Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 22:33, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение и обоснование различных приемов убеждения, а также рекомендации по их практическому применению.
В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи:
1. Рассмотреть основы психологии убеждения;
2. Проанализировать различные приемы убеждения с точки зрения психологического воздействия;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСКУССТВО УБЕЖДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Теоретические основы психологии убеждения 4
1.2. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия. 8
2. ТЕХНОЛОГИЯ СКРЫТОГО УБЕЖДЕНИЯ
2.1. Обнаружение и использование индивидуальных особенностей адресата 19
2.2. Мишени воздействия. 23
2.3. Аттракция, средства достиженияттракции. 24
2.4. Методы нейролингвистического программирования (НЛП). 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Задав подобный вопрос, нужно очень внимательно наблюдать за движениями глаз партнера.
Движения глаз не являются единственными сигналами доступа, хотя, вероятно, их легче всего заметить. Так как тело и мозг неразделимы, то способ мышления всегда проявляется в чем-нибудь, и вы увидите это, если знаете, куда смотреть. Например, это проявляется в дыхании, цвете лица и позе.
Человек, думающий визуальными образами, обычно будет говорить быстрее и более высоким тоном, чем тот, который думает по-другому. Образы возникают в голове быстро, и вам приходится говорить быстро, чтобы успевать за ними. Дыхание будет верхним и более поверхностным. Часто наблюдается повышенное напряжение мускулатуры, в частности в плечах, голова поднята высоко, а лицо бледнее обычного.
Те люди, которые думают звуками, дышат всей грудью. Нередко возникают мелкие ритмические движения тела, а тон голоса чистый, выразительный и резонирующий. Голова балансирует на плечах или слегка наклонена к одному из них, как бы прислушиваясь к чему-то.
Люди, которые разговаривают сами с собой, будут часто склонять голову в одну сторону, подпирая ее рукой или кулаком. Это положение известно под названием «телефонная поза», потому что выглядит так, как будто человек говорит по телефону. Некоторые люди повторяют то, что они только что услышали, в такт своему дыханию. Вы сможете увидеть, как шевелятся их губы.
Кинестический доступ характеризуется глубоким низким дыханием в области живота, часто сопровождающимся мускульным расслаблением. С низким положением головы связан голос низкой тональности, и человек будет говорить медленно, с длинными паузами. «Мыслитель» - скульптура Родена - несомненно, думает кинестически.
Движения и жесты также расскажут о том, как человек думает. Многие люди будут указывать на тот орган чувств, который они используют внутренним образом: они покажут на свои уши, прислушиваясь к звукам внутри себя, покажут на глаза, визуализируя, или на живот, если испытывают сильные ощущения. Эти знаки скажут вам не о том, о чем думает человек, а о том, как он это делает. Это язык телодвижений в более утонченной форме.
Идея главных систем - это очень полезный способ понимания того, как различные люди думают. Чтение сигналов доступа является бесценным искусством для тех, кто хочет улучшить свои способности коммуникации с другими людьми. Это важно для терапевтов и преподавателей. Терапевт может начать понимать, как его клиенты думают, и обнаружит, каким образом он мог бы это изменить. Преподаватель может определить, какие способы мышления работают лучше в разных ситуациях, и учить именно этим успешным способам.
Знание типов индивида по восприятию позволяет использовать это для управления им. Общаясь в предпочтительной для объекта системе восприятия, субъект устанавливает с ним устойчивый канал связи. При этом адресат чувствует себя комфортно, испытывает удовольствие от того, что его хорошо понимают, «как будто знакомы всю жизнь» и т.п. Все это способствует аттракции, а затем и скрытому управлению [13, с. 21 - 30].
Калибровка. Первое умение - определять, положительно или отрицательно объект относится к данной ситуации, когда он готов сказать «да», когда – «нет». Это называется «калибровкой». И мысли, и слова - это нахождение различия во внешних проявлениях человека, когда он думает о чем-то неприятном для себя или, наоборот, об очень приятном. В первом случае у большинства людей наблюдаются следующие внешние признаки: челюсти сжимаются, «тоньше» становятся губы, опускаются уголки рта, сужаются зрачки, лицо становится бледнее, могут начать вибрировать «ноздри», дыхание делается более частым и поверхностным, напрягаются мышцы рук.
Размышление о чем-то приятном характеризуется, как правило, появлением обратных признаков: лицо розовеет, глаза «раскрываются», уголки рта приподнимаются, разжимаются губы, дыхание становится реже и глубже, расслабляются напряженные мышцы рук.
