Использование информационных компьютерных технологии в музыкальном обучении младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 02:12, курсовая работа

Описание работы

Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. «Завтра» наших детей — это информационное общество. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо. С каждым годом растет количество школьников, имеющих свой персональный компьютер. Необходимо, чтобы знакомство с возможностями компьютера происходило под непосредственным руководством взрослых (родителей или учителя).

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 90.11 Кб (Скачать файл)

Освоение компьютерных технологий начинается со второго класса, к  третьему классу дети хорошо овладевают навыками работы на компьютере и готовы к проведению интегрированных уроков по школьным предметам. Строго в соответствии с учебным расписанием и графиком работы компьютерного кабинета предоставляется  дополнительный час в неделю работы для проведения уроков с использованием компьютерной техники. Дети систематически выполняют творческие задания, используя  компьютеры, создают компьютерные нотные тетради, сочиняют мелодии, пишут ноты, строят музыкальные графики, используют игры, музыкальные кубики, караоке, веселые музыкальные упражнения. Проведению этих уроков помогают диски фирмы "Кирилл и Мефодий". С помощью дисков "Музыкальный класс", "Шедевры музыки", "Энциклопедия Рока, Джаза и Поп музыки", "Жизнь и творчество композиторов", предлагаемых этой фирмой, развивается творческие и интеллектуальные способности детей. Применение информационных технологий повышает активность ребят, насыщенность и результативность урока. Дополнительную информацию дети имеют возможность почерпнуть из медиатеки КМ.

Результаты педагогической работы отслеживаются в диагностических  картах, где отмечается различный  уровень развития музыкальных способностей. С формированием научного типа мышления связывается развитие "перцептивного" компонента музыкального мышления - неоднозначность  восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов "слушания", развитие ассоциативного мышления, внутреннего  слуха, зрения, чувствительность к интонации. Отмечается высокий, средний, низкий уровень. В целом отсматривая результаты, корректируется не только содержание учебного процесса, но и методы. Не всегда оправдывает себя в этом смысле использование компьютера. Дети могут быть не готовы к изучению темы с помощью информационной технологии.

Отсюда выводятся требования к  работе с информационными технологиями: глубокое знание первичного программного материала, знание компьютера, умение работать в данной программе, высокий  уровень организации детей на уроке, их подготовленность (развитие познавательных процессов, качеств  личности). Также определяется с  компьютерными программами: неподготовленность, неадаптированность компьютерных музыкальных программ для начальной школы не позволяет использовать их более широко[15].

2.2. Компьютерные программы в музыкальном обучении младших школьников.

Быстрое развитие и использование  информационных и коммуникационных технологий не только открывает новые  возможности, но и ставит новые задачи перед мировым сообществом. Цифровая технология сделала своего рода революцию, она позволяет объединить в цифровой форме текст, графическое и видеоизображение, речевое и музыкальное сопровождение; на основе этой технологии создаются  мощные новые средства представления  и передачи знаний, а так же средства обучения.

Неуклонный процесс  распространения компьютеров в  сфере образования способствует росту понимания потенциала стратегий  компьютеризации. Исследования в области когнитивного обучения позволяют по-новому осмыслить и разработать стратегии, содействующие обучению учащихся, а также реализовать новые и разработанные способы использования технологических средств и информационных ресурсов в целях обучения. Необратимо меняется облик обучения на всех этапах, от дошкольного образования до высшего[13].

Мы рассмотрим возможности  применения компьютера, а, именно, компьютерных программ в учебном процессе на уроках музыки в начальных  классах. А  именно: технологии мультимедиа (Multimedia), которая имеет большой педагогический потенциал.

Использование мультимедиа  в особенности эффективно в тех  случаях, если необходимо усвоить понятие, увидеть, почувствовать, то есть получить представление о материале более  широко. Там, где роль наглядности  большая - картины художников, иллюстрации, интонация в фразе, анализ музыкальных стилей и т.п. - вопрос о применении информационных технологий мультимедиа не вызывает сомнения.

Программы по музыке предоставляют  много возможностей для музыкального обучение школьников, а их применение разрешает сделать изучения учебного материала захватывающим, интересным и наглядным.

В музыкальном образовании  компьютер используется как для  создания музыкальных произведений (музыкальные редакторы), так и  для расширения знаний по истории  и теории музыки (разные программы  энциклопедического плана)[14].

