Интеллектуальное развитие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение эмоциональных интеллектуальных характеристик одаренных детей.
Итак, цель исследования реализуется через решение следующих задач:
1. провести анализ литературы по поставленной теме;
2. показать основные психологические характеристики одаренности.
3. рассмотреть основные методики исследования особенностей одаренных детей;
4. провести исследование.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы эмоционально-интеллектуального развития одаренных детей 6
1.1.Введение в проблему эмоционально-интеллектуального
развития одаренных детей 6
1.2. Признаки одаренности 18
1.3. Виды одаренности 20
Глава 2. Эмпирическое исследование 25
2.1. Методы исследования особенностей развития интеллектуально одаренных младших школьников: описание и обоснование 25
2.2. Анализ результатов исследования личностных особенностей развития интеллектуально одаренных младших школьников 34
Заключение 49
Библиография 52
Приложение

Файлы: 1 файл

одаренные дети Кайтукова 14.03 (1).doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)

Мы проанализировали данные по методу наблюдения за эмоциональными проявлениями интеллектуально одаренных  младших школьников во время презентаций  их исследовательских работ на конкурсе «Я – исследователь». Метод наблюдения позволил проанализировать особенности проявления следующих параметров социального интеллекта:

Социальная выразительность  – эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный  контроль.

Способность к саморегуляции  – умение регулировать • собственные  эмоции и собственное настроение.

Социальная адаптация  – умение объяснять и убеждать • других, открытость в отношениях с окружающими.

Особенности межличностного взаимодействия.•

Напомним, что, поскольку ранее нами было установлено, что личностные особенности напрямую не связаны с уровнем развития интеллекта, то, руководствуясь теоретической базой, мы решили проверить предположение о возможной взаимосвязи исследуемых конструктов через параметры социального интеллекта. Таким образом, анализ проявления параметров социального интеллекта интеллектуально одаренных младших школьников при помощи метода наблюдения проводился с целью определения наличия или отсутствия связей между данным конструктом и личностными особенностями интеллектуально одаренных младших.

Схема наблюдения за эмоциональными проявлениями интеллектуально одаренных  младших школьников была разработана  на основе методики диагностики оперативной  оценки самочувствия, активности и  настроения [87]. Содержательно схема наблюдения включала в себя следующий перечень категорий наблюдения:

Самочувствие.

Активность.

Настроение.

Моторика.

Речь, мимика.

Межличностное взаимодействие.

Учитывались также невербальные проявления испытуемых (мимика, жесты). Каждая из этих категорий имела ряд составляющих ее единиц, которые фиксировались у испытуемых в процессе наблюдения, если имели место быть.

Результаты наблюдения за эмоциональными проявлениями интеллектуально  одаренных младших школьников во время конкурсных презентаций их исследовательских работ продемонстрировали преобладание позитивного эмоционального фона у испытуемых (хорошее самочувствие – 100%, бодрость – 80%, активность – 80%, увлеченность происходящим – 97%). Интеллектуально одаренные младшие школьники сохраняли позитивное настроение (жизнерадостность – 90%) и были полны надежд (99%).

Наблюдение, проведенное во время  презентации интеллектуально одаренными младшими школьниками исследовательских  работ, выявили у них эмоциональную  выразительность и умение контролировать собственные эмоции в стрессовой ситуации конкурса, что, безусловно, помогало им успешно проявлять себя.

Интеллектуально одаренные  младшие школьники хорошо адаптируются, способны объяснять и убеждать других. Это проявлялось в умении испытуемых корректно реагировать на вопросы и замечания экспертной комиссии конкурса.

Интеллектуально одаренные  младшие школьники открыты к  общению с окружающими людьми в неформальной обстановке. Во время  конкурсных презентаций эти умения практически не фиксировались, так как каждый из участников был направлен на успешность собственного выступления и скорее был критически, нежели дружелюбно, настроен по отношению к своим сверстникам в условиях огромной конкуренции.

