Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 10:20, курсовая работа
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое [Филиппова, 19]. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует правильных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения феномена игры как основного вида деятельности в раннем детстве 5
1. 1. Характерные особенности детей раннего возраста 5
1. 2. Роль близкого взрослого в жизни малыша 9
1.3. Эволюция представлений о значимости феномена игры в раннем детском возрасте в системе наук о человеке 12
Выводы по первой главе 17
Глава II. Анализ методов развития игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста для психического развития 19
2. 1. Основные методы игровой психологической коррекции в детском возрасте 19
2. 2. Методы, способствующие развитию процессуальной игры 24
Выводы по второй главе 35
Заключение 38
Литература 42
Особое значение для развития игровой деятельности имеет умение ребенка принимать роль взрослого, моделировать взаимоотношения между людьми в условном плане. Осознанное принятие роли взрослого происходит в дошкольном возрасте в ходе сюжетно-ролевой игры, но предпосылки этого процесса закладываются уже в раннем возрасте. Подготовка к осознанному принятию ребенком роли взрослого происходит в рамках процессуальной игры и является первым шагом в ее преобразовании в сюжетно-ролевую игру. Начинать эту работу можно с комментариев к игровым действиям малыша, связав их с ролью взрослого. Например, воспитатель говорит девочке, играющей с куклой: «Вот как ты, Леночка, хорошо укачиваешь Лялю, как мама. Ты мама, а кукла — дочка», или обращается к мальчику, который строит из кубиков башню: «Максим, ты у нас строитель, строишь дом». Маленький ребенок может проигнорировать слова взрослого, но со временем он сам начнет называть себя именем персонажа.
Одним из средств обогащения
процессуальной игры является сов-
местная игра ребенка со сверстником.
В раннем возрасте дети чаше
предпочитают играть рядом со сверстниками,
но не вместе. Для того
чтобы игра была действительно совместной,
необходимо уметь планировать се. договариваться,
распределять действия или роли. Для маленьких
детей это пока еще затруднительно. Однако
и в этом возрасте можно организовывать
несложные игры, в которых малыши при участии
взрослого будут обмениваться игровыми
действиями, наблюдать за действиями друг
друга, подражать им. Такие игры можно
организовывать с несколькими детьми
уже в конце второго года жизни.
Приведем несколько примеров игровых ситуаций.
«Сделаем кукле комнату»
Воспитатель раскладывает на столе кубики и подзывает к себе одного из малышей: «Ванечка, посмотри, кукла лежит на полу, ей не на чем сидеть, у нее нет ни кроватки, ни столика. Давай сделаем для нее комнату». Если ребенок соглашается, взрослый строит вместе с ним из кубиков стульчик, столик, усаживает за него куклу, поощряя инициативу малыша, советуясь с ним.
Скорее всего, кто-то из детей
заинтересуется этой игрой, встанет
рядом или попытается поучаствовать в
ней. Воспитатель приглашает
ребенка поиграть: «Саша, мы с Ваней делаем
для куколки комнату,
хочешь нам помочь?», и согласовывает это
предложение с Ваней: «Ваня, Саша тоже
хочет с нами поиграть. Давай играть втроем».
Получив согласие детей играть
вместе, воспитатель помогает им
распределить действия так, чтобы малыши
не отнимали игрушки друг
у друга. Например, он предлагает сообща
сделать кроватку и спрашивает, кто будет
подавать кубики, а кто составлять из них
кроватку. Можно также предложить каждому
из детей построить по выбору столик, скамеечку
или шкафчик. После того как комната будет
обустроена, взрослый предлагает детям
пригласить куклу и полюбоваться вместе
с ней на красивую комнату Воспитатель
спрашивает у куклы, нравятся ли ей кроватка,
столик, шкафчик, и отвечает за нее. Дети
могут посадить куклу за столик, на скамеечку
или уложить спать в кроватку. По ходу
игры взрослый побуждает детей наблюдать
за действиями друг друга, организует
очередность игровых действий. Если дети
игр лют охотно и слаженно, сюжет можно
развить. Например, подвезти на машине
недостающие кубики, накрыть стол салфеткой,
принести спальные принадлежности и т.д.
Можно также предложить детям
взять на себя те или иные роли (кукла —
«дочка», один мальчик — «папа», а другой
— «дядя» или «старший брат»).
«Покормим куклу»
Воспитатель сажает на стол
двух кукол и раскладывает предметы
для ухода за ними (посуду, расческу, несколько
муляжей продуктов).
Затем приглашает двух малышей поиграть
с куклами: «Даша, Миша,
идите ко мне, куколки вас зовут. Они хотят
поиграть с вами». Дети
подходят к столу, рассматривают вместе
со взрослым игрушки, игра-
ют с ними (каждый по-своему). Воспитатель
комментирует действия
малышей, привлекая внимание детей друг
к другу: «Посмотри, Даша, Миша кормит Лялю.
