Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 22:33, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение и обоснование различных приемов убеждения, а также рекомендации по их практическому применению.
В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи:
1. Рассмотреть основы психологии убеждения;
2. Проанализировать различные приемы убеждения с точки зрения психологического воздействия;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСКУССТВО УБЕЖДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Теоретические основы психологии убеждения 4
1.2. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия. 8
2. ТЕХНОЛОГИЯ СКРЫТОГО УБЕЖДЕНИЯ
2.1. Обнаружение и использование индивидуальных особенностей адресата 19
2.2. Мишени воздействия. 23
2.3. Аттракция, средства достиженияттракции. 24
2.4. Методы нейролингвистического программирования (НЛП). 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Врачи знают о так называемом «лейкоцитозе улыбки»: когда человек улыбается, состав его крови улучшается. Улыбка - это синоним хорошего настроения. Люди тянутся к тем, у кого хорошее настроение, ибо надеются, что оно передастся и им.
Во многих странах служащие обязаны улыбнуться
посетителю; тот, кто с этим встречался,
подтвердит, что это очень облегчает решение
вопросов. Нередко в офисах висят таблички,
обращенные и к клиентам: «Улыбайтесь!»
Людей некоторых профессий специально
учат улыбаться: дикторов телевидения,
актеров, политических деятелей, дипломатов.
Теперь эту науку постигают и деловые
люди. Оказавшись, например, в США, вы будете
приятно поражены тем, что, разговаривая
с вами, партнеры обязательно вам улыбаются,
причем улыбкой широкой, дружелюбной,
вызывающей расположение.
Имя как средство аттракции. Известно, что человеку приятно слышать свое имя и отчество. Когда мы хотим убедить кого-то, то непроизвольно и довольно часто упоминаем его имя. Произносить имя следует не скороговоркой, а с чувством и в том же темпе, в каком идет разговор.
Уважительно произносимое имя - важный шаг в достижении аттракции. Из истории известно, что многие выдающиеся люди помнили огромное количество имен. То, что запомнил имя (особенно после давнишнего и непродолжительного разговора), - это своеобразный комплимент
Чтобы запомнить большое количество имен, деловые люди выработали надежное средство. Состоит оно в том, что записи с именами людей регулярно просматривают. Если нет времени сделать это днем, приходится возвратиться к этому вечером, лучше всего незадолго до сна.
Четыре приема запомнить имя.
Очень часто мы мгновенно забываем только что услышанное при знакомстве имя (отчество). Чтобы этого не произошло, рекомендуется:
Взгляд является исключительно важным для аттракции. Глядя на говорящего, слушатель, во-первых, проявляет заинтересованность, а во-вторых, сосредоточивает внимание на говорящем, что способствует взаимопониманию.
Оптимальная продолжительность взгляда не превышает 10 секунд. Более длительный взгляд может быть воспринят как вызов или смутить. Особенно это касается людей неуверенных или стеснительных (а их около 40%).
Встреча взглядами обычно длится несколько секунд - этого вполне достаточно для взаимопонимания.
Исключение составляет обсуждение неприятных вопросов: здесь воздержание от визуального контакта является выражением вежливости и понимания эмоционального состояния собеседника. И наоборот, настойчивый взгляд в этом случае воспринимается как вмешательство в переживания человека.
Женщины более склонны к визуальному контакту, нежели мужчины. По-видимому, это проявление большего внимания их к самому процессу общения и к деталям - к тому, что мужчины считают мелочами, недостойными внимания. Мужской рационализм в данном случае является помехой общению.
Замечено, что более смотрят на тех, кем восхищаются или с кем имеют близкие, доверительные отношения.
По взглядам можно судить, в какой стадии находится беседа. Когда говорящий то смотрит в глаза собеседнику, то отводит взгляд, это означает, что мысль его еще не завершена.
Когда говорящий остановил свою речь и прямо посмотрел в глаза слушателя, это значит, что он закончил, теперь очередь за собеседником.
Слушая, кивайте. Замечено, что рассказывающий нескольким слушателям смотрит больше на того, кто кивает. Это вполне объяснимо - ведь именно от него он получает поддержку: я вас понимаю или, еще лучше, согласен с вами.
Используйте этот прием. Кивайте, когда слушаете. Поскольку кивок означает понимание, то кивайте в тот момент, когда естественно сказать «понимаю» или «согласен». Это очень сильный прием, чтобы расположить к себе собеседника.
Замечено, что при разговоре с несколькими равными по статусу лицами говорящий обращается чаще к тому, кто кивает. Тем самым у остальных создается впечатление, что он - самый значимый среди них. Ведь обычно, обращаясь к группе, больше внимания уделяют более значительному лицу в ней. Таким образом, кивая, усиливаем аттракцию, а она поднимает статус слушателя.