Анализируя разные подходы  к применению компьютеров в области  музыкального образования, уже сегодня  можно выделить такие направления  его применения:

- прослушивание и анализ  музыкальных произведений;

- создание музыки;

- изучение истории и  теории музыкального материала,  который одновременно подается  в виде текста, аудиозвучання, видеоизображение;

- создание собственных  музыкальных программ;

- получение разной музыкальной  информации с использованием  сети Интернет.

Вместе с тем, можно  отметить, что разные компьютерные программы рассматриваются как  новая форма предъявления знаний, которые способны стимулировать  механизм познавательной деятельности на уроке, а также развить интерес.

Существующие программы, которые можно использовать для  уроков музыки в общеобразовательных  школах, можно разделить на группы.

Музыкальные компьютерные средства:

  • музыкальные редакторы;
  • энциклопедии;
  • игровые программы;
  • программы-тесты и викторины;
  • комбинированные программы.

Любая из представленных музыкальных программ разрешает  в комплексе решать основные задачи музыкального обучения детей  и может использоваться преподавателем на разных этапах обучения. В зависимости от цели, которую ставит преподаватель на уроке музыки, будут выбраны типы программ для изучения музыкального искусства.

Соответственно приведенным  группам рассмотрим компьютерные программы.

1. Музыкальные редакторы открывают школьникам возможности для экспериментирования с электронными звуками.

Другие дидактические  возможности раскрываются в компьютерных программах, которые можно использовать на уроках музыки и даже иностранного языка (английского), развивая познавательный интерес учеников. С появлением новых  средств в обучении стало очевидно, что информационные средства являются целиком прозрачными от всяких педагогических стратегий, кроме мастерства самого обучающего, который будет их использовать.

2. Энциклопедии. Такие CD-ROM-программы в основном написаны как базы данных и предназначены для индивидуальной работы ученика с компьютером[14].

Энциклопедия на CD “Класическая музыка” иллюстрирует учебный материал по творчеству 63 композиторов и имеет в своем арсенале 320 музыкальных произведений, многие из которых представлены на видео, в исполнении лучших музыкантов мира. Этот материал энциклопедии можно использовать на разных этапах изучения темы: “Композиторы разных стран мира”, “Театр”, “Музыкальные инструменты” и др., При этом одни ученики знакомятся с творчеством композитора, в то время как другие готовят материал из его биографии, третьи изучают отдельный музыкальный материал этого автора и анализируют его по жанрам.

Перед учениками ставятся такие задачи: подготовить сообщения  об изученном материале данной темы, найти музыкальный материал и  т.п. Такая работа с компьютером  включает несколько этапов: анализ материала; эти сведения дополняются  слушанием музыкальных фрагментов, углублением в историю создания этих произведений.

Энциклопедические компьютерные программы могут быть использованы на таких типах уроков:

  • объяснение нового материала (Урок введения в тему);
  • формирование и усвоение умений и навыков;
  • обобщающих;
  • повторение и закрепление знаний.

Структура таких уроков будет зависеть от поставленной учителем цели, полученной информации о результатах  усвоения материала, методах и приемах  обучения, использованных на уроке, уровня подготовки и развития учеников, а  также места компьютерных программ в изучении темы.

3. Для учебного процесса особый интерес представляют игровые музыкальные программы, которые очень разнообразны по смыслу, структуре и форме. Например, программа с игровыми элементами “Cartoon Classics” (Классическая музыка из мультфильмов), которая предлагает ученикам с помощью героев мультфильмов и музыки, которая звучит, назвать мультфильм и автора музыки. Это - “Вальс цветов” П.И.Чайковского, “Венгерская Рапсодия” Ф.Листа, ария “Фигаро” В.А.Моцарта и др. Такие программы помогают активизировать внимание учеников, больше прослушать разной музыки, ориентироваться в эпохах, стилях; а игровой элемент, который присутствует в программе, позволяет сделать ее не скучной и интригующей.

Используя игровые программы  в обучении мы помогаем ученикам развить такие умственные операции, как анализ, синтез, обобщение, конкретизировать классификацию данных. Эти программы помогают развивать коммуникативные умения, например, умения запоминать, воссоздавать и интерпритировать информацию; дискуссировать, давать оценку и самооценку, формулировать задачи, которые требуют неоднозначных ответов.

