Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 13:41, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение эмоциональных интеллектуальных характеристик одаренных детей.
Итак, цель исследования реализуется через решение следующих задач:
1. провести анализ литературы по поставленной теме;
2. показать основные психологические характеристики одаренности.
3. рассмотреть основные методики исследования особенностей одаренных детей;
4. провести исследование.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы эмоционально-интеллектуального развития одаренных детей 6
1.1.Введение в проблему эмоционально-интеллектуального
развития одаренных детей 6
1.2. Признаки одаренности 18
1.3. Виды одаренности 20
Глава 2. Эмпирическое исследование 25
2.1. Методы исследования особенностей развития интеллектуально одаренных младших школьников: описание и обоснование 25
2.2. Анализ результатов исследования личностных особенностей развития интеллектуально одаренных младших школьников 34
Заключение 49
Библиография 52
Приложение
Мы проанализировали данные по методу наблюдения за эмоциональными проявлениями интеллектуально одаренных младших школьников во время презентаций их исследовательских работ на конкурсе «Я – исследователь». Метод наблюдения позволил проанализировать особенности проявления следующих параметров социального интеллекта:
Социальная выразительность
– эмоциональная
Способность к саморегуляции – умение регулировать • собственные эмоции и собственное настроение.
Социальная адаптация – умение объяснять и убеждать • других, открытость в отношениях с окружающими.
Особенности межличностного взаимодействия.•
Напомним, что, поскольку ранее нами было установлено, что личностные особенности напрямую не связаны с уровнем развития интеллекта, то, руководствуясь теоретической базой, мы решили проверить предположение о возможной взаимосвязи исследуемых конструктов через параметры социального интеллекта. Таким образом, анализ проявления параметров социального интеллекта интеллектуально одаренных младших школьников при помощи метода наблюдения проводился с целью определения наличия или отсутствия связей между данным конструктом и личностными особенностями интеллектуально одаренных младших.
Схема наблюдения за эмоциональными проявлениями интеллектуально одаренных младших школьников была разработана на основе методики диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения [87]. Содержательно схема наблюдения включала в себя следующий перечень категорий наблюдения:
Самочувствие.
Активность.
Настроение.
Моторика.
Речь, мимика.
Межличностное взаимодействие.
Учитывались также невербальные проявления испытуемых (мимика, жесты). Каждая из этих категорий имела ряд составляющих ее единиц, которые фиксировались у испытуемых в процессе наблюдения, если имели место быть.
Результаты наблюдения за эмоциональными проявлениями интеллектуально одаренных младших школьников во время конкурсных презентаций их исследовательских работ продемонстрировали преобладание позитивного эмоционального фона у испытуемых (хорошее самочувствие – 100%, бодрость – 80%, активность – 80%, увлеченность происходящим – 97%). Интеллектуально одаренные младшие школьники сохраняли позитивное настроение (жизнерадостность – 90%) и были полны надежд (99%).
Наблюдение, проведенное во время
презентации интеллектуально
Интеллектуально одаренные младшие школьники хорошо адаптируются, способны объяснять и убеждать других. Это проявлялось в умении испытуемых корректно реагировать на вопросы и замечания экспертной комиссии конкурса.
Интеллектуально одаренные младшие школьники открыты к общению с окружающими людьми в неформальной обстановке. Во время конкурсных презентаций эти умения практически не фиксировались, так как каждый из участников был направлен на успешность собственного выступления и скорее был критически, нежели дружелюбно, настроен по отношению к своим сверстникам в условиях огромной конкуренции.
Вопреки сложившемуся мнению о том, что одаренным детям свойственна эмоциональная неустойчивость и низкая способность к регулированию своих эмоций, данное исследование выявило у них высокий уровень стрессоустойчивости и эмоциональной регуляции. Очевидно, это позитивно повлияло на их успешность в учебно-исследовательской деятельности.
Таким образом, методы, направленные
на диагностику эмоционального развития
интеллектуально одаренных
Вывод по главе
Высокая исследовательская направленность на содержание деятельности, проявляющаяся в настойчивом самостоятельном поиске решения задания, выраженная познавательная потребность, сверхчувствительность к задачам.
Перфекционизм как желание
доводить свою деятельность до идеального
результата, а также стремление к
высоким достижениям в
Эмоциональная устойчивость в ситуациях, требующих внутренней собранности и интеллектуальной активности.
