Интеллектуальное развитие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение эмоциональных интеллектуальных характеристик одаренных детей.
Итак, цель исследования реализуется через решение следующих задач:
1. провести анализ литературы по поставленной теме;
2. показать основные психологические характеристики одаренности.
3. рассмотреть основные методики исследования особенностей одаренных детей;
4. провести исследование.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы эмоционально-интеллектуального развития одаренных детей 6
1.1.Введение в проблему эмоционально-интеллектуального
развития одаренных детей 6
1.2. Признаки одаренности 18
1.3. Виды одаренности 20
Глава 2. Эмпирическое исследование 25
2.1. Методы исследования особенностей развития интеллектуально одаренных младших школьников: описание и обоснование 25
2.2. Анализ результатов исследования личностных особенностей развития интеллектуально одаренных младших школьников 34
Заключение 49
Библиография 52
Приложение

Файлы: 1 файл

одаренные дети Кайтукова 14.03 (1).doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

"Северо-Осетинский  государственный педагогический  институт"

 

 

 

Факультет_________________________

Кафедра__________________________

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Эмоциональное и интеллектуальное развитие одаренных детей .

Студентки Бсз-ПС2 курса

Кайтуковой Вероники Геннадьевны

 

Научный руководитель:_____________________

Допущена к защите:________________________

Заведующий кафедрой:_____________________

 

 

 

 

 

Владикавказ

2013

 

 

Оглавление

 

 

Введение           3

Глава 1. Теоретические  основы проблемы  эмоционально-интеллектуального  развития одаренных детей        6

1.1.Введение в проблему эмоционально-интеллектуального

развития одаренных  детей       6

1.2. Признаки одаренности       18

1.3. Виды одаренности        20

Глава 2. Эмпирическое исследование      25

2.1. Методы исследования особенностей развития интеллектуально одаренных младших школьников: описание и обоснование   25

2.2. Анализ  результатов исследования личностных  особенностей развития интеллектуально одаренных младших школьников  34

Заключение          49

Библиография          52

Приложение 

 

 

Введение

 

Значение одаренности  для современного общества определяется не только характером социально-экономических  изменений, но и процессами гуманизации социума, перестройки его ценностных ориентиров. Идея развития межличностных отношений одаренных детей через приобщение их к социальным ценностям в системе образования и воспитания является не просто отображением попыток противостояния деструктивным процессам в обществе, но и определяет поиск таких методов психолого-педагогической работы, применение которых позволит оптимизировать процесс сохранения и развития одаренности подрастающих поколений. Появилось понимание того, что суть противоречия, которое в своем сознании разрешает одаренный ребенок, вступающий в социум, заключается в совмещении потребности в самовыражении, как основы становления устойчивых и повторяющихся связей, с миром и другими людьми, с теми социально-психологическими стереотипами, которые сложились в современном обществе в отношении одаренного человека.

В отечественной психологии проблема одаренности ставилась  и исследовалась учеными (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, Л.И. Ларионова, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, В.И. Панов, В.Д. Шадриков), пришедшими к пониманию того, что не только мышление, но и социальное поведение одаренного ребенка не соответствует общепринятым стандартам. Одаренным детям недостает эмоционального баланса. Реакции сверстников воспринимаются ими как противодействие, и приводят либо к депрессии и разочарованию в своих способностях, либо к ярко выраженным агрессивным реакциям. Требования одаренного ребенка, которые он предъявляет сверстникам и взрослым, отличаются от социальных потребностей детей возрастной нормы. Поведение одаренного ребенка менее прогнозируемо, и часто не совпадает с социальными ожиданиями.

Оценивая степень изученности  проблемы детской одаренности в  советской педагогической психологии, следует отметить продуктивные исследования, направленные на раскрытие разных сторон данной проблемы. Это и роль возрастной чувствительности (Н.С.Лейтес), и изучение ориентировочной основы деятельности (Л.А.Венгер), и выделение индивидуальных учебных стилей математически одаренных детей (В.А.Крутецкий), и описание характерных особенностей умственно одаренных детей (Ю.З.Гильбух) и др. [15; С.6.]

Определение одаренности  ребенка - сложная задача, при решении  которой необходимо использовать как  результаты всестороннего психологического обследования, так и сведения о школьных и внешкольных достижениях ребенка, получаемые путем опроса родителей, учителей, сверстников. Только такой комплексный подход к диагностике признается всеми научными концепциями при сохраняющейся дискуссионности вопроса о структур е и факторах развития одаренности.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что личностными особенностями развития интеллектуально одаренных младших школьников выступают:

Высокая исследовательская  направленность на содержание деятельности.

Перфекционизм как стремление доводить свою деятельность до завершенного результата.

Объект исследования – одаренные дети.

Предмет исследования: основные психологические характеристики детской одаренности.

Целью нашего исследования является изучение эмоциональных   интеллектуальных характеристик одаренных детей.

Итак, цель исследования реализуется через решение следующих  задач:

1. провести анализ литературы по поставленной теме;

2. показать основные психологические характеристики одаренности.

3. рассмотреть основные  методики исследования особенностей  одаренных детей;

4. провести исследование.

Методы исследования:

• теоретические методы – анализ психолого-педагогической литературы;

• эмпирические методы – педагогическое наблюдение, тестирование, обработка результатов исследования.

