Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 10:20, курсовая работа
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое [Филиппова, 19]. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует правильных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения феномена игры как основного вида деятельности в раннем детстве 5
1. 1. Характерные особенности детей раннего возраста 5
1. 2. Роль близкого взрослого в жизни малыша 9
1.3. Эволюция представлений о значимости феномена игры в раннем детском возрасте в системе наук о человеке 12
Выводы по первой главе 17
Глава II. Анализ методов развития игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста для психического развития 19
2. 1. Основные методы игровой психологической коррекции в детском возрасте 19
2. 2. Методы, способствующие развитию процессуальной игры 24
Выводы по второй главе 35
Заключение 38
Литература 42
Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения феномена игры как основного вида деятельности в раннем детстве 5
1. 1. Характерные особенности детей раннего возраста 5
1. 2. Роль близкого взрослого в жизни малыша 9
1.3. Эволюция представлений о значимости феномена игры в раннем детском возрасте в системе наук о человеке 12
Выводы по первой главе 17
Глава II. Анализ методов развития игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста для психического развития 19
2. 1.
Основные методы игровой
2. 2. Методы, способствующие развитию процессуальной игры 24
Выводы по второй главе 35
Заключение 38
Литература 42
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое [Филиппова, 19]. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует правильных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.
Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги у детей дошкольного и школьного возраста (сниженная познавательная активность, неуверенность в себе, нарушения в общении, гиперактивность детей и т.д.), нужно искать именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих трудностей в более позднем возрасте если и является возможной, то представляет существенные трудности и требует значительно больших затрат, чем их предотвращение.
Актуальность
исследования. Проблеме игры детей раннего
возраста посвящены многие исследования.
Одни из них направлены на
изучение теории ролевой творческой игры
(Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев,
Ф. И. Фрадкина, А. П. Усова, Т. Е. Конникова,
Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко и др.).
В других исследованиях определяются
особенности, место и значение дидактических
и подвижных игр в
педагогическом процессе (Е. И. Радина,
А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова, 3.
М. Богуславская и др.). Третьи раскрывают
значение игры в художественном воспитании
детей (Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Н.
В. Артемова и др.) и т. д. Проведенные исследования
позволяют более глубоко раскрыть основные
вопросы теории игры: сущность, своеобразие
и ее роль в воспитании ребенка, место
в педагогическом процессе детского сада.
В нашем исследовании мы проанализируем некоторые научные взгляды относительно роли игры в развитии детей раннего возраста.
Огромно влияние игры на формирование свойств и качеств личности ребенка. Игра для ребенка является самой любимой и всепоглощающей деятельностью. Возможно, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится, относясь к игре очень серьезно и щедро вкладывая в нее свои эмоции.
Значение игры для психического развития и формирования личности в наше время вряд ли требует специальных доказательств. К каким бы разным психологическим направлениям не принадлежали исследователи, все они единодушны в том, что игра необходима для полноценного психического развития детей, становления их личности, обретения места в мире.
В книге «Психология игры» Д. Б. Эльконин, говоря о значении игры, выделяет стороны психического развития, в отношении которых влияние игры является определяющим и развитие которых «подготавливает переход на новую более высокую ступень психического развития, переход в новый период развития» [Эльконин, 23]. Это развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление познавательного эгоцентризма, развитие умственных действий, произвольного поведения.
Именно в игре детей раннего дошкольного возраста складываются основные предпосылки овладения в последствии учебной деятельностью и, следовательно, то, насколько полноценно играет ребенок, во многом определяет успешность его обучения в школе. Произвольность, способность следовать нормам, действовать по образцу, оперировать знаками и схемами, овладение социальными нормами – всё это важнейшие новообразования дошкольного возраста, формирующиеся преимущественно в игре.
Современные дети играют все меньше, а социальная жизнь взрослых постепенно вымывается из содержания детских игр [Филиппова, 19].
Детям раннего дошкольного возраста, у которых психологические границы не достаточно сформированы, необходима адекватная, специально организованная игровая деятельность, в процессе которой будет преодолен разрыв между функцией отыгрывания и развивающей функцией игры. Только в таком случае содержанием игры для них станет освоение отношений, норм и правил взрослого мира.
Предмет исследования. Игра как основной вид деятельности в раннем детстве.
