Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 13:41, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение эмоциональных интеллектуальных характеристик одаренных детей.
Итак, цель исследования реализуется через решение следующих задач:
1. провести анализ литературы по поставленной теме;
2. показать основные психологические характеристики одаренности.
3. рассмотреть основные методики исследования особенностей одаренных детей;
4. провести исследование.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы эмоционально-интеллектуального развития одаренных детей 6
1.1.Введение в проблему эмоционально-интеллектуального
развития одаренных детей 6
1.2. Признаки одаренности 18
1.3. Виды одаренности 20
Глава 2. Эмпирическое исследование 25
2.1. Методы исследования особенностей развития интеллектуально одаренных младших школьников: описание и обоснование 25
2.2. Анализ результатов исследования личностных особенностей развития интеллектуально одаренных младших школьников 34
Заключение 49
Библиография 52
Приложение
Объем выборки должен быть достаточно большим: n ≥ 30. 1. При n < 30 критерий χ2 дает весьма приближенные значения. Точность критерия повышается при больших n.
Теоретическая частота для каждой ячейки таблицы не 2. должна быть меньше 5. Это означает, что если число разрядов задано заранее и не может быть изменено, то мы не можем применять метод χ2 , не накопив определенного минимального числа наблюдений.
Разряды должны быть неперекрещивающимися: если наблюдение отнесено к одному разряду, то оно уже не может быть отнесено к какому-либо другому разряду. Сумма наблюдений по разрядам всегда должна быть равна общему количеству наблюдений .
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена (rs) относится к непараметрическим показателям связи между переменными, измеренными в ранговой шкале. При расчете этого коэффициента не требуется никаких предположений о характере распределений признаков в генеральной совокупности. Этот коэффициент определяет степень тесноты связи порядковых признаков, которые в этом случае представляют собой ранги сравниваемых величин. Величина коэффициента линейной корреляции Спирмена лежит в интервале +1 и –1. Он может быть положительным и отрицательным, характеризуя направленность связи между двумя признаками, измеренными в ранговой шкале.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена применяется для определения тесноты (силы) и направления корреляционной связи между показателями уровня интеллекта (по методике Равена) и личностными особенностями (по методике диагностики личностных особенностей интеллектуально одаренных младших школьников) в группе одаренных младших школьников и их сверстников с средними и средне-низкими показателями уровня интеллекта. Этот коэффициент также предназначен для выявления корреляционных связей между показателями личностных особенностей внутри каждой группы. Выбор этого коэффициента обусловлен также тем, что условия его применения не противоречат данным исследования личностных детерминант развития интеллектуальной одаренности младших школьников, а именно:
1. Сравниваемые переменные получены в порядковой (ранговой) шкале.
2. Характер распределения
коррелируемых величин не
3. Число варьирующих
признаков в сравниваемых
4. По каждой
переменной должно быть
Когда надо ответить на вопрос, существенны ли количественные различия средних значений в двух выборках, используется t-критерий Стьюдента. В нашем исследовании данный критерий применялся для определения различий в показателях уровня сформированности социальной интуиции у интеллектуально одаренных младших школьников и их сверстников со средними и средне-низкими показателями по уровню интеллекта.
Использование того или иного статистического критерия в настоящем исследовании определялось математической формой полученных результатов по другим методам, а также условиями применения и ограничениями данных критериев.
2.2. Анализ результатов исследования личностных особенностей развития интеллектуально одаренных младших школьников
В данном параграфе анализируются результаты, полученные по методикам диагностики личностных особенностей одаренных младших школьников (А.И.Савенков), стандартным прогрессивным матрицам (Дж. Равен) и методике «Незаконченные предложения».
В исследовании приняли участие 40 одаренных детей из МОУОД СОШ для одаренных детей "Интеллект" г. Владикавказа, в возрасте 7–11 лет. Испытуемые квалифицировались как интеллектуально одаренные на основании тестирования (методика «Стандартные прогрессивные матрицы» Дж.Равена), а также по критерию – уровень интеллекта не менее 120 пунктов. Учитывался также уровень их личных достижений.