Вопреки сложившемуся мнению о том, что одаренным детям свойственна эмоциональная неустойчивость и низкая способность к регулированию своих эмоций, данное исследование выявило у них высокий уровень стрессоустойчивости и эмоциональной регуляции. Очевидно, это позитивно повлияло на их успешность в учебно-исследовательской деятельности.

Таким образом, методы, направленные на диагностику эмоционального развития интеллектуально одаренных младших  школьников – методика «Эмоциональнее лица» и наблюдение за эмоциональными проявлениями испытуемых – во время  конкурсных презентаций исследовательских работ, выявили достаточно высокий уровень сформированности критериев социального интеллекта.

 

Вывод по главе 

 

Высокая исследовательская  направленность на содержание деятельности, проявляющаяся в настойчивом  самостоятельном поиске решения задания, выраженная познавательная потребность, сверхчувствительность к задачам.

Перфекционизм как желание  доводить свою деятельность до идеального результата, а также стремление к  высоким достижениям в интересующей сфере.

Эмоциональная устойчивость в ситуациях, требующих внутренней собранности и интеллектуальной активности.

Интеллектуально одаренные  младшие школьники отличаются особенностями  отношения к собственным способностям; спецификой представлений о себе в будущем, а также характером социальной позиции, проявляющейся в отношении к занимаемому месту в обществе.

Интеллектуально одаренные  младшие школьники положительно относятся к своим умственным способностям, при этом наблюдается  тенденция к признанию себя физически  слабыми по сравнению с группой сверстников.

Интеллектуально одаренные  младшие школьники имеют устойчивые интересы, что выражается в их оценке собственных планов на будущее, связанных  с освоением профессии.

Для ближайшего социального  окружения  (семьи) интеллектуально  одаренного младшего школьника развитие его интеллекта выступает самостоятельной ценностью.

Интеллектуально одаренные  младшие школьники  имеют выраженную направленность на получение знаний, при этом источником знаний для них  является учебное заведение и  учитель, высокая оценка деятельности которого связана с признанием его интеллектуальных способностей.

Социальная позиция  интеллектуально одаренных младших  школьников по отношению к сверстникам  заключается в приоритетном для  них общении с людьми старшего возраста, рассматриваемых в качестве источника получения знаний.

Анализ теоретических  источников свидетельствует о том, что особенности личности являются одним из важнейших факторов развития интеллектуальной одаренности ребенка. При этом эмпирически нами выявлено, что личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников не связаны напрямую с уровнем развития их интеллекта. Примечательно, что качественный анализ данных свидетельствует о значимых различиях характера личностных особенностей интеллектуально одаренных младших школьников по сравнению с их сверстниками со средними и средне-низкими показателями по уровню интеллекта.

Интеллектуально одаренные  младшие школьники обладают сформированной социальной интуицией, проявляющейся  в способности идентифицировать человеческие эмоции, а также социальной адаптацией и стрессоустойчивостью. Они также эмоционально выразительны и способны к контролю своих эмоций, что способствует их успешности в учебно-исследовательской деятельности.

Развитие интеллектуальной одаренности младших  школьников требует подхода, учитывающего как интеллектуальные способности, так и особенности личности одаренного ребенка.

 

Заключение

 

В завершении подчеркнем следующие основные моменты.

Проблема одаренности  в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

В настоящее время разрабатываются специальные комплексные программы для одаренных учащихся, в рамках которых ученик может более свободно приобретать знания, чем по обычной программе, ограниченной пределами и задачами только одного школьного предмета. Четко наложена координация различных проектов по изучению природы одаренности, программ подготовки учителей и организаторов образования, работающих с одаренными детьми.

Выражение "одаренные  дети" употребляется весьма широко. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учении или в творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одаренным. Такое словоупотребление (оно связано с определенными издержками) в наибольшей мере принято в американской психологии и педагогике, а теперь - хорошо это или плохо - получает распространение и у нас.