Выявление личностных особенностей развития интеллектуальной одаренности  в младшем школьном возрасте может  способствовать расширению знаний о  возможных способах развития интеллектуальной одаренности ребенка и решению вопросов, связанных с построением системы развивающего, личностно-ориентированного образования, направленного на развитие как когнитивных функций одаренного ребенка, так и личностных особенностей интеллектуальной одаренности.

База исследования - МОУОД СОШ для одаренных детей "Интеллект" г. Владикавказа.

Исследование проводилось  в три этапа:

На первом этапе, в  ходе теоретического анализа психолого-педагогической специальной литературы уточнены проблемы, гипотеза, предмет и задача экспериментального исследования, обоснована тема, определены методики исследования проведения экспериментальной работы.

На втором этапе, подготовлена экспериментальная база исследования, проведены основные серии эксперимента, выявлены наиболее эффективные комплексы  педагогических условий, направленные на решение поставленной задачи.

На третьем этапе обобщены результаты исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

Данная курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиография и приложение.

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы эмоционально-интеллектуального развития одаренных детей

 

1.1. Введение в проблему эмоционально-интеллектуального развития одаренных детей

 

Под одарённостью ребёнка  понимается более высокое, чем у  его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие "одарённость" происходит от слова "дар". Таким образом, одаренность - это дар и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития творческих способностей.

Анализ проблемы развития одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем  вкладывать в это понятие. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. в толковом словаре В. Даля "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный"[46; С.25.].

При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Изучая талантливых детей, психологи характеризуют одаренность следующим образом.

Одаренность - это своего рода меры генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни.

Наиболее частое проявление одаренности - это ранняя речь и большой  словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность, ненасытное любопытство и отличная память. Хотя такие ранние проявления одаренности обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности. Отнюдь не все одаренные и талантливые дети с малого возраста поражают родителей своими талантами. Поэтому для начала стоило бы описать наиболее общие черты, свойственные одаренным детям. Одаренность многогранна. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности, в основном придерживаются определения одаренности, которое было предложено Комитетом по образованию США. Суть его в том, что одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому искусству, психомоторные способности). Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода[43; С.12.].

Качественное своеобразие  одаренности человека обязательно  сказывается на особенностях выполнения им деятельности. В жизни нетрудно найти людей, одинаково успешно занимающихся одной и той же творческой деятельностью. Но очень трудно выделить из них хотя бы двух, которые выполняли бы ее одинаковым способом.

Таким образом, благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных людей для высокого творчества характерна его индивидуальность и самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий процесс, все многообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к ним различные методы индивидуального воздействия.

В советской психологии, прежде всего трудами С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова сделана попытка, дать классификацию понятий "способности", "одаренности" по единому основанию - успешности деятельности. Способность - одно из наиболее общих психологических понятий.

По толковому словарю  Д.Н. Ушакова способность - это[40; С.18.]:

природное дарование;

возможность, умение что-нибудь делать;

Прилагательное "способный" обычно понимается в первом словарном  значении как способная ученица, способный молодой ученый. В таком  случае этот термин и "одаренность" так тесно связаны, что не всегда их можно различить. Но существует и другое указанное выше значение слова способность, когда оно может обозначать результат накопленного опыта и полностью сводиться к нему.

В отечественной психологии многие авторы давали термину "способность" развернутые определения. В частности С.Л. Рубинштейн понимал под способностями "… сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются"[33; С.54.].

Б. М. Теплов предложил  три эмпирических по сути признака способностей, которые легли в  основу определения, наиболее часто  используемого специалистами[37; С.45.]:

Способности - это индивидуально  психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Только те особенности, которые имеют отношение к  успешности выполнения деятельности или  нескольких деятельностей.

Способности несводимы  к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека. Хотя и обуславливают легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

Одаренность определяется обладанием большими способностями. Иногда способности считают врожденными, "данными от природы". Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Одним из первых ученых, разрабатывавших критерии оценки уровня интеллектуального развития, был  А. Бине. Его концепция кардинально  отличалась от идей Ф. Гальтона. А. Бине отводил большое значение роли окружающей социальной среды в развитии познавательной сферы ребенка. В связи с чем диагностика интеллектуальных способностей проводилась с учетом уровня усвоения социального опыта (осведомленности, знания значения слов, владения некоторыми социальными навыками, способности к моральным оценкам и т.д.). Считая другие тесты «потраченным впустую временем», А. Бине рассуждал о ядре интеллекта как о «суждении, иначе называемом здравым смыслом, практическим смыслом, инициативой, способностью адаптироваться к обстоятельствам» и указывал, что «обстоятельно оценивать, успешно постигать, рассуждать – все это является необходимым для интеллекта».

Тесты интеллекта принесли А. Бине широкую популярность. При этом стоит отметить и создание им теории интеллекта. По его мнению, развитое мышление состоит из трех элементов, определяемых им как целеполагание, адаптивность и оценка[12; С.51.].

Последователи А. Бине, разрабатывавшие  теоретические модели интеллекта и методики его диагностики, совершенствовали методики и создавали новые, но практически все тестовые задания, направленные на определение «коэффициента интеллекта», оставались однобокими.

Информация о работе Интеллектуальное развитие детей