Позы и жесты играют важную роль для аттракции. Наклонившийся к нам собеседник воспринимается как более внимательный слушатель. Наоборот, мы чувствуем определенное неудобство, когда собеседник откидывается назад, а тем более - сидит, развалясь.
Непринужденная поза предпочтительнее скованной, ибо соответствующее состояние передается и партнеру. Напряженность препятствует аттракции, непринужденность способствует ей.
Не скрещенные руки и ноги во время разговора вызывают положительную реакцию, так как свидетельствуют об открытости, доверии. Скрещенные же означают защиту. Руки, закинутые за голову, демонстрируют позицию превосходства. Стоящий, подбоченившись, выражает решимость: либо приступить к делу, либо не повиноваться собеседнику. Последние три позы препятствуют аттракции.
Отзеркаливание. Установлено, что когда беседующие симпатизируют друг другу или пришли к общему мнению, то они невольно повторяют позы и жесты друг друга. Это как бы последний аккорд в полном соединении личностей. Позы и жесты эти обычно дружественные. Наоборот, принятие собеседниками различающихся поз является дополнительным препятствием в достижении взаимопонимания.
Поэтому, желающему добиться аттракции рекомендуется зеркально отображать позы (жесты) собеседника, если они дружественные или нейтральные. Встретившись с недружественными позами (жестами), следует как-то отвлечь от них. Например, собеседник скрестил руки (сцепил пальцы, держит руки в карманах, размахивает сжатым кулаком или делает другие отрицательные жесты) - дайте ему документ, который иллюстрирует ваши слова. Это отвлечет его от отрицательных невербальных проявлений.
Взаимное расположение в пространстве. Сотрудничающие или хорошо знающие друг друга люди предпочитают располагаться сбоку друг от друга. Подобное расположение ассоциируется с благорасположением беседующих и с взаимной аттракцией.
Оказывается, при прочих равных условиях конфликты чаще возникают между людьми, находящимися друг против друга. (Не случайно слово «противостояние» означает конфликт.) Поэтому для разговора лучше садиться рядом или под углом друг к другу.
В зависимости от пола предпочтения таковы: женщины чаще предпочитают разговаривать, находясь сбоку, мужчины - напротив друг друга. Исключение составляют случаи соперничества.
Внешний вид. Первое впечатление обычно влияет на все последующее восприятие, и именно внешний вид - первая информация, которую получают люди друг о друге при встрече.
Не перебивайте собеседника. Мужчины перебивают чаще, чем женщины. Руководители привыкли перебивать - и не только подчиненных, но и в быту. Это не способствует аттракции.
Наоборот, внимательно слушая, мы отдаем приоритет мыслям говорящего перед своими (скрытый комплимент). Перебивая же, мы как бы говорим: «Послушай лучше меня, мои мысли ценнее твоих. А все, что ты хочешь сказать, я и так знаю».
Если перебить все же пришлось, то помогите затем восстановить ход мыслей собеседника, прерванный вами. Иначе аттракции не добиться.
Средства пантомимики. Жесты оживляют речь и делают ее более выразительной. Телодвижения могут способствовать и привлечению внимания. Резкое движение руки, выразительный наклон головы, шаг вперед, движения плеч, несомненно, вызывают непроизвольное внимание собеседников.
Психологические паузы. Их назначение - раскрытие движения
мысли и чувства. Пауза акцентирует внимание
на том, что говорится в данный момент.
Обычно пауза указывает на нарастание
психологического напряжения и потому
часто встречается в тех местах речи, где
описывается резкая смена событий, где
есть антитеза, контраст, неожиданность.
Например, во фразе: «Геологи искали воду,
а нашли... золото» - психологическая пауза
отражает противопоставление «вода –
золото». То есть, нечто обычное противопоставляется
необычному или важному. В предложении:
«Он долго работал над изобретением и,
наконец, изобрел... велосипед» - психологическая
пауза подготавливает неожиданную развязку.
Психологическая пауза связана с подтекстом
речи, она свидетельствует о том, что за
фразой - жизнь. Сущность психологической
паузы становится яснее, если сравнить
ее с паузой логической.
«Вот в чем она заключается: в то время как логическая пауза помогает выяснить смысл, психологическая пауза дает жизнь этой мысли, стараясь передать подтекст. Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической она безжизненна... Логическая пауза служит уму, психологическая – чувству» (К. С. Станиславский).
Психологическую паузу нельзя чрезмерно затягивать, иначе может исчезнуть то содержание, которое она призвана нести, и пауза превратится в остановку, тем более неоправданную, что психологическая пауза редко совпадает с концом высказывания. Длительность психологических пауз определяется интуицией говорящего, чувством контакта с собеседниками [26, с. 9 - 25].
Происхождение названия НЛП.
«Нейро» - это часть сложных слов, указывающая на отношение к нервной системе. В данном случае она означает основную идею НЛП: наше поведение берет начало в нервных процессах, связанных со зрением, слухом, осязанием и особенностями мыслительных процессов.
