Использование информационных компьютерных технологии в музыкальном обучении младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 02:12, курсовая работа

Описание работы

Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. «Завтра» наших детей — это информационное общество. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо. С каждым годом растет количество школьников, имеющих свой персональный компьютер. Необходимо, чтобы знакомство с возможностями компьютера происходило под непосредственным руководством взрослых (родителей или учителя).

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 90.11 Кб (Скачать файл)

Современные информационные технологии обусловливают необходимость  в создании медиатеки и определения психолого-педагогических условий её оптимального функционирования. Необходимо уделять первостепенное внимание развитию новых информационных и образовательных технологий, в котором создаются и систематически пополняются информационные папки, базы данных по всем учебным дисциплинам, в том числе и по предмету “Музыка”.

Решение этих задач, включения  учащихся в активную познавательную, поисковую и исследовательскую  деятельность, в значительной мере позволит усилить образовательный  и воспитательный потенциал медиаобразования, а также будет способствовать музыкальному развитию личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по 1 главе.

Из всего вышесказанного следует, что современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков  — поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и  процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий.

Цифровая среда, в которой  предстоит жить нашим детям должна привести к переосмыслению методов  обучения и преподавания. Будущее  формируется в школе. Наши сегодняшние  ученики должны быть готовыми успешно  интегрироваться в это общество и решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в образовательный  процесс. Как показывает практика, без  новых информационных технологий уже  невозможно представить себе современную  школу. Очевидно, что в ближайшее  время внедрение персональных компьютеров будет возрастать,  и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

Одной из основных задач  учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном  процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более  глубокому познанию предмета и развивающим  их способности. Одним из путей решения  этой проблемы является применение различных  информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе начальной школы, позволяющее разнообразить  формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. Урок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс, но и повысил мотивацию в обучении.

Грамотное использование  возможностей современных информационных технологий в начальной школе  способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных  электронных учебных материалов, предназначенных для использования  на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению  уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у  учащихся; повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции; приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Основные возможности  ИКТ, которые помогают учителю начальных  классов создать комфортные условия  на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала: создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.); создание презентации на определенную тему по учебному материалу; поиск и  использование Интернет-ресурсов при  подготовки урока, внеклассного мероприятия, самообразования.

Применение новых информационных технологий  раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Урок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности  длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысил мотивацию в обучении. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.

Мультимедийные технологии открывают возможности преподавателям отказаться от свойственных традиционному  обучению рутинных видов деятельности преподавания, предоставив ему возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождают от изложения значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методика использования информационных компьютерных технологи в музыкальном обучении младших школьников

2.1. Использование информационных компьютерных технологий на уроках музыки. 

На современном этапе  развития педагогической науки и  практики актуальными являются проблемы формирования личности. Только самостоятельная, творческая, социально - ответственная, конструктивно вооруженная личность способна оказывать позитивное воздействие  на свою жизнь и окружающий мир.

В связи с этим кардинально  пересматриваются методы и приемы педагогического  воздействия, творчески перерабатываются тематическое содержание и структуры  программ. Педагогический процесс направлен  на развитие природного дара человека - совершенствоваться, развивать себя, преодолевать недостатки. В музыкальном  образовании имеет место некоторое противостояние подходов в обучении: развитие общих принципов дидактики на уроках музыки и принципов художественной дидактики. В этом плане дополняют и развивают тематическую основу традиционной программы Д.Б. Кабалевского (выстроенной по пути развивающей дидактики) программа "Искусство слышать" В.О,Усачевой, Л.В,Школяр, (группа авторов) [16]

Дети погружаются в  мир музыкальных образов русской  и зарубежной классики, современной  музыки, фольклора, собственного творчества. Несколько шире, с учетом изменившихся социо-культурных условий деятельности современных образовательных учреждений, потребностей педагогов - музыкантов, и обновления содержания, технологий массового музыкального воспитания, выстроена программа Е.Д. Критской. Музыкальное искусство открывается перед ребенком как процесс становления художественного образа через разные формы художественного воплощения (литературные, музыкальные, изобразительные). Идет опора на выявление жизненных связей музыки. В данной программе урок музыки не просто урок развития сенсорных музыкальных способностей, а урок искусства, когда развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание и, в том числе, музыкальные способности: тембровый слух, чувство ритма, музыкальное мышление и т.д.

Таким образом, на примере  создания новых методических комплектов мы видим усложнение, качественное изменение педагогических методик, видим, попытку прогнозировать и  направлять результат развития и  обучения. Идет попытка научить учащегося  вслушиваться в самого себя, "осознать, связать динамику звукового движения с динамикой движений психических", и таким образом влиять на процесс  формирования человека новой формации.

Говоря об использовании  и совершенствовании педагогических технологий, имеется в виду также  информационные технологии, т.е. технологии, несущие в своей основе максимальное количество информации. Полученный в  результате объем знаний не всегда предполагает анализ, дедукцию. Но в  то же время, обогащая опыт, расширяя кругозор, сподвигает на изучение, узнавание, познание; формирует своеобразный взгляд на те или иные процессы. Ведь, как известно, никакой учебно-воспитательный процесс не мыслим без формирования определенного объема знаний. В ходе рассматривания данной проблемы остановимся на принципе научности в образовании В.Давыдов указывает, что он "... в традиционной дидактике понимается в узко эмпирическом, а не в подлинно диалектическом значении, т.е. не в значении особого способа мыслительного отражения действительности, восхождения от абстрактного к конкретному[17].

