Игры, в которые играют люди

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 23:48, доклад

Описание работы

На моих лекциях слушатели часто обращались с просьбой дать им более
подробные описания игр, которые позволили бы осмыслить общие принципы
трансакционного анализа. Это убедило меня в необходимости написать
настоящую книгу [Терминология и точка зрения автора в основном
ориентированы на восприятие читателя, знакомого с психологией и
психиатрией. Однако я надеюсь, книга будет интересна и полезна
представителям различных профессий.]. Я признателен всем студентам и
слушателям, обратившим мое внимание на новые игры. Они высказали мне много
интересных мыслей, например об умении человека слушать собеседника и о том,
какую ценность представляет это качество для всех людей.

Содержание работы

Введение
Процесс общения
Структурирование времени
Часть первая. Анализ игр
Структурный анализ
Трансакционный анализ
Процедуры и ритуалы
Времяпрепровождения
Игры
Часть вторая. Тезаурус игр
Введение
Игры на всю жизнь
Супружеские игры
Игры в компаниях
Сексуальные игры
Игры преступного мира
Игры на приеме у психотерапевта
Хорошие игры
Часть третья. За пределами игр
Значение игр
Игроки
Иллюстрация
Независимость

Файлы: 1 файл

Эрик Берн ИГРЫ В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ.docx

— 374.24 Кб (Скачать файл)

представлены  линиями (1-1), (5-5), (9-9). Трансакции  (2-4)  (4-2),  (3-7)

(7-3)  и (6-8) (8-6) тоже дополнительные. Все остальные комбинации образуют

пересекающиеся трансакции, и на диаграмме они тоже пересекаются:  например,

(3-7) (3-7) - двое людей, лишившихся  дара речи, свирепо уставились  друг  на

друга.  Если  никто  из  них  не уступит, коммуникация  прекратится  и  они

разойдутся в разные стороны. Обычно один отступает на (7-3), что  приводит к

игре  "Скандал"; лучшим решением было бы (5-5), при котором  оба  рассмеются

или обменяются рукопожатием.

 

  ¤---------------§                                     ¤---------------§

  +               +                                     +               +

  +       1.   ---------------------------------------------   1.       +

  +               +                                     +               +

  +   P   2.   -----------------\           /---------------   2.  P    +

  +               +               \       /             +               +

  +       3.   чччччччччччч         \   /         чччччччччч   3.       +

  +               +         ч         X         ч       +               +

  °---------------ґ           ч     /   \     ч         °---------------ґ

  +               +             ч /       \ ч           +               +

  +       4.   -----------------/ ч       ч \---------------   4.       +

  +               +                 ч   ч               +               +

  +   B   5.   -----------------------ч---------------------   5.  B    +

  +               +                 ч   ч               +               +

  +       6.   -----------------\ ч       ч /---------------   6.       +

  +               +             ч \       / ч           +               +

  °---------------ґ           ч     \   /     ч         °---------------ґ

  +               +         ч         X         ч       +               +

  +       7.   чччччччччччч         /   \         чччччччччч   7.       +

  +               +               /       \             +               +

  +   Pe  8.   -----------------/           \---------------   8.  Pe   +

  +               +                                     +               +

  +       9.   ---------------------------------------------   9.       +

  +               +                                     +               +

  Є---------------                                     Є---------------

         Агент                                                 Респондент

 

                     Схема 4. Диаграмма взаимоотношений

 

     Простые   дополнительные  трансакции  чаще   всего   встречаются   при

неглубоких  производственных или общественных  взаимоотношениях.  Их  легко

нарушить  простыми пересекающимися  трансакциями. В сущности,  поверхностные

взаимоотношения  можно  определить как  не  выходящие  за  пределы  простых

дополнительных   трансакций.  Такого  рода  взаимоотношения   возникают   в

совместной деятельности, ритуалах и времяпрепровождениях.

     Более сложными  являются *скрытые* трансакции, требующие  одновременного

участия  более чем  двух состояний *Я*. Именно эта категория  служит  основой

для  игр.  Продавцы,  например, весьма сведущи в  так  называемых  "угловых

трансакциях",  в  которых  участвуют три  состояния  *Я*.  Следующий  обмен

репликами  является  ярким, хотя и несколько грубоватым  примером  торговой

игры.

     Продавец: Эта  модель получше, но она вам  не по карману.

     Покупательница: Вот ее-то я и возьму.

