....31
2.2 Анализ результатов и их интерпретация.....……………………...33
Заключение……………………………………………………………………....47
Список используемой литературы……………..................................................50
Приложения………………………………………………………………….…..53
3. Основным стрессогенным фактором в работе сотрудников УМВД являются проверяемые объекты уголовных дел и сигналов.
Кроме того, необходимо учитывать следующие аспекты:
1. Наиболее стрессогенными факторами являются:
-Субъективный фактор, то есть источник стресса чаще всего заключён в отношении сотрудника к проблемам, или связан с трудностями их успешного разрешения;
- Межличностные отношения в коллективе;
- Низкая мотивация сотрудников и их незаинтересованность в конечном результате;
- Собственные ошибки и просчёты в работе;
- Чрезмерный контроль со стороны руководства, необоснованное вмешательство в работу;
- Отсутствие должного внимания к реальным нуждам подразделения со стороны руководителя.
2. Специальными приемами для снятия стрессов (аутогенная тренировка, медитация, дыхательными упражнениями, мышечной релаксацией) владеет только один испытуемый. При этом, желание овладеть этими приёмами в коллективе присутствует. Физические нагрузки для снятия стресса используют только 6 мужчин и 4 женщины.
Исследование, выявило неблагоприятную тенденцию к развитию состояний психической дезадаптации у большинства испытуемых сотрудников УМВД.
Результаты исследования подтверждает выдвинутую нами гипотезу о наличии гендерных различий по содержанию воздействующих на сотрудников УМВД социально-психологических факторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональный стресс - полифакторное явление, оказывающее влияние на эффективность деятельности всей организации и состояние ее человеческих ресурсов.
Основной круг типичных
психологических проблем в
1. Наиболее распространенными являются проблемы межличностных и социальных отношений и тесно связанные с ними коммуникативные проблемы. Значимое место здесь занимают проблемы взаимоотношений полов, далее следуют взаимоотношения с родителями, друзьями, преподавателями, однокурсниками, ровесниками.
2. Актуальными являются проблемы, связанные с профессиональной деятельностью. Это проблемы профессионального, социально-ролевого определения, неудовлетворенности профессиональной деятельностью, проблемы значительных различного рода перегрузок и т.п.
3. Распространенными и во многом примыкающими к первым двум блокам являются внутриличностные проблемы различного типа – от индивидуальных, типологических – до социальных аспектов личностной проблематики.
Переживание какой-либо проблемы очень часто сопровождается психологическим стрессом, актуальные или остаточные явления которого могут привести к эмоциональному выгоранию субъекта.
Профессиональные стрессы, синдром эмоционального выгорания негативно влияют не только на эффективность труда, они сказываются на всей жизни человека, изменяя его психическое и соматическое состояние, приводя к утрате здоровья, психологическим проблемам и личностным изменениям. Стресс неизбежно отражается на всем ходе жизни человека, его мироощущении, и естественно на его профессиональном здоровье.
Среди причин развития профессионального стресса можно условно выделить непосредственные и главные. Непосредственной причиной служит событие, прямым следствием которого является развитие психической напряженности . Непосредственные причины стресса в большинстве случаев связаны с экстремальностью содержания и условий трудовой деятельности. Главной причиной возникновения стресса являются индивидуальные, личностные (психологические, физиологические, профессиональные) особенности субъекта труда. Выделяют и группу дополнительных факторов жизни и деятельности индивида, сопутствующих причинам, которые предрасполагают к возникновению профессионального стресса и усугубляют его.
В современной психологии понятие стресс используется в следующих основных значениях:
- Как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение (стрессор, стресс-фактор);
- Как субъективная реакция, отражающая внутреннее состояние напряжения и возбуждения (эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке – копинг-стратегии);
- Как физическая реакция организма на предъявляемое требование или вредное воздействие; значимой функцией этой реакции является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению человеком этих состояний.
Основным срессогенным фактором в работе сотрудников УМВД являются проверяемые объекты уголовных дел и сигналов.