Для него есть основания, в частности применительно к  умственным проявлениям детей. Если у ребенка, при прочих равных условиях, необыкновенно быстрый темп умственного развития, а то уже и явные достижения в той или иной деятельности, правомерно признать его незаурядным. И поэтому к нему нужен соответствующий психолого-педагогический подход. Но можно ли считать, что у такого ребенка или подростка уже имеются достаточные предпосылки для дальнейшего роста его особых возможностей, т.е. для того, чтобы стать со временем одаренным взрослым? Судя по всему, по отношению ко многим таким детям этого скидать нельзя.

Эмпирическое исследование личностных особенностей развития интеллектуально  одаренных младших школьников позволило выявить присущую данной категории лиц высокую исследовательскую направленность на содержание деятельности, проявляющуюся в настойчивом самостоятельном поиске решения заданий, выраженной познавательной потребности, сверхчувствительности к задачам. Для интеллектуально одаренных детей также характерен перфекционизм как стремление доводить свою деятельность до идеального результата и эмоциональная устойчивость в ситуациях, требующих собранности и интеллектуальной активности.

Интеллектуально одаренные  младшие школьники положительно относятся к своим умственным способностям, при этом наблюдается тенденция к субъективному признанию себя физически слабыми по сравнению с группой сверстников. Для ближайшего социального окружения (семьи) интеллектуально одаренного младшего школьника развитие его интеллекта выступает самостоятельной ценностью.

Интеллектуально одаренные  младшие школьники имеют устойчивые интересы, что выражается в их оценке собственных планов на будущее, связанных  с освоением профессии. Одаренные младшие школьники также имеют выраженную направленность на получение знаний, источником знаний для них является учебное заведение и учитель, высокая оценка деятельности которого связана с признанием его интеллектуальных способностей.

Социальная позиция  интеллектуально одаренных младших школьников по отношению к сверстникам проявляется в том, что приоритетным для них является общение с людьми старшего возраста, рассматриваемых в качестве источника получения знаний.

Интеллектуально одаренные  младшие школьники обладают сформированной социальной интуицией, проявляющейся в способности идентифицировать человеческие эмоции, а также социальной адаптацией и стрессоустойчивостью. Они обладают способностью выражать и контролировать свои эмоции, что способствует их успешности в учебно-исследовательской деятельности.

Развитие интеллектуальной одаренности в образовательной  среде требует учета особенностей личностного развития одаренного ребенка, а также невозможно без анализа  семейных, школьных и в целом социально-психологических проблем на протяжении всего школьного обучения.

 

 

Библиография

 