Объект исследования. Игра как основной вид деятельности в раннем детстве
Целью исследования является изучение игровой деятельности в раннем детстве.
Задачи исследования:
- Анализ отечественной и зарубежной научной литературы;
- Выработка методов развития игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста;
-Выявление аспектов изучения феномена игры, как основного вида деятельности в раннем детстве.
Структура курсовой работы. Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Главное отличие психологии ребенка заключается в том, что внутренний, психологический план (ценности, представления, мотивация и т.д.) у него только складывается и находится в процессе интенсивного становления. Это порождает характерные особенности детей раннего возраста.
Прежде всего, это поглощенность текущим моментом. Жизнь малыша происходит преимущественно в настоящем времени. Сознание не направлено в будущее (ничего не предвидит) и не учитывает прошлого (не опирается на опыт других и даже на свой собственный). Вся жизнь, все радости и огорчения происходят «здесь и сейчас». Поведение маленького ребенка целиком определяется воспринимаемой ситуацией, тем, что он видит и слышит, — то есть является ситуативным. Каждый предмет «тянет» малыша к себе — «просит» потрогать, взять в руки, пощупать, или, наоборот, «велит» отойти подальше и не прикасаться. Ребенок в этом возрасте находится как бы в силовом поле вещей и предметов, где на него постоянно действуют «магнитные» силы — притягивающие или отталкивающие. Такое поведение можно назвать «полевым»[Смирнова, 16].
В раннем возрасте у детей не бывает равнодушного или отстраненного отношения к вещам. Каждая вещь заряжена для ребенка притягивающей или отталкивающей силой и соответствующим образом провоцирует его на действие. Лестница манит ребенка подняться и спуститься по ней, коробочка предлагает закрыть и открыть ее, колокольчик просит, чтобы в него позвонили, шарик — чтобы его покатили и т.п. Невозможно представить себе нормального двухлетнего малыша, который спокойно наблюдает за окружающими его новыми предметами. Всё, что он видит, нужно взять в руки, проверить на прочность, попробовать что-то сделать. Такая фиксированность ребенка на окружающих предметах была названа своеобразным «предметным фетишизмом».
Зависимость от ситуации характеризует не только поведение, но и внутреннюю, психическую жизнь ребенка. Память в раннем возрасте проявляется, главным образом, в узнавании знакомых предметов или явлений. Впечатления младенческого и раннего возраста, как правило, не сохраняются в памяти человека; взрослый человек не может рассказать о них, за исключением каких-то исключительных случаев. Однако ребенок легко узнаёт знакомые предметы, помещения, действия, — словом, то, с чем он достаточно давно сталкивался в прошлом.
Мышление в раннем возрасте проявляется как умение устанавливать связи между предметами в наглядной ситуации. Мыслить для маленького ребенка — не значит думать или вспоминать, а значит действовать «здесь и сейчас», с конкретными, воспринимаемыми предметами [Павлова, 12].
Эмоции и аффекты в этом возрасте тоже крайне ситуативны и проявляются преимущественно в момент сиюминутного восприятия чего-либо, вызывающего аффект. Ребенок может отчаянно заплакать из-за того, что на его глазах лопнул воздушный шарик, и столь же быстро успокоиться, если ему предложат другой. Он радуется новой игрушке, энергично бросает ее на пол и совершенно не боится ее сломать или потерять.
Столь явная ситуативность ребенка связана с тем, что восприятие и эмоции еще не отделены друг от друга и вызывают непосредственное действие в ситуации. Именно притягательная сила вещей, эмоциональная заряженность каждой вещи таит в себе источник притяжения для ребенка. Этим объясняется чрезвычайная впечатлительность малышей, их восприимчивость к окружающему, яркость и быстротечность их эмоций. Быстрый переход от смеха к слезам и обратно — типичная черта ребенка одного-двух лет. Маленького ребенка легко привлечь к чему-то, но столь же легко он переключается на что-то новое.
