Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 02:12, курсовая работа
Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. «Завтра» наших детей — это информационное общество. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо. С каждым годом растет количество школьников, имеющих свой персональный компьютер. Необходимо, чтобы знакомство с возможностями компьютера происходило под непосредственным руководством взрослых (родителей или учителя).
Современные информационные технологии обусловливают необходимость в создании медиатеки и определения психолого-педагогических условий её оптимального функционирования. Необходимо уделять первостепенное внимание развитию новых информационных и образовательных технологий, в котором создаются и систематически пополняются информационные папки, базы данных по всем учебным дисциплинам, в том числе и по предмету “Музыка”.
Решение этих задач, включения учащихся в активную познавательную, поисковую и исследовательскую деятельность, в значительной мере позволит усилить образовательный и воспитательный потенциал медиаобразования, а также будет способствовать музыкальному развитию личности.
Вывод по 1 главе.
Из всего вышесказанного
следует, что современному обществу
нужны новые способы
Цифровая среда, в которой
предстоит жить нашим детям должна
привести к переосмыслению методов
обучения и преподавания. Будущее
формируется в школе. Наши сегодняшние
ученики должны быть готовыми успешно
интегрироваться в это общество
и решить эту задачу помогает массовое
внедрение ИКТ в
Одной из основных задач
учителя начальной школы
Грамотное использование
возможностей современных информационных
технологий в начальной школе
способствует: активизации познавательной
деятельности; повышению качественной
успеваемости школьников; достижению
целей обучения с помощью современных
электронных учебных
Основные возможности
ИКТ, которые помогают учителю начальных
классов создать комфортные условия
на уроке и достичь высокого уровня
усвоения материала: создание и подготовка
дидактических материалов (варианты
заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи,
демонстрационные таблицы и т.д.);
создание презентации на определенную
тему по учебному материалу; поиск и
использование Интернет-
Применение новых
Мультимедийные технологии
открывают возможности
Глава 2. Методика использования информационных компьютерных технологи в музыкальном обучении младших школьников
2.1. Использование информационных компьютерных технологий на уроках музыки.
На современном этапе
развития педагогической науки и
практики актуальными являются проблемы
формирования личности. Только самостоятельная,
творческая, социально - ответственная,
конструктивно вооруженная
В связи с этим кардинально
пересматриваются методы и приемы педагогического
воздействия, творчески перерабатываются
тематическое содержание и структуры
программ. Педагогический процесс направлен
на развитие природного дара человека
- совершенствоваться, развивать себя,
преодолевать недостатки. В музыкальном
образовании имеет место
Дети погружаются в
мир музыкальных образов
Таким образом, на примере создания новых методических комплектов мы видим усложнение, качественное изменение педагогических методик, видим, попытку прогнозировать и направлять результат развития и обучения. Идет попытка научить учащегося вслушиваться в самого себя, "осознать, связать динамику звукового движения с динамикой движений психических", и таким образом влиять на процесс формирования человека новой формации.
Говоря об использовании
и совершенствовании
Подлинная реализация принципа научности обучения связана с изменением типа мышления, проектируемого всей системы образования, т.е. с переходом к формированию у детей уже с первых классов основ теоретического мышления, которая лежит в фундаменте творческого отношения человека к действительности".
В современных программах по музыке нет речи о формировании, какого - либо типа мышления, не говоря о теоретическом уровне, к чему собственно и обязывает принцип "научности". Именно развитие музыкально - сенсорных способностей, практических навыков, психо - эмоциональных и интеллектуальных сторон личности, гармоничный охват широкого культурологического пространства дает мощный толчок для развития теоретического мышления[16]
При разучивании песен на уроках музыки в школе, так называемые минусовки намного сильнее стимулируют у детей интерес к предмету, чем простое фортепианное сопровождение. Кроме этого, включение компьютеров в программу общеобразовательной школы способствует лучшему освоению материала, позволяет детям выявлять и развивать свои творческие способности.
С помощью компьютера дети
могут виртуально бродить по залам
музеев (например, музею музыкальных
инструментов), изучать творчество
композиторов и даже изучать нотную
грамоту. Педагог должен знать такие
программы и уметь ими
Музыкально - компьютерные программы - одна из самых развитых областей информатики. И уже имеется многолетний опыт соединения потребности детей, подростков и молодежи с уже имеющимися техническими, методологическими и методическими возможностями. Применение информационных технологий на уроках музыки в системе образования реально может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.
По рейтингу такие уроки
музыки всегда выходят на первое место
среди остальных предметов
Отсутствие какой-либо музыкальной способности - признак дисфункции, имеющейся в организме, которая себя рано или поздно обязательно проявит либо заболеванием, либо состоянием души. Решение проблемы на уровне занятий музыкой, т. е. развитие способности, находящейся лишь в потенциальном, зачаточном виде, - мощная профилактика многих негативных состояний, подстерегающих человека в его жизненном пути[4]
Методы работы педагога - музыканта идут параллельно с общедидактическими методами, но, в то же время, специфика деятельности имеет место. Базой для работы в преподавании музыки в школе является не терминологическое оформление художественно - педагогического процесса, а принципы, которые целиком и полностью вытекали бы из природы искусства - целостность, образность, ассоциативность, импровизационность, интонационность, художественность. Есть возможность ввести в изучение темы компьютерные музыкальные программы, которые позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. Можно предложить этот материал детям для изучения сначала после уроков в свободной деятельности, а затеи стала вводить на уроках. В основном это интересно ученикам 3-их, 4-ых классов, умеющим хорошо читать, владеть компьютером. Темы, связанные с изучением музыкальных инструментов, отдельных произведений, выявлением общих художественных принципов, биографий композиторов, экскурсии - получают живой отклик в детской аудитории.
Урок с использованием компьютера подразумевает несколько иную организацию: в работе делается акцент на актуальность изучения той или иной темы для ребенка, на связь с жизнью. Время работы, также ограничено. Задания носят конкретный характер. Цель этой работы: привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объеме информации, анализировать ее, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности [17]
Например, переходя к теме "Три кита ведут нас в широкий мир балета", задача формулируется достаточно сложная: найти в справочнике термин, его характеристики. Далее, вспомнив из ранее прослушанных произведений фрагмент, композитора, названия - найти это музыкальное произведение и рассказать о нем, и наиболее ярких впечатлениях, пережитых во время прослушивания. Или, изучая тему "Музыкальные инструменты" в контексте симфонической сказки "Петя и волк" С.Прокофьева, дети находят историческую справку о происхождении флейты, звучании инструмента, его особенности. Все энциклопедические статьи сопровождаются видео - звукорядом. Таким образом, дети получают подтверждение полученной информации. Выразительно и ярко проходят уроки по теме "Природа в музыке" (изобразительность музыки). При сравнительном анализе музыкальных произведений дети используют энциклопедические определения характера, взятые из просмотренного диска. Дети работают в микрогруппах, затем делятся полученной информацией. Умение концентрироваться на выполнении заданий и в то же время распределять свои умения в работе с другими детьми - важная часть организации этой деятельности. Ребенок совершает открытие: он сам узнал, сам понял, сам дал объяснение.