Использование информационных компьютерных технологии в музыкальном обучении младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 02:12, курсовая работа

Описание работы

Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. «Завтра» наших детей — это информационное общество. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо. С каждым годом растет количество школьников, имеющих свой персональный компьютер. Необходимо, чтобы знакомство с возможностями компьютера происходило под непосредственным руководством взрослых (родителей или учителя).

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 90.11 Кб (Скачать файл)

Мультимедийные  презентации – мультимедиа выступление, в ходе которого на экране демонстрируется:

• наименование разделов выступления и основные тезисы

• неподвижные и подвижные  иллюстрации (в том числе фотографии, видеофильмы, динамические компьютерные модели, мультипликацию).

Такие презентации позволяют  провести заочные экскурсии в  разные эпохи, по памятным местам великих  творцов, рассказать о традициях  разных народов. Звуковой компонент  видеофрагментов и другие источники  звука тоже могут быть использованы в выступлении. Такого сорта выступления  становятся всё более и более  распространёнными во всём мире, повышая  эффективность личной (докладчик  – аудитория) коммуникации. Та же задача решается и в образовании.

Повышение эффективности  учебного процесса происходит за счёт следующего:

• восприятие учащегося  активизируется за счёт использования  визуальных и аудиальных каналов  и выделения главных положений  выступления на экран;

• большой объём материала, полученного из интернета и с компакт-дисков и воспроизведённого в формате, видимом всеми учащимися;

• экономия времени при  объяснении, постоянный контакт с  аудиторией. 
Время, затрачиваемое учителем на подготовку выступления, близко по времени, затрачиваемому на подготовку выступления без средств ИКТ. На замену стандартных диафильмов, так называемые средства ТСО, предлагаемых Министерством образования, с появлением компьютера, стало возможным создание собственных слайд-шоу, но уже на более высоком уровне, с применением новейшего программного обеспечения, где повышение познавательного интереса идёт за счет использования не только иллюстраций к рассказу, но и использования медиа файлов - звука, видео, анимации.

Музыковедческие библиотеки - он-лайн библиотеки с большим количеством литературы по разным темам. Даже сейчас, когда, кажется, что на книжных полках можно купить любую книгу, часто бывает проблемой найти то, что необходимо для уроков музыки. И в этом случае приходит на помощь Интернет с электронными библиотеками[15].

Медиатека - современные информационные технологии обусловливают необходимость в создании медиатеки. Большое количество материала по предмету «Музыка» - фонохрестоматии, произведения классической русской и зарубежной музыки; видеофрагменты из опер, балетов, фильмов; коллекции репродукций художников, - всё это является неотъемлемой частью каждого урока.

Базы  данных - широкие возможности компьютера позволяют ведение музыковедческих баз данных, которые дают возможность ориентироваться в океане накопленной музыкальной информации, сформировать запрос по имеющимся таблицам данных и сохранить, при этом, массу времени.

Например, для систематизации имеющихся материалов можно создать базы данных по русской, зарубежной классической и народной музыке, биографические данные композиторов и музыкантов, где указаны фамилии, название, жанр, продолжительность звучания и номер диска, на котором находится произведение[11].

Караоке - современная информационная технология нашего времени. Принцип караоке довольно прост - воспроизводится музыка без вокала, на экран выводятся, ритмично выделяясь, слоги, которые поются в данный момент, а вокальная строчка исполняется каким-либо музыкальным инструментом. Караоке развлекательное устройство, но под этим словом сейчас принято понимать и стиль отдыха, и принцип самодеятельного исполнения любимых песен, и многочисленную цифровую бытовую технику, и компьютерные программы. Для области караоке характерен чрезвычайно богатый выбор вокальных композиций: на DVD дисках и в Интернете содержится до нескольких тысяч произведений всех стилей и направлений - от классики до эстрады. Караоке на уроках музыки - это одно из средств, позволяющих не только повысить интерес к урокам за счёт разнообразной аранжировки фонограмм песен (как правило, используется большое число голосов музыкальных инструментов), но и дающих возможность в разы расширить репертуар и более качественно проводить оценку исполнения песен учениками.

Программы-редакторы - средства для создания мультимедийных приложений, которые необходимы для создания и редактирования звуковой информации, дают возможность сделать необходимые изменения в музыкальных файлах: транспонирование - в песнях караоке, улучшение качества звучания музыки, преобразование видео- и аудио- файлов в различные форматы для последующего их использования в презентациях или для записи на аудио диски, которые можно будет использовать на уроках при прослушивании на обычном музыкальном центре [11].

Таким образом, в процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе: развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления; - эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа; развитие коммуникативных способностей;  формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения); формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного  процесса, обеспечивая: повышение эффективности  и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ; обеспечение  побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих  активизацию познавательной деятельности; углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.

 

 

1.3. Медиаобразование как средство музыкального развития личности

 

Знания для современного человека являются важным показателем  его интеллектуального развития. Их роль усиливается каждодневным потоком  информации, которая определяет принадлежность этих знаний к общекультурным. Как правило, они находятся в постоянном развитии и совершенствуются человеком систематически, но, к сожалению, не каждый человек умеет добывать эти знания в интенсивно развивающемся информационном пространстве [5].

Интерес – это один из ведущих компонентов направленности личности, связанный с той или  иной областью человеческой деятельности. Человеку дано право выбора из окружающей жизни того, что для него является наиболее значимым и ценным, т.е. выявляются показатели его общекультурного  уровня. Для того, чтобы человеку был интересен не только сам конкретный предмет изучения, но и путь его познания, необходимо создавать соответствующие условия, при которых учение перерастает в увлечение и становится удовольствием.

