Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 10:20, курсовая работа
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое [Филиппова, 19]. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует правильных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения феномена игры как основного вида деятельности в раннем детстве 5
1. 1. Характерные особенности детей раннего возраста 5
1. 2. Роль близкого взрослого в жизни малыша 9
1.3. Эволюция представлений о значимости феномена игры в раннем детском возрасте в системе наук о человеке 12
Выводы по первой главе 17
Глава II. Анализ методов развития игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста для психического развития 19
2. 1. Основные методы игровой психологической коррекции в детском возрасте 19
2. 2. Методы, способствующие развитию процессуальной игры 24
Выводы по второй главе 35
Заключение 38
Литература 42
- для ослабления агрессивности в поведении;
- повышения интереса к учебе;
- коррекции эмоционального состояния детей, подвергшихся насилию или живущих в условиях психической напряженности (заброшенные дети);
- улучшения эмоционального состояния детей после развода родителей.
Специфическими клиническими показаниями к назначению игровой психотерапии являются:
- невротические и соматоформные расстройства у детей;
- тревожные состояния у детей, госпитализированных в медицинские учреждения;
- психосоматические заболевания (бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, нейродермит и т. д.);
Игрушки и материалы, необходимые для игровой психологической коррекции, можно сгруппировать в три больших класса:
1. Игрушки из реальной
жизни: кукольное семейство,
2. Игрушки, помогающие отреагировать на агрессию и страх: игрушечные солдатики, оружие, маски волка, бандита, чудовища и т. д.
3. Средства для творческого самовыражения: пластилин или глина, краски, карандаши и фломастеры, конструкторы, детская мозаика и т. д.
Психологическая коррекция и психотерапия в детском возрасте может проводиться в форме индивидуальных, групповых и бифокальных (предполагающих совместную работу детских и родительских групп) игровых занятий, органично включающих различные варианты психологического тренинга (тренинг разрешения проблем, тренинг коммуникативных навыков), сочетаться с детскими вариантами нервно-мышечной релаксации (расслабления) и аутогенной тренировки, элементами гипносуггестии.
Побуждая детей к игре,
стимулируя развитие игровой деятельности,
воспитатель должен осуществлять индивидуальный
подход, учитывать эмоциональное состояние
ребенка, его желание и умение играть.
Так, если ребенок играет слишком однообразно,
следует подключиться к его игре, помочь
разнообразить ее. Кому-то достаточно
предложить игрушки, которые побуждают
к обогащению игры, кому-то помочь советом
или предложением. При этом воспитатель
должен проявлять деликатность. Если ребенок
чем-то увлечен, не следует прерывать его
занятие, нужно найти другое время для
совместной игры. Необходимо выделять
специальное время для свободной
игры детей, не подменять игру занятиями,
предоставлять малышам
выбор игровых сюжетов и игрушек.
Если ребенок впервые
пришел в ясли и совсем не умеет
играть, в
задачи воспитателя входит пробуждение
у малыша интереса к игре, во-
влечение его в воображаемую ситуацию,
поощрение самостоятельных игровых действий.
На первых порах инициатива в организации
игры полностью принадлежит взрослому.
Воспитатель вместе с малышом обходит
комнату, показывает игрушки, которые
есть в группе, рассказывает, где стоит
столик с посудой для кукол, где находятся
их кроватки и т.д. Знакомя ребенка с
игрушками, воспитатель ласково разговаривает
с ними, обращается от их имени к малышу.
Он может предложить ему взять куклу или
собачку на руки и погладить ее, показать,
где у нес глазки, носик и пр.
Если ребенок охотно откликается
на предложения взрослого, можно
продолжить игру. Например, спросить у
куклы, которую ребенок держит на руках:
«Машенька, хочешь покушать? Давай сядем
за столик. Вот тарелочка, вот ложечка.
Поешь кашку». Воспитатель кормит куклу,
разговаривает с ней, предлагает малышу
присоединиться к игре, комментирует действия.
Приобщать детей к игровой
деятельности можно не только с
помощью игрушек и манипулятивных действий.
В игру даже с самыми маленькими детьми
полезно включать условные действия с
отсутствующим предметом. Уже годовалый
малыш способен понять смысл действия
взрослого, который протягивает кукле
шепотку, объясняя, что это конфетка. Ребенок
умеет выполнять такие действия и с удовольствием
повторяет их велел за взрослым в игровой
ситуации. Подобные игровые действия малыша
могут быть адресованы не только игрушкам,
но и взрослому, сверстнику и самому себе.
