Использование информационных компьютерных технологии в музыкальном обучении младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 02:12, курсовая работа

Описание работы

Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. «Завтра» наших детей — это информационное общество. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо. С каждым годом растет количество школьников, имеющих свой персональный компьютер. Необходимо, чтобы знакомство с возможностями компьютера происходило под непосредственным руководством взрослых (родителей или учителя).

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 90.11 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»

Педагогический  факультет

Кафедра теории и  методики начального образования

 

 

 

 

Курсовая работа

Использование информационных компьютерных технологии в музыкальном  обучении младших школьников

 

 

 

Студентки: 412 группы

 Кочетовой Любови Сергеевны

Научный руководитель:

доцент кафедры  ТиМНО

Порошина Надежда  Анатольевна

 

 

Шадринск, 2011 г.

Одной из приоритетных задач современной школы, провозглашенных в концепции модернизации российского образования, является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе. Ее решение особенно актуально для начального обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л. С. Выготского, П. Я.. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, В. В. Рубцова, Д.. Б. Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7—10 лет. Реализация этой задачи диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм общения, методов обучения.

 Современный мир пронизан  потоками информации. Не утонуть  в этом информационном море, а,  точно ориентируясь, решать свои  практические задачи должен помочь  человеку компьютер. «Завтра»  наших детей — это информационное  общество. Учиться обращаться с  компьютером, пополнять, систематизировать  и извлекать нужную информацию  необходимо. С каждым годом растет  количество школьников, имеющих  свой персональный компьютер.  Необходимо, чтобы знакомство с  возможностями компьютера происходило  под непосредственным руководством  взрослых (родителей или учителя).

 Первоклассник, впервые  переступил порог школы, попадает  в мир знаний, где ему предстоит  открывать много неизвестного, искать  оригинальные, часто нестандартные  решения в различных видах  деятельности. Каждый учитель начальных  классов знает, что наиболее  эффективными средствами включения  ребёнка в процесс творчества  на уроке являются:

 • игровая деятельность;

 • создание положительных  эмоциональных ситуаций;

 • работа в парах,  в группах; 

 • проблемное обучение.

 В начальной школе  невозможно провести урок без  привлечения средств наглядности,  часто возникают проблемы. Где  найти нужный материал и как  лучше его продемонстрировать? На  помощь пришёл компьютер. Применение  ИКТ на уроках усиливает положительную  мотивацию обучения, активизирует  познавательную деятельность обучающихся, развивает мышление, формирует приемы мыслительной деятельности.

 Как показывает практика, без новых информационных технологий  уже невозможно представить себе  современную школу, современный  урок. Очевидно, что в ближайшие  десятилетия роль персональных  компьютеров будет возрастать, и  в соответствии с этим будут  возрастать требования к компьютерной  грамотности обучающихся начального  звена. 

 В своей практической  профессиональной деятельности  возможности компьютера мы используем  по нескольким направлениям:

 — Непосредственно  обучение основам работы с  компьютером. Изучение информатики  в классе происходит с 2002 года  по учебникам А. В. Горяче-ва «Информатика в играх и задачах» (безмашинный вариант).

 — Используем компьютерные  обучающие игры при обучении  русскому языку, математике.

 — Отслеживаем результаты  учебной деятельности учащихся.

 Использование мультимедийных  презентаций на уроках в начальной  школе сочетает в себе много  компонентов, необходимых для  успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение,  и анимация, и звук, и графика.  Средствам мультимедиа отводится  задача обеспечения эффективной  поддержки игровых форм урока,  активного диалога «ученик-компьютер». Активная роль при проведении  урока-презентации принадлежит учителю.  Основа урока - это изложение  нового материала, иллюстрируемое  рисунками, простыми анимированными  схемами. Поиск материалов к  уроку проводится заранее. Все  подобранные материалы объединяются, чаще всего при помощи программы  Power Point, в общую презентацию. В ходе урока такая презентация может быть продемонстрирована как с помощью мультимедийного проектора, так и отдельных компьютеров. Создаём и используем мультимедийные приложения к урокам математики, русского языка, окружающего мира. Анализ таких занятий показал, что благодаря фрагментам уроков, на которых используются презентации, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. У них повышается качество знаний, ребенок продвигается в общем развитии, появляется стремление преодолеть трудности, познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. А главное создаются условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

 Практически на любом  школьном предмете можно применить  компьютерные технологии. Важно  одно – найти ту грань, которая  позволит сделать урок по-настоящему  развивающим и познавательным.

 Компьютеры интенсивно  вторгаются в нашу жизнь. Каждый  современный образованный человек,  тем более современный учитель  должен иметь хотя бы элементарные  знания, умения и навыки работы  на ПК, т. е. быть информационно  компетентным. Введение раннего  изучения информационно-коммуникационных  технологий в образовательный  процесс обусловлено требованиями  нового государственного образовательного  стандарта. Для многих педагогов очевидно, что мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных предметов. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий информационными технологиями, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к организации своей деятельности. Использование компьютера в учебном процессе (внедрение новых информационных технологий) — дает возможность интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу ученика. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к современным электронным ресурсам в Интернете или на компакт-дисках. А использование учителем качественных образовательных электронных ресурсов делает реальным для учащихся получение образования в соответствии с современными требованиями вне зависимости от месторасположения учебного заведения. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Компьютер — оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся. Особенностью компьютерного (программированного) обучения является пошаговость самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи. «Тебе скажут — ты забудешь, Тебе покажут — ты запомнишь, Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе. Использование ИКТ позволяет развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности; сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности; активно вовлекать учащихся в учебный процесс; качественно изменить контроль за деятельностью учащихся. Использование ИКТ обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