«Лингвистическая» составляющая названия подчеркивает роль языка коммуникации и воздействия на адресата.
«Программирование» указывает на целенаправленность
воздействий и наличие определенной программы
для достижения цели.
Сила НЛП-техники заключается в использовании
глубинных составляющих нашей психики,
воздействие на адреса происходит как
на сознательном, так и на подсознательном
уровне.
НЛП создавалось с целью оказания помощи пациентам в решении их психологических проблем. Это направление психотерапии - довольно молодое: первые работы появились лишь в 1975-1977 годах.
«Отцами» НЛП являются американские психологи Д. Бэндлер и Д. Гриндер. Ряд важных положений этой техники разработан известным психотерапевтом М. Эриксоном. Являясь новой технологией эффективной коммуникации, НЛП создавалось не на пустом месте и вобрало в себя многое полезное из того, что было наработано предшествующими исследованиями. Упрощенно можно определить НЛП как систему для познания и изменения человеческого поведения и мышления.
Подстройка и раппорт. Установить раппорт - значит «присоединиться»
к другому человеку, подстраиваясь к языку
его телодвижений чутко и с уважением.
Подстройка - это не подражание, которое
заметно, преувеличенно и без разбора
копирует движения другого человека, -
последнее часто считается оскорбительным
(как передразнивание).
К движениям руки можно подстроиться слабым
движением своей кисти, к движению тела
- соответствующими движениями головы.
Можно подстроиться к основной позе собеседника.
Подстройка и раппорт являются развитием
понятия «отзеркаливание». Мощным средством
установления раппорта является подстройка
к частоте дыхания и моргания глазами.
Когда люди находятся в глубоком раппорте,
они дышат и моргают в унисон.
Подстройка к голосу - еще один способ
установить раппорт. Можно подстроиться
к тону, темпу, громкости и ритму речи.
Это похоже на присоединение к пению: вы
встраиваетесь и гармонично сливаетесь
со звучанием.
Во время телефонного разговора подстройка к голосу - единственный способ установления раппорта. Затем вы можете отстроиться, изменив темп или тон голоса, - это скрытый, но действенный и уважительный сигнал к окончанию разговора.
Подстройка и раппорт дают прямой канал воздействия на подсознание в виде подражательного поведения на невербальном уровне. И как результат - скрытое управление на подсознательном уровне.
Воздействие на адресата. Таким образом, скрытое управление объектом посредством НЛП-техники включает следующие этапы:
Вопросы-указания. Это вопросы, которые буквально требуют лишь ответа «да-нет», но на самом деле вызывают определенную реакцию. Например: «Ты можешь вынести мусор?» - не является буквальным вопросом о вашей физической способности выполнить эту задачу, он представляет собой просьбу сделать это. Вот другие примеры: «Дверь все еще открыта?» (закрой дверь); «Стол уже накрыт?» (накрой на стол).
Введение в транс. Раппорт позволяет незаметно для собеседника
вызвать у него заторможенное состояние
- гипноидный транс.
Например, начните мигать в том же темпе,
что и партнер, а затем постепенно делайте
мигания чаще, но закрывайте и открывайте
глаза при этом все медленнее. Собеседник
почувствует, как его одолевает дремотное
состояние и желание не раскрывать глаза.
Другой способ: начать постепенно расфокусировывать свои глаза, ведя партнера за собой. Расфокусировку можно проводить, как бы глядя в бесконечность, «сквозь» собеседника. Расфокусировка глаз является важным признаком измененного состояния сознания в противовес фокусированию их на каком-нибудь объекте. Можно также, приспособив темп речи к дыханию другого человека, начать постепенно снижать его, делая тем самым дыхание собеседника более редким. А это в свою очередь уменьшает его способность к противодействию.
Смена состояний. Таким образом, начиная со словесной или несловесной подстройки к другому человеку, можно затем незаметно заставить его следовать за собой. Во время процедуры «ведения» необходимо постоянно наблюдать за собеседником, отмечая внешние признаки, свидетельствующие о наступлении гипноидного состояния. К числу таких признаков относятся всевозможные «мелкие» движения - бессознательные подергивания рук, непроизвольные вздергивания мышц. При переходе в состояние транса у человека нередко возникает расслабление лицевых мышц, что зрительно воспринимается как «уплощение» лица, его «дряблость». Меняются выражение глаз, тип дыхания, теплеют и краснеют кисти рук в связи с усилением притока крови к конечностям. Задача ведущего при этом заключается в таком построении взаимодействия, чтобы данные признаки продолжали усиливаться, и наступала более глубокая стадия погружения. С этой целью полезно использовать ведущую систему восприятия клиента. В любом событии можно отыскать не только «негативные» стороны (что обычно делает потенциальный пациент), но и положительные аспекты. Психолог и должен восполнять этот пробел: давать человеку пропущенную часть опыта, меняя тем самым его восприятие происходящего и общее мироощущение.