4. Программы-тесты  и викторины. Программы этой группы разрабатываются с учетом конкретной цели и содержания урока. Часто они создаются учителями и учениками для своего учебного заведения. Также существуют в каждой программе специальные викторины на закрепление учениками материала с которым они ознакомились.

На наш взгляд, самой  интересной для учеников младших  классов - музыкальная игра “Щелкунчик”, в которой авторы предлагают ученикам спасти новогодние подарки от Мышиного короля. Для этого им понадобится не только мужество, но учебные знания и музыкальный слух. Если задача выполнена правильно, подарки отправляются на новогоднюю елку в качестве прекрасных танцев из балета “Щелкунчик”: китайского, индийского, русского танца, танца цветов и др.

5. Комбинированные  программы. Программы этой группы объединяют возможности всех или нескольких групп программ. К этой группе можно отнести программу CD-ROM “Фредерик Шопен”, которая переносит учеников в чрезвычайный мир польского композитора. Она дает подросткам исследовательскую среду, которое привносит элемент творчества для развития их воображения и фантазии [14].

Особое внимание следует  уделить программе, которая создана  коллективом сотрудников Московской консерватории CD-ROM “П.И.Чайковский. Жизнь и творчество”. По нашему мнению, эту программу от других отличает профессиональное накопление учебного материала, необходимого для музыкального обучения школьников. Строится эта программа по следующим тематическим разделам: короткая энциклопедия, экскурсии в сопровождении голоса автора по такими разделами: жизнь в фотографиях, рояль в жизни П.Чайковского, мировая культура и П.Чайковский, дом-музей в Клину, композитор и природа, русская усадьба; викторина, которая проверяет знания по трем направлениям: музыкальные произведения, биография композитора, угадай мелодию. В данной программе авторами предложены подсказки для проверки знаний учеников или для уточнения ответов.

Принципиально новые возможности  открытия музыкальной культуры учениками  и преподавателям предоставляет  телекоммуникационная технология, а  именно сеть Интернет.

На сегодняшний день немало школ изучает, как можно лучше  всего использовать Интернет для  себя, а современный учитель старается  найти тот материал, который понадобится  для него и предоставит широчайшую информацию школьникам о его предмете.

Получение и обработка  через Интернет разнообразной музыкальной  информации становится новым направлением в развитии познавательного интереса учеников к музыке, а также одной из форм изучения мирового музыкального искусства. Он содержит в себе прочтение текстов, статей, художественных произведений, прослушивание радиопрограмм и музыкальных фрагментов, анализ и получение широкой информации из всего мира по вопросам музыкального искусства. И все это осуществляется через сеть Интернет[14].

Приведем несколько  примеров использования информационных ресурсов Интернет преподавателем музыки. Учитель может ознакомить детей  с музыкальными инструментами из разных стран мира. Войдя в сеть Интернет, школьники выбирают любую  Web-страницу, на которой есть музыкальная информация. Она, конечно, представлена в текстовой форме. Подбирая интересные учебные материалы, подростки знакомятся с иллюстрациями, картинками, фото, видео, которые сопровождают текст, а также прослушивают музыкальные произведения.

Знакомство с музыкальным  инструментом симфонического оркестра - скрипкой предполагает прочтение  материала относительно истории  возникновения этого инструмента. Можно рассмотреть ее строение, углубиться в изучение всей группы струнно-смычковых  инструментов, к которой она принадлежит. Послушать музыкальные произведения, написанные для скрипки разными  композиторами.

Такая информационная технология разрешает сделать мировое культурное наследство открытым для школьников, расширяет им доступ к произведениям, коллекциям музыкального искусства. Уже  много музыкальных музеев и оперных  театров имеют свои страницы в  сети Интернет. Они демонстрируют  и выпускают изображения предметов, музыкальных инструментов на CD-ROM.

Таким образом, сделаем  вывод, что сеть Интернет может применяться  и в музыкальном обучении для:

  • получения доступа к современным оригинальным учебным материалам;
  • значительного усиления индивидуализации обучения;
  • обеспечение информационной деятельности преподавателя и учеников;
  • развития музыкального интереса [15]. 

Информация о работе Использование информационных компьютерных технологии в музыкальном обучении младших школьников