 Компьютер в классе  на рабочем месте учителя, подключенный  к проектору или телевизору, является  современной школьной доской, который  позволяет поднять уровень наглядности  в учебном процессе, что особенно  важно для учащихся начальной  школы. Компьютер с проектором  позволяет осуществлять демонстрации  с обратной связью, когда учитель  или ученик могут участвовать  в происходящем на экране процессе  с помощью управления этим  процессом посредством компьютера. Для ребенка младшего школьного  возраста большую роль играют  электронные учебные материалы  (медиатека). Это обучение через своеобразную призму, через мультфильм, героями которого спешат стать сами дети и который нравится им. Нужно отметить, что компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменяет характер педагогической деятельности. Самыми часто применяемыми являются: электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера. Мы часто используем электронные пособия. Такие уроки детям нравятся. Разработан целый курс программы чувашского языка под руководством Т.В. Артемьевой и А.Р.Кульевой. Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, совершенствует организацию урока, повышает интерес учащихся к образовательному процессу. В компьютер может быть заложена большая часть упражнений по математике, по русскому языку на данную тему, что обеспечивает возможность повышения эффективности работы учителя и учащегося. Вместе с тем, очень важно, чтобы информационные технологии применялись не вместо, а вместе с традиционными образовательными технологиями. Органическая связь ИКТ с традиционными методами обучения позволяет учащимся, например, на уроках по развитию письменной речи многократно редактировать текст, что совершенно не возможно при работе с бумагой. В бескомпьютерной ситуации даже незначительное исправление может потребовать несоразмерно больших усилий, прежде всего, для учащегося начальной школы. В компьютерном же случае обычные операции вставки слов, перестановки фрагментов текста и т. д. выполняются быстрее, легче. ИКТ в традиционной классно-урочной системе проявляется в проведении урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление — доклад ученика по определенной теме), при этом используется компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору. Выполнение домашнего задания, подготовка к выступлению — поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения – такая форма работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению. Типичный урок при работе в проектном стиле можно охарактеризовать как творческий исследовательский урок, включающий сочетание индивидуальной и групповой работы. С использованием методики проектных занятий учащиеся осваивают базовые технические навыки и конкретные модели деятельности с применением средств ИКТ. Проектная работа с использованием ИКТ позволяет ученику выполнить задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом он осваивает модели учебной деятельности, расширяет кругозор, приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий, развивает навыки общения. Такой организации работы в классе, наглядно проявляющей интегрированный характер обучения, наиболее полно отвечает проектная деятельность: групповая или индивидуальная творческая работа, результатом которой является то, что можно использовать в школьной жизни или в учебной деятельности. Наиболее эффективно учителя мы используют презентации. Фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно пассивны или расторможены на уроках, становятся внимательнее, активнее высказывают свое мнение, рассуждают. Однако для этого необходимо снабдить учителя заранее подготовленными поурочными комплектами наглядных материалов, методически связанными с вариантами тематического планирования. Мы уверены, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Будущее формируется в школе. Сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в общество. Решать эту задачу помогает массовое внедрение информационных компьютерных технологий в образовательный процесс. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

 Список литературы:

1. Женина Л. В., Маткин А. А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И. Г. Семакина. — Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.

2. Информатизация общего  среднего образования: Научно-методическое  пособие / под ред. Д. Ш. Матроса.  — М.: Педагогическое общество  России, 2004.

3. Концепция модернизации  российского образования на период  до 2010 года http://www.ug.ru/02.31/t45.htm.

4. Минеева Т. Ф. Информатика  в начальной школе. //Начальная  школа 2004г., № 11, с. 87-88

5. «Новые информационные  технологии для образования». Институт  ЮНЕСКО по информационным технологиям  в образовании. Москва. 2000.

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Учреждение образования 

«Гомельский государственный  педагогический колледж 

имени Л.С.Выготского»

 

 

 

 

 

 

Специальность 2-03 02 01

«Физическая культура»

 

 

Планирование  работы по физической культуре в школе

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил учащийся гр. Ф3-51

Савицкий А.К.

 

Научный руководитель

Громыко Ю.С.

 

 

 

 

 

 

 

Гомель, 2012

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1.Теоритические основы информационных компьютерных технологий в обучении младших школьников

§ 1. Определение понятия информационные технологии…………..……6

§ 2. Музыкально-компьютерные технологии в обучении младших школьников……………………………………………………………………10

§ 3. Медиаобразование как средство музыкального развития личности ………………………………………………………………………………...…16

Вывод по 1 главе ……………………………………………………………21

Глава 2. Методика использование информационных компьютерных технологи в музыкальном обучении младших школьников.

§ 1. Использование  информационных компьютерных технологий на уроках музыки………………………………………………………………….24

§2 Компьютерные программы в музыкальном обучении младших школьников.……………………………………………………………………31

Вывод по 2 главе ………………………………………………………………38

Заключение  ……………………………………………………………….40

Информация о работе Использование информационных компьютерных технологии в музыкальном обучении младших школьников