Все эти признаки возникают непроизвольно и по-разному
выражаются у каждого человека. Поэтому
наблюдателю важно заметить один-два наиболее
характерных, сопровождающих «приятные»
или «неприятные» мысли своего собеседника,
и в дальнейшем опираться па них.
Знание подобных закономерностей позволяет
психологу, работающему со своими клиентами
в рамках НЛП, найти кратчайший путь к
разрешению их проблем.
"Чтение мыслей" по
Вольфу Мессингу. Его «психологические опыты» в переполненных
залах наделали в свое время много шума.
На афишах анонсировалось «чтение мыслей».
Любому желающему в зале предлагалось
спрятать любую вещь и подойти к артисту,
а Мессинг брался ее найти.
Работа его была построена преимущественно
на использовании калибровки, доведенной
им до совершенства. Держа за руку вышедшего
зрителя, он направлялся в зал. Реакция
«нет», «не туда» обычно выражается сокращением
мышц руки, которые чувствительный Мессинг
легко улавливал. Когда же артист был в
очень хорошей форме, он получал сигналы
«да» или «нет» в результате простого
наблюдения за человеком, передающим информацию
(частотой его дыхания, цветом лица и т.д.),
и за зрителями. Возможно, у Мессинга были
еще какие-нибудь профессиональные секреты,
но все они основывались на использовании
данных закономерностей. Существует множество
каналов передачи информации, помимо слов,
которые становятся заметными при пристальном
наблюдении за человеком (некоторые из
них мы уже называли), но не имеют отношения
«к чтению мыслей».
Классификация К. Юнга. Воздействие на человека более эффективно,
когда инициатор учитывает его тип познавательной
деятельности.
Швейцарский психолог Карл Юнг выделил
четыре типа познавательной деятельности
- эмоциональный, аналитический, ощущающий
и интуитивный.
Эмоциональный тип. Ориентируется прежде всего на прошлое.
В новой обстановке чувствует себя не
совсем уверенно и старается избежать
решений, которые могут порвать его связь
с прошлым. В молодости такие люди бывают
склонны к риску, в среднем - становятся
консервативными.
Они оценивают события главным образом
по результатам - для них только те события
значительны, которые оставляют яркий
след в памяти. Люди эмоционального типа
с трудом меняют свое мнение о человеке.
Они, как правило, все события рассматривают
с чисто личных отношений: кто к кому как
относится.
Аналитический (мыслительный) тип. Обычно отличается как бы безразличием к происходящему. Между тем это только видимость. События интересуют этих людей лишь как строго логический процесс. Сами они живут по созданному ими графику и следят, чтобы все их поступки входили в какую-то систему. Быстрота действия им не свойственна. Прежде чем действовать, они предпочитают подумать. Вследствие этого мыслительный тип часто бездействует в кризисных ситуациях. Однако, когда кризис углубляется, способность мыслителя справляться с этим явлением возрастает.
Никакой другой тип не может так планировать предстоящую деятельность, как мыслительный. Такие люди жестко придерживаются составленного ими плана и отстаивают его всеми способами. Речь является средством их борьбы. При недостатке интеллекта они превращаются в догматиков. Окружающие нередко характеризуют людей этого типа каким-нибудь эпитетом из следующего списка: педант, придирчивый, самоуверенный, трудный, надменный.
Ощущающий тип. Люди этого типа воспринимают настоящее во всей его полноте и не примешивают к нему свой прошлый опыт. Они не вникают в то, как событие возникло, для них важно то, что событие существует. Для таких людей конкретность предмета - самое важное. Логические рассуждения не для них.
Ощущающий тип хорошо справляется с кризисными ситуациями и неожиданностями. Эти люди привыкли действовать. Как правило, они направляют всю активность на общественные цели, однако нередко сами вызывают неурядицу на производстве. Часто они характеризуются чертами лидера и преуспевают в стремлении занять руководящее место.
Интуитивный тип. Представители этого типа могут производить на окружающих впечатление людей легкомысленных, непрактичных.
Такие люди быстро перескакивают с одной деятельности на другую, у них постоянно возникают разные идеи, и они сразу же пытаются их реализовать. Вместе с тем они непунктуальны, неорганизованны, с временем обращаются свободно.
Люди этого склада вдохновляют других видением будущего, это хорошие агитаторы. Если они умны и уравновешены, то достаточно верно предвидят будущее. Если их интеллект не на высоте, они могут сильно навредить окружающим. Свои убеждения такие люди отстаивают с яростью. Жизнь часто утомляет их, все, что ускоряет и изменяет жизнь, приветствуется ими [7, с. 40 - 52].