Для сравнительного анализа была сформирована выборка младших школьников СОШ №50 г. Владикавказа со средними и средне-низкими показателями по уровню интеллекта («Стандартные прогрессивные матрицы» Дж. Равена) по критерию – уровень интеллекта 90–110 пунктов. Таким образом, был произведен отбор младших школьников со средними и средне-низкими показателями по уровню интеллекта в количестве 40 человек.
В группе интеллектуально
одаренных младших школьников при
помощи методики диагностики личностных
особенностей интеллектуально одаренных
младших школьников определялась степень
выраженности следующих особенностей:
исследовательская направленнос
При помощи методики «Незаконченные предложения» диагностировались особенности социальной позиции и самопонимания испытуемых. Данные особенности выявлялись путем анализа отношений испытуемых к разным сферам жизни.
Данные процедуры также проводились при выборке младших школьников со средними и средне-низкими показателями по уровню интеллекта.
Затем осуществлялся сравнительный анализ данных, полученных по каждой методике с целью нахождения различий в обеих группах и определения степени их статистической достоверности.
1. Сравнительный
анализ результатов исследовани
Результаты исследования личностных особенностей у интеллектуально одаренных младших школьников и у младших школьников со средними и средне-низкими показателями по уровню интеллекта представлены в Таблице 1. В составе личностных особенностей представлены особенности, которые были оценены экспертами по наличию или отсутствию данных проявлений у испытуемых. Если указанная личностная особенность проявлялась в поведении испытуемого, то экспертам необходимо было начислить 1 балл. Всего по каждому параметру (условно параметрами можно назвать каждую из исследуемых личностных особенностей) испытуемый мог набрать от 0 до 5 баллов включительно (5 вопросов по каждому параметру).
Как видно из Таблицы 1, интеллектуально одаренные младшие школьники имеют общий показатель уровня личностного развития с тенденцией к максимальному (3,27 балла). Практически по всем параметрам личностного развития они превосходят показатели их сверстников со средним и средне-низким уровнем интеллекта, кроме показателя социальная компетентность (хотя различия в баллах несущественны). Анализ полученных результатов свидетельствует об очевидном факте: исследуемые личностные особенности наиболее выражены у интеллектуально одаренных младших школьников. Среди личностных особенностей, которые имеют наиболее яркую выраженность в данной выборке, можно выделить увлеченность содержанием задачи (4,08 балла) и перфекционизм (3,50 балла).
Таблица 1
Результаты исследования личностных особенностей у интеллектуально одаренных младших школьников и у младших школьников со средними и средне-низкими показателями по уровню интеллекта (средние показатели по каждой выборке в баллах)
Таким образом, предварительный анализ данных свидетельствует о значимости различий в двух группах по уровню личностного развития и по выраженности личностных особенностей.
Используя в качестве
статистического критерия Хи-квадрат,
мы вычислили различия между группами
интеллектуально одаренных
Таблица 2
Различия личностных особенностей между группами интеллектуально одаренных младших школьников и их сверстников со средними и средне-низкими показателями уровня интеллекта.
Исследовательская направленность на содержание деятельности
Исследовательская направленность на содержание деятельности, перфекционизм, социальная автономность, особенности эмоционального развития – значимость различий на уровне 0, 01%.
Социальная компетентность, лидерство, адекватный уро• вень самооценки – значимость различий на уровне 0, 05%.
Обратимся к сравнительному
анализу данных, полученных по каждому
параметру исследуемых
При интерпретации результатов исследования по методике «Незаконченные предложения» анализировались утверждения, в которых раскрывается отношение интеллектуально одаренных младших школьников к себе, отношение к своему положению в семье, отношение к ровесникам, отношение к учителям и школе, отношение к собственным способностям, отношение к негативным переживаниям, страхам и отношение к мечтам и планам на будущее.
