Использование информационных компьютерных технологии в музыкальном обучении младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 02:12, курсовая работа

Описание работы

Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. «Завтра» наших детей — это информационное общество. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо. С каждым годом растет количество школьников, имеющих свой персональный компьютер. Необходимо, чтобы знакомство с возможностями компьютера происходило под непосредственным руководством взрослых (родителей или учителя).

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 90.11 Кб (Скачать файл)

Литература………………………………………………………………..42

Приложение.

 

 

Введение

XXI век — век высоких  компьютерных технологий. Современный  ребёнок живёт в мире электронной  культуры. Меняется и роль учителя  в информационной культуре —  он должен стать координатором  информационного потока. Следовательно,  учителю необходимо владеть современными  методиками и новыми образовательными  технологиями, чтобы общаться на  одном языке с ребёнком.

Бурное развитие новых  информационных технологий и внедрение  их в нашей стране наложили отпечаток  на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему  «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а  в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь  человека, а информационная компетентность все более определяет уровень  его образованности. Поэтому развивать  информационную культуру необходимо с  начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Мировая информационная структура XXI века превратила информацию в экономическую  категорию, посредством развития различных  информационных технологий, в том  числе и в области образования. Рынок учебных информационных технологий повернул отечественное образование  в сторону разработки электронных  учебных изданий, что помогает решать проблемы интеграции российского образования в мировое образовательное пространство, в котором электронные издания и интерактивные методики стали неотъемлемой частью среды обучения. Этим и определяется актуальность данного исследования: с развитием современной информационной технологии, система “человек и компьютер” быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов. Уже сейчас необходимо изучать, исследовать и открывать новые способы активного усвоения информации, поскольку мир информационного поля достаточно широк и разнообразен. Чем раньше мы это начнем, те быстрее будет развиваться наше общество.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере  образования в последнее десятилетие  вызывает повышенный интерес в отечественной  педагогической науке. Большой вклад  в её решение внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.

Цель работы – изучить возможности использования информационных компьютерных технологий в музыкальном образовании младших школьников.

Объектом исследования: Процесс музыкального образования младших школьников с использованием информационных компьютерных технологий.

Предмет исследования: информационных компьютерных технологий в музыкальном обучении школьников.

Цель работы потребовала  решения следующих задач:

- проанализировать научную  литературу по данной проблематике;

- изучить информационные технологии в процессе обучения музыке;

-проанализировать возможности  их применения в обучении младших  школьников.

Данная работа состоит  из введения, двух глав, выводов по каждой главе и общего заключения. В первую главу входят три параграфа, в  которых рассмотрены теоретические основы компьютерных технологий в обучении младших школьников. Вторая глава состоит из двух параграфов. В данной главе рассмотрена методика использования ИТ музыкальном обучении младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы информационных компьютерных технологии в обучении младших школьников

    1. Определение понятия информационные технологии

В практике информационными  технологиями обучения называют все  технологии, использующие специальные  технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Более удачным  термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология[12].

В последнее время встает вопрос - как использовать компьютерные технологии в обучении и нужны ли они, ведь раньше спокойно обходились и без них. Но прогресс не стоит на месте, а значит, и отказываться от новых внедрений нецелесообразно.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности  для развития процесса образования. Информационные технологии позволяют  реализовывать принципы дифференцированного  и индивидуального подхода к  обучению. На занятии преподаватель  дает возможность каждому обучаемому самостоятельно работать с учебной  информацией, что позволяет ему  детально разобрать новый материал по своей схеме. Информационные технологии можно использовать как в условиях как городской, так и сельской школы. Применение компьютерных технологий позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, и, конечно, соответствует социальному заказу, который государство предъявляет к школе [11].

Информационные технологии позволяют учителям с высокой  скоростью обмениваться опытом, благодаря  дистанционному общению, а также  повышать квалификацию и познавать  новые методы обучения.

Благодаря новым мультимедиа  технологиям, стало возможным использовать компьютерные программы как иллюстративный материал, проводить тестирование и  контрольные работы, решать творческие задачи, участвовать в дистанционных  уроках, сочетать традиционные домашние задания с заданиями, для выполнения которых используются компьютеры, создавать  уроки-игры для каждого ученика и др.

Компьютер предлагает поиграть, проверяя знания и в конечном итоге  выводя оценку. Такой подход к учебной  деятельности снимает внутреннюю напряженность, которая свойственна детям во время проверочной или контрольной  работ. Дает точные результаты проверки знаний. И облегчает учителям проведение самостоятельной работы со школьниками.

Внедряя новые технологии в учебный процесс, мы даем возможность  учащемуся не только лучше выучить школьный предмет, но и научиться свободно владеть компьютером. Многие задания по предмету в компьютерном варианте, позволяют развить творческие способности учащегося, взглянуть на предмет с другой стороны и проявить себя в новой деятельности.

Несомненные плюсы внедрения  новейших информационных технологий позволяют  сделать новый шаг к будущему, где компьютер будет средством  реализации своих возможностей и  талантов.        