Наиболее стрессогенными факторами являются:
- Субъективный фактор, то есть источник стресса чаще всего заключён в отношении сотрудника к проблемам, или связан с трудностями их успешного разрешения;
- Межличностные отношения в коллективе;
- Низкая мотивация сотрудников и их незаинтересованность в конечном результате;
- Собственные ошибки и просчёты в работе;
- Чрезмерный контроль со стороны руководства, необоснованное вмешательство в работу;
- Отсутствие должного внимания к реальным нуждам подразделения со стороны руководителя.
Содержательно женщины в большей степени озабочены нехваткой времени, низкой мотивацией сотрудников, собственными ошибками и просчётами, несоответствием между результатами работы и затраченными усилиями, необоснованными требованиями со стороны чиновников, проблемами, постоянно возникающими в процессе работы. Мужчины – чрезмерным контролем руководства, отсутствием должного внимания со стороны руководства к нуждам структурного подразделения. Основными источниками стресса считают субъективные причины, связанные с личностными качествами их успешного разрешения, высокой загруженностью, проблемами общения с людьми.
Эти данные подтверждают выдвинутую нами гипотезу о наличии у мужчин и женщин различий по содержанию воздействующих на сотрудников МВД социально-психологических факторов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань : Изд-во КазГУ, 1987- .262c.
2.Аршавский В. В., Ротенберг B.C. Поисковая активность и ее влияние на экспериментальную и клиническую патологию // Журн. высшей нервной деятельности. 1976. № 2. Т. 26. С. 424—428.
3.Белов В.М. Психология здоровья/В.М. Белов. – СПб.: Алетейя, 1997. – 231 с
4.Бем С.Л. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблемы неравенства полов / Сандра Липсиц Бем, - М.: "РОССПЭН", 2004. – 336 стр.
5.Бовин Б.Г. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д. – М.: МВД РФ, 1997. с.249
6.Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000.с.352
7.Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. – М.: Институт психологии РАН, 1995. – 128с.
8.Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР-СЭ, 2006 – 528с.
9.Братусь Б.С. и др. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности. М., 1988.-86с.
10.Буданов А.В. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности. – М., 1997.с.56
11.Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М., 2001. с.352.
12.Исаева Е. Р. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук «Совладающее со стрессом и защитное поведение личности при расстройствах психической адаптации различного генеза» Санкт-Петербург – 2010
13.Коврова М.В.Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде: Метод. пособие/ Науч. ред. Н.П. Фетискин; Отв. за выпуск В.В. Чекмарев.– Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2000 с.38
14.Коренев А.П. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная. Учебник. / Под ред. А.П. Коренева – М.: Щит – М, 2003. с.98
15.Королюк К.К. Психическая саморегуляция сотрудников МВД. – М.: 1997.с.56
16.Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1976.- 190с.
17.Кудрявцев А.В., Сергун П.П. Служба в органах внутренних дел. Комментарий. Схемы. – М., 1996. с.45
19.Куликов Л.В., Михайлова О.А. Виды трудового стресса // Психология психических состояний / Под ред. А.О. Прохорова. Казань, 2001. Вып. 3. С. 202.
19.Лаврова К., Левин А. Синдром выгорания: профилактика и управление. Пособие для сотрудников, работающих в программах снижения вреда. 2006. с.69
20.Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. // Эмоциональный стресс. Л.,1970. С. 328
21.Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. М.: ФиС, 1983 -480с
22.Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения/Т.А. Немчин. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. – 187 с.
23.Селье Ганс«Стресс жизни». [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library
24.Сельчёнок А.В.Проблемы военной психологии: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок; Под общ. Ред. А.Е. Тараса. – Мн.: Харвест, 2003. с116.
25.Шереги Ф.Э.Основы прикладной социологии. / Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. — М.: «Academia», 1995- 215 с.
25.Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006.- с. 256
26.Сайт «Психологос» Ст. Копинг-история - вопроса. [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.psychologos.ru
27.Дисциплинарный устав вооруженных сил РФ, 2006г. с.20
28.Закон РФ «О милиции». – М.: Проспект, 2009. – 40с.