Соображения о будущей пользе или вреде не имеют значения и не меняют действий и переживаний малышей. Эту особенность детства никак нельзя рассматривать как недостаток, который нужно исправлять. Взрослым с трудом удается отключиться от давления «ошибок прошлого» или ожидания очередных неприятностей. Всё это порождает напряженность, скованность, тревожность, а иногда и невротические проблемы. На специальных психотерапевтических сеансах психологи учат взрослых жить «здесь и сейчас», полноценно переживать настоящее. Детям же такое полноценное проживание каждого настоящего момента и максимальное удовольствие от него дается естественно, безо всяких усилий. Например, если ребенок бежит, он бежит не куда-то, а просто бежит, потому что ему нравится бегать; если ест, он просто ест, чтобы кушать, а не чтобы насытиться и бежать дальше; если он играет, то получает удовольствие от самой игры и вовсе не думает о том, какую пользу принесет это занятие.
Между тем взрослых обычно раздражает медлительность малыша и погруженность в какие-то бессмысленные, с их точки зрения, занятия. Сколько проблем и конфликтов связано с тем, что ребенок невыносимо долго надевает носки, целый час размазывает кашу по тарелке или не может оторваться от любимой игры. Взрослым всегда некогда: они торопят, подгоняют детей, приводят стимулирующие или устрашающие доводы (не будешь есть — совсем похудеешь, не оденешься — замерзнешь, или вовсе гулять не пойдем и т.д.). Но на маленького ребенка эти доводы не действуют. Он ведет себя так вовсе не из вредности и не из желания похудеть или задержать родителей, а потому что ему нравится то, что он делает здесь и сейчас. И каждое мгновение его жизни наполнено особой радостью и смыслом.
Еще одна важная особенность маленького ребенка — необычайная гибкость, пластичность и открытость всему, что он воспринимает вокруг. Все его желания, действия и мысли так или иначе определяются наличной, воспринимаемой ситуацией. Поэтому предпочтения детей быстро меняются и крайне неустойчивы. Сейчас он больше всего хочет катать машинку, через час — строить из кубиков, а потом — просто бегать по комнате. Поэтому рассчитывать на самостоятельный, сознательный и ответственный выбор занятий со стороны маленького ребенка не приходится. Это опять трудно представить взрослому человеку.
Нередко взрослые ставят малыша в ситуацию выбора, спрашивая его, например, что он будет кушать, куда хочет пойти гулять, с чем хочет играть. Они как бы перекладывают ответственность за эти действия на ребенка: «Ты же сам это выбрал». Но чтобы самому выбрать из нескольких альтернатив, нужно представить эти альтернативы и их последствия (на языке психологии — совершить мыслительную операцию «во внутреннем плане»), понять свои желания и, главное, — иметь эти устойчивые и определенные желания. Ребенок даже в дошкольном возрасте выбирает стихийно и случайно — в зависимости от того, что он видит перед глазами, или что первым предложит взрослый, или что придет ему в голову. Поэтому очень часто выбранное занятие или игрушка совершенно не интересуют его. В то же время нормального ребенка обычно достаточно просто увлечь новым занятием или новой игрушкой. Ему нравится то, что показывает значимый взрослый. Ребенку нравится прежде всего то, что узнаваемо и адресовано ему лично, с чем можно что-то делать — играть, манипулировать, строить и т.п. Яркость и сенсорная привлекательность предмета не столь важны, как возможность действия или использования, показанная близким взрослым.
В то же время, несмотря на гибкость и открытость, в некоторых вещах дети демонстрируют непонятный для взрослых консерватизм и стремление к постоянству. Все новое (обстановка, люди, пища и т.д.) принимается с трудом. Известно, что дети с большим трудом пробуют новую еду, а потом привыкают к ней, и она даже становится любимой. Иногда они отчаянно протестуют против смены одежды или перестановки мебели в комнате. Потеря любимой игрушки может вызвать у ребенка острое горе и даже отчаяние. Часто малыши боятся всего нового и непривычного: незнакомые звуки, животные, даже безобидные мухи или комары, если они незнакомы, могут вызвать панический страх. Всё это нарушает целостность и устойчивость образа мира и себя самого.
Для ребенка очень важна предсказуемость ожидающих его событий. Привычный порядок дня, привычная обстановка, знакомые близкие люди создают уверенность в себе и ощущение спокойствия и устойчивости своего существования. Другое дело, когда какое-либо изменение внешнего мира производится самим ребенком — когда он сам что-то строит или разрушает, склеивает или разрывает на мелкие части, — это приносит ему максимальное удовольствие.
Информация о работе Игра как основной вид деятельности в раннем возрасте