В настоящее время обучающемуся сложно ориентироваться в переизбытке разнообразной информации, обрушившейся на него в последнее время, охватить, проанализировать и осознать до конца её значение.

В связи с этим, одной  из главных задач является разработка современных медиаобразовательных технологий, способствующих активизации познавательного интереса обучающихся, как к предмету «Музыка», так и к процессу его познания.

Технологии, способствующие активизации познавательного интереса учащихся базируются на  следующих  важных положения:

  1. развитие познавательного интереса к музыке происходит непосредственно в процессе самой деятельности;
  2. технология медиаобразования учащихся на уроке музыки включает следующие компоненты:
    • целевую установку;
    • содержательный компонент;
    • технологический (организационный) компонент (конкретные формы, методы, приёмы, средства формирования интереса к музыке);
    • экспертно-оценочный компонент (диагностика уровня сформированности интереса к музыке у учащихся гимназии) [8].

Телевидение, видео, радио, периодическая печать, книги, специальная  литература, средства звукозаписи (магнитофоны, музыкальные центры и др.), компьютерные системы являются важным и необходимым  средством музыкального развитии личности

Наблюдения показывают, что наиболее популярными из СМК, используемыми в процессе преподавания музыки, следует выделить видео, музыкальные  центры и мультимедийные компьютерные системы. Они помогают выступающим выполнять разнообразные функции: музыковеда, исполнителя, слушателя. Особое значение при этом приобретает компьютер.

Широкие возможности компьютера позволяют ведение музыковедческих  баз данных, которые дают возможность  ориентироваться в океане накопленной  музыкальной информации, сформировать запрос по имеющимся таблицам данных и сохранить, при этом, массу времени, работая на более грамотном и  современном уровне. Информационное поле может быть расширено за счет автоматического перевода иноязычных материалов, необходимых музыковеду.

Мир – это единое информационное пространство, в котором происходит постоянное развитие сферы информационного  производства – уровень “медиатизированный”, опосредованный техническими устройствами.

Но самое главное  – доступ к ресурсам сети интернет, что даёт колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации. Музыканты начали освоение просторов интернет значительно позже других, но, несмотря на это количество полезной информации в мировой сети стремительно продолжает расти, и, очевидно, возникают трудности качественного отбора нужной продукции.

Компьютерные телекоммуникации вносят существенные преобразования в  методы и формы обучения, т.к. считаются  на сегодняшний день не только самыми новыми, но и самыми перспективными видами коммуникаций. Внедрение компьютерных телекоммуникаций в сферу народного образования, в жизнь современной школы проходит с возрастающей скоростью.

Телекоммуникационная  среда побуждает учащихся действовать, принимать соответствующие решения, анализировать и отбирать необходимую  информацию, формируя в себе лучшие общекультурные качества и создавая своё собственное понимание предметного  содержания обучения.

Несмотря на широкие  музыкальные возможности персонального  компьютера и компьютерных телекоммуникаций, использование их в образовательном процессе не является еще традиционным, на что указывают исследователи М. Гольцман, Ю. Первин, Н. Первина [6]. Поэтому в данной работе рассматриваются лишь некоторые аспекты этой проблемы, в частности применение СМК в организации учебной, научно-исследовательской деятельности образования по предмету “Музыка”.

В организации учебной  деятельности, а именно в процессе преподавания музыки, играющей значительную роль в жизни человечества, можно  наблюдать, как она познаётся  и рассматривается с точки  зрения информатики и способствует музыкальному развитию личности.

Научно-исследовательская  деятельность учащихся является важным фактором активизации их познавательного  интереса к музыке, т.к. она способствует развитию интеллектуальной инициативы, создаёт предпосылки для развития научного образа мышления, воспитывает  эстетический вкус и развивает интерес  к духовным ценностям.

Научно-исследовательскую  деятельность по предмету “Музыка” можно  рассматривать в следующих аспектах:

  • теоретико-исследовательская работа, направленная на изучение литературных источников, составление рефератов, докладов, написание статей;
  • экспериментальная работа, ориентированная на опытную проверку тех или иных в науке и музыкальном искусстве закономерностей с использованием классических методик, с последующим описанием результатов;
  • создание творческих проектов, направленных на различные культурные и духовные ценности с использованием известных методик и написание отчётов, рецензий.

Все эти положения позволяют  говорить о том, что научно-исследовательская  деятельность учащихся по предмету “Музыка” может стать крепкой основой  для разработки новых подходов к  организации образовательного процесса, освоения инновационных технологий, наиболее полно отвечающим современным  потребностям образования [8].

Учащиеся, занимаясь научно-исследовательской  работой по предмету “Музыка”, приобретают  соответствующие навыки в формировании умения адекватно воспринимать и  оценивать продукцию СМК (развивать  сферу информационного производства, используя “медиатизированный” уровень опосредованный техническими устройствами).

Телекоммуникационные  олимпиады, турниры, конкурсы являются переходными формами обучения и  способны сыграть важную роль в активизации  познавательного интереса личности к музыке и её музыкальном развитии.

Компьютерная телекоммуникационная олимпиада – это “…соревновательная групповая вопросно-ответная игра с  использованием как E-mail, так и WWW для связи между группами, учащимися из различных городов (школ, лицеев, колледжей, училищ, ВУЗов и пр.)…”.

Под компьютерной телекоммуникационной викториной мы понимаем “…такую разновидность олимпиады, в которой основную роль играют качественные вопросы по предмету, а общее число этапов олимпиады и её продолжительность невелики – 1,5 – 2 месяца.

Компьютерный телекоммуникационный турнир – это “…более длительное командное соревнование, предполагающее решение достаточно сложных задач  продолжительностью до 3-х месяцев” [4].

Информация о работе Использование информационных компьютерных технологии в музыкальном обучении младших школьников