29.Протокол № 2 заседания Общественного
совета при Министерстве внутренних дел
Российской Федерации г. Москва 02 июня
2010 года. [Электронный источник]. Режим
доступа: http://hghltd.yandex.net/
Приложение «А»
Методика С.Бем
ОПИСАНИЕ
Методика была предложена Сандрой Бем (1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности.
Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник можно применять и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями — людьми хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.).
ОБРАБОТКА
За каждое совпадение ответа с ключом начисляется 1 балл. Затем определяются показатели фемининности (F) и маскулинности (M) в соответствии со следующими формулами.
F = (сумма баллов по фемининности): 20;
M = (сумма баллов по маскулинности): 20.
Основной индекс IS определяется как:
IS = (F - M) x 2,322.
Ключ
Маскулинность («да»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58.
Фемининность («да»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59.
Остальные пункты — нейтральные.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Если величина индекса IS заключена в пределах от -1 до + 1, то делают заключение об андрогинности.
Если индекс меньше -1 (IS 1) — о фемининности. При этом, в случае когда IS +2,025 — говорят о ярко выраженной фемининности.
ИНСТРУКЦИЯ: «Перед вами 60 утверждений. Вам не обходимо поставить «+» возле того утверждение которое по вашему мнению соответствует вам, и «-» если это утверждение вам не подходит».
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Верящий в себя.
2. Умеющий уступать.
3. Способный помочь.
4. Склонный защищать свои взгляды.
5. Жизнерадостный.
6. Угрюмый.
7. Независимый.
8. Застенчивый.
9. Совестливый.
10. Атлетический.
11. Нежный.
12. Театральный.
13. Напористый.
14. Падкий на лесть.
15. Удачливый.
16. Сильная личность.
17. Преданный.
18. Непредсказуемый.
19. Сильный.
20. Женственный.
21. Надежный.
22. Аналитичный.
23. Умеющий сочувствовать.
24. Ревнивый.
25. Способный к лидерству.
26. Заботящийся о людях.
27. Прямой, правдивый.
28. Склонный к риску.
29. Понимающий других.
30. Скрытный.
31. Быстрый в принятии решений.
32. Сострадающий.
33. Искренний.
34. Полагающийся только на себя (самодостаточный).
35. Способный утешить.
36. Тщеславный.
37. Властный.
38. Имеющий тихий голос.
39. Привлекательный.
40. Мужественный.
41. Теплый, сердечный.
42. Торжественный, важный.
43. Имеющий собственную позицию.
44. Мягкий.
45. Умеющий дружить.
46. Агрессивный.
47. Доверчивый.
48. Малорезультативный.
49. Склонный вести за собой.
50. Инфантильный.
51. Адаптивный, приспособляющийся.
52. Индивидуалист.
53. Не любящий ругательств.
54. Не систематичный.
55. Имеющий дух соревнования.
56. Любящий детей.
57. Тактичный.
58. Амбициозный, честолюбивый.
59. Спокойный.
60. Традиционный, подверженный условностям.
Приложение «Б»
1. Какой характер носят большинство ваших проблем?
(Оцените каждый раздел по 10-бальной шкале.)
а) Объективный (внешний по отношению к фирме) Источник стресса — плохие законы, чиновники, конкуренты, налоговая инспекция и пр. |
б)Внутрифирменный Источник проблем — руководители, подчиненные, коллеги, старое оборудование, недостаток финансовых средств и пр. |
в) Психологический (субъективный) Чаше всего источник стресса заключен в моем отношении к проблемам или связан с трудностью их успешного разрешения. |
баллы |
баллы |
баллы |
2. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последний год? (Отметьте V.)
Значительно |
Незначительно |
Не |
Не |
Значительно |
уменьшился |
уменьшился |
изменился |
Значительно возрос |
увеличился |
х |
||||
Информация о работе Гендерные различия в переживании профессионального стресса у сотрудников МВД