Подлинная реализация принципа научности обучения связана с  изменением типа мышления, проектируемого всей системы образования, т.е. с  переходом к формированию у детей  уже с первых классов основ  теоретического мышления, которая лежит  в фундаменте творческого отношения  человека к действительности".

В современных программах по музыке нет речи о формировании, какого - либо типа мышления, не говоря о теоретическом уровне, к чему собственно и обязывает принцип "научности". Именно развитие музыкально - сенсорных способностей, практических навыков, психо - эмоциональных и интеллектуальных сторон личности, гармоничный охват широкого культурологического пространства дает мощный толчок для развития теоретического мышления[16]

При разучивании песен  на уроках музыки в школе, так называемые минусовки намного сильнее стимулируют у детей интерес к предмету, чем простое фортепианное сопровождение. Кроме этого, включение компьютеров в программу общеобразовательной школы способствует лучшему освоению материала, позволяет детям выявлять и развивать свои творческие способности.

С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам  музеев (например, музею музыкальных  инструментов), изучать творчество композиторов и даже изучать нотную грамоту. Педагог должен знать такие  программы и уметь ими пользоваться. Но кроме знания программ, видится  необходимым введение в обучение будущих музыкантов-педагогов творческих заданий.

Музыкально - компьютерные программы - одна из самых развитых областей информатики. И уже имеется многолетний  опыт соединения потребности детей, подростков и молодежи с уже имеющимися техническими, методологическими и  методическими возможностями. Применение информационных технологий на уроках музыки в системе образования  реально может стать базой  для формирования художественного  вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.

По рейтингу такие уроки  музыки всегда выходят на первое место  среди остальных предметов школьного  цикла, причем, в опросе принимают  участие не только ученики, но и их родители. И это уже не просто отдельный эксперимент, но реальность, результаты которой опубликованы. Но ведь все-таки официально признано, что  музыкальные способности есть не у всякого, а про "медведя" можно прочитать и в современных фундаментальных научных работах.

Отсутствие какой-либо музыкальной  способности - признак дисфункции, имеющейся  в организме, которая себя рано или  поздно обязательно проявит либо заболеванием, либо состоянием души. Решение  проблемы на уровне занятий музыкой, т. е. развитие способности, находящейся  лишь в потенциальном, зачаточном виде, - мощная профилактика многих негативных состояний, подстерегающих человека в его жизненном пути[4]

Методы работы педагога - музыканта идут параллельно с  общедидактическими методами, но, в то же время, специфика деятельности имеет место. Базой для работы в преподавании музыки в школе является не терминологическое оформление художественно - педагогического процесса, а принципы, которые целиком и полностью вытекали бы из природы искусства - целостность, образность, ассоциативность, импровизационность, интонационность, художественность. Есть возможность ввести в изучение темы компьютерные музыкальные программы, которые позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. Можно предложить этот материал детям для изучения сначала после уроков в свободной деятельности, а затеи стала вводить на уроках. В основном это интересно ученикам 3-их, 4-ых классов, умеющим хорошо читать, владеть компьютером. Темы, связанные с изучением музыкальных инструментов, отдельных произведений, выявлением общих художественных принципов, биографий композиторов, экскурсии - получают живой отклик в детской аудитории.

Урок с использованием компьютера подразумевает несколько  иную организацию: в работе делается акцент на актуальность изучения той  или иной темы для ребенка, на связь  с жизнью. Время работы, также  ограничено. Задания носят конкретный характер. Цель этой работы: привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объеме информации, анализировать ее, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности [17]

Например, переходя к теме "Три кита ведут нас в широкий  мир балета", задача формулируется  достаточно сложная: найти в справочнике  термин, его характеристики. Далее, вспомнив из ранее прослушанных произведений фрагмент, композитора, названия - найти  это музыкальное произведение и  рассказать о нем, и наиболее ярких  впечатлениях, пережитых во время  прослушивания. Или, изучая тему "Музыкальные  инструменты" в контексте симфонической  сказки "Петя и волк" С.Прокофьева, дети находят историческую справку о происхождении флейты, звучании инструмента, его особенности. Все энциклопедические статьи сопровождаются видео - звукорядом. Таким образом, дети получают подтверждение полученной информации. Выразительно и ярко проходят уроки по теме "Природа в музыке" (изобразительность музыки). При сравнительном анализе музыкальных произведений дети используют энциклопедические определения характера, взятые из просмотренного диска. Дети работают в микрогруппах, затем делятся полученной информацией. Умение концентрироваться на выполнении заданий и в то же время распределять свои умения в работе с другими детьми - важная часть организации этой деятельности. Ребенок совершает открытие: он сам узнал, сам понял, сам дал объяснение.

Информация о работе Использование информационных компьютерных технологии в музыкальном обучении младших школьников