Далее под «мишенью» понимаются те особенности личности,
ее слабости, потребности и желания, на
которые воздействует инициатор, и в результате
этого объект принимает нужное инициатору
решение.
Адресуясь к мишеням, субъект делает их
доминирующими в создании объекта настолько,
что подавляется критическая реакция,
блокируется рассудительность.
Локализация мишеней воздействия. Манипуляторы эксплуатируют основные
потребности человека, его слабости, особенности
психики и стереотипы поведения. Логика
манипуляторов при этом очевидна, и закономерность
просматривается однозначно: чем шире
аудитория, на которую требуется оказать
воздействие, тем универсальнее должны
быть используемые мишени. Специализированность
и точная направленность массового воздействия
возможны тогда, когда манипулятору известны
специфические качества интересующей
его группы людей. Соответственно, чем
малочисленнее предполагаемая аудитория,
тем точнее должна быть подстройка под
ее особенности. В случаях, когда такая
подстройка по каким-либо причинам не
производится (дорого, некогда), в ходу
снова оказываются универсальные побудители:
чувство достоинства индивида, его стремление
к успеху, материальной выгоде, получению
удовольствия, комфорту, желание быть
здоровым, иметь благополучную семью и
т.п.
Более «продвинутые» способы манипулирования
предполагают предварительное культивирование
мнений или желаний, закрепление в групповом
сознании или в представлениях, чтобы
затем адресовать к ним. Например, создается
миф о заботливом директоре или о респектабельности
предприятия, фирмы, убеждение индивида
в том, что ему хотят помочь или что ему
угрожает опасность.
В соответствии со своими намерениями и представлением о людях инициатор более или менее представляет, какого рода воздействие потребуется в том или ином случае. Каждое такое воздействие предполагает некоторое изменение состояния адресата, соответствующее интересам инициатора. Состояния имеют определенную локализацию в психическом мире адресата. Эта локализация и охватывается понятием «мишени воздействия».
Формирование мишеней. Таким образом, при подборе мишеней воздействия манипулятор стремится найти такие структуры, с помощью которых можно получить уже запланированный результат. Если, по его мнению, в готовом виде таких мишеней нет, то в ряде случаев они специально формируются - заблаговременно или непосредственно в процессе управления объектом.
Например, некоторые руководители прилагают немалые усилия к формированию заниженной или завышенной самооценки у своих подчиненных, чтобы, опираясь на нее, направить затем их в нужном направлении.
Манипулятор может намеренно приводить жертву в нужное психическое состояние, делающее его более уязвимым для последующего манипулирования: использовать неопределенность его положения, нетерпеливость, не критичность, сосредоточенность, подавленность, растерянность, нерешительность, эйфорию и др. Например, решается вопрос о повышении в должности (или, наоборот, - о возможном увольнении) работника. Начальник не поздоровался с этим человеком. Неопределенность положения последнего значительно усиливается, человек будет более покладист и управляем.
Атмосфера нетерпеливости создается и используется опытным руководителем, например, так: важный для него вопрос ставится в конце собрания, когда рабочий день на исходе. Срабатывают два фактора в пользу манипулятора: 1) люди торопятся по своим делам; 2) усталость (известно, что после двух часов непрерывной работы совещания 90% его участников готовы проголосовать за любое предложение) [29, с. 74 - 86].
Аттракция - это психологическое понятие, смысл которого в «притяжении» одного человека к другому. Аттракция включает в себя привлечение и удержание внимания, и определенный интерес, и расположение, и уважение партнера.
Одной из важнейших
Ясно, что такое счастливое соотношение является уделом очень немногих, в основном неисправимых оптимистов, весельчаков и жизнелюбов. Не случайно эти категории людей и живут дольше, все долгожители - из их числа.
Остальные испытывают огромную неутоленную потребность в положительных эмоциях. Поэтому ощущают притяжение ко всякому, кто улучшит их настроение.
Улыбка. Улыбнитесь не просто сами по себе, а именно человеку, собеседнику. Хорошая улыбка творит чудеса. Все мы слышали про улыбки в миллион долларов и про людей, которые сделали себе карьеру именно благодаря прекрасной улыбке.
Секрет улыбки состоит в следующем: действия более выразительны, чем слова, и верят больше именно первым. Улыбка - это действие, означающее: «Я к вам хорошо отношусь. Вы мне нравитесь, мне хорошо с вами, я рад(а) вам». Все это очень приятно сознавать, и поэтому улыбка является завуалированным комплиментом. Дружеское расположение рождает ответное расположение.