Для проведения сравнительного анализа мы проанализировали утверждения по каждой из категорий диагностируемых отношений и распределили их в три группы по характеру модальности:
Положительное отношение (утверждения, имеющие 1. положительный характер отношения испытуемых к изучаемым сферам жизни).
Отрицательное отношение (утверждения, имеющие 2. отрицательный характер отношения испытуемых к изучаемым сферам жизни).
Нейтральное отношение (утверждения, имеющие 3. нейтральный характер отношения испытуемых к изучаемым сферам жизни).
Далее мы выявили процентное соотношение показателей данных групп по каждому из исследуемых отношений.
Результаты исследования по методике «Незаконченные предложения» у интеллектуально одаренных младших школьников и у младших школьников со средними и средне-низкими показателями по уровню интеллекта представлены на Рисунке 1.
Рис.1. Результаты исследования по методике «Незаконченные предложения» у интеллектуально одаренных младших школьников и у младших школьников со средними и средне-низкими показателями по уровню интеллекта (в процентах)
Далее проводился количественный и качественный анализ полученных данных по методике «Эмоциональные лица» в двух выборках, анализировались данные наблюдения за эмоциональными проявлениями испытуемых во время презентации ими собственных исследовательских работ (на конкурсе).
При помощи методики «Эмоциональные лица» предполагалось выяснить, насколько испытуемые способны к идентификации как собственных эмоций, так и эмоций других людей, что способствовало бы получению информации об уровне сформированности социальной интуиции у интеллектуально одаренных младших школьников.
Процедура оценивания заключалась в начислении 1 балла в случае верной идентификации эмоции. Если эмоция идентифицировалась неверно, то балл не начислялся. Далее подсчитывалась общая сумма правильных ответов, полученных при идентификации каждой из десяти эмоций внутри каждой из двух выборок.
Результаты исследования параметров социального интеллекта по методике «Эмоциональные лица» представлены в Таблице 3.
Таблица 3.
Результаты исследования параметров социального интеллекта по методике «Эмоциональные лица» у интеллектуально одаренных младших школьников и у школьников со средними и средне-низкими показателями по уровню интеллекта (в баллах)
Можно заметить, что, как в группе интеллектуально одаренных младших школьников, так и в группе их сверстников со средними и средне-низкими показателями по уровню интеллекта испытуемые с различной степенью успешности идентифицировали каждую из эмоций. Результаты исследования по методике «Эмоциональные лица» у интеллектуально одаренных младших школьников и у младших школьников со средними и средне-низкими показателями по уровню интеллекта представлены на Рисунке 2.
Рис. 2. Результаты исследования по методике «Эмоциональные лица» у интеллектуально одаренных младших школьников и у младших школьников со средними и средне-низкими показателями по уровню интеллекта (в баллах)
62,5% интеллектуально одаренных
младших школьников проявили
высокую способность к
Наиболее точно
Для эмоций удивления, горя, отвращения, страха и стыда точность несколько ниже. Менее всего идентифицировались эмоции вины, презрения и интереса – 40% каждая из эмоций.
В группе испытуемых со средними и средне-низкими показателями по уровню интеллекта были получены следующие результаты:
68% испытуемых проявили способность к идентификации человеческих эмоций. Так же, как и в группе интеллектуально одаренных младших школьников, наиболее точно идентифицировались эмоции радости и гнева – 95% и 90% соответственно. Менее всего идентифицировались эмоции вины и отвращения – 37,5% и 50% соответственно.
Различия в общих показателях уровня сформированности социальной интуиции у интеллектуально одаренных младших школьников (6,2 балла) и их сверстников со средними и средне-низкими показателями по уровню интеллекта (6,75 балла) статистически не значимы, как показал t -критерий Стьюдента. Значение по данному критерию составляет: t = 3,37, при ρ < 0,001.