Маленькие дети очень любят, когда взрослый
просит их «покормить» его. они с улыбкой
наблюдают, как старший партнер старательно
«жует» или
«пьет», подражая ему. «едят» сами, кормят
куклу, мишку, другого ребенка, который
оказывается рядом. Принятию детьми воображаемой
ситуации способствуют разнообразные
условные действия, например, можно предлагать
малышам по очереди смотреться в зеркальце-ладошку,
«причесывать» друг друга или делать уколы
палочкой и т.п.
Благоприятное влияние на
формирование интереса детей к игре,
умения действовать в условном плане оказывает
включение игровых
персонажей в режимные моменты. Так, воспитатель
может во время
обеда посадить рядом с детьми на стульчик
куклу, которая тоже будет кушать. Укладывая
малышей спать, можно предложить им убаюкать
любимую игрушку, положить ее рядом с собой,
а после сна посадить на горшок.
На следующем этапе развития игровой деятельности в задачи воспитателя входит обогащение игрового опыта детей. Воспитатель должен создать условия для того, чтобы малыши не только подражали его действиям, но проявляли изобретательность, фантазию как в совместной, так и самостоятельной игре.
Воспитатель должен помочь
ребенку разнообразить
если видит, что малыш, хотя и играет самостоятельно,
но воспроизводит одно и то же игровое
действие, например, изо дня в день кормит
куклу кашей. Понаблюдав за игрой малыша,
можно сказать ему: «Как хорошо твоя Маша
кушает кашку. Вкусная кашка. Маша? Мне
тоже хочется с тобой вместе поиграть,
можно?». Присев рядом с ребенком, воспитатель
берет другие приборы и повторяет его
действие, говоря: «Поешь еще кашки. Вот
так, хорошо, вкусная кашка. А хочешь, мы
тебе дадим яичко?» Он берет шарик, бьет
по нему ложечкой, «зачерпывает» ею и несколько
раз подносит ко рту
куклы, приговаривая: «Вот какое вкусное
яичко». После этого следует дать ребенку
возможность самому повторить предложенное
действие: «Хочешь дать кукле яичко? Возьми
его», и побудить к новым вариациям: «А
теперь Маша захотела огурчик. А может
быть, дать ей компот? Где у нас компот?»
Так воспитатель помогает ребенку отойти
от стереотипных действий и стимулирует
его игровую инициативу.
По мере освоения ребенком игровых действий следует увеличивать число предметов, с помощью которых реализуется тот или иной сюжет. Например, наблюдая, как малыш кормит кукол, воспитатель побуждает его использовать не только тарелку, чашку и ложку, но и мисочки, кастрюльку, сковородку. Со временем этот набор предметов можно увеличить. Если ребенок причесывает куклу расческой, ему можно предложить щетку для волос, бантик, заколку, зеркальце.
Играя вместе с ребенком,
подключаясь к его действиям,
взрослый с помощью наводящих
вопросов, предложений должен побуждать
малыша использовать необходимые игрушки.
Тем самым обогащается и состав игровых
действий. Игра маленьких детей, особенно
в начале раннего возраста, как правило,
представляет собой случайный набор игровых
действий, порядок которых варьируется
в зависимости от игрушек, попадающих
в
поле зрения малышей. Например, ребенок
видит ножик — и сразу же начинает «резать
колбасу», «огурчик», «сосиску», потом
его взгляд падает
на расческу — и он начинает причесывать
куклу. Или. собираясь по-
кормить куклу, малыш начинает готовить
еду и так увлекается этим
процессом (без конца кладет в кастрюльку
и выкладывает из нее «продукты», помешивает
их), что так и не приступает к кормлению.
Не следует придирчиво относиться к такой
игре малыша, но вместе с тем необходимо
помогать ему выстраивать целостную игровую
ситуацию. в которой все действия взаимосвязаны
и осуществляются в некоторой логической
последовательности. Это можно сделать
следующим образом. Например, воспитатель
договаривается с ребенком о том, что они
пригласят кукол на обед. Взрослый обсуждает
с малышом, чем можно угостить гостей.
