Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 23:48, доклад
На моих лекциях слушатели часто обращались с просьбой дать им более
подробные описания игр, которые позволили бы осмыслить общие принципы
трансакционного анализа. Это убедило меня в необходимости написать
настоящую книгу [Терминология и точка зрения автора в основном
ориентированы на восприятие читателя, знакомого с психологией и
психиатрией. Однако я надеюсь, книга будет интересна и полезна
представителям различных профессий.]. Я признателен всем студентам и
слушателям, обратившим мое внимание на новые игры. Они высказали мне много
интересных мыслей, например об умении человека слушать собеседника и о том,
какую ценность представляет это качество для всех людей.
Введение
Процесс общения
Структурирование времени
Часть первая. Анализ игр
Структурный анализ
Трансакционный анализ
Процедуры и ритуалы
Времяпрепровождения
Игры
Часть вторая. Тезаурус игр
Введение
Игры на всю жизнь
Супружеские игры
Игры в компаниях
Сексуальные игры
Игры преступного мира
Игры на приеме у психотерапевта
Хорошие игры
Часть третья. За пределами игр
Значение игр
Игроки
Иллюстрация
Независимость
следят за манерами во время еды, там и не справляются о здоровье женщин. И
наоборот, в местностях, где принято интересоваться здоровьем женщин,
рекомендуется выдержанный стиль поведения за столом. Как правило, фор
мальные ритуалы во время встреч предшествуют полуритуальным беседам на
определенные темы; по отношению к последним мы будем применять термин
"*времяпрепровождение*".
Чем больше люди узнают друг друга, тем больше места в их
взаимоотношениях начинает занимать *индивидуальное* *планирование*, которое
может привести к инцидентам. И хотя эти инциденты на первый взгляд кажутся
случайными (именно такими чаще всего они представляются участникам), все же
внимательный взгляд может обнаружить, что они следуют определенным схемам,
поддающимся классификации. Мы считаем, что вся последовательность
трансакции происходит по несформулированным правилам и обладает рядом
закономерностей. Пока дружеские или враждебные отношения развиваются, эти
закономерности чаще всего остаются скрытыми. Однако они дают себя знать,
как только один из участников сделает ход не по правилам, вызвав тем самым
символический или настоящий выкрик: "Нечестно!" Такие последовательности
трансакций, основанные, в отличие от времяпрепровождения, не на социальном,
а на индивидуальном планировании, мы называем *играми*. Различные варианты
одной и той же игры могут на протяжении нескольких лет лежать в основе
семейной и супружеской жизни или отношений внутри различных групп.
Утверждая, что общественная жизнь по большей части состоит из игр, мы
совсем не хотим этим сказать, будто они очень забавны и их участники не
относятся к ним серьезно. С одной стороны, например, футбол или другие
спортивные игры могут быть совсем незабавными, а их участники - весьма
серьезными людьми. Кроме того, такие игры бывают порой очень опасными, а
иногда даже чреваты фатальным исходом. С другой стороны, некоторые
исследователи включали в число игр вполне серьезные ситуации, например
каннибальские пиршества. Поэтому употребление термина "игра" по отношению
даже к таким трагическим формам поведения, как самоубийства, алкоголизм,
наркомания, преступность, шизофрения, не является безответственностью и
легкомыслием.
Существенной чертой игр людей мы считаем не проявление неискреннего
характера эмоций, а их управляемость. Это становится очевидным особенно в
тех случаях, когда необузданное проявление эмоций влечет за собой
наказание. Игра может быть опасной для ее участников. Однако только
нарушение ее правил чревато социальным осуждением.
Времяпрепровождения и игры - это, на наш взгляд, только суррогат
истинной близости. В этой связи их можно рассматривать скорее как
предварительные соглашения, чем как союзы. Именно поэтому их можно
характеризовать как острые формы взаимоотношений. Настоящая близость
начинается тогда, когда индивидуальное (обычно инстинктивное) планирование
становится интенсивнее, а социальные схемы, скрытые мотивы и ограничения
отходят на задний план. Только человеческая близость может полностью
удовлетворить сенсорный и структурный голод и потребность в признании.
Прототипом такой близости является акт любовных, интимных отношений.
Структурный голод столь же важен для жизни, как и сенсорный голод.
Ощущение сенсорного голода и потребность в признании связаны с
необходимостью избегать острого дефицита сенсорных и эмоциональных
стимулов, так как такой дефицит ведет к биологическому вырождению.
Структурный голод связан с необходимостью избегать скуки. С. Кьеркегор
[Кьеркегор Серен (1813-1855) - датский философ.] описал различные бедствия,
проистекающие от неумения или нежелания структурировать время. Если скука,
тоска длятся достаточно долгое время, то они становятся синонимом
эмоционального голода и могут иметь те же последствия.
Обособленный от общества человек может структурировать время двумя
способами: с помощью деятельности или фантазии.
Известно, что человек может быть "обособлен" от других даже в
присутствии большого числа людей. Для участника социальной группы из двух
или более членов имеется несколько способов структурирования времени. Мы
определяем их последовательно, от более простых к более сложным: 1)
ритуалы; 2) времяпрепровождение; 3) игры; 4) близость; 5) деятельность.
Причем последний способ может быть основой для всех остальных. Каждый из
членов группы стремится получить наибольшее удовлетворение от трансакций с
другими членами группы.
Человек получает тем большее удовлетворение, чем более доступен он для
контактов. При этом планирование его социальных контактов происходит почти
автоматически. Однако некоторые из этих "удовольствий" вряд ли могут быть
так названы (например, акт саморазрушения). Поэтому мы заменяем
терминологию и используем нейтральные слова: "выигрыш" или
"вознаграждение".