     Эта  трансакция  проанализирована на  схеме  5а.  Продавец  на  уровне

Взрослого  констатирует два факта: "Эта модель лучше"  и  "Она  вам  не  по

карману".  На  социальном  уровне  слова  продавца  кажутся  обращенными  к

Взрослому покупательницы, поэтому она должна была бы ответить:

     "Вы,  безусловно,  правы  и  в  том,  и   в  другом".  Однако  скрытый,

психологический  вектор  был умело направлен опытным  Взрослым  продавца  к

Ребенку  покупательницы. Ответ, который дал Ребенок,  показывает,  что  наш

анализ   правилен.   Покупательница   думает:   "Несмотря   на   финансовые

последствия,  я  покажу  этому наглецу, что я ничуть  не  хуже  других  его

покупателей".  Эта  трансакция дополнительна на  обоих  уровнях,  поскольку

продавец  как бы принимает  ответ покупательницы за чистую монету,  то  есть

как ответ Взрослого, решившего  сделать покупку.

 

  ¤---------§           ¤---------§     ¤---------§           ¤---------§

  +         +           +         +     +         +           +         +

  +    P    +           +    P    +     +    P    +           +    P    +

  +         +Социальный +         +     +         +           +         +

  °---------ґ  уровень   °---------ґ     °---------ґ           °---------ґ

  +       -------Ст------>        +     +       --------Ст------>       +

  +    B  <------Рк-------   B    +     +    B    +Социальный +    B    +

  +       <--|---Ст--|  +         +     +       <-------Рк-------       +

  °---------ґ+       +  °---------ґ     °---------ґ           °

  +         ++       Є---->       +     +       ---------------->       +

  +    Pe   +Є---Рк--------  Pe   +     +    Pe   +Психологич.+    Pe   +

  +         +Психологич.+         +     +       <----------------       +

  Є---------  уровень Є---------     Є---------           Є---------

    Продавец           Покупательница      Ковбой               Девушка

 

        а)  Угловая трансакция                 б) Двойная трансакция

 

                        Схема 5. Скрытые трансакции

 

     В двойной  скрытой трансакции участвуют  четыре состояния *Я*. Она часто

присутствует при флирте. Ковбой: Не хотите ли посмотреть конюшню?  Девушка:

Ах, я с детства обожаю конюшни! На схеме 5б видно, что на социальном уровне

происходит  разговор  о  конюшнях  между  Взрослыми,  в  то  время  как  на

психологическом уровне это  разговор Ребенка с Ребенком и  его  содержание  -

сексуальные   взаимоотношения  (заигрывание).  На  поверхности   инициатива

принадлежит  Взрослому, но исход большинства подобных  игр  на  самом  деле

предопределяет Ребенок, так что участников игры может  ждать сюрприз.

     Таким   образом,  мы  подразделяем  трансакции  на  дополнительные   и

пересекающиеся, на простые  и скрытые, а последние - на угловые  и двойные.

 

ПРОЦЕДУРЫ И РИТУАЛЫ

 

     Как   правило,  трансакции  следуют  друг  за  другом  в  определенной

последовательности.  Эта  последовательность  не  является   случайной,   а

планируется одним из трех состояний Я: Родителем, Взрослым, Ребенком или, в

более   общем   смысле,  обществом,  реальной  ситуацией  или   личностными

особенностями. Требования адаптации предусматривают: пока данная социальная

ситуация не опробована, Ребенок должен находиться под защитой  Взрослого или

Родителя.   Поэтому   планирование,  исходящее  от  Ребенка,   чаще   всего

встречается в уже опробованных ситуациях, предполагающих наличие  близости и

конфиденциальности.

     Простейшими   формами  общественной деятельности  являются  процедуры  и

ритуалы.  Некоторые  из них универсальны, другие носят локальный  характер,

однако   всем  им  надо  учиться.  Процедурой  мы  называем  серию  простых

дополнительных  Взрослых  трансакций,  направленных  на  взаимодействие   с

действительностью, которая  имеет два аспекта: статический  и динамический.

     Мы  считаем,  что статическая действительность  включает все  возможные

сочетания  и  расположения  вещества во  Вселенной.  Арифметика,  например,

состоит из утверждений о  статической действительности.

     Динамическая   действительность  содержит  потенциальные   возможности

взаимодействия  всех энергетических систем во Вселенной.  Химия,  например,

состоит из утверждений, касающихся динамической действительности. Процедуры

основаны  на  переработке  информации и  оценках  вероятностей,  касающихся

материальной  стороны  действительности. Они достигают  наиболее  совершенной

формы   в   профессиональных  умениях.  Процедурами   являются,   например,

управление самолетом  и операция по удалению аппендицита. Психотерапия  тоже

относится к разряду процедур, однако до тех пор, пока ситуацию контролирует

Взрослый  психотерапевта. Как только на первый план  выходит  Родитель  или

Ребенок,  психотерапия  перестает быть процедурой.  Планирование  процедуры

определяется   конкретным  материалом  на  основе   оценок,   произведенных

Взрослым.

     Процедуры  можно оценить по двум параметрам. Мы говорим, что  процедура

целесообразна,  если  субъект деятельности, которого  мы  назвали  агентом,

наилучшим  образом использует имеющиеся у него данные и  накопленный  опыт,

хотя его знания сами по себе могут быть недостаточными.