А Даша причесывает свою куколку». Слова
взрослого побуждают детей наблюдать
за действиями сверстника и подражать
им. Например, Даша может взять ложечку
и начать кормить свою куклу, подражая
Мише.
Затем воспитатель старается
организовать совместную игру детей.
Он может сказать: «Миша, Дашина куколка
хочет пить. Дай ей по-
пить чаю из чашечки. А ты, Даша, дай ей
к чаю конфетку». Таким
же образом организуется игра с Мишиной
куклой. Можно организовать совместную
игру малышей и так, чтобы ее персонажами
были сам взрослый и дети. Например, воспитатель
говорит: «Миша, ты уже покормил свою куколку?
Я тоже хочу есть. Дай мне, пожалуйста,
кашку. Какая вкусная кашка! Спасибо! Мне
кажется, что Даша тоже хочет каши. Давай
угостим ее?» Миша охотно кормит взрослого
и сверстника, ест сам. Даша, подражая ему.
тоже начинает кормить воспитателя, кукол.
Мишу. Дети охотно включаются в подобные
игры со сверстниками. Еще больший развивающий
эффект дает организация сюжетных игр
между детьми, имеющими разный игровой
опыт. Подражание хорошо играющим детям
делает игру малыша более содержательной.
Итак, широкий спектр возможностей для овладения разнообразными по строению и сложности предметными действиями открывается в специально организованных играх и занятиях, основанных на предметно-практических действиях и направленных на познавательное развитие ребенка.
Большинство предметов, окружающих человека, нужны для того, чтобы воздействовать на что-либо другое и получить нужный результат, т.е. являются предметами-орудиями. Простые и привычные для нас вещи (ложки, чашки, расчески, карандаши, щетки и т.п.) есть не что иное, как орудия, и требуют совершенно определенного и единственно правильного способа действия. Эти действия и называют орудийными. Овладение орудийными действиями, которое наиболее интенсивно происходит в раннем возрасте, требует подстройки руки ребенка к логике предмета-орудия.Орудийными и практическими действиями дети, прежде всего, овладевают в повседневной жизни. В процессе бытовых действий они учатся снимать и надевать колготки, брюки, юбочку, расстегивать и застегивать одежду (на молнию, липучки, крючки), вешать куртку в шкафчик и т.д. Поэтому важной задачей воспитателя является подбор подходящих предметов и игрушек, а также организация соответствующей возрасту детской деятельности.
Важнейшим направлением работы педагога является развитие познавательной активности ребенка, которое в раннем возрасте происходит преимущественно в процессе детского экспериментирования. Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами действия.
С целью развития любознательности и стимуляции исследовательского поведения детей нужно обеспечить в группе соответствующие условия.
Исследовательский интерес ребенка можно пробудить, демонстрируя яркие необычные эффекты, организуя экспериментирование с зеркалом, магнитом, электрическим фонариком (пускать солнечных зайчиков, прикладывать магнит к игрушкам из различных материалов, освещать фонариком разные предметы и т.п.).
Огромный простор для детского экспериментирования открывают игры с водой, красками, песком, бумагой. Эти игры не только чрезвычайно увлекательны для малышей, но и очень полезны для установления физических закономерностей, овладения представлениями об объеме, форме, изменениях веществ и для познания свойств и возможностей того или иного материала.
Для развития познавательной активности детей полезны игры с изобразительными материалами. Эти игры могут не иметь изобразительных целей, а носить чисто исследовательский характер.
Исследовательский интерес
ребенка обязательно нужно
Мышление ребенка до трех лет непосредственно связано с восприятием: он мыслит, устанавливая связи между воспринимаемыми предметами и действуя с ними. Важно, чтобы ребенок научился сам выделять нужные свойства предметов, чтобы он сам подбирал и соединял части в нужном порядке.
Игры с соответствующими предметами развивают разные познавательные процессы ребенка: мышление, движения, восприятие, внимание, память, и речь. Для развивающих игр с малышами лучше использовать различные составные игрушки, которые требуют соотнесения размеров или цвета разных деталей. Для ребенка от года до трех больше всего подходят игры с пирамидками, кубиками, различного рода вкладышами, матрешками, а также игры с картинками. В некоторых случаях будут необходимы два одинаковых предмета: один — для показа и образца, другой — для воспроизведения действия с ним.
Настойчивость, целенаправленность, самостоятельность являются важнейшими качествами не только деятельности, но и личности человека. В раннем возрасте эти качества складываются в предметной деятельности ребенка. Самостоятельное стремление к достижению правильного результата обычно появляется у детей на третьем году жизни.
В раннем возрасте малышам очень нравится подражать действиям взрослого. Нужно использовать эту особенность для развития у ребенка целенаправленности и самостоятельности. Задача педагога — заинтересовать ребенка в деятельности, требующей получения определенного результата. Для этого следует подбирать такой материал, который диктует подбор определенных деталей или определенную последовательность действий. Нужно помочь ребенку правильно скоординировать и распределить свои действия, сделать их эффективными, определить их пригодность для решения данной задачи.