Для этого в настоящее  время надо активно работать над  созданием новых методик преподавания, которые будут направлены на расширение кругозора ученика, повышение его  уровня знаний по предмету, развитие творческих способностей, а также на обучение свободному и грамотному владению компьютером[12].

Внедрение информационных технологий в образование дает возможность  выбора оптимального набора технологий для организации учебного процесса. При выборе необходимо учитывать  их соответствие индивидуальным качествам  обучаемых и специфическим особенностям конкретных предметных областей.         

При работе с мультимедийными  технологиями учащиеся с самого начала вовлечены в активную познавательную деятельность. В ходе такого обучения они учатся не только приобретать  и применять знания, но и находить необходимые для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией. [14]

На этапах урока, когда  основное обучающее воздействие  и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств  у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее  изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную  деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения  учащихся к учению.

В процессе информатизации образования необходимо иметь в  виду, что главный принцип использования  компьютера - это ориентация на те случаи, когда человек не может выполнить поставленную педагогическую задачу. Например, преподаватель не может наглядно продемонстрировать большинство физических процессов без компьютерного моделирования. С другой стороны, компьютер должен помогать развитию творческих способностей учащихся, способствовать обучению новым профессиональным навыкам и умениям, развитию логического мышления. Процесс обучения должен быть направлен не на умение работать с определенными программными средствами, а на технологии работы с различной информацией: аудио- и видео-, графической, текстовой, табличной.

Таким образом, использование новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - учителям и учащимся - громадные возможности. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. Позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске. Для работы заранее подготавливаются файлы на дискете, содержащие план изучаемой темы, необходимые даты, термины, схемы, вопросы. Изображение проецируется на экраны мониторов.

 

 

    1. Музыкально-компьютерные технологии в обучении младших школьников

Серьезного обсуждения заслуживают вопросы преподавания музыки в общеобразовательных школах. Известно, с каким жадным любопытством тянутся подростки (особенно - мальчики) к техническим новинкам, в какой восторг их приводит вид радиоаппаратуры на эстраде (микрофоны, операторские пульты и звуковые колонки), магические ритмы громкой заводной музыки, с одной стороны. Но, с другой, как нелегко втолковать им в этом возрасте понимание шедевров вечной классики и уважение к истинно великим музыкантам.

Возможно, наличие музыкального компьютера в классе рядовой школы, инициативный учитель музыки, владеющий таким компьютером так же свободно, как клавиатурой фортепиано, умеющий увлечь свой класс разнообразными формами работы с музыкальным репертуаром благодаря компьютерным технологиям, - все это преобразит уроки музыки [1].

Музыкальные компьютерные технологии создали эволюционно новый период технического воспроизводства музыкальной  продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне  и трансляции музыки (в том числе - по Интернету).

Одной из главных тенденций  в сфере музыкальной педагогики ХХI века является ознакомление учащихся с информационно-компьютерными технологиями. Их освоение необходимо:

    • во-первых, для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей,
    • во-вторых, для применения в качестве источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).

Компьютерные программы применимы также в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста.

Использование компьютерных технологий ориентировано на индивидуальный характер работы, что в целом отвечает особенностям занятий музыкой. Персональный компьютер дает возможность регулировать индивидуальный режим работы музыканта  в соответствии с его темпоритмом, а также с объемом выполняемой работы [2].

Различают следующие виды компьютерных технологий, которые используются на уроках музыки:

Обучающие программы, предназначенные для детей, как младшего, так и среднего школьного возраста по предмету «Музыка», дают возможность знакомить с творчеством композиторов в занимательной форме с использованием отрывков из музыкальных произведений и анимацией, а также проследить уровень знаний обучающихся с помощью викторин[6].

Энциклопедии - справочный материал на компьютерных CD и DVD дисках предназначен для детей разного возраста. Он позволяет быстро найти нужную и полезную информацию, прослушать музыкальные фрагменты, структурированные по темам, композиторам, жанрам, направлениям в искусстве; просмотреть видео или анимационные фрагменты; познакомиться с фотоархивом по множеству тем; поработать с различными словарями и т.д. С помощью мультимедийных энциклопедий можно не только подготовить качественную и интересную презентацию, но и работать самостоятельно на уроках или дома.

Интернет  ресурсы - часто даже самые замкнутые дети раскрепощаются во время работы на компьютере, застенчивые ученики легко общаются в Интернете – у них повышается самооценка, статус среди сверстников. Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы.

Привлекательность интерактивных  технологий ещё и в том, что  для их эффективного освоения не требуется  многолетней дополнительной подготовки. Интернет не только расширяет наши информационные возможности, но и сужает весь многогранный мир до отредактированного виртуального мира, где нет контроля над объективностью информации. Интернет ресурсы дают колоссальные возможности  поиска необходимой, важной информации. Информационные ресурсы сети интернет достаточно широко используются по предмету "Музыка” – это библиографическая информация, аудио и видео - фонд. Интернет – это тот мир, где живут современные дети. Общение с компьютером создает удивительную мотивацию для обучения и добывания необходимой информации[11].

Информация о работе Использование информационных компьютерных технологии в музыкальном обучении младших школьников