Предположим, ребенок предлагает сварить
суп. Воспитатель соглашается и фиксирует
задуманную последовательность действий:
«Хорошо, давай сварим суп, а потом будем
кормить кукол». Затем начинается совместное
приготовление еды. в процессе которого
воспитатель с помощью наводящих вопросов
и советов помогает
ребенку соблюдать очередность действий:
сначала сложить продукты
в кастрюльку, затем поставить ее на плиту,
помешать суп и т.д. Если ребенок слишком
долго «варит суп», или отвлекается на
манипуляции с предметами, воспитатель
косвенным образом фиксирует завершение
игрового действия, например, с помощью
вопроса: «Суп уже сварился?», или «Долго
еще будет вариться суп? А то скоро куклы
придут в гости». Если кукол уже посадили
за стол, а малыш не приступает к кормлению,
взрослый говорит: «Суп сварился, куклы
ждут, давай их покормим». В завершение
игры воспитатель подводит ее итог и предлагает
следующий возможный поворот сюжета, например:
«Все, куклы покушали. Теперь они хотят
танцевать (петь, играть)» или обращается
к куклам: «Вы уже покушали? Хотите, Настя
покатает вас
на машине?» и т.п.
Таким образом. взрослый помогает
ребенку выстроить цепочку из
нескольких последовательных игровых
действий и с помощью словесного обозначения
зафиксировать переход от одной группы
действий к другой («сначала сварим», «потом
покормим»), а также завершение каждого
этапа игры («суп сварился», «куклы покушали»).
Следует также поощрять игровые действия, напрошенные на взрослого и сверстника. Например, Катя кормит из бутылочки медвежонка, а Марина причесывает куклу. Воспитатель может подсесть к детям и попросить Марину «причесать» его, а затем спросить, не хочет ли она тоже «попить молочка» из бутылочки. Скорее всего. Катя протянет бутылочку Марине, и между девочками развернется обмен игровыми действиями. Как правило, подобные обращения взрослого охотно принимаются детьми, они начинают по очереди адресовать свои действия друг другу, варьируя их. Малыши легко заражаются настроением партнера, их игра становится более оживленной и разнообразной.
Речевое сопровождение игры
значительно расширяет ее возможности,
позволяет перевести предметные
действия с сюжетными игрушками
в план общения, открывает возможность
построения диалогов между партнерами,
планирования игры. Если ребенок еще
не умеет говорить, взрослый делает
это за него, обращаясь к игрушкам
от его имени. Он задает куклам вопросы,
предлагает что-то, комментирует действия,
сопровождает их ласковы-
ми словами, песенками или стихами. Например,
во время укладывания куклы спать, воспитатель
приговаривает [Галигузова, 3]:
Вот тебе под спинку
Мягкую перинку
Сверху на перинку —
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки —
Белые подушки
Одеяльце на пуху
И платочек наверху
Очень важно, чтобы речь взрослого была не только развернутой, но и эмоционально окрашенной, интонированной, сопровождалась мимикой, жестами. После того как ребенок начнет узнавать стихотворение, можно делать паузы во время чтения, с тем чтобы дать ему возможность самому произнести несколько слов в кон по строки. Дети с удовольствием подражают взрослому и постепенно сами начинают обращаться к игрушкам, сначала используя короткие слова («на*, «спи*, «топ-топ» и др.), а затем и более развернутые высказывания. Воспитатель демонстрирует игровое действие, комментирует его и подсказывает малышу, что нужно сказать игрушке: «Вот как киска пьет из чашечки, хочешь тоже ее попоить? Возьми чашечку. Давай скажем: «Пей, киса, молочко. Молочко вкусное...»»
Включение в игру предметов-заместителей
делает ее более интересной, содержательной,
стимулирует развитие творческого
воображения ребенка. Дети, умеющие
играть с предметами-заместителями,
к концу раннего возраста способны
самостоятельно придумывать и разыгрывать
сюжеты даже без опоры на реалистические
игрушки. Вводить в игру предметы-заместители
можно по мере того, как ребенок начинает
совершать первые игровые действия с реалистическими
игрушками, усваивать смысл действий понарошку.
Приведем пример того, как можно помочь
ребенку принять игровое замещение. Воспитатель
наблюдает, как ребенок «кормит» куклу
ложкой из
тарелочки. Он подсаживается к малышу,
присоединяется к его игре, интересуется,
что кушает кукла. В зависимости от ответа
малыша взрослый предлагает покормить
куклу чем-то другим. Например, говорит
от имени куклы: «А теперь я хочу печенье»,
и спрашивает у ребенка: «Саша, где у нас
печенье?» Ребенок не понимает, что делать,
он растерянно разглядывает игрушки. Воспитатель
берет предмет, по форме напоминающий
печенье (деталь конструк-
тора, домино, большую пуговииу), протягивает
малышу и говорит: «Да вот же оно! Дай куколке
печенье». Ребенок берет «печенье» и «кормит»
им куклу. Воспитатель комментирует действия
ребенка, спрашивает у куклы, вкусное ли
печенье, отвечает за нее, благодарит и
т.д.