Итак, игровая деятельность имеет исключительно важное значение в развитии ребенка. Она оказывает влияние на все стороны его психического развития.
Игра — одно из важных
средств познания окружающего мира.
Это
сложная, внутренне мотивированная, но
в то же время легкая и радостная для ребенка
деятельность. Она способствует поддержанию
у него хорошего настроения, обогащению
его чувственного опыта, развитию наглядно-образного
мышления, воображения, речи. В ней закладываются
основы творчества. Лети с хорошо развитым
воображением обладают более высоким
интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных
ситуациях, успешнее учатся. Игра способствует
развитию у детей произвольного поведения
и самостоятельности.
Игра является важным условием
социального развития детей: в
ней они знакомятся с разными видами деятельности
взрослых, учатся понимать чувства и состояния
других людей, сопереживать им, приобретают
навыки общения со сверстниками и старшими
детьми.
Игра способствует физическому
развитию детей, стимулируя их
двигательную активность. Она обладает
прекрасным психотерапевтическим эффектом,
так как через игровые действия ребенок
может неосознанно и непроизвольно высвободить
накопившиеся негативные переживания.
Игра, если она не превращается в формальное
занятие, доставляет ребенку удовольствие,
дает ему особое ощущение свободы.
Игра — наиболее естественный
и продуктивный способ обучения
детей: усвоение различных знаний и умений
осуществляется в привлекательной и мотивированной
для них деятельности.
В игре ребенок живет и
действует не только в зримом, реальном
пространстве, но и в пространстве воображаемом,
представляемом. Главной отличительной
особенностью детской игры является наличие
воображаемой ситуации, благодаря которой
расширяется жизненный мир малыша и становятся
возможными самые необыкновенные превращения.
В игре происходит «оживление» игрушек:
куклы, мишки и зайчики начинают говорить
друг с другом, ходить в гости, прятаться:
знакомая комната может стать океаном,
больницей или магазином; носовой платок
превращается в одеяло или плащ для куколки,
скатерть — в парус на лодке, а карандаш
— в градусник, флаг, самолетик. Фантазируя,
ребенок комбинирует свои знания и впечатления,
«создает» новую действительность, отвечающую
e интересам и потребностям.
Однако столь сильный
эффект в развитии ребенка имеет
только
полноценная игра, которая не возникает
сама по себе, а развивается
во взаимодействии с теми, кто уже умеет
играть — со взрослыми и
старшими детьми.
Развитие процессуальной игры происходит постепенно. В начале второго года жизни ребенок воспринимает сюжетные игрушки в том же качестве, что и любой другой предмет, с которым можно манипулировать: малыш перекладывает игрушки с места на место, стучит ими, грызет и т.д., то есть изучает их физические свойства.
Если взрослые показывают ребенку, как можно играть с такими игрушками, то малыш начинает усваивать игровое назначение предметов: вместе со взрослым кормит куклу, укладывает ее спать, купает. Сначала ребенок действует с небольшим количеством игрушек, чаше всего с теми, действия с которыми ему продемонстрировал взрослый.
Постепенно круг игрушек, которыми играет ребенок, расширяется, возникает перенос действий с одного предмета на другие похожие предметы. Так, если годовалый малыш укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, то постепенно он начинает укладывать спать и другие игрушки, которые есть в его игровом уголке. Таким образом появляются обобщенные действия. Растет интерес ребенка к играм с сюжетными игрушками, увеличивается число игровых сюжетов. Малыш начинает играть не только по инициативе взрослых, но и по собственному побуждению. В этом возрасте он действует преимущественно с реалистическими игрушками, то есть с теми, которые имеют сходство с реальными предметами (например, поит куклу из чашки, но не может «угостить» ее воображаемой конфетой). Заменять отсутствующие предметы другими ребенок может пока еще только с помощью взрослого, подражая ему (например, кормить куклу палочкой вместо ложки, кубиком вместо хлеба).
Самостоятельная игра ребенка в этом возрасте кратковременна, игровые действия хаотичны, их последовательность случайна, они часто переплетаются с манипуляциями. Однако, если взрослые уделяют специальное внимание организации сюжетных игр ребенка, то уже к концу второго года жизни у него развивается достаточно выраженный интерес к игре, игровые действия постепенно теряют исключительно подражательный характер, они становятся все более разнообразными и развернутыми. Все большее место в игре занимают воображаемые действия с отсутствующими предметами (например, ребенок подносит пустую ладошку ко рту куклы или помешивает в пустой кастрюльке «еду»).
На втором году жизни ребенка закладываются основные составляющие игры: интерес к новому виду деятельности; умение принимать воображаемую ситуацию; овладение первыми игровыми действиями, отражающими фрагменты жизненных ситуаций, доступных наблюдению и пониманию малыша; самостоятельные вариации одного и того же действия с разными предметами; первые замещающие действия.
Информация о работе Игра как основной вид деятельности в раннем возрасте