В основе "вознаграждений", полученных в результате социального
контакта, лежит поддержание соматического и психического равновесия. Оно
связано со следующими факторами: 1) снятие напряжения; 2) избегание
психологически опасных ситуаций; 3) получение "поглаживаний"; 4) сохранение
достигнутого равновесия. Все эти факторы неоднократно изучались и подробно
обсуждались физиологами, психологами и психоаналитиками. В переводе на язык
социальной психиатрии их можно назвать так: 1) первичные внутренние
"вознаграждения"; 2) первичные внешние "вознаграждения"; 3) вторичные
"вознаграждения"; 4) экзистенциальные [Экзистенциальный (позднелат.
exsistentia - существование) - употребляя этот термин, автор имеет в виду
жизненную позицию пациента.] "вознаграждения". Первые три аналогичны
преимуществам, полученным в результате психического заболевания, которые
подробно описаны у Фрейда [Фрейд, Зигмунд (1856-1939) - австрийский врач-
психиатр и психолог - основатель психоанализа.]. Мы убедились на опыте, что
гораздо полезнее и поучительнее анализировать социальные трансакции с точки
зрения получаемого "вознаграждения", чем рассматривать их как защитные
механизмы. Во-первых, наилучший способ защиты - вообще не участвовать в
трансакциях. Во-вторых, понятие "защита" только частично покрывает первые
два типа "вознаграждений", а все остальное, включая сюда третий и четвертый
типы, при таком подходе теряется.
Независимо
от того, входят ли игры и
близость в матрицу
они являются наиболее благодарной формой социального контакта. Длительная
близость, встречаясь не так уж часто, представляет собой в основном сугубо
частное дело. А вот важные социальные контакты чаще всего протекают как
игры. Именно они и являются предметом нашего исследования.
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
Наблюдения
за спонтанной социальной
проводить в специальных психотерапевтических группах, обнаруживают, что
время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения,
разговорный словарь и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изменения
обычно сопровождаются эмоциональными. У каждого человека некий набор
поведенческих схем соотносится с определенным состоянием его сознания. А с
другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает связан
уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о
существовании различных состояний *Я* [В оригинале книги автор использует
терминологию 3. Фрейда, обозначая Я-концепцию - Эго. В советской психологии
Я-концепция определяется как относительно устойчивая, в большей или меньшей
степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений
индивида о самом себе, на основе которой он строит свои взаимодействия с
другими людьми и относится к себе.].
На языке
психологии состояние *Я*
определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому,
каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным
репертуаром состояний своего *Я*, которые суть не роли, а психологическая
реальность. Репертуар этих состояний мы попытались разбить на следующие
категории: 1) состояния *Я*, сходные с образами родителей; 2) состояния
*Я*, автономно направленные
на объективную оценку
*Я*, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и
представляющие собой архаические пережитки. Неформально проявления этих
состояний Я называются Родитель, Взрослый и Ребенок. В дальнейшем мы будем
использовать именно эту терминологию.
Мы считаем,
что человек в социальной
обнаруживает одно из состояний Я - Родителя, Взрослого или Ребенка. Люди с
разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое.
На основе этих наблюдений можно прийти к некоторым диагностическим
выводам. Высказывание "Это ваш Родитель" означает: "Вы сейчас рассуждаете
так же, как обычно рассуждал один из ваших родителей (или тот, кто его
заменял). Вы реагируете так, как прореагировал бы он - теми же позами,
жестами, словами, чувствами и т.д.". Слова "Это ваш Взрослый" означают: "Вы
только что самостоятельно и объективно оценили ситуацию и теперь в
непредвзятой манере излагаете ход ваших размышлений, формулируете свои
проблемы и выводы, к которым Вы пришли". Выражение "Это ваш Ребенок"
означает: "*Вы* реагируете так же и с той же целью, как это сделал бы
маленький ребенок".
Смысл этих высказываний можно пояснить подробнее.
1. У каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и он
хранит в себе набор состояний *Я*, повторяющих состояния *Я* его родителей
(как он их воспринимал). Эти родительские состояния *Я* при некоторых
обстоятельствах начинают активизироваться. Следовательно, упрощая это
понятие, можно сказать: "Каждый носит в себе Родителя".
2. Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку
информации при условии, что активизированы соответствующие состояния их
*Я*. На обыденном языке это звучит так: "В каждом человеке есть Взрослый".
3. Любой человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому он несет в
себе впечатления прежних лет, которые при определенных условиях могут
активизироваться. Можно сказать, что "каждый таит в себе маленького
мальчика или девочку".
Здесь нам хотелось бы поместить структурную диаграмму (схема 1а),
отражающую все компоненты личности, выявленные на данном этапе анализа.
Диаграмма включает состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Они четко
отделены друг от друга. Неопытный наблюдатель может и не заметить их
отличий, но человеку, взявшему на себя труд изучения структурной
диагностики, отличия вскоре покажутся весьма впечатляющими и
содержательными.
¤-------------§
+¤-----------§+
++ Состояние ++ + +
++ Я ++ + Родитель +
++ Родителя ++ + +
++ ++ + +
+°-----------ґ+
++ Состояние ++ + +
++ Я ++ + Взрослый +
++ Взрослого ++ + +
++ ++ + +
+°-----------ґ+
++ Состояние ++ + +
++ Я ++ + Ребенок +
++ Ребенка ++ + +
++ ++ + +
+Є-----------+
Є-------------
а) Структурная диаграмма б) Упрощенный вид
Схема 1. Структурная диаграмма
Из соображений удобства мы будем впредь называть конкретных людей
родителями, взрослыми или детьми (со строчной буквы). В тех же случаях,
когда будем говорить о состояниях *Я*, то те же слова будут написаны с