Интеллектуальное развитие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение эмоциональных интеллектуальных характеристик одаренных детей.
Итак, цель исследования реализуется через решение следующих задач:
1. провести анализ литературы по поставленной теме;
2. показать основные психологические характеристики одаренности.
3. рассмотреть основные методики исследования особенностей одаренных детей;
4. провести исследование.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы эмоционально-интеллектуального развития одаренных детей 6
1.1.Введение в проблему эмоционально-интеллектуального
развития одаренных детей 6
1.2. Признаки одаренности 18
1.3. Виды одаренности 20
Глава 2. Эмпирическое исследование 25
2.1. Методы исследования особенностей развития интеллектуально одаренных младших школьников: описание и обоснование 25
2.2. Анализ результатов исследования личностных особенностей развития интеллектуально одаренных младших школьников 34
Заключение 49
Библиография 52
Приложение

Файлы: 1 файл

одаренные дети Кайтукова 14.03 (1).doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)

Выводы по главе

 

Различными специалистами XX столетия были предложены варианты концепций, внимание в которых акцентировалось  на определенных аспектах сложного психического явления одаренности. Исходя из этого, можно выделить основные содержательные аспекты исследований феномена одаренности:

Представление о многомерности  структуры интеллекта привело к  построению теоретических моделей  одаренности с акцентом на многоаспектность интеллектуальной сферы человека.

Вслед за признанием того факта, что одаренность является многомерным образованием, последовало  включение в ее структуру не только интеллектуальных способностей, но и  специфических академических способностей, креативности, а также способности к лидерству и др.

Познавательная мотивация, мотивация к достижению нашли  признание в большинстве исследований одаренности в качестве важнейших  факторов развития одаренности. Современные  концепции одаренности в большой степени акцентируют свое внимание на этом аспекте, а также на группе других неинтеллектуальных факторов, определяющих одаренность личности, среди них – самооценка, «образ-Я» и т.д.

Современные концепции  одаренности признают роль социальной среды, культуры как инстанции, оценивающей и определяющей феномен одаренности. Одаренность, с этой точки зрения, не просто посланный человеку божественный дар, а плод его собственных усилий в контексте культурно-исторических условий.

Одаренность понимается как динамическая характеристика, развивающаяся в течение всей жизни. Такое понимание одаренности привело к созданию теоретических моделей, в которые, наряду с факторами, характеризующими потенциал личности, включены факторы среды.

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование

2.1. Методы исследования особенностей развития интеллектуально одаренных младших школьников: описание и обоснование

 

С целью выявления  личностных особенностей развития интеллектуально  одаренных младших школьников нами было проведено эмпирическое исследование. Мы основывались на предположении о том, что личностными особенностями развития интеллектуально одаренных младших школьников выступают:

Высокая исследовательская  направленность на содержание деятельности.

Перфекционизм как стремление доводить свою деятельность до завершенного результата.

Личностное побуждение младшего школьника к развитию интеллекта.

Для проверки гипотезы эмпирического  исследования были подобраны и разработаны  следующие методы исследования.

Для диагностики интеллектуальных способностей применялась методика «Стандартные прогрессивные матрицы» (Дж. Равен).

Для диагностики личностных особенностей применялась методика на основе экспертных оценок – «Модифицированная методика диагностики личностных особенностей одаренных младших школьников» (А.И.Савенков, Н.М. Мякишева) [31; С.76.].

Личностные особенности  младших школьников исследовались  также при помощи методики «Незаконченные предложения».

В рамках нашего исследования большое значение имела оценка эмоционального развития младших школьников. Для этого была применена методика «Эмоциональные лица» (Н.М. Мякишева), а также применялся метод наблюдения за эмоциональными проявлениями испытуемых.

 

 

Стандартные прогрессивные  матрицы Дж. Равена

 

Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития. В основу заданий теста положены гештальттеория и теория Спирмена. Предполагается, что испытуемый первоначально воспринимает задание как целое, затем выделяет закономерности изменения элементов образа, после чего выделенные элементы включаются в целостный образ и находится недостающая часть изображения.