  1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – С. 111 – 131.
  2. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 2011. – С. 274 – 292.
  3. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. – М., 1975. – 429 с.
  4. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. – М., 1980. – 374 с.
  5. Богоявленская Д.Б. Обобщение работы с одаренными детьми на федеральном уровне // Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Вып. 3. – М.: Центр «Школьная книга», 2012. – С. 96.
  6. Богоявленская Д.Б. Психологическая структура одаренности. Вып. 3. – М.: Центр «Школьная книга», 2012. – С. 114.
  7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – 464 с.
  8. Бурлачук Л.Ф., Блейхер В.М. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – Киев, 1978. – С. 286.
  9. Воронин А.Н., Габриелян Н.А. Взаимосвязь интеллекта и личностных особенностей у экстравертов и интровертов в условиях группового взаимодействия // Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия. – М., 2009. – С. 9 – 21.
  10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 5. Научное наследство / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1983. – 369 с.
  11. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. – С. 33.
  12. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М., 20111. – 186 с.
  13. Гильмеева Р., Сибгатуллина И. Одаренный ребенок в развитии, общении, учении или Что можно сказать об одаренности сегодня. – Казань: Медицина, 2007. – 284 с.
  14. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М.: Флинта, 2011. – 336 с.
  15. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия. / Под ред. Воронина и Габриеляна – М.: Институт психологии РАН, 2001. – 276 с.
  16. Кант И.48. Сочинения. В 8 т. – Т. 5. – М.: Чоро, 2004. – 414 с.
  17. Ковалевский П.И. Психиатрические эскизы из истории. – СПб., 1900. – С. 12.
  18. Крутецкий В.А. Проблема формирования и развития способностей // Вопросы психологии. – 1972. – № 2. – С. 2 – 12.
  19. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М., 1968. – 431 с.
  20. Леднева. С.А. Психологические особенности оценки детской одаренности педагогами: дис. … канд психол. наук. – М., 2003. – 133 с.
  21. Лейтес Н.С. Возрастной подход к проблеме детской одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 2007. – С. 57 – 66.
  22. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М.: Педагогика, 1971. – 280 с.
  23. Матюшкин А.М., Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. – 1988. – № 4. – С. 88 – 97.
  24. Одаренные дети / Пер. с англ. А.Г. Мкервали / Под ред. 76. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 380 с.
  25. Одаренные дети: теория и практика. Материалы российской конференции / Под ред. В.И. Панова. – М.: Психологический институт РАО – МГППИ, – 2011. – 240 с.
  26. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. – М., 2011. – 258 с.
  27. Психологическая диагностика. / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 368 с.
  28. Психологический словарь // Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М., 1999. – 212 с.
  29. Психологическое изучение детей в школе-интернате /Под ред. Л.И. Божович. – М, 1960. – 268 с.
  30. Психология одаренности детей и подростков94. / Под ред. Н.С. Лейтес. – М.: Академия, 2011. – 408 с.
  31. Психология одаренности: от теории к практике/ Под ред. Д.В. Ушакова. – М.: ИП РАН, 2009. – 128 с.
  32. Развитие детской одаренности в образовательной среде: 100. монография / А.И. Савенков, Р.А. Данилина, Е.П. Титков, И.Ю. Троицкая; АГПИ им. А.П. Гайдара.–Арзамас: АГПИ, 2010. – 206 с.
  33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. II. – М.: Педагогика, 2011. – 322 с.
  34. Савенков А.И. Развитие детской одаренности в образовательной среде: монография / А.И. Савенков, Р.А. Данилина, Е.П. Титков, И.Ю. Троицкая; АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2010. – 206 с.
  35. Сахарова О.Л., Юркевич В.С. Работа с одаренными детьми // М.: Центр «Школьная книга», 2007. – С. 16 – 20.
  36. Теплов Б.М. Проблема одаренности // Советская педагогика. – 1940. – № 4 – 5. – С. 25 – 36.
  37. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Избранные труды: в 2 т. – Т 1. – М., 1985. – 689 с.
  38. Тихомирова Т.Н. О влиянии состава семьи на способности детей: роль поколений // Одаренные дети: теория и практика. Материалы российской конференции / Под ред. В.И. Панова. – М.: Психологический институт РАО – МГППИ, 2001. – С. 2011 – 203.
  39. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. – М., 2004. – С. 11 – 28.
  40. Ушаков Д.В. Структура и динамика интеллектуальных способностей: дис. ... докт. психол. наук. – М., 2012. – 370 с.
  41. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 2012. – С. 243 – 250.
  42. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск: Изд-во Томского ун-та; Москва: Изд-во «Барс», 2010. – 246 с.
  43. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Под ред. В.Л. Лукова. – СПб.: Союз, 2012. – С. 7.
  44. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2011. – 146 с.
  45. Шумакова Н.Б. Развитие общей одаренности детей в условиях школьного обучения: Автореф. дис. … докт. психол. наук. – М, 2006. – 47 с.
  46. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. – М.: Воронеж, 2012. – 246 с.
  47. Эльконин Д.Б. 155. Детская психология. – М.: Учпедгиз, 1987. – 235 с.
  48. Юркевич В.С. . Изучение общей одаренности за рубежом // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 18 – 27.
  49. http://www.knigafund.ru/

Информация о работе Интеллектуальное развитие детей