     Если  же  во  время переработки информации  Взрослым в дело вмешивается

Родитель   или   Ребенок,  процедура  становится,  как  мы   ее   называем,

загрязненной  и менее  целесообразной. Об эффективности процедуры  судят  по

результатам.   Таким   образом,  целесообразность  -  это   психологический

критерий, а эффективность - материальный. Например, один местный  лекарь  на

тропическом острове приобрел высокую квалификацию в удалении катаракты.  Он

весьма  целесообразно  использовал знания, которыми располагал, но поскольку

знал  он  меньше, чем  проживающий там же профессиональный глазной врач,  то

эффективность  его  работы была ниже. Вскоре глазной врач  пристрастился  к

выпивке,   поэтому  целесообразность  его  работы  резко   упала.   Вначале

эффективность  его  работы  не страдала, но с  годами  руки  у  него  стали

трястись,  и  его  ассистент - местный лекарь - начал превосходить  его  не

только  в  целесообразности, но и в эффективности. Этот пример  показывает,

что  оба  описанных  выше параметра лучше всего может  оценить  эксперт  по

данным  процедурам: целесообразность - путем личного знакомства с субъектом

деятельности, а эффективность - на основе результатов его деятельности.

     В  рамках  нашего  анализа  мы  называем  ритуалом  стереотипную  серию

простых дополнительных трансакций, заданных внешними социальными факторами.

Неформальный   ритуал  (например,  прощание)  в  разных  местностях   может

отличаться  рядом  деталей, однако в основе своей он неизменен.  Формальные

ритуалы  (например, католическая литургия) характеризуются гораздо  меньшей

свободой.  Форма  ритуала  определяется Родительской  традицией,  однако  в

незначительных  деталях  может сходным образом  сказываться  более  позднее

Родительское  влияние, хотя его результаты и не столь устойчивы.  Некоторые

формальные  ритуалы, особенно интересные с исторической  и  этнографической

точек  зрения,  имеют  две  фазы:  1)  Трансакции  происходят  при  строгой

Родительской  цензуре; 2) Родитель отступает в сторону  и  Ребенок  получает

более или менее полную свободу трансакций, приводящую порой  к оргии.

     Многие формальные  ритуалы первоначально были сильно "загрязненными" (в

указанном  выше смысле), хотя и весьма целесообразными процедурами.  Однако

по  мере  того,  как  шло время и менялись обстоятельства,  многие  из  них

потеряли  какое-либо  значение  как  процедуры  и  превратились  в   символ

лояльности.  Как  трансакции они представляют собой попытку  избавиться  от

чувства  вины  и  получить  вознаграждение путем соответствия  Родительским

требованиям. Ритуалы предлагают безопасный, вселяющий уверенность  и  часто

приятный способ структурирования времени.

     Приступая   к  анализу  игр,  мы считаем  полезным  вначале  рассмотреть

некоторые неформальные ритуалы. Думаем, что наиболее поучительным  примером

могут быть варианты американских ритуалов приветствия.

     1)  А: Привет! (Доброе утро!).

         В: Привет! (Доброе утро!).

     2)  А: Тепло  сегодня, правда? (Как поживаете?).

         В: Да. Хотя, по-моему, скоро пойдет  дождь. (Прекрасно. А вы?).

     3)  А: Ну, счастливо. (Все в порядке).

         В: До встречи.

     4)  А: Пока!

         В: Пока!

     Очевидно,  что этот обмен репликами не  несет никакой информации.  Даже

если собеседникам есть что  сообщить друг другу, они мудро воздерживаются от

этого.  Чтобы А мог  рассказать о том, как он поживает, ему понадобилось  бы

минут  пятнадцать,  но  у В, видимо, случайного знакомого,  нет  времени  и

желания  его слушать. Такую серию трансакций справедливо  и вполне адекватно

мы назвали ритуалом из восьми "поглаживаний". Если бы А  и В спешили, то они

вполне  могли  бы  удовлетвориться  двумя  "поглаживаниями":  "Привет!"   -

"Привет!"  Если  бы  они были, например, старомодными  восточными  монархами,

то,  прежде чем перейти  к делу, им пришлось бы исполнить  ритуал из  двухсот

"поглаживаний". В нашей  ситуации, говоря языком трансакционного  анализа,  А

и  В слегка улучшили самочувствие друг другу и каждый из них благодарен  за

это другому.

     Этот  ритуал  с обеих сторон основан на  тщательном интуитивном расчете.

На  этом уровне знакомства оба собеседника чувствуют, что  должны друт другу

при  каждой встрече примерно четыре "поглаживания", и при  этом не чаще раза

Информация о работе Игры, в которые играют люди