Данные, полученные с помощью  прогрессивных матриц Равена, хорошо согласуются с показателями других распространенных тестов общих способностей. Коэффициент надежности теста, по данным различных исследований, варьирует от 0,70 до 0,89. Таким образом, стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равена являются стандартизированным тестом, позволяющим измерять уровень интеллектуального развития младших школьников[34; С.75.].

 

Методика диагностики  личностных особенностей • интеллектуально одаренных младших школьников

 

Теоретической основой данного исследования явилась  теория психосоциального развития одаренного ребенка, разработанная А.И. Савенковым. В данной теории представлены наиболее выраженные личностные особенности, присущие одаренным детям[34; С.76.]. Опираясь на данную концепцию, нами была сконструирована методика, представленная в виде опросника и направленная на выявление следующих личностных особенностей интеллектуально одаренных младших школьников: исследовательская направленность на содержание деятельности; перфекционизм; социальная автономность; социальная компетентность; лидерство; особенности эмоционального развития; адекватный уровень самооценки (см. Приложение 1).

Опросники представляют собой группу психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты. В отличие от тестов в опросниках не может быть «правильных» и «неправильных» ответов. Они лишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия и несогласия.

 

Методика «Незаконченные предложения»

Представляет  собой адаптированный вариант списка незаконченных предложений, вошедшего в состав диагностического комплекса проективного интервью.

Главная особенность  проективных методик состоит  в том, что они представляют собой  относительно неструктурированные  задачи, т.е. задачи, допускающие почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того, чтобы фантазия индивида могла свободно разыгрываться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине тестовые задания (стимулы) обычно расплывчаты и неоднозначны. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на который отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность, конфликты и т.п..

В основе методики «Незаконченные предложения» лежит хорошо известный список незаконченных предложений Дж.М. Сакса и С. Леви (1950). Методика направлена на диагностику социальной позиции ребенка и самопонимание. Социальную позицию исследуют предложения, направленные на изучение отношения к группе сверстников, родителям, членам семьи и учителям (см. Приложение 2).

Гипотезы, возникающие  при интерпретации одного предложения, следует проверять, анализируя ответы ребенка на предложения той же группы (см. Приложение 2).

 

Диагностика эмоционального развития

За основу была взята концепция социальной компетентности, разработанная А.И. Савенковым. Автор характеризует концепцию социальной компетентности, выделяя три группы описывающих ее критериев: когнитивные, эмоциональные и поведенческие. Содержательно каждая из этих групп может быть представлена следующим образом:

Когнитивные: социальные знания, социальная память, социальная интуиция, социальное прогнозирование.

Эмоциональные: социальная выразительность, сопереживание, способность к саморегуляции.

Поведенческие: социальное восприятие, социальное • взаимодействие, социальная адаптация.

Выделенные  критерии дают возможность разработки процедуры выявления и количественной оценки каждого из обозначенных параметров социальной компетентности.

Составляющие  этих критериев диагностировались  при помощи следующих методик:

1. Модифицированная методика «Эмоциональные лица».

Применение  диагностического инструментария для  выявления уровней социального  интеллекта одаренных детей требует  понимания и разработки процедур оценивания отдельных его компонентов. В рамках нашего исследования социального интеллекта у одаренных младших школьников, мы уделили отдельное внимание вопросу изучения одного из ключевых его компонентов – социальной интуиции.

Результаты, полученные в ходе данной работы, показали, что  интеллектуально одаренные младшие школьники испытывают затруднения с идентификацией собственных эмоций. Испытуемым представлялась сложной задача оценки собственного эмоционального состояния во время конкурса, а, следовательно, возникали трудности с вербальным выражением данного эмоционального состояния. Названия эмоций, которые испытуемые указывали в бланках ответов, довольно часто не соответствовали их графическому изображению, либо названия эмоций отличались скудностью определений, их стандартностью. Например: «Мое настроение во время конкурса – хорошее, доброе, обычное…».

Таким образом, полученные результаты не явились для  нас информативными. Мы выдвинули  предположение о том, что узкий  диапазон определений собственного эмоционального настроения, продуцируемый  интеллектуально одаренными младшими школьниками, может являться причиной их недостаточной общей осведомленности о вариативности определений человеческих эмоций. Возможно также, что данный факт может быть объяснен возрастными особенностями испытуемых.

В связи с  этим мы модифицировали исходный вариант методики, включив в него, помимо диагностики умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния, также диагностику идентификации основных человеческих эмоций. Таким образом, модифицированный вариант методики был дополнен изображениями десяти схематических лиц, выражающих базовые эмоции человека: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Испытуемым необходимо было подобрать к каждому изображению лица верное название эмоции, которые были перечислены ниже (на бланке указывались все десять эмоций). Затем, также как и в первоначальном варианте, следовала инструкция изобразить свое настроение во время конкурса и в повседневной жизни. Таким образом, мы способствовали расширению диапазона представлений испытуемых о человеческих эмоциях (см. Приложение 3).

Выявление уровня сформированности социальной интуиции дает возможность диагностической  оценки того, насколько испытуемые способны к идентификации эмоций, что в свою очередь позволит сделать  вывод об уровне сформированности социального интеллекта.

2. Наблюдение за эмоциональными проявлениями испытуемых во время конкурсных презентаций их исследовательских работ. Диагностировались эмоциональные и поведенческие группы критериев социального интеллекта: социальная выразительность, способность к саморегуляции, социальная адаптация, особенности межличностного взаимодействия.

Наблюдение  – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей  деятельности. К наблюдению предъявляются  следующие основные требования: однозначность замысла и объективность. На первый план в наблюдении выступает интерпретация результатов. Особую трудность представляет наблюдение, где результаты в большей мере зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к объекту. Установлено, что качество наблюдения обусловлено в основном отношением к заданию и глубиной его осознания.

Для изучения эмоционального развития интеллектуально одаренных  младших школьников была разработана  схема наблюдения на основе методики диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. Содержательно схема наблюдения включала в себя следующий перечень категорий наблюдения:

самочувствие;

активность;

настроение;

моторика;

речь, мимика;

межличностное взаимодействие.

Каждая из этих категорий имела ряд составляющих ее единиц, которые фиксировались у испытуемых в процессе наблюдения, если имели место быть (см. Приложение 4). Напомним, что процедура применения метода наблюдения проходила в ситуации конкурса исследовательских работ младших школьников

Методы статистической обработки данных

Для проверки достоверности  полученных эмпирических данных и определения  их статистической значимости нами использовались следующие критерии: хи-квадрат (χ2), ранговый коэффициент корреляции Спирмена и t-критерий Стьюдента.

Критерий Хи-квадрат (χ2) применяется для сопоставления эмпирического распределения признака с теоретическим – равномерным, нормальным или каким-либо иным; для сопоставления двух, трех или более эмпирических распределений одного и того же признака.

В методике диагностики  личностных особенностей интеллектуально  одаренных младших школьников с  помощью этого критерия можно  установить, отличаются ли в целом  распределения личностных особенностей у интеллектуально одаренных  младших школьников и у их сверстников, имеющих средние и средне-низкие показатели по уровню интеллекта. Этот метод также позволяет в указанных выборках провести сравнительный анализ данных, полученных по методикам «Незаконченные предложения» и «Эмоциональные лица». Критерий Хи-квадрат является мощным критерием для выявления различий при их наличии. Выбор этого критерия обусловлен также тем, что условия его применения не противоречат данным исследования личностных детерминант развития интеллектуальной одаренности младших школьников, а именно:

Информация о работе Интеллектуальное развитие детей