Интеллектуально одаренные
младшие школьники отличаются особенностями
отношения к собственным
Интеллектуально одаренные младшие школьники положительно относятся к своим умственным способностям, при этом наблюдается тенденция к признанию себя физически слабыми по сравнению с группой сверстников.
Интеллектуально одаренные
младшие школьники имеют
Для ближайшего социального окружения (семьи) интеллектуально одаренного младшего школьника развитие его интеллекта выступает самостоятельной ценностью.
Интеллектуально одаренные младшие школьники имеют выраженную направленность на получение знаний, при этом источником знаний для них является учебное заведение и учитель, высокая оценка деятельности которого связана с признанием его интеллектуальных способностей.
Социальная позиция
интеллектуально одаренных
Анализ теоретических источников свидетельствует о том, что особенности личности являются одним из важнейших факторов развития интеллектуальной одаренности ребенка. При этом эмпирически нами выявлено, что личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников не связаны напрямую с уровнем развития их интеллекта. Примечательно, что качественный анализ данных свидетельствует о значимых различиях характера личностных особенностей интеллектуально одаренных младших школьников по сравнению с их сверстниками со средними и средне-низкими показателями по уровню интеллекта.
Интеллектуально одаренные младшие школьники обладают сформированной социальной интуицией, проявляющейся в способности идентифицировать человеческие эмоции, а также социальной адаптацией и стрессоустойчивостью. Они также эмоционально выразительны и способны к контролю своих эмоций, что способствует их успешности в учебно-исследовательской деятельности.
Развитие интеллектуальной одаренности младших школьников требует подхода, учитывающего как интеллектуальные способности, так и особенности личности одаренного ребенка.
Заключение
В завершении подчеркнем следующие основные моменты.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
В настоящее время разрабатываются специальные комплексные программы для одаренных учащихся, в рамках которых ученик может более свободно приобретать знания, чем по обычной программе, ограниченной пределами и задачами только одного школьного предмета. Четко наложена координация различных проектов по изучению природы одаренности, программ подготовки учителей и организаторов образования, работающих с одаренными детьми.
Выражение "одаренные дети" употребляется весьма широко. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учении или в творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одаренным. Такое словоупотребление (оно связано с определенными издержками) в наибольшей мере принято в американской психологии и педагогике, а теперь - хорошо это или плохо - получает распространение и у нас.
Для него есть основания, в частности применительно к умственным проявлениям детей. Если у ребенка, при прочих равных условиях, необыкновенно быстрый темп умственного развития, а то уже и явные достижения в той или иной деятельности, правомерно признать его незаурядным. И поэтому к нему нужен соответствующий психолого-педагогический подход. Но можно ли считать, что у такого ребенка или подростка уже имеются достаточные предпосылки для дальнейшего роста его особых возможностей, т.е. для того, чтобы стать со временем одаренным взрослым? Судя по всему, по отношению ко многим таким детям этого скидать нельзя.
Эмпирическое исследование личностных особенностей развития интеллектуально одаренных младших школьников позволило выявить присущую данной категории лиц высокую исследовательскую направленность на содержание деятельности, проявляющуюся в настойчивом самостоятельном поиске решения заданий, выраженной познавательной потребности, сверхчувствительности к задачам. Для интеллектуально одаренных детей также характерен перфекционизм как стремление доводить свою деятельность до идеального результата и эмоциональная устойчивость в ситуациях, требующих собранности и интеллектуальной активности.
Интеллектуально одаренные младшие школьники положительно относятся к своим умственным способностям, при этом наблюдается тенденция к субъективному признанию себя физически слабыми по сравнению с группой сверстников. Для ближайшего социального окружения (семьи) интеллектуально одаренного младшего школьника развитие его интеллекта выступает самостоятельной ценностью.
Интеллектуально одаренные
младшие школьники имеют
Социальная позиция интеллектуально одаренных младших школьников по отношению к сверстникам проявляется в том, что приоритетным для них является общение с людьми старшего возраста, рассматриваемых в качестве источника получения знаний.
Интеллектуально одаренные младшие школьники обладают сформированной социальной интуицией, проявляющейся в способности идентифицировать человеческие эмоции, а также социальной адаптацией и стрессоустойчивостью. Они обладают способностью выражать и контролировать свои эмоции, что способствует их успешности в учебно-исследовательской деятельности.
Развитие интеллектуальной
одаренности в образовательной
среде требует учета
Библиография