Может случиться, что ребенок
не сразу поймет смысл замещения,
и будет просто копировать действие взрослого.
Однако после нескольких подобных игр
он постепенно станет и сам использовать
предметы-заместители — сначала те. которыми
играл вместе со взрослым, а затем придумывать
собственные замещения.
Когда малыш начинает самостоятельно пользоваться замещениями, взрослому, чтобы стимулировать подобные игровые действия, бывает достаточно лишь задать ребенку наводящий вопрос. Например: «Кажется, твой зайчик хочет морковку. Где у нас морковка?» или: «Ляля заболела, ей нужно дать лекарство. Что у нас будет таблетками?»
Варианты использования
предметов в качестве заместителей
пере-
числены ниже, при описании игровых сюжетов.
Важную роль в становлении
замещений играет речь. Наблюдения
показывают, что на начальных этапах развития
самостоятельной игры дети, используя
некоторые предметы в качестве заместителей
отсутствующих игрушек, не всегда ясно
представляют себе, что именно они замешают.
Это естественно, поскольку ребенок еще
не умеет планировать игру, сознательно
обдумывать ее и специально подбирать
соответствующие атрибуты. Содержание
сто игровых действий, как правило, диктуется
теми предметами, которые попадают в поле
его внимания. Образ предмета, который
ребенок замещает чем-либо, часто бывает
аморфным, неопределенным (например, кубик
может символизировать еду вообще, а не
какой-то определенный ее вил). В этом случае
и действие замещения очень схематично
и неопределенно. Обозначение предмета
или действия словом делает игру более
осознанной, существенно обогащает ее
процессуальную сторону, помогает ребенку
конкретизировать образы предметов, и
в то же время гибко изменять их в соответствии
с
условиями игры.
Собственно ролевое поведение в игре характерно для детей дошкольного возраста. Однако его основы закладываются гораздо раньше. Способствовать овладению некоторыми элементами ролевого поведения в раннем возрасте можно разными способами.
Самый первый опыт «вхождения
в роль» ребенок приобретает
в
ходе игр-забав. В этих играх дети совместно
со взрослым сопровождают стихи и песенки
выразительными движениями, передающими
действия персонажей (козы, сороки, бычка
и др.) и их эмоциональное состояние. Дети
любят играть в такие игры, поэтому педагог
может постоянно включать их в общение
с малышами. Ролевое поведение стимулируют
также игры, в которых дети изображают
поведение животных, птиц, предметы неживой
природы (ветер, снежинки, цветочки) и рукотворного
мира (самолет, машину и т.д.).
Имитация движений, звуков стимулирует создание образов представлений, которые ложатся в основу формирования ролевого поведения. Эти игры хороши и тем. что в них можно играть с несколькими детьми. Для того чтобы принятие детьми роли животных было привлекательным и сопровождалось разнообразными игровыми действиями, нужно знакомить их с отличительными особенностями внешнего облика и поведения зверей и птиц, читать малышам соответствующие книжки, рассматривать с ними иллюстрации. Получив представление о персонаже, ребенок с удовольствием включится в предлагаемую взрослым игру. Стимулировать ролевое поведение можно путем игровой интерпретации обычных действий ребенка, придания им игрового смысла. Например, воспитатель обращается к ребенку, который прыгает по комнате: «Вот какая у нас козочка, как высоко прыгает». В другой раз можно сравнить малыша с лягушонком, лошадкой, а если он бегает по комнате — с птичкой или самолетом. Воспитатель может обыграть действия детей и во время режимных моментов. Например, укладывая малышей спать, он предлагает: «Давай, Даша, ты будешь медвежонком. Я тебя накрою одеяльцем, и ты будешь спать, будто в берлоге, крепко-крепко», «А ты, Денис, будешь спать как котенок? Мур-мур, мяу, спи, мой котик, мой малыш» и т. п. Одушевление игрушек с помощью игровых действий, речевые обращения к ним, разговор от имени персонажей также способствуют подготовке ребенка к принятию роли.
Информация о работе Игра как